• Название:

    угрим. рождение свадьба похороны


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Рождение. Свадьбы. Похороны.

Рождение.

«Як живот шпылем — пацан, як круглый девочка».

Колиска (люлька) — делал хозяин. Серед хаты, возле кровати, где удобно було.

Детей принимала Бабка Гаша. (Веселуха). Мужчина дарил ей материю, гроши не давали. Брыскалы в хатах святой водой. И роженицю сбрыскувалы свяченой водой. Сыровой ниткой с конопель привьязували пуповину. Бабушка делала нитку сырови, крутень или на пряху пряла. Лежача рожали. Родины — кормыть приносили. Хрыщена. Маленьким детям для успокоения могли дать маковый отвар.

Свадьба.

На хуторе существовало понятие «почетная невеста» (современная аналогия «королева бала») - это девушка скромная, умелая, трудолюбивая, бойкая. Сохранились смутные воспоминания о «снохачестве» - близко-родственном сожительстве, Также яко-бы существовало «правило» для мужчин не жениться до тех пор пока в окрестных селах они не заведут внебрачнаго сына. В этом усматривается не просто похвальба, но и некая запретительная мера направленная на ограничение рождаемости.

Сватаньё

Родители, родственники (двоюродные), крестные родители, жених и дружка отправлялись свататься в дом невесты. Жених нес бутылку и закуску. Стандартный вопрос, с которого начиналось сватанье:

- Есть ли у вас Тёлочка?.

После сватанья родители жениха приглашают родителей невесты договориться насчет свадьбы.

Смотрины. В субботу за приданным: шифонер, кровать, сундук. Приданное везли на лошадях. Прохожие: «Подивимся як сундук несуть. Чи важко несуть, чи легко. Барахлишко". Дом жениха украшается приданным невесты.

Интересно, что по угримским представлениям девушка «сосватывшись» и отправив вещи «жениху» могла свободно выйти по любви за другого.

Покупка нарядов: жених покупает платье невесты, невеста покупает рубашку жениху. Наряд невесты венок фата платье туфли. Помогают надевать подруги. Венок из восковых цветов, купленных в городе. Невеста втыкает восковые цветы в ленты подружек и пиджак жениха.

1-й день свадьбы. Воскресенье. Жених с друзьями едет за невестой. Невесту «заховывают він довжен ії найти” Найдет невесту требуют выкуп. Выкуп дал (деньги, магарыч). Невеста встречая жениха на пороге трижды умственно про себя произносит: «Господь дай силу и волю». В доме празднують уходят до жениха. Когда провожают невесту из дома, стреляют из ружья, «шоб не верталыся» и посыпают зерном конфеты мелочь, а жениха посыпают когда он за невестой. У жениха встречают родители мать с иконой, отец наливает бакалы невесте и жениху, молодые кланяются родителям.

2-й день свадьбы. Ждут завтрак. Подруги невесты несут курицу живую на ветке украшенную лентами. Тут их встречают у двери продолжают играть свадьбу. Родителей жениха сажают на тачку и везут по деревне, затем до речки выкидывают «скупали» тогда невеста одевает свекровь и свекра в свои подарки.

За столом сидят «кто як» и по парам.

Режут свадебный каравай, испеченный родителями и шишки (маленькие булочки). Каждому на свадьбе кусок пирога и шишку. Дружка сидит с невестой и на сватанье и на свадьбе что бы невесту не украли. Свадебная песня: «Наклонила головушку», но слов уже никто не помнит. Когда откидывают фату женщины поют жалобно:

«Покрывалка плаче покрываться хоче

не так покрываться як поцеловаться».

Трижды целуются, с невесты снимают фату, одевают платок.

Похоронный обряд.

Кладбище (могiлкi)

Канун — булки с медом, мелко нарезанные.

Современное Угримское кладбище делится на старое и новое.

На месте нового кладбища до 1957 г. стояла старая школа. Странная для современного человека близость детей и могил не протеворечит церковным канонам, а для угримцев не казалось чем-то выходящим за рамки.

Могилы на старом кладбище шли рядами. Самоубийц хоронили за его канавой. Соблюдался условный принцип погребения родственников в соседних могилах. Как правило рядом лежали жена и муж, отец и сын.

На дореволюционных могилах как правило стоит простой равносторонний дубовый крест, в советский период устанавливали пирамидки из металла и фанеры, в постсоветский — полированные темные плиты.

Единственный бюст на кладбище поставил (майор) Логвинов, Леонид Федорович своему отцу Логвинову, Федору Емельяновичу.

В центре современного кладбища похоронен растрелянный немцами председатель колхоза Логвинов, Дмитрий Тимофеевич.

Обычай хоронить в полу хаты или в усадьбе не был распространен в Угриме, но иногда практиковался. Так например, хоронили рано погибших детей. (усадьба Л). В своей усадьбе похоронен дед Центральная (?)

По слухам, многие дубовые кресты на кладбище были спилены братом учительниц Женей Воробьевым (Центральная 59) на дрова для старой школы. В послевоенные годы он был сброшен с поезда в районе |Веселой Лопани, и тронулся умом.