• Название:

    Теория и практика тихого сидения.


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Теория и практика «тихого сидения».

«Пусть йогин всегда упражняется в йоге тайно,

Одинокий, укротив самосознанье, без собственности,

без ожиданий.

Устроив себе в чистом месте крепкое сиденье,

Не слишком низкое и не высокое, покрытое

одеждой, шкурой лани и травой куша,

Там, сердце на одно направив, укротив волнение

чувств и мысли,

Опустясь на сиденье, пусть ради самоочищения он упражняется в йоге.

Стойкий, пусть прямо, неподвижно туловище,

голову, шею держит,

Взор устремив на кончик носа, по сторонам не глядя.

Умиротворенный, отогнав страх, стойкий в обетах

брахмачарья,

Смирив сердце, преданный, пусть он сидит,

устремлясь ко Мне, обо Мне помышляя.

Так всегда упражняясь, йогин, укротивший манас,

Достигает Мне присущего мира высшей нирваны.

Бхагавадгита (стих 10 -15 глава VI )

Считается, что прежде чем перейти к серьезным практикам, надо научиться сидеть в покое, «сидеть тихо». Практика тихого сидения не является секретной, но является основой для достижения физического и психичекого здоровья и базовой основой для более продвинутых практик. Если просто посидеть в покое, в нужной позе, расслабившись, то здоровье улучшится, а само «тихое сидение» является важным способом воспитания тела и души.

«Тихое сидение» (кит. цзин цзо) является основополагающим принципом для всех созерцательных (медитативных) практик.

Иероглиф «цзин» означает «статику» или «покой», а по отношению к практике созерцания непосредственно указывает на необходимость сохранения неподвижной позы в течении некоторого (достотачно долгого) времени.

Иероглиф «цзо» дословно переводится как «сидеть», тем не менее как понятие может относиться и к стоячим, и даже лежачим позам. «Сидеть» в данном случае можно понимать как «осаживать» (обуздывать) ум.

Иногда как синоним цзин цзо используется термин «жу цзин» что означает вхождение в покой. В данном понятии иероглиф «жу» (ходьба) понимается не буквально в смысле «идти», а означает «вхождение» в определенное состояние, «достижение» покоя, обретения неподвижности.

Сидячие практики воплощают в себе идею уцзи, некое изначальное состояние точки, пустоты, из которой все рождается, к которому все возвращается и которое в потенциале содержит все варианты развития.

В «Лао-цзы» сказано:

«Движение побеждает холод, покой побеждает жару; чистота и покой делают Поднебесную правильной».

И еще:

«Достигается предел пустоты, сохраняются покой и исскренность, тьма вещей вместе поднимается, и мы благодаря этому их созерцаем».

Главная тайна здесь иероглифе «покой»: покой, доходя до предела, рождает движение, и тайна его благодаря этому созерцается.

Практика «тихого сидения» основана на трех основополагающих принципах — регулирование тела, регулирование дыхания и расслабление.

Регулирование тела означает его выравнивания для достижения наиболее правильного положения, которое позволит достичь нужного результата в практике.

Регулирование дыхания в данном случае означает «успокоение» процесса дыхания, которое должно быть полным и глубоким, но при этом свободным, не напряженным, без каких-либо умышленных задержек или ускорений вдохов и выдохов.

Расслабление - означает осознанный процес расслабления не только тела (спины, ног, рук и т. д.), но и внутренних органов, а также успокоение разума.

Для практики «тихого сидения» прежде всего необходимо занять правильную позу. Нужно сесть на пол. Ноги необходимо скрестить любым доступным для вас способом: «по турецки» (простое скрещивание); «полулотосом» (одна нога сверху другой); «лотосом» - шуань пань (ступни перекрещенных ног лежат на бедрах). Свободное скрещивание считается Землей, полулотос — Человеком, а лотос - Небом.

В любом случае ваша поза должна быть устойчива, вас не должно клонить в какую- либо сторону (очень часто в начале практикующие «заваливаются» назад). Нельзя прислоняться к стене, лучше всего отодвинуться от нее подальше, так как сама возможность опереться, начинает «притягивать» практикующего, вызывая неосознанное чувство апатии и лени.

Регулирование тела заключается в следующих требованиях предъявляемых к положению практикующего «тихое сидение»: спина прямая, макушка тянется вверх (состояние подвешенности), подбородок подобран, язык касается вернего неба, грудь расправлена, плечи опущены, анус подтянут.

Правая ладонь лежит сверху левой (у женщин наоборот), мышцы лица расслаблены, глаза закрыты.

Положение «прямой спины» достигается не с помощью напряжения мышц для удержания ее в вертикальном состоянии, а с помощью легкого вытягивания макушки вверх. При этом слово «прямая» необходимо понимать практически буквально: позвоночный столб должен быть максимально выпрямлен, без каких-либо прогибов в шейном и поясничном отделах. Такое положение достигается за счет подбирания копчика вперед (под себя) и выдвижения затылка назад (как будто пытаетесь коснуться шеей ворота рубашки).

Состояние подвешенности макушки достигается следующим образом — после вытягивания позвоночного столба вверх необходимо расслабить поясничный отдел (отпустить его) при этом как бы оставив макушку в самом верхнем положении, нужно добиться ощущения «подвешенности» тела за верхнюю точку головы. Если спина будет действительно прямой, то вы почувствуете легкое растягивание позвоночника вниз и расслабление окружающих его мышц спины.

Хочется сразу предостеречь от усиленного вытягивания всего тела вверх, обычно когда начинающий практиковать «тихое сидение» адепт старается изо всех сил вытянуться как можно выше, он при этом тянет вверх не только заднюю часть спины, но и грудь, плечи и подбородок. В результате не о каком комфорте или расслаблении речи уже не идет, все мышцы напряжены, дыхание затруднено и пользы от такого положение ожидать не приходится. Т.е. «вытягивать за макушку» необходимо практически только сам позвоночный столб, но не изо всех возможных сил, а скорее за счет наполнения нижней части тела воздухом на вдохе. И не обязательно делать это за один вдох, спешить не нужно, так как спешка и излишние усилия приведут к ненужному напряжению.

Регулирование дыхания означает на данном этапе этого упражнения спокойное, полное и глубокое дыхание низом живота (без спертости). Дыхание «низом живота» не означает буквального дыхания животом (чаще всего начинают выпячивать живот), имееется ввиду дыхание всей нижней частью туловища, при этом на вдохе расширяется не только живот, но и поясничная область спины, а также боковые мышцы. Практически вдох идет во все стороны образуя вокруг тела расширяющийся пояс, что позволяет диафрагме двигаться свободно вниз и увеличивает возможность свободного расширения ваших легких.

Необходимо помнить, что не смотря на требование к глубокому и полному дыханию не нужно стараться вдохнуть как можно больше воздуха или же специально растягивать вдох или выдох — это может привести к излишней напряженности и спертости дыхания, что в практике «тихого сидения» не допустимо. В этом упражнении мы не руководим процессом дыхания, а контролируем его путем наблюдения.

Расслабление в этом упражнении означает не только расслабление мышц вашего тела, но и расслабление всех внутренних органов. Этого можно добиться только с помощью выбора правильного, выверенного положения тела и спокойного, глубокого дыхания. Однако не нужно путать расслабление с вялостью, расхлябанностью.

В теле должна присутствовать легкая натяжка (стремление) вверх, причем это стремление должно быть строго вертикальным. Практикуя вы заметите, что как только вы допустили даже небольшой наклон, сразу ваши ребра ограничат подвижность диафрагмы и соответственно свободу ваших легких, что приведет к затруднению дыхания. Кроме того, даже слегка напряженный живот не даст возможность вашим внутренним органам достичь расслабления. Выгнутая поясница или прогиб в ней непосредственно будут закрепощать мышцы спины и не дадут возможности полного дыхания «низом живота».

Естественно нелегко будет сразу добиться нужной степени осознанной расслабленности, поскольку возможно будут затекать мышцы спины, ног и т. д. Однако со временем эти неприятные ощущения пройдут, здесь важна регулярность и целеустремленность в занятиях.

Хочу напомнить, что двигаться и шевелиться в пратике «тихого сидения» нельзя. В случае возникновения каких то неприятых ощущений, необходимо просто обратить внимание на этот участок вашего тела и попытаться больше расслабить его. Даже если вас начнет кусать комар или «доставать» муха, нельзя пытаться их отогнать, просто старайтесь сидеть неподвижно и расслаблено.

Выполняя «тихое сидение» нет необходимости гнать от себя мысли, пытаться как то избавиться от них — у вас это просто вряд ли получиться на этом этапе. Даже сама мысль «нельзя не о чем думать» или «я не о чем не думаю», все равно является мыслью и вы просто будете заменять одни мысли другими, что ни к чему не приведет. Не нужно бороться со своим разумом, просто наблюдайте за своим телом, ищите «забитые» участки, старайтесь их расслабить, достичь чувста полного комфорта и спокойствия. Мысли пусть будут, если на них не «зацикливаться» они пройдут мимо и не помешают вашей практике.

Поскольку «тихое сидение» относится к психофизическим практикам, по первому времени у вас так и так мыслей будет достаточно — например: Как затекли ноги? Как болит спина? Сколько еще можно сидеть? Когда все это закончится? Зачем оно мне надо? И тому подобное. Так что добавлять еще каких-то мыслей, типа «я не думаю, у меня нет никаких мыслей» нет необходимости.

Естественно ваш разум будет бунтовать, будучи возмущенным своим бездействием, бездествием вашего тела, неудобством позы. Вот в этом и будет заключаться самая большая трудность, успокоить свой разум, уравновесить психику, не так уж легко. Необходимо продолжать процесс «созерцания» - наблюдения за положением своего тела и дыханием. Переключая внимание на сохранение правильности выбраной вами позы, контролируя положение спины, рук, ног, подбородка, положения языка, подвешенности макушки, подтянутости ануса, добиваясь расслабления — вы даете занятие своему разуму и вам уже не нужно будет вступать с ним в пререкания и бессмысленную борьбу. Мысли со всременем уйдут, просто на успокоение разума требуется время, часто достаточно длительное.

Зачем нужна практика «тихого сидения»? Именно этот вопрос чаще всего возникает у практикующих и не дает им покоя. Это естественное желание адепта понять для чего он выполняет простейшее на первый взгляд упражнение да еще тратит на него столько времени. Тем более что никакого результата сразу же не видно.

Дать полный ответ (двумя словами) на этот вопрос достаточно сложно. Дело в том, что мастера кунфу и цигун люди практичные и практически никогда не делают каких-либо упражнений для одной конкретной цели. Поэтому даже самое прстое на вид упражнение направлено на разрешение сразу нескольких различных задач, что и позволяет говорить о «самосовершенствовании» человека в целом.

Практика «тихого сидения» прежде всего конечно дает возможность пополнить запас энергии, восстановить себя после физических и психологических нагрузок, приводит к оздоравлению всего организма, выпоняемая «на ночь» помогает плавно перейти ко сну, не унося с собой все дневные заботы и переживания.

Механизм действия и принцип этой практики достаточно прост, как и все гениальное. Признаем мы это или нет, но в каждом живом организме и человеке в том числе имеется энергия, именно наличие этой энергии и отличает живой организм от мертвого. Занимаемся ли мы какими-то практиками или нет, но эта энергия движется по нашему организму, по всему телу, включая, мышцы, сухожилия, связки, суставы, кости, внутренние органы, волосы и т. п. Это движение внутренней энергиии и является внутренней работой нашего организма. В зависимости от контретного человека эта энергия имеет определенный «напор», как вода в системе водоснабжения, и так же как в этой системе, в теле человека имеются «заторы» которые не позволяют энергии свободно циркулировать по нашему телу.

Просто принимая положение сидя, мы фактически «укорачиваем» себя относительно положения стоя или лежа, тем самым уменьшаем объем по которому циркулирует энергия и происходит внутренняя работа. Тем самым мы увеличиваем «напор» этой энергии и увеличиваем интенсивность ее движения, а следовательно и интенсивность внутренней работы происходящей в нашем организме. При увеличении интенсивности циркуляции энергии, происходит постепенная «пробивка» имеющихся в системе «заторов», что со временем делает циркуляцию энергии более свободной и позволяет ей достичь самых труднодоступных уголков нашего организма.

Добиваясь в сидячей позе полного осознанного расслабления, мы помогаем нашей энергии свободно «течь» по нашему телу, так как любой «мышечный зажим» - внутренний или наружный, - затрудняет движение этой энергии и происходит блокировка множества участков организма человека.

Поэтому сидячее положение практики, совмещенное с расслаблением и не напряженным дыханием, само по себе приводит к постепенному оздоровлению нашего организма в целом.

В результате свободной циркуляции энергии и глубокого дыхания, при соблюдении полной неподвижности, происходит постепенное накопление энергии, которая поступает в наш организм, свободно (без усилий) циркулирует и фактически не расходуется во-вне.

Принимая ровное положение тела, «перемыкая» ноги и руки, прикасаясь языком к верхему небу, подтянув анус, практикующий «зацикливает» движение энергии не позволяя ей «вытекать» наружу и указывая ей нужное направление. Поднятием языка и подтягиванием ануса мы соединяем два главных канала - «сосуда» ци; «переднесрединный» - Сосуд Зачатия (жэнь-май) и «заднесрединный» Сосуд Управления (ду-май). Когда эти два «сосуда» ци (иньский и янский) соединяются, образуется замкнутый энергетический контур, и движение энергии происходит по так называемому «малому небесному кругу».

Хочу сразу предупредить о том, что не стоит стараться «подталкивать» этот процесс и каким-либо образом контролировать движение энергии в определнном направлении, прежде всего необходимо добиться ее свободной и естественной циркуляции. Тем более, что попытки волевого воздествия на циркуляцию обычно приводят лишь к вымыслам (когда вам кажется что где-то что-то ползет) или, что гораздо хуже, может привести к расстройству здоровья и отклонениям психики (когда энергия, вопреки вашему желанию, начинает поступать и задерживаться в совсем неподходящих местах, например голове).

Не смотря на обилие популярной литературы, описывающей циркуляцию энергии по «малому и большому небесным кругам», не стоит пытаться освоить такие практики по этим руководствам. Авторы этих книг, как правило, сами предупреждают своих читателей от таких поступков, поскольку вреда от занятий без коррекции со стороны компетентного специалиста, может быть намного больше, чем предполагаемой пользы. Помните — такие книги издаются для популизации цигун, ознакомления с его общей теорией, но не являются практическими пособиями.

Для тех, кто занимается боевыми исскуствами, «тихое сидение», также имеет важное практическое значение. Прежде всего, находясь неподвижно достаточно продолжительное время, сохраняя при этом прямой спину, вы закаляете свое тело, даете ему определенную структуру, которая в дальнейшем скажется на эфективности вашей стойки, так как именно спина (поясница), является тем самым «мостом» между нижней частью тела и верхней, между ногами и руками. В трактате «Теория Тайцзицюань» - (тай цзи цюань лунь), приписываемому даосу Чжан Саньфэну, сказано: «усилие-Цзинь укореняется в стопах, выпускается по ногам, определяется поясницей и выражется в пальцах рук». Именно поэтому поясница является мостом, через который мы можем, силу зарождающуюся в стопах управляемо применять в руках.

Умение расслаблять свое тело, поможет вам в практике боевых исскуств избежать излишнего напряжения при выполнении техник, так как сложно научиться расслаблять лишние мышцы в движении, если не можешь их расслабить в неподвижном состоянии. А как известно, расслабление не нужных (лишних) в движении мышц, заметно увеличивает скорость, что в практике боевых исскуств является очень важным принципом.

Кроме того, отслеживая положение языка, ануса, спины, подбородка, макушки, положений, рук и ног, мест напряженности, на протяжении всего времени «тихого сидения», вы тренируете свой разум одновременно котролировать несколько разных объектов, что является необходимым навыком, как для отработки техники в паре, так и для реального поединка. Это на самом деле очень многофуекциональная практика не смотря на всю свою кажущуюся внешнюю простоту.

Просто попробуйте просидеть неподвижно хотя бы 1 час (тестовое время) и вы увидете все ли нормально у вас, не только с телом, но и с психикой, уравновешенное состояние которой очень важно для практикующего любой вид боевых исскуств.

По своей сути «тихое сидение» является разновидностью «столбовой работы» выполняемой в положении сидя. На самом деле для тех практикующих, кто в силу возраста, каких-то заболеваний, имеющихся травм, не может выполнять это упражнение сидя на полу, допустимо исполнение стоя (ноги должны быть подсогнуты и располагаются паралельно, на ширину ступни друг от друга, глаза не закрывают полностью), сидя на стуле (при этом стул не должен быть высоким, задняя поверхность бедра не должна пережиматься и нельзя прислоняться к спинке, сидеть нужно только на трети сидения). В любом случае требования к положению самого тела, дыханию и расслаблению остаются неизменными.

Поскольку в любой практике и в практике «тихого сидения» в том числе, главное это регулярность, постепенность и усердие, не нужно сразу пытаться «высидеть» час или больше, начинайте с 10-15 минут, но желательно каждый день, например на ночь. Вообще, вы можете выполнять «тихое сидение» в любое удобное время, просто перед сном легче выделить его (выключите телевизор или компьютер чуть раньше) и сон будет спокойнее. Добавлять время «сидения» нужно постепенно, ставя «рекорды» для себя, а не пытаясь перегнать кого-то. Можно ставить таймер или будильник на определенное время, но в этом случае вы будете постоянно ожидать «звонка», и поэтому всегда практиковать с «будильником» не нужно, сидите столько - сколько вам будет удобно, увеличение времени практики повысится одновременно с повышением комфортности выполнения упражнения. Не нужно высиживать только на силе воли — это будет приводить к излишнему напряжению.

Само понятие Кунфу часто переводится как «усердная работа», поэтому только постоянный труд над самим собой, поможет достичь необходимых результатом в процессе «самосовершенствования».

В окончании хочу привести цитату из трактата «15 рассуждений об основании учения» даосского учителя Чунъяна.

Рассуждение седьмое — «О сидении».

«Обычное сидение, при котором не соблюдается вертикальное положение спины и глаза не прикрыты, - ложное сидение. Истинное сидение требует, чтобы в течении двенадцати страж, будешь ли ты ходить, сидеть, лежать, двигаться или пребывать в покое, сердце всегда было подобно горе Тайшань, недвижной и неколебимой. Должны быть накрепко закрыты четверо врат — глаза, уши, рот, нос, - чтобы внутрь не проникли внешние раздражители. Если в голове есть хоть малейшая мысль, спокойная или беспокойная, это уже не называется сидением в покое. Кто способен на истинное сидение, имя того уже стоит в ряду небожителей, пусть даже его тело в бренном мире. И не надо ему сильно отличаться от обыкновенных людей по виду. Это — внутренняя совершенная мудрость. И исполнится сто лет работы — он оставляет оболочку и восходит к истине. Как только пилюля завяжется, дух совместится с внешностью».

В.Новгород