• Название:

    Сочинение по Ревизору


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Образ Ивана Александровича Хлестакова

Николай Васильевич Гоголь написал «Ревизор» в XIX веке, но проблемы, на которые он обратил внимание, актуальны до сих пор. Это боязнь чиновников высшего начальства, их коррумпированность, а также интереснейшее явление «хлестаковщины», раскрытое с помощью образа Ивана Александровича Хлестакова.

Хлестаков – «елистратишка» из Петербурга, типичный представитель чиновника, повертевшегося в департаментах и гостиных, книжных лавках и кофейнях. Отец отправил его в столицу, чтобы тот получил хорошее образование и стал чиновником, а Хлестаков дослужился лишь до самого низкого чина и проиграл в карты все деньги.

Сам Гоголь о нем пишет так: «...молодой человек лет двaдцaти трех, тоненький, худенький; несколько приглуповaт и, кaк говорят, без цaря в голове, - один из тех людей которых в кaнцеляриях нaзывaют пустейшими. Говорит и действует без всякого сообрaжения. Он не в состоянии остaновить постоянного внимaния нa кaкой-нибудь мысли. Речь его отрывистa, и словa вылетaют из уст его совершенно неожидaнно.»

Характер Хлестакова скверен. К людям ниже себя, то есть к крестьянам или обычным горожанам он относится крайне неуважительно. Своего слугу Осипа Хлестаков всячески оскорбляет и никогда не благодарит: «А ты уж и рaд, скотинa, сейчaс перескaзывaть мне все это.», «Ну, ну, дурaк, полно! Ступaй, ступaй скaжи ему. Тaкое грубое животное!» А ведь это только одно явление!

Затем Хлестаков говорит всякие гадости про хозяина и его слугу, когда последний принес ему еды. Он ругается, выпендривается, говорит, что еда ужасна только потому, что у него плохое настроение и он хочет всем его испортить.

По приходу Городничего Хлестаков сразу теряет всю свою напыщенность и начинает паниковать, считая, что его хотят посадить в тюрьму: «Да я ему прямо скажу: «Как вы смеете, как вы…» (У дверей вертится ручка; Хлестаков бледнеет и съеживается.)» Также этот случай говорит о его безответственности, он не может отвечать за свои поступки и считает, что имеет право безнаказанно жить в трактире, не оплачивая аренду комнаты.

Сын из Хлестакова нерадивый, ведь он говорит гадости про родного отца: «Ведь мой отец упрям и глуп, старый хрен, как бревно.»

Хуже всего Хлестаков ведет себя в доме Городничего. Сначала он заигрывает с Анной Андреевной, очень много врет, рассказывает, что он очень высокий чиновник, живет в бельэтаже, а каждое утро его в холле встречают министры: «А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж… ж… ж… Иной раз и министр…» Затем Хлестаков, пользуясь любовью Анны Андреевны к поэзии, рассказывает, что он писатель, поэт и написал множество известных сочинений и произведений, упоминает, что дружит с самим Пушкиным: «С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» — «Да так, брат, — отвечает, бывало, — так как-то все…» Большой оригинал.» Иван Александрович - «враль» по обыкновению, он врет и хвастается без умолку, не помня, что он сказал минуту назад. Но в его болтовне проглядывает грустное, даже трагическое. В том мире, который создал Хлестаков, преодолены жесткие бюрократические законы российской жизни. Ничтожный чиновник здесь производится в фельдмаршалы, становится великим писателем или возлюбленным прекрасной дамы. Можно сказать, что вранье позволяет герою примириться с его убогой жизнью.

На следующий день чиновники дают ему взятку, притворяясь, что дают «взаймы». Хлестаков начинает понимать, что чиновники не просто решили радушно его принять, но приняли его за важного государственного служащего. Такая жизнь его устраивает, и он наслаждается чиновничьей глупостью.

Жители города начинают приходить к нему, чтобы попросить о помощи, но он всех их выгоняет и пишет письмо обо всех событиях своему другу Тряпичкину, живущему в Петебурге. В письме он нелестно отзывается о всех чиновниках и насмехается над ними.

Тут Иван Александрович совсем наглеет и начинает крутить роман с дочерью Городничего — Марьей Антоновной. Он даже сватается к ней и дает ее отцу надежды на генеральский чин.

Хлестаков настолько эгоистичный и наглый, что он просидел бы в этом городе еще месяц, наслаждаясь роскошной жизнью, но его слуга Осип говорит отправляться в дорогу. Хлестаков бросает Марью Антоновну перед самой свадьбой под предлогом скорого возвращения: «Хлестаков. А это… На одну минуту только… на один день к дяде — богатый старик; а завтра же и назад.» Иначе говоря, Хлестаков безо всяких угрызений совести может совершить даже предательство.

Следуя из этого сочинения и из самого произведения, становится ясно, что «хлестаковщина» - это то явление, при котором незначительного человека принимают за очень значительного, но суть в том, что человек начинает нагло этим пользоваться. Такое явление и в наши дни встречается часто, но немного в другом виде: одни люди выдают себя за других из-за неуважения или просто из-за тщеславия.

Именно по этой причине комедия «Ревизор» актуальна и в наши дни. Времена меняются, а люди — нет.