• Название:

    эстрадное волнение


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



2013-07-14T12:36:24.70

2013-07-14T12:36:24.70

Эстрадное волнение Эстрадное волнение, или страх публичных выступлений, является одним из проявлений социальной фобии – лалофобия. Признаками социофобии являются симптомы тревоги, проявляющиеся при выступлении. Хотя волнение является непременным условием публичных выступлений, всё же чрезмерное волнение мешает нормальному процессу исполнения музыкального произведения, приводит к непроизвольному напряжению, мышечным зажимам, отсутствию контроля над своими действиями на сцене. Такие моменты могут запасть глубоко в психику юного музыканта и формировать стойкую социальную фобию. Педагог и композитор С.М. Майкопар считал причиной волнения неправильную работу и непродуктивные домашние занятия учащихся. По его мнению, это приводит к недостаточной проработке музыкального произведения, вызывающей ощущение неуверенности и тревоги. По мнению многих других музыкантов, одной из главных причин, вызывающих волнение и даже некоторый страх у артистов, является боязнь забыть текст. Бузони писал: «По-моему, память – почти единственная причина волнения перед публикой. Волнуются, прежде всего, протому чо боятся забыть.» Но также причинами волнения могут быть как скромность, так и переоценка своих способностей. Если оставить в стороне нервные заболевания, и те довольно частые случаи, когда волнение вызывается ясным или смутным сознанием того, что вещь не готова, то причиной волнения считается преувеличенная скромность волнующегося, его неверие в себя, свои способности, недооценка им своего дарования. Однако, тонкие знатоки исполнительской психологии держатся противоположного мнения: не в скромности, а в нескромности, не в недооценке, а в переоценке своих способностей, в чрезмерном любовании собой видят они корни волнения. «…Все эти волнения,   - утверждал Станиславский, - чисто актёрские, исходят из самолюбия, тщеславия и гордости…самолюбие, а не человеколюбие, приводит человека к унынию и страху.» Эстрадное волнение весьма многолико в своих проявлениях: оно воодушевляет, позволяет раскрыть глубоко скрытые потенциальные возможности ученика, артиста. Но больше оно беспокоит исполнителей своим угнетающим воздействием и слабой управляемостью. Но волнуется каждый по-своему. Потому что, пожалуй, нигде так выразительно не проявляются индивидуальные различия учащихся как в концертной обстановке. Само исполнение перед публикой создаёт такую психологическую перегрузку, которая равна стрессовой. Характер эстрадного волнения существенно зависит от возраста, темперамента, обученности и воспитания. Вдумаемся в то, что происходит в психике ученика, готовящегося к выступлению. Он весь полон в это время собой, своим будущим выступлением. Исполнитель оценивает себя. Всё остальное отступает на второй план. И после выступления он долго переживает свою удачу или неудачу. Сосредоточение на исполняемом произведении – вот вернейшее средство забыть о себе, устранить ту почву, из которой вырастает волнение. Почему младшие школьники не волнуются при выступлении? У многих из них ещё не сформировались собственные эстетические критерии и ещё не усвоена оценочная шкала удачных и неудачных выступлений. Слушание других исполнителей ничего не говорит им о затрате сил, внимания и времени, необходимых для работы над музыкальным произведением, ещё не определилось осознание своего места в классной и школьной иерархии. Для учащихся младших классов выступление на сцене ассоциируется с праздником. Они выступают с удовольствием, их привлекают атрибуты праздничности – сцена, объявление программы, выход к публике, всеобщее внимание, аплодисменты, поздравления и т.д. Только в редких случаях можно спровоцировать волнение у младших школьников, если родительские или педагогические амбиции станут главным содержанием предстоящего выступления. В юношеском возрасте в основном проявляются симптомы эстрадного волнения, закреплённые в подростковом возрасте. Устойчивость психики, сформировавшийся уровень притязаний и накопленный опыт концертных выступлений складываются в стереотипные реакции и переживания, которые бывает трудно преодолеть. Но в этом возрасте добавляется борьба за достижение признания, подспудное, часто неосознаваемое стремление к подтверждению своих артистических возможностей. Исполнителю не безразлично, в какой аудитории играть – «своей» или «чужой». До подросткового возраста учащиеся предпочитают выступать в «своей» «школьной среде», для своих педагогов, родителей, друзей и знакомых. Здесь они меньше волнуются, чем в «чужой» аудитории. Юноши и взрослые, наоборот, меньше волнуются в чужой обстановке и более чувствительны к мнению своих сверстников, педагогов и знакомых. Существенное влияние на эстрадное самочувствие оказывает темперамент. Также характер эстрадного волнения зависит от возраста, обученности и воспитания учащегося. Эстрадное волнение, приводящее нередко к потере самообладания, с давних пор было предметом исследований педагогов. Значительный вклад внесли выдающиеся советские и зарубежные музыканты: И. Браудо, Л. Баренбойм, А. Бирмак, Г. Коган, И. Гофман, Г. Нейгауз, Г. Прокофьев, С. Савшинский, М. Фейгин и другие. В начале XX столетия немецкий психиатр и. Шульц разработал систему приёмов, использование которых помогало его пациентам с повышенной нервной возбудимостью подавить в себе отрицательные эмоции, ослабить напряжённость, успокоиться. Американский психофизиолог Е. Якобсон обратил внимание на взаимосвязь эмоционального состояния и напряжения мышечной системы человека, на тот факт, что изменение одного вызывает изменение другого. Довольно полно и детально, но уже применительно к непосредственной деятельности музыканта, рассматривал эти вопросы Л. Бочкарёв. Было установлено, какое важное значение приобретает тренировка эмоционального состояния, регулируемая самим исполнителем. Она включает ряд приёмов, основанных на выполнение физических, дыхательных и других упражнений: на расслабление или напряжение мышц, на использование слова в качестве стимулятора функций организма, фиксации внимания на положительных эмоциях и отвлечении от влияния отрицательных. А также приёмов, основанных на закреплении результатов тренировок, превращении их в привычки, в обычное состояние музыканта-исполнителя на сцене. Комплекс этих приёмов – методика аутогенной тренировки (от греч. ауто – сам; генезис – происхождение, становление) – система саморегулирования эмоционального состояния и восстановления работоспособности при физическом и нервном утомлении.
Важно отметить, что эстрадное волнение   по-разному проявляется на разных возрастных этапах. Установлено, что волнение связано с индивидуальными особенностями личности. Длительное наблюдение педагога за устойчивыми проявлениями свойств темперамента и выполнение аутогенных тренировок может помочь при работе с эстрадным волнением.
 
( Самореализация молодёжи XXI века: инициатива, развитие, творчество: сборник научных трудов – Тюмень, 2007 , автор Л. Ларионова (г.Тюмень)