• Название:

    Шпоргалка от Маи Михайловны


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Французский театр ХХ века..

Великие режиссеры.

Андре Антуан – основатель режиссуры. Театр Либр – Свободный театр. Выступал против системы коммерческого театра; против рутины академического театра. Начал движение «свободных театров». Эстетическая платформа – натурализм. Репертуар: инсценировки натуралистических произведений школы Золя и постановки пьес зарубежной новой драмы: Ибсен, Л.Н.Толстой, Гауптман и др.

Основные приемы: ансамбль, «четвертая стена», бытовая характерность, жизненные подробности без пафоса, простота речи.

Поль Фор – руководитель Театра Д`Ар (Художественного театра) и Мари Орельен Люнье – По –руководитель Театра Л`Эвр (Творчество). Эстетическая платформа – символизм.

Символические решения декораций, эксперименты с живописными панно, цветом, светом, звауком, запахом. Репертуар – поэтические сочинения и символистские драмы. Лучшие достижения – постановки пьес Метерлинка.(Назвать пьесы Метерлинка). Актер – посредник духа. Размеренная декламация, паузы, подтекст.

Феномен Альфреда Жарри. Постановка гротескового (патафизического) фарса «Король Убю» в театре Л`Эвр (Творчество).

Театр дез Ар (Театр Искусств) – эксперименты в поисках синтеза.

«Братья Карамазовы» в инсценировке Жака Копо. Смердяков – Шарль Дюллен.

Режиссерское творчество Жака Копо и театр Вьё Коломбьё (Старая Голубятня). Театр поэзии, мысли, экспериментальной формы.

Почему Копо называли «французским Станиславским»?

Развитие интеллектуально-поэтических и игровых принципов Копо.

Картель четырех режиссеров.

Шарль Дюллен , Луи Жуве , Гастон Бати , Жорж Питоев (и его жена Людмила Питоева – великая актриса)

Назвать их репертуар и указать наиболее значимые постановки.

Сюрреалистический театр. Сюрреализм значит «надреализм». Эстетико- философская база – психоанализ.Используется пространство подсознания, сна, происходит замена реальности «ошеломляющей условностью».

Явления сюрреализма в творчестве Жана Кокто. Назвать его главные произведения.

Сюрреализм и «крюотизм» в творчестве Антонена Арто.

Крюотизм означает «театр жестокости». Под «жестокостью» понимается объективность и трагическая неотвратимость любого действия. Актер высвобождает свое подсознание и становится своим собственным сверхреальным двойником . Благодаря этому высвобождается подсознание зрителя и происходит очищение (катарсис) от вытесненных образов. По мысли Арто, все происходящее на сцене должно быть реальностью и восприниматься как реальность.

Главное сочинение Арто «Театр и его двойник».

Назвать основные спектакли по системе Арто.

  • Французская интеллектуальная драма: философско-эстетическая база – экзистенциализм . Драматурги: Жан Ануй, Жан Жироду, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю и др.

  • Назвать пьесы. которые знаете.

  • Театр абсурда. Философия, эстетика и драматургия. (Сэмюэль Беккет, Эжен Ионеско, Жан Жене, Фернандо Аррабаль). Назвать пьесы.

    Основные тенденции французской режиссуры 1950-1990 гг.

    Театральная деятельность великого режиссера и актера Жана-Луи Барро. Его актриса

    Мадлен Рено.

    Театральная деятельность великого режиссера и актера Жана Вилара, создателя театра ТНП (то есть Национальный народный театр) Судьба этого театра


    Движение "децентрализации" театров. Режиссерская деятельность Роже Планшона и Марселя Марешаля.

    Театр Дю Солей (Театр Солнца) под рук. Арианы Мнушкиной.

    Международное сотрудничество и экспериментаторство французских театральных лабораторий и коллективов. (Театр Наций).

    Англиийский театр ХХ века.

    Великие режиссеры:

    Гордон Э. Крэг – символист. Его понятие «актер – сверхмарионетка» происходит от ницшеанской идеи «сверхчеловека». Актер-сверхмарионетка целиком отказывается на сцене от своей личности и полностью подчиняется режиссеру. Мастерство актера-сверхмарионетки должно быть абсолютным, но безличным. Он должен уподобить себя марионетке, маске, статуе. И таким образом стать инструментом театральной поэзии. Характерность, психологизм, жизнеподобие отрицаются. Очень важно расположение актера в сценическом пространстве. Это основная забота режиссера и сценографа. Сам Крэг–режиссер и сценограф, создает архитектурное сценическое пространство с помощью больших плоскостей, вертикальных линий, меняющихся посредством передвижных ширм и света. Движение – важнейший принцип театра Крэга.

    Постановка «Гамлета» в МХТ в сотрудничестве с К.С. Станиславским.

    Назвать год и исполнителя роли Гамлета.

    Великие драматурги:

    Д.Бернард Шоу как один из создателей «новой драмы» неаристотелевского типа.

    Егонтеллектуальная, аналитическая драма-дискуссия. Шоу как толкователь «квинтэссенции

    ибсенизма». Назвать его основные пьесы.

    «Пигмалион» с Патрик Кемпбэл.

    «Святая Иоанна» с Сибилл Торндайк.

    Драматургия Соммерсета Моэма а) пьесы с критикой современности, б) салонные и

    развлекательные пьесы. Поэзия театра в творчестве Моэма. Романы «Театр». «Луна и грош».

    Драматургия Джона Бойтона Пристли. Особенности его «кольцевой» композиции. Жесткая

    критика общества. «Опасный поворот».

    Драматургия Томаса Стернса Элиота. «Убийство в соборе». Поэтическая трагедия. Герой – архиепископ Кентерберийский Томас Бекет, убитый в 1170 году из-за вражды с королем Генрихом II. В пьесе участвует Хор. Основная тема: очищение от гордыни, мученичество как путь познания Бога.

    Режиссер Ф.Ф.Комиссаржевский. Постановки А.П.Чехова на английской сцене.

    Великий актер Джон Гилгуд. Его сотрудничество с Комиссаржевским. Гилгуд в шекспирповских ролях в 1920 и 1930-е годы ( Гамлет, Орландо, Оберон, Макбет, Ромео, Просперо)

    Шекспировские роли Гилгуда после второй мировой войны.

    Великий актер Лоренс Оливье в шекспировских ролях в 1920 и 1930-е годы

    (Гамлет, Ромео, Меркуцио, Ричард Ш, Яго)

    Шекспировские роли Оливье после второй мировой войны.(Отелло, Шейлок)

    Оливье как создатель Национального театра в сотрудничестве с актером Ральфом

    Ричардсоном и режиссером Джоном Барелом.

    Национальный театр создан на базе Олд Вик в 1962 году.

    Первый директор – Лоренс Оливье. В 1975 году театр получил новое здание с тремя

    сценами. Одна из них носит имя Оливье.

    .

    Драматургия «сердитых молодых людей» или «театр кухонной раковины». Их протест против нуворишей и послевоенного буржуазного уклада жизни. Джон Осборн, Шила Дилени, Джон Арден, Арнольд Уэскер. Назвать некоторые пьесы.

    Драматургия «новой волны» Роберт Болт, Гарольд Пинтер, Томас Стоппард, Эдвард Бонд и др. Назвать некоторые пьесы.

    Великий режиссер Питер Брук и великий актер Пол Скофилд

    Концепция «пустого пространства»: Брук различает четыре состояния

    театра: неживой театр, священный театр, грубый театр и театр как

    таковой.Священный театр – это театр, где невидимое становится видимым

    (остальное понятно по своим определениям)

    Все это требует обновления. Нужно расчистить все до «пустого пространства» по образцу

    возрожденческой «елизаветинской сцены» и играть, ибо театр есть игра.

    «Гамлет» и «Король Лир» в постановке Брука со Скофилдом. .

    Экспериментальный спектакль «Сон в летнюю ночь»

    Брук – руководитель (вместе с Ж.Л.Барро) Театра Наций и

    Международного центра театральых исследований в Париже.

    Стредфордский Шекспировский мемориальный театр. Основан еще в XVIII веке.

    С 1961 года – Королевский национальный Шекспировский театр.

    Немецкий театр ХХ века.

    Великие режиссеры:

    Макс Рейнхардт. Основные этапы творческой эволюции: натурализм, модерн (стилизация), синтетизм, массовые зрелища.

    Основные спектакли : «Ночлежка» («На дне» Горького).

    «Сон в летнюю ночь» – образец модерна: пневматические декорации леса на вращающемся круге.

    Постановки современных пьес в камерном стиле («Привидения» Ибсена, «Живой труп» Толстого)

    «Царь Эдип» Софокла-Гофмансталя – спектакль на арене цирка. Монолитная, синхронно действующая массовка. Великие актеры в роли Эдипа: Александр Моисси, Пауль Вегенер.

    Организация Зальцбургских фестивалей. Моралите «Каждый человек» на площади перед собором.

    В 1933 году лишен фашистами гражданства. Эмиграция в США, угасание.

    Экспрессионизм:

    порожден войной, основные художественные приемы: деперсонализация (обезличивание) человека, взаимодействуют человек-знак и толпа-масса; крик как универсальное выражение эмоций; неприятие современной «машинной» цивилизации, утопическая идея возвращения к природе.

    Главные драматурги: Георг Кайзер, Эрнст Толлер. (Назвать их пьесы)

    Режиссер-эспрессионист Леопольд Йеснер. Основная режиссерская находка: «живые» (движущиеся) лестницы, разноуровневые площадки.Постановка «Вильгельма Теля» Шиллера.

    Оскар Кокошка – художник, драматург, режиссер. Эксперименты со светом и ширмами.

    Политический театр Эрвина Пискатора.

    «Буря над Готландом» Велька, «Гоп-ля, мы живем» Толлера, «Похождения бравого солдата Швейка» по Гашеку.

    «Распутин, Романовы и восставший против них народ» (по пьесе А.Н.Толстого «заговор императрицы»)

    Основные приемы:Пискатора: документальность, прямое обращение к залу, кинофикация сцены, использование кинохроники, принципа монтажа, конструкций, ленты транспортера и пр.

    Деятельность прервана в 1932 г., возобновлена после второй мировой войны в западном Берлине.

    Великий драматург «новой драмы» – Герхарт Гауптман. Его роль в развитии режиссерского театра ХХ века.Пьеса «Перед заходом солнца» 1932 год. (Прочитать!)

    Эпический театр Бертольта Брехта. (до и после второй мировой войны)

    Его драматургия и театр Берлинер Ансамбль.

    Прочитать все, указанные в списке пьесы.( за незнание «отрываю голову» – М.М.

    Эпический театр : рассказывает о событии, а не играет его; зритель становится наблюдателем, он не сочувствует персонажу, а противостоит ему и получает о нем знание; зритель не подвергается внушению, а анализирует увиденное на основе своих убеждений, которые театр активизирует.

    Актер эпического театр показывает свой персонаж, выдерживая между собой и образом некоторую дистанцию (остранение,очуждение). Смысл своего анализа актер передает зрителю во время исполнеия зонгов. В зонги актер вкладывает не чувства персонажа, а свои эмоции как человека и гражданина.

    Идеальная актриса эпического театра Елена Вайгель. Назвать ее самые крупные роли.

    Судьба актера Густава Грюндгенса. Талант, эксплуатируемый режимом «третьего рейха». Роль Мефистофеля (поэтизация зла) в период господства режима и после второй мировой войны.

    Период административно-политического разделения немецкого театра на «восточный» (ГДР) и «западный» (ФРГ). Хорошие драматурги (без различия границ) Петер Хакс, Хайнер Мюллер, Петер Вайс, Генрих Белль, Гюнтер Вайзенборн и др.Назвать пьесы,какие знаете.

    Великий западноберлинский режиссер Петер Штайн.

    Театр США ХХ века

    Традиции, предшествующие ХХ веку:

    Гражданская война 1861 – 1865. Победа Севера и запрет рабства.

    Развитие фермерства Мировое первенство в развитии капитализма.

    Наиболее активная театральная практика Нью -Йорка. Традиция актерского английского искусства под влиянием гастролеров (Эдмунд Кин, Уильям Макриди, Чарльз Кин). Кумир американцев конца Х1Х века Эдвин Форрест– красавец-атлет, игравший трагических героев.

    Основные драматурги ХХ века:

    первая половина: Юджин О`Нил.прочитать: «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами».

    Лилиан Хелманн, Торнтон Уайльдер (знать названия их лучших пьес).

    Вторая половина: Артур Миллер.прочитать: «Смерть коммивояжёра»

    Теннесси Уильямс. «Стеклянный зверинец» « Трамвай «Желание»

    Эдвард Олби. «Не боюсь Вирджинии Вульф».

    Сценическая практика:

    Новая волна европейских гастролей в начале ХХ века. Элеонора Дузе (Италия). Жак Копо (Франция). Влияние русской школы: П.Н.Орленев, В.Ф.Комиссаржевская.

    Влияние К.С.Станиславского и Михаила Ал. Чехова.

    Пример взаимодействия: Алла Назимова становится американской актрисой.

    «Малые театры» Нью-Йорка как опора театрального новаторства. Пример: Провинстаун плейерс под рук. Джорджа Кука.

    Продюсер и режиссер Артур Хопкинс и его сотрудничество с великим актером Джоном Барримором, прославившимся шекспировскими ролями (особенно Гамлет)

    .

    Интеллектуальный режиссер Гатри Мак Клинтик и его жена – великая актриса Кетрин Корнелл. особенно прославленная в новой драме (О`Нил, Шоу).

    Тиэтр Гилд и его блистательный актерский дуэт: Альфред Лант и Линн Фонтенн.

    Гражданский репертуарный театр и его руководительница Ева Ле Гальен – великая атриса. Постановки Ибсена.

    Первая леди американской сцены – Хелен Хейс, классическая актриса.

    Театр Груп и традиция театрального реализма. Руководители : Ли Страсберг и Гарольд Клерман – приверженцы Станиславского и Копо.

    Бродвейская коммерческая практика. Успехи в жанре мюзикла.

    Орсон Уэллс – актер, режиссер, продюсер, писатель. Противостояние коммерческой традиции бродвейских театров. Глубокое современное, близкое к авангардизму прочтение Шекспира. Уход в кино.

    Авангардистские театры: оф и оф-оф-Бродвей

    Ливинг Тиэтр.Руководители Джулиан Бек и Джудит Малина. Спектакль «Бриг» и использование принципов «театра жестокости» Арто.

    Оупен Тиэтр. Рук. Джозеф Чайкин. Спектакли: «Суд над Малиной и Беком» , отражавший факт осуждения и вынужденной эмиграции руководителей Ливинг Тиэтр. «Ура, Америка!» остро пародийный спектакль – провокация. Сочетание кукол и актеров.

    Роберт Уилсон – художник, хореограф, кукольник, кинематографист, музыкант и пр. –

    сложно мыслящий и постоянно экспериментирующий режиссер. Один из самых талантливых постмодернистов американского театра. Знаменитые спектакли: «Жизнь и время Джозефа Сталина»1976, «Гамлет-машина» 1987.

    Италия ХХ век.

    Драматургия:

    Габриэле Д`Аннунцио (ум.в1938г). Символист и неоромантик. Подражал Вагнеру и Ницше. Мечтал создать театр по образцу Байрейтского театра Вагнера. В его пьесах: «Мертвый город», «Франческа да Римини», «Дочь Иорио» и др.играла великая актриса Элеонора Дузе (ум.в.1924г.)

    Джованни Верга (ум.в 1922г.). Правдивый драматург – верист (это итальянский вариант натурализма). Знаменитая драма «Сельская честь». В ней играла Элеонора Дузе.

    Футуризм. Эпатажные манифесты Томмазо Маринетти (ум.в 1944 г.). Отрицательные черты: замена пьес «синтезами», замена актера механизмами и светящимися фантомами. Пропаганда агрессии. Положительные черты: вклад в сценографию, световые и конструктивные изобретения.

    Луиджи Пиранделло (ум.в 1936 г.) – великий драматург (классик ХХ века мирового значения), романист, новеллист, режиссер. «Шесть персонажей в поисках автора». Прочитать!

    Вторая половина ХХ века.

    Неореализм. Создание ряда стабильных театров.

    Великий драматург, актер, режиссер, руководитель Неаполитанского театра Эдуардо де Филиппо (1900 – 1984). «Неаполь – город миллионеров», знаменитая «Филумена Мартурано» (прочитать!). Роль Пульчинеллы в творчество де Филиппо.

    Другие драматурги: Альберто Моравиа, Уго Бетти.

    Великие режиссеры второй половины ХХ века.

    ДжорджоСтрелер(ум.в1997г.).(Театр Пикколо ди Милано).Спектакль «Арлеккино» по пьесе Гольдони «Слуга двух господ» поставлен в 1947году, идет до сих пор. В роли Арлеккино – Марчелло Моретти (ум.в 1960 г.) и Ферруччо Солери (р.в 1931 г.)

    Спектакли Стрелера по Шекспиру и по Брехту.

    ЛукиноВисконти (ум.в.1976г.) Постановки Шекспира, Гольдони, Чехова, Миллера. Его основные актеры: Анна Маньяни, Паоло Стоппа, Рина Морелли, Марчелло Мастрояни и др.

    Лука Ронкони (р. в 1933г.). Продолжатель Стрелера.Постановки Гольдони. «Неистовый Роланд» по поэме XVI века Лудовико Ариосто.

    Крупные актеры. Называем, кого знаем.

    Великий актер – «гистрион» Дарио Фо.