• Название:

    М. Ипполитов Иванов "В разлуке с Родиной"


  • Размер: 0.11 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Аннотация хорового произведения

«В разлуке с Родиной»

Биография.

Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович (1859— 1935) –(настоящая фамилия его Иванов; материнская же фамилия "Ипполитов"прибавлена им для отличия от М. М. Иванова, художника)Русский композитор, дирижер, педагог. Первоначальное музыкальное образование получил в музыкальных классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в Петербурге (1872—1875), а в 1882 окончил Петербургскую консерваторию, где учился у Н. А. Римского-Корсакова (композиция и инструментовка), Ю. И. Иогансена (гармония и полифония), И. О. Ферреро (контрабас), К. Ю. Давыдова (дирижирование). В 1879-80 посещал собрания «Могучей кучки». Женился на оперной певице В.М. Зарудной, помогавшей мужу в его творческой и педагогической работе.

С 1882 по 1893 годы работал в Тифлисе (ныне — Тбилиси) в качестве руководителя основанного им отделения Русского музыкального общества, оперно-симфонического дирижёра и преподавателя музыкального училища. Сыграл большую роль в развитии грузинской музыкальной культуры, возглавляя отделение Российское музыкальное общество и музыкальную школу, в которой преподавал теорию и историю музыки. Дирижировал симфоническими концертами и оперными спектаклями. Вёл запись, обработку и исследование грузинской народной музыки. Написал оперы: «Руфь», «Азра»- на сюжет И.С. Тургенева, «Измена», на либретто князя Сумбатова. Оперы имеют восточный колорит, довольно, впрочем, условный и не выдержанный. Отличительные черты опер Ипполитова: благородный вкус, здоровая уравновешенность, искренность выражения, отсутствие погони за внешними эффектами, вычурности, изысканности, надуманности. Ясные и несложные по фактуре, они хорошо звучат, но большого размаха, полета фантазии и глубины в них нет; заметны сильные посторонние влияния (Чайковский , Римский-Корсаков, Мусоргский , Бородин).

В 1893 г. Ипполитов-Иванов становится профессором Московской консерватории, где в разные годы у него по композиции занимаются многие, в будущем известные музыканты (С. Василенко, Р. Глиэр, Н. Голованов, А. Гольденвейзер, Л. Николаев, Ю. Энгель и др.). Рубеж XIX-XX вв. ознаменовался для Ипполитова-Иванова началом работы в качестве дирижера Московской русской частной оперы. На сцене этого театра благодаря чуткости и музыкальности Ипполитова-Иванова были «реабилитированы» оперы П. Чайковского «Чародейка, Мазепа, Черевички», не имевшие успеха в постановках Большого театра. Он осуществил и первые постановки опер Римского-Корсакова («Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный»).

В 1906 г. Ипполитов-Иванов становится первым выборным директором Московской консерватории. В предреволюционное десятилетие развертывается деятельность Ипполитова-Иванова - дирижера симфонических собраний Русского музыкального общества и концертов Русского хорового общества, венцом которой явилось первое исполнение в Москве 9 марта 1913 года «Страстей по Матфею» И. С. Баха.

Великий Октябрь Ипполитов-Иванов встретил зрелым, сформировавшимся человекоми музыкантом. К этому времени он - создатель пяти опер, ряда симфонических произведений, среди которых широкую известность приобрели «Кавказские эскизы», а также - автор интересных хорови романсов, нашедших прекрасных исполнителей в лице Ф. Шаляпина, А.Неждановой, Н. Калининой, В. Петровой-Званцевой и других.

В 1906 г. Ипполитов-Иванов становится первым выборным директором Московской консерватории. В предреволюционное десятилетие развертывается деятельность Ипполитова-Иванова - дирижера симфонических собраний РМО и концертов Русского хорового общества, венцом которой явилось первое исполнение в Москве 9 марта 1913 г. «Страстей по Матфею» И. С. Баха. Круг его интересов в советский период необычайно широк.

В 1918 г. Ипполитова-Иванова избирают первым советским ректором Московской консерватории. Он дважды выезжает в Тифлис для реорганизации Тифлисской консерватории, является дирижером Большого театра в Москве, ведет оперный класс в Московской консерватории, много времени отдает работе с самодеятельными коллективами. В эти же годы Ипполитов-Иванов создает знаменитый «Ворошиловский марш», обращается к творческому наследию М. Мусоргского - инструментует сцену у Василия Блаженного («Борис Годунов»), заканчивает «Женитьбу»; сочиняет оперу "Последняя баррикада" (сюжет из времен Парижской коммуны).

С 1925 года композитор становится дирижером Большого театра. Среди произведений последних лет - 3 симфонические сюиты на темы народов Советского Востока: "Тюркские фрагменты, В степях Туркменистана, Музыкальные картинки Узбекистана". Многогранная деятельность Ипполитова-Иванова представляет поучительный пример бескорыстного служения отечественной музыкальной культуре.

Умер 28 января 1935 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Михаил Илларионович Михайлов(1826—1865)—русский революционный деятель, поэт, переводчик и политический деятель.Внук крепостного, умершего после телесного наказания. Отец Михаила добился дворянства, дослужившись до чина надворного советника и женившись на киргизскойкняжне. Родился на одномиз казённых заводов на Урале. Учился в уфимской гимназии, но курса не кончил и в 1844 году поступил вольнослушателем в Петербургский университет.

В 1845 дебютировал в печати двумя стихотворениями. Вплоть до 1849 регулярно сотрудничал в «Литературной газете» В. Зотова. Вследствие разрыва с отцом, не сочувствовавшим литературным занятиям сына, Михайлов в 1848 году принуждён был переехать в Нижний Новгород на службу, но продолжал литературную деятельность, помещая свои произведения в «Москвитянине» М. П. Погодина, в 1848—1852 служил писцом-регистратором и наконец, столоначальником в нижегородском соляном управлении.После появления в «Москвитянине» его повести «Адам Адамыч» Михайлов оставил службу1852 году, поселился в Санкт-Петербурге и работал, главным образом, в «Современнике» и «Отечественных записках».В 1850-х годах заведовал отделом иностранной литературы в «Современнике». Очень большую общественную роль сыграла серия статей Михайлова по женскому вопросу, доставивших Михайлову особо широкую популярность среди разночинской молодежи.

В 1860-х годах Михайлов — активный участник революционного движения. Чернышевский читал ему свою прокламацию «К барским крестьянам». В 1861 М. напечатал в Лондоне составленную его другом Н. В. Шелгуновым революционную прокламацию«К молодому поколению» и, вернувшись в Петербург, принялся распространять ее.Выданный провокатором Всеволодом Костомаровым, осуждён и приговорен к каторжным работам на 12,5 лет. В 1862 году сослан на каторгу в Сибирь. Срок каторги был сокращен до 6 лет. Отбывал наказание на Казаковскомзолотом прииске. На каторге организовал школу для детей рабочих. Осенью 1863 года переведен в Горный Зерентуй, затем в деревню Кадаю. В Кадае к концу 1864 года завершил роман «Вместе», дополнил «Записки» «Сибирскими очерками».

Умер на каторге от туберкулеза. Участие Михайлова в революционном движении сделало его имя надолго опальным. Задуманное Н. А. Серно-Соловьевичем издание сочинений писателя не было разрешено, а издание, выпущенное в 1867 Звонаревым, было по требованию жандармов сожжено. Зато революционеры окружили образ Михайлова любовью и почетом (стихотворный привет сидевшему в тюрьме Михайлову Утина — «Из стен тюрьмы, из стен неволи», стихотворения Н. П. Огарева, П. Л. Лаврова и, позднее, — поэта Синегуба).

Анализ текста.

О край родной! О край родной,

К тебе стремлюсь я всей душой,

Вдали от близких и милых сердцу

Лишь о тебе, лишь о тебе живу мечтой.

О край родной! О край родной,

К тебе стремлюсь я всей душой.

Повествование в стихотворении ведется от первого лица,лирического героя, поглощенного одним только чувством – любовью к своему краю. Находясь далеко от своих родных единственное, о чем он может мечтать это возвращение домой. Учитывая время, в которое было переведено стихотворение, и революционную направленность композитора и переводчика, можно сказать о том, что человек, разлученный со своим краем, находится в ссылке. Таким образом, стихотворение приобретает совершенно другие краски. Торжественность и лиричность здесь не к месту, все исполнение должно быть пропитано грустью и тоской, а последние две строчки должны быть особо выразительны. В них лирический герой как-бы взывает к своему краю, к воспоминаниям, которые связаны с ним и в этом возгласе слышится прощание. Можно предположить, что его ждет скорая смерть.

Не могу судить о том, является ли данный перевод только частью оригинального текста, потому что первоисточник не был мной найден, однако могу предположить, что оно не ограничивалось шестью строками и во второй части имело более развернутый сюжет.

Музыкально-теоретический анализ.

Форма произведения.

Произведение «В разлуке с Родиной» написано в форме периода, состоящего из трех предложений и 26 тактов. 1-ое предложение состоит из 8 тактов, 2-ое из 10, 3–е из 8.

Первое предложение включает в себя 8 тактов, делится на три фразы. Второе предложение имеет 10 тактов. Третье предложение - незначительно изменённое повторение первого, так же включает в себя 8 тактов.

В произведении можно обнаружить черты куплетной формы, с запевом и припевом на словах «О, край, родной».

Тональный план.

ТональностьF-dur, но она неустойчивая, используется отклонение и модуляция. По тональностям больше (ре минор, секвентное проведение).

В партии первых сопрано на первую долю очень часто приходится половинная нота. Движение в произведении происходит большей частью четвертями. Есть одна восьмая пауза в 5 такте.

Характеристика мелодического рисунка.

«В разлуке с Родиной» исполняется женским хором из трех голосов. Это первые и вторые сопрано, а так же альты.

Мелодия в начале произведения звучит в партии альтов. Она переменчивая, волнообразная, есть сложные скачки (например, на сексту в 1 предложении и кварту в 4). Далее мелодия переходит в партию вторых сопрано, во втором предложении ведут первые сопрано. Мелодию в третьем предложении ведут альты, а после вторые сопрано.

Динамика в произведении не слишком разнообразна. Первая часть динамически делится по три такта, которые чередуютmfиf. Во второй части 6 тактов поются вmf, плавно переходящем вp. Третья часть начинается ярким инеожиданнымfв первом предложении. Второе предложение поется наp, а к концу переходит наf.

Метроритмические особенности.

Темп на протяжении всего произведения «очень умеренный» (moderatoassai), размер 3/4 так же остается неизменным.

Движение в произведении совершается преимущественно с помощью половинных нот и четвертей. Партия альтов и вторых сопрано особенно богата на лиги, когда как у первых сопрано в первой доле часто используются половинные.

Темп.

Темп произведения указан как очень умеренный(moderatoassai) и имеет длину четверти 76-92.

Изменение динамики.

Динамика не особенно развита в первой части, развитие начинается только во втором предложении, когда осуществляется переход сmfнаp. Третье предложение начинается красочным и неожиданнымфорте, а после снова уходит на пиано.

Таким образом, динамический план отfдоp.

Фактура изложения.

Все вышеперечисленное создает особую атмосферность произведения, передает характер текста, чувства лирического героя. Гомофонно-гармоническое изложениеи устойчивая мелодическая линия помогают раскрытию образа произведения. Композитор обогащает каждую партию своей неповторимой мелодической линией.

Вокально-хоровой анализ.

Произведение «В разлуке с Родиной» создано для трехголосного женского хора.

Диапазон:

Первые Вторые

сопрано сопрано Альты

Для правильного звуковедения в произведении важны дикционные навыки – развитие подвижности артикуляционного аппарата, знание приемов произношения гласных и согласных звуков, развитие четкой и ясной дикции, воспитание выразительного и осмысленного исполнения текста.

Исполнительский план.

Фразировка произведения в первой фразе по 4 такта, во второй 6 и 4 такта, в третьей 2 и 6 тактов.

Кульминация в произведении — вторая фраза, начало финала знаменуется торжественным форте в третьей фразе. Метр в произведении трехдольный, размер ¾.

Трудности исполнения в партии альтов заключаются в скачкообразной мелодии, вторые сопрано держат тональность. Первые сопрано играют роль ажурного дополнения к мелодии, у них довольно большой диапазон, партия ведет тему во второй фразе, где у них особенно высокий регистр.

Нотные примеры.

Единородный сыне, смешанный хор

Листья в саду шелестят, женский хор

Трисвятое, смешанный хор