• Название:

    Иван Волков. Паузы между стихами. Цитаты из выс..


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



ИВАН ВОЛКОВ. ПАУЗЫ МЕЖДУ СТИХАМИ.

«Просто стихи», творческая встреча с поэтом Иваном Волковым, состоялась в ноябре 2014 г. Несколько стихотворений в авторском исполнении — на видео, по ссылочке ниже. Здесь конспект ответов на вопросы и некоторых замечаний между поэтическими блоками.

«Я пытался сделать культурную прививку Костроме. Шесть лет вёл литературную студию, без какого-либо успеха, прямо скажем. Несколько лет преподавал в университете, читал курс о современной русской поэзии.

Единственная удача, которая ко мне пришла здесь, это «Костромские каникулы». Дважды этот фестиваль современной поэзии проводился в Костроме. Задача была простая — знакомить костромского читателя с лучшими достижениями современной поэзии. Каждый раз приезжало 6 человек, и это были лучшие, сборная России по поэзии. Человеку компетентному от одних этих фамилий становится страшно. Годлевский, Рубинштейн, Амелин, Ира Ермакова... Самые потрясающие люди. Не обязательно только те, что нравятся мне. Это люди, про которых понятно, что они — элита.

Что показал фестиваль? То, что к поэзии есть интерес. Эти вечера, которые проходили на медные деньги, без поддержки города и области и вообще какой-бы то ни было поддержки, на совершенно левые деньги, который дал спонсор даже не из Костромы, собрали огромное число людей. При маленькой рекламе, посредственной организации, на каждую встречу приходило по 100-150 чел, причём приходили совершенно неизвестные люди, ранее в литературной тусовке Костромы не замеченные. Мои студенты с филфака, кстати, на «Костромские каникулы» вообще не приходили».

«О проекте «Другая оптика». Есть такая статистика: поэзией в разные эпохи, времена, при разном устройстве государств интересуется примерно равное количество людей — от 1 до 6%. Давайте прикинем, 1% в Костроме это 3 000 человек, которые поэзией интересуются. Пассивно, скорее всего. Дома что-то читают. Задача таких проектов, как «Другая оптика» - найти этих людей, достучаться как-то, позвать их сюда».

«О премиях. Всегда возникает сомнения в компетентности, неангажированности жюри. Но премия «Московский счёт» — это необычный формат. В Москве каждый год составляется список, включающий 1,5 — 2 сотни новых книг и рассылается участникам процесса — поэтам, критикам, редакторам. Это большое жюри, 150-200 человек, я точно не знаю. И каждый из них отмечает три наиболее понравившиеся книжки. Потом организатор премии считает эти «лайки», и у кого больше — тот и получает премию. Моя книга выщла в 2011 г, получила премию в 2012 г. Премия существует более 10 лет и никогда ранее её не получали авторы-провинциалы. «Московский счёт» доставался или москвичам или иностранцам».

«Налицо крайнее торжество менеджмента над литературой. Есть журналы, фестивали, люди, которые существуют по такому принципу — в литературе несколько десятков хорошо организованных бездарностей имеют больше шансов на успех, чем разрозненные талантливые одиночки. Эти люди действуют по сценарию: нас должно быть много, у нас должен быть манифест и под количество и манифест мы будем получать гранты, деньги, премии и т. д.

Вы же понимаете, что если мы читаем Пушкина, Лермонтова и Баратынского, то кроме них существовало ещё сто авторов, которых забыли. Я стараюсь смотреть на современную литературу взглядом через 200 лет. И тех, кто мне по-прежнему интересен, оказывается не тысяча и не двести, а 3-5, максимум 12 — те самые, что были приглашены на «Костромские каникулы».

«Литературный журнал или ресурс как явление массовое хорошим быть не может. Нормальный журнал не должен быть поэтическим. Он должен быть художественно-литературным. В нём должны быть материалы разных видов — проза, поэзия, публицистика, критика. Тогда журнал будет интересен разным людям. Интересный журнал — тот, в котором 10% материалов можно читать без отвращения. Таких журналов несколько, например, «Новый мир», «Знамя»...

«Вопрос: «В прошлом году Вы были на встрече писателей с президентом России. Возродится ли старая советская система поддержки писателей с гонорарами, гарантированными публикациями?» Я и не «за» и не «против» этой системы, мне всё равно. В этой профессии всегда существует какая-то система распределения благ. Когда-то это была система Литфонда. Писатель становился членом Литфонда,получал гарантированную пенсию, дачу, возможность пользоваться поликлиникой, детсадом и прочее — оказывался под крылышком у государства. Вроде изменилось всё. Но есть люди, которые получают примерно те же блага, и есть те, кто эти блага распределяют. Это жюри премий, это организаторы фестивалей. Раньше это были управленцы Литфонда и Союза писателей. Не важно, какая система, есть распределитель, есть чиновники, которые не умеют читать и распределяют деньги, есть холуи, которые любят этих чиновников, как родину. Что при той системе, что при любой, это соотношение не изменится. Система поддержки писателей всегда будет хороша для Демьяна Бедного и плоха для Мандельштама».

«Я 4 года в Костроме не засвечивался, но следующее появление состоится 13 декабря в 14 часов в областной научной библиотеке им. Крупской. Там будет презентация новой книги. Вы спрашивали, какие стихи любимые, какие дороже всего. Дороже мне то, над чем я работал в последние 2 года. Я написал историческую поэму «Мазепа», она большая, длинная и сложная, на сюжет русско-украинской истории. Хрестоматийные события северной войны, воспетые и Пушкиным. Это документальная поэма. Начал я работу над ней гораздо раньше, чем случились политические пертурбации. Поэма не имеет отношения к современным событиям, но так случилось, что книга оказалась актуальной, для меня это большое невезение, потому что не хочется, чтобы книгу рассматривали через призму политики».

Записала Светлана Дерепащук.