• Название:

    Миша защита ВЗ


  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: ODT
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Хотелось бы ответить обосновано, поэтому пока только второй пункт. "Пожалуй, Яхве самое жестокое божество". Итак, рассмотрим законы Пятикнижия.


"ВИНОГРАДНИКА ТВОЕГО НЕ ОБИРАЙ ДОЧИСТА, И ОСТАВШИХСЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЯГОД В ТВОЕМ ВИНОГРАДНИКЕ НЕ ПОДБИРАЙ - БЕДНОМУ И ПРИШЕЛЬЦУ ОСТАВЬ ИХ", "НЕ КРАДИТЕ, НЕ ОТРИЦАЙТЕ ИСТИНУ И НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ ДРУГ ДРУГА", "НЕ ОБИРАЙ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, И НЕ ГРАБЬ, НЕ ЗАДЕРЖИВАЙ У СЕБЯ НА НОЧЬ ЗАРАБОТКА НАЕМНИКА ТВОЕГО ДО УТРА" "НЕ ЗЛОСЛОВЬ ГЛУХОГО И ПЕРЕД СЛЕПЫМ НЕ КЛАДИ ПРЕПЯТСТВИЯ" "НЕ СОВЕРШАЙТЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ НА СУДЕ, НЕ БУДЬ СНИСХОДИТЕЛЕН К НИЩЕМУ И НЕ УГОЖДАЙ ЗНАТНОМУ: ПО ПРАВДЕ СУДИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО. /16/ НЕ ХОДИ СПЛЕТНИКОМ В НАРОДЕ СВОЕМ; НЕ ОСТАВАЙСЯ РАВНОДУШНЫМ К КРОВИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО" "НЕ ПИТАЙ В СЕРДЦЕ ТВОЕМ НЕНАВИСТИ К БРАТУ ТВОЕМУ" "НЕ МСТИ И НЕ ХРАНИ ЗЛОБЫ, И ЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ" (Книга Левит, глава 19)
"И КОГДА БУДЕТ ЖИТЬ У ТЕБЯ ПРИШЕЛЕЦ В СТРАНЕ ВАШЕЙ, НЕ ПРИТЕСНЯЙ ЕГО. /34/ КАК ЖИТЕЛЬ СТРАНЫ СРЕДИ ВАС ПУСТЬ БУДЕТ У ВАС ПРИШЕЛЕЦ, ПРОЖИВАЮЩИЙ СРЕДИ ВАС; ЛЮБИ ЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ"
А запрет навсегда покупать земельный надел, который просто лишил возможности для появления феодалов и крупных землевладельцев? (Глава 25)
"И ЕСЛИ ОБЕДНЕЕТ БРАТ ТВОЙ И ПРИДЕТ В УПАДОК У ТЕБЯ, ТО ПОДДЕРЖИ ЕГО, ПРИШЕЛЕЦ ЛИ ОН ИЛИ ПОСЕЛЕНЕЦ, И БУДЕТ ОН ЖИТЬ С ТОБОЙ. НЕ БЕРИ С НЕГО ПРОЦЕНТЫ И РОСТА"
Чтобы оценить важность этого положения Пятикнижия, следует вспомнить, каким было отношение к неимущим должникам в древнем Риме, где закон позволял кредитору схватить должника и держать его в заключении в своем частном владении, где позволялось заковывать его в цепи, и в случае, если не находилось никого, кто был бы готов заплатить его долг, разрешалось продать его в рабство или убить. Если человек должен был сразу нескольким кредиторам, то римские "Законы двенадцати таблиц" позволяли разрезать тело должника на части. При этом если кто-либо из кредиторов забирал часть тела большую, чем это соответствовало его доле, остальные кредиторы не имели права на компенсацию.

Люди обязаны заботиться о том, чтобы никто из них не голодал и, тем более, не умер с голоду. Более широкое понимание закона заключается в том, что человек обязан обеспечить своему ближнему все необходимое для нормальной жизни. Этот закон, исполнение которого должно быть возложено как на отдельных людей, так и на все общество, представляется нам самоочевидным, однако он не был известен древнему миру. Римский император Константин И был первым европейским правителем, который в 315 г. н. э. ввел систему помощи бедным. Двумя столетиями позже император Юстиниан упразднил ее. В Англии система помощи бедным стала государственным делом только во времена правления королевы Елизаветы. Другие европейские государства ввели подобные системы только в девятнадцатом столетии.

НЕ ВЕРЬ ЛОЖНОМУ СЛУХУ; НЕ ОКАЗЫВАЙ ПОДДЕРЖКИ НЕЧЕСТИВОМУ, ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЕМ. /2/ НЕ СЛЕДУЙ ЗА БОЛЬШИНСТВОМ ВО ЗЛО И НЕ ВЫСКАЗЫВАЙСЯ О ТЯЖБЕ, ИСКАЖАЯ ЗАКОН, ЛИШЬ БЫ СКЛОНИТЬСЯ К БОЛЬШИНСТВУ. /3/ И НИЩЕГО НЕ ПОДДЕРЖИВАЙ В ТЯЖБЕ ЕГО.

/4/ ЕСЛИ ВСТРЕТИШЬ ТЫ ЗАБЛУДИВШЕГОСЯ БЫКА ИЛИ ОСЛА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ВРАГУ ТВОЕМУ, ДОЛЖЕН ТЫ ВЕРНУТЬ ЕГО ХОЗЯИНУ.

/5/ ЕСЛИ УВИДИШЬ, ЧТО ОСЕЛ ВРАГА ТВОЕГО ЛЕЖИТ ПОД НОШЕЮ СВОЕЮ, РАЗВЕ ОСТАВИШЬ ЕГО БЕЗ ПОМОЩИ? ПОМОГИ НЕПРЕМЕННО: РАЗВЬЮЧЬТЕ ОСЛА ВМЕСТЕ. (Книга Исход, глава 23)

Доброе отношение к пришельцу неизвестно древнему миру. Недоброжелательное отношение к чужакам не смягчалось от того, что человек был готов принять верования и обычаи того места, где он решил поселиться. Египтяне откровенно ненавидели пришельцев. Греки называли варварами всех, кто принадлежал к другим народам. Через греческий это слово вошло в европейские языки. В современном мире доброе отношение к пришельцам также встречается не часто. Отмечается, что запрет притеснять пришельца и повеление любить его встречается в Пятикнижии тридцать шесть раз.

Ненависть сама по себе запрещена законом, так как является прямым нарушением повелевающей заповеди "возлюби ближнего своего как самого себя", а также нарушением запрета "не питай в сердце твоем ненависти к брату твоему" (Левит, 19:17). Проявление ненависти допустимо только в том случае, если человек, зная о плохих делах и поступках своего ближнего, являющихся преступлением, с точки зрения законов Библии, увещевал преступника и уговаривал его оставить плохие дела, однако не добился результата, и при этом ему известно, что он является единственным свидетелем совершенного преступления и, следовательно, не может никому рассказать об этом. Все, что ему остается - ненавидеть то дурное, что делает преступающий законы Бога, но ни в коем случае не позволять себе ненавидеть его как человека и как личность. Однако сам преступник становится ненавистником того, кто знает о его дурных поступках и указывал ему на них, и, наверняка, он не руководствуется запретом "не питай в сердце твоем ненависти...". Такое понимание текста (речь идет не о том, кого ненавидишь ты, а о том, кто ненавидит тебя) приводит к другому переводу этого стиха, который хорошо согласуется с другими отрывками текста Библии: "Если увидишь, что осел ненавидящего тебя лежит под ношею своей...". При таком переводе становится понятной и сама заповедь, обязывающая помочь тому, кто попал в беду, даже если он ненавидит тебя: твое действие докажет ему, что ты искренне желаешь ему добра, устранит ненависть из его сердца и позволит ему вспомнить и воспринять все те слова поучения и увещевания, которые ты говорил ему когда-то. И существует большая вероятность того, что теперь он воспримет их.

"НЕ ВЫДАВАЙ РАБА ГОСПОДИНУ ЕГО, КОГДА ОН СПАСАЕТСЯ У ТЕБЯ ОТ ГОСПОДИНА СВОЕГО"
"ДА НЕ БУДУТ УМЕРЩВЛЕНЫ ОТЦЫ ЗА ДЕТЕЙ И ДЕТИ ДА НЕ БУДУТ УМЕРЩВЛЕНЫ ЗА ОТЦОВ - КАЖДЫЙ СМЕРТИ БУДЕТ ПРЕДАН ЗА СВОЙ ГРЕХ."
Ни Иудейское, ни Израильское царства никогда не были державами, мощь которых основывалась на рабском труде безжалостно эксплуатируемых чужеземцев, захваченных в плен или приобретенных у работорговцев за деньги. Закон предоставляет рабу определенный статус в обществе, ограждает его от безжалостной эксплуатации, избиений, не позволяет унижать его человеческое достоинство. Хозяин, нанесший рабу телесные повреждения, обязан отпустить его на свободу. Раба нельзя нагружать непосильной или бессмысленной работой, ему должно быть предоставлено время для отдыха. Не положено содержать его в условиях, которые в сильной степени отличаются от тех, в которых живет семья хозяина. Подтверждением того, что все эти законы в той или иной мере соблюдались на практике, служит тот факт, что на протяжении долгой истории еврейских царств не было ни одного случая восстания рабов, их перехода на сторону неприятеля во время войны или даже единичных случаев убийства хозяев. В Танахе упоминается единственный случай побега рабов от хозяина (Шими бен Гера). Если раб бежит от хозяина, проживающего за пределами границ Святой земли, в Страну Израиля, его запрещено возвращать хозяину. "Какое превосходство юридической системы Библии по сравнению с Кодексом царя Хаммурапи! Согласно этому кодексу всякого, кто только осмелится укрывать беглого раба и не будет содействовать его возвращению законному хозяину, следует предать смерти" (Макфадьен). В Греции и Риме пойманных беглых рабов клеймили раскаленным железом перед тем, как вернуть их хозяину, который по своему усмотрению мог распорядиться их жизнью. В Америке обычай клеймить беглых рабов раскаленным железом сохранялся до середины прошлого века. Как в Греции, так и в Риме поимка беглых рабов была любимым занятием многих искателей приключений. Сенека сообщает, что рабов римских патрициев за мельчайшую провинность ожидали самые суровые наказания: их распинали на крестах, бросали на растерзание диким животным, заковывали в цепи и обрекали на медленную мучительную смерть. Даже стоики выносили на обсуждение вопросы о том, должен ли человек во время кораблекрушения заботиться о спасении раба, если при этом ему придется пожертвовать своей породистой лошадью? Римляне, познакомившись с библейскими законами, не могли осмыслить многие из их требований. Они не могли, например, понять, зачем нужно вводить обязательный для всех день отдыха, а также не могли найти рационального объяснения тому, что раба нужно приравнивать к членам семьи, заботиться о сохранении его жизни и здоровья. Во времена гонений императора Адриана Эльазар Прата был осужден за то, что освободил своих рабов.

Закон заботится о том, чтобы радость человека была полной и не превратилась в горечь разлуки. Он ставит личные переживания человека выше общественных обязанностей. Ни государственный аппарат, ни монарх не могут посягнуть на свободу человека в тот период, когда Творец повелел ему радоваться и дать радость своей жене.

Поскольку ростовщичество в любой его форме считается нарушением строжайшего запрета Библии, передача денег в долг всегда оставалась формой помощи ближнему в трудную для него минуту жизни. Этим объясняется тот факт, что закон готов стать на защиту заимодавца и помочь ему возвратить деньги, переданные во временное пользование ближнему без всякой личной выгоды. Допустимой мерой воздействия на должника, по тем или иным причинам злоупотребляющего помощью, является изъятие в качестве залога какого-либо принадлежащего ему ценного имущества. Но, предоставив подобные права заимодавцу, Библия требует от него не забывать о чувстве собственного достоинства должника. Он не должен врываться в дом того, кто задолжал ему, и хватать любую ценную вещь, которая только попадется ему на глаза или которая понравится ему больше всего. Библия вводит несколько запретов, призванных оградить посягательства на человеческое достоинство в любых ситуациях и при любых обстоятельствах. Книга Второзаконие выдвигает целый ряд положений, которые, вне всякого сомнения, указали всем древним и современным этическим системам главное направление развития и те рубежи, которых им необходимо достичь. Наиболее ярким примером служит следующее положение (Второзаконие, 24:10,11): "Если ты ссужаешь ближнего твоего чем-нибудь, то не входи в дом его, чтобы взять у него залог. На улице постой, а человек, которого ты ссужаешь, пусть вынесет тебе залог на улицу". Любому человеку, как бы он ни был беден, Библия гарантирует право на собственность и элементарное право быть хозяином в пределах тех четырех стен, где он живет (Уэлч).

Закон, запрещающий наказывать детей за вину отцов и отцов за вину детей, приобретает особо важное значение в тех случаях, когда человек совершает преступление против властей. Среди правителей древнего мира, заботившихся исключительно об укреплении собственной власти, одной из самых распространенных мер было наказание семьи преступника. Эта суровая мера становилась предупреждением для всех тех, кто в будущем захочет посягнуть на авторитет властей.

"У человека, который хорошо знаком с разными законодательными кодексами, вызывает настоящее восхищение то, что книга Второзаконие уделяет столь значительное внимание морально-нравственным обязанностям по отношению к тем, кто не может защитить себя сам" (Макфадьен). "На протяжении всей истории человечества ни одна юридическая система ни в одной из стран не уделяла столько внимания защите прав обездоленных" (Хотон). Библия хорошо знакома с постоянным соблазном людей, наделенных властью, который часто побеждает их стремление к честности и справедливости. Этот враг честности - желание встать на сторону сильного, влиятельного, уважаемого и занимающего положение в обществе даже в том случае, если ты не ждешь сиюминутного вознаграждения. Во многих случаях этот соблазн одерживает победу незаметно. Для того, чтобы в обществе воцарилась справедливость, необходимо постоянно следить за тем, чтобы отношение к бедным и беззащитным, защита их прав и внимание к их насущным нуждам соответствовали отношению к богатым и влиятельным людям. Забота об уважении к правам бедных - одна из основных особенностей еврейской культуры во все времена. Пренебрежение к сиротам, вдовам и обездоленным людям моментально подорвало бы всю систему библейских ценностей, лишив какого бы то ни было смысла исполнение заповедей, молитву, воспитание детей, общину.

Наказание ударами ремнем производилось публично и преступник не только испытывал физическую боль, но и позор и унижение, которые сами по себе становились существенной частью наказания. Однако Библия не позволяет рассматривать того, кто совершил преступление, как объект для бесконечного унижения, осмеяния и оскорбления. Все должны четко знать, что число ударов строго определено судом и вместе с последним из них наказание заканчивается. Если человек извлечет урок из произошедшего с ним, он должен быть принят в общество и ему нельзя напоминать о его прошлых преступлениях. Если бы люди увидели, что ему нанесено большее число ударов, чем определил суд, создалось бы впечатление, что раз уж он был осужден на такое позорное наказание, то теперь и в дальнейшем обязанность каждого - бить его, изгонять отовсюду и показывать на него пальцем. Таким образом, цель наказания - не унизить человека и сделать его отверженным, а заставить раскаяться и помочь ему вернуться в общество. "В некоторых случаях обязанность людей - наказывать, а в некоторых случаях - прощать. Но всегда следует проявлять некоторую долю милосердия к преступнику, уже приговоренному к наказанию" (Сили). Ни в одном из юридических кодексов древних цивилизаций и даже более близких к нам по времени социальных формаций и государств невозможно найти ни одного подобного закона. Отличительной чертой всех этих кодексов является тенденция унизить преступника и навечно заклеймить его позором.

Я не буду описывать запреты на жестокое обращение с животными, которые в европейских кодексах появились только в 20 веке.

Итак, мы видим, что (вы же считаете, что эти законы придуманы людьми) законы Библии по гуманности и рационализму превосходят даже современное российское законодательство. Как и по логичности и рационализму. Вы можете утверждать, что все это придумано людьми, но признайте, что эти законы справедливы, умны, гуманны и сильно отличались от окружающих. Так что Бог Ветхого Завета - милостив и справедлив.

Историческая достоверность Библии.

Археологические подтверждения Торы многочисленны, им посвящено несметное количество книг и статей. В рамках этого форума невозможно осветить столь ёмкую тему. Поэтому приведу лишь несколько наиболее известных и убедительных доказательств, ограничиваясь периодом выхода из Египта.

В первую очередь, конечно, приходит в голову известнейший папирус под названием «Речение Ипувера». То, что в нём описано, очень точно соответствует библейскому описанию десяти казней египетских. Это весьма убедительное доказательство того, что описанные в Торе события действительно имели место. После нахождения папируса основные усилия оппонентов Торы были направлены на то, чтобы дать рациональное объяснение казням. Однако сделать это очень трудно. Объяснить одно невероятное стихийное бедствие не сложно. Но тот факт, что десять подобных катастроф постигли египтян одна за другой, настолько маловероятен, что все «рациональные» объяснения выглядят как-то странно.

В пустыне евреи после себя ничего не оставляли, а мёртвых хоронили в огромных братских могилах, поэтому археологических подтверждений скитаний по пустыне не осталось.

То, что после сорока лет скитаний по пустыне еврейский народ завоевал землю Кнаан и жил там в течение полутора тысяч лет (с семидесятилетним перерывом на Вавилонское и Персидское изгнание) не вызывает никаких сомнений — но это уже не относится к Моисея.

Что же касается аутентичности самого текста Торы, я могу привести Вам очень убедительные доказательства того, что мы обладаем необычайно точной «версией» Торы, полностью соответствующей той, которую Моисей получил на горе Синай.

Дело в том, что большую часть своей истории еврейский народ был разбросан по всему миру и состоял из множества разрозненных и «разношерстных» общин. Связи между ними часто были только эпизодическими, а во время войн, переворотов, стихийных бедствий нередко прерывались полностью на долгие годы. В частности, еврейская община Йемена была полностью отрезана от остального еврейства в течение сотен лет.

Когда ситуация изменилась, появились современные средства передвижения и коммуникации, появилась и возможность сравнить свитки Торы, написанные в разных еврейских общинах. После сравнения множества свитков (а сегодня это делается мгновенно с помощью компьютера) было обнаружено, что между ВСЕМИ кошерными свитками Торы из ВСЕХ общин со всего мира, существует только девять разночтений! Причём все они одного типа: хосер/молэ (полное/неполное написание слова, т.е. наличие/отсутствие букв вов и йуд, что на смысл написанного вообще никак не влияет). И это — притом, что свиток Торы содержит 304,805 букв. Значит, можно с полной уверенностью утверждать: все современные свитки Торы восходят к одному источнику и полностью ему соответствуют!

Что же это за источник? Есть только две возможности. Или это та Тора, которую Моисей получил в Синайской пустыне и передал евреям, или более поздняя подделка.

Проблема с подделкой заключается в том, что Моисей передал Тору очень большому количеству людей, которые сразу же стали её переписывать и ею пользоваться — учиться. Чтобы подделать Тору, нужно было бы в первую очередь изъять все или почти все существующие свитки Торы и заменить подделками. Такого рода операция представляется маловероятной по следующим причинам:

1. Большую часть истории у евреев не было центральной власти, которая бы объединяла весь народ. Так что даже если бы удалось заменить Тору в одной общине, евреи смогли бы быстро восстановить её, пользуясь аутентичными копиями из другой общины.

2. За всю свою историю евреи были объединены под центральной властью только во времена Моисей, в начале завоевания Земли Израиля под руководством Йеошуа Бин-Нуна, большую часть правления царя Давида, сорок лет правления царя Соломона и в Персидской империи в царствование Ахашвероша. Кроме Ахашвероша никто в попытке изменить Тору не подозревается. О том, что Ахашверош почти согласился на геноцид всех евреев, хорошо известно. А вот о попытке изменить Тору — ничего.

3. Древние народы передавали огромное количество материала устно. Если бы кто-то предпринял попытку подсунуть вместо оригинала Торы фальшивку, нашлось бы множество строптивых евреев, которые восстановили бы Тору по памяти.

4. Устная традиция упоминает множество несчастий, постигших еврейский народ. Попытка фальсифицировать Тору нигде не упоминается.

5. Известно про множество попыток полностью уничтожить Тору. Ни одна из них не увенчалась успехом. Заменить Тору значительно сложнее, чем полностью её уничтожить.

Каким же образом была достигнута такая точность при передаче Торы? Чтобы найти ответ на этот вопрос, давайте рассмотрим некоторые законы, связанные с написанием свитка Торы:

  • Свиток, в котором есть хотя бы одна лишняя буква или не хватает одной буквы, является некашерным и не может быть использован.

  • Запрещается писать Тору наизусть. Пишущий Тору обязан постоянно иметь перед собой готовый кошерный свиток Торы.

  • Прежде чем написать слово, писец обязан произнести его вслух.

  • Интервалы между буквами, словами, предложениями и главами Торы должны быть выдержаны, иначе Тора не будет кашерной.

  • Каждая буква должна быть настолько читабельна, что даже маленький ребёнок сможет прочесть её отдельно (не глядя на другие буквы в слове).

  • Шрифт, используемый при написании свитка, Торы должен соответствовать стандарту.

  • В последнем поколении несравненно возросло число и размах археологических раскопок во всех местах, где жил наш народ и великие люди Танаха. В результате было совершено много открытий, подтверждающих ошибку тех теоретиков, которые утверждали, что многие факты, приведенные в Торе, требуют пересмотра и уточнения.

  • Практически, все находки в местах, связанных с Танахом и описанных в нем, опровергали предвзятые представления «критиков» Торы и доказывая истинность ее слов. В этой статье мы остановимся только на нескольких примерах, имеющих отношение к одному критическому периоду жизни нашего народа — времени порабощения евреев в Египте.

  • В этом периоде выделяют четыре этапа:

  • 1. Нисхождение в Египет из Кнаана вслед за возвышением Йосефа в доме фараона.

  • 2. Рабство после смерти Йосефа.

  • 3. Десять наказаний египетского народа, посланных Всевышним, чтобы освободить евреев.

  • 4. Выход из Египта.

  • Теперь сравним описание этих четырех этапов в Торе и в документах, найденных археологами.

  • ВОСХОЖДЕНИЕ ЙОСЕФА К ВЛАСТИ В ЕГИПТЕ

  • (БРЕЙШИТ, 41)

  • «И сказал Йосеф фараону: сон у фараона один...А теперь пусть найдет себе фараон человека, понимающего и мудрого, и поставит его над Египтом... ... И фараон сказал своим слугам: «Да найдем ли мы где-нибудь такого человека как он, в котором дух Божий?» И фараон сказал Йосефу... и фараон снял свой перстень с руки, и надел его на руку Йосефу, и надел на него одежду из виссона, и цепь золотую возложил ему на шею. И велел везти его на колеснице второго после царя, которая стала его, и выкрикивать перед ним «Аврех». И поставил он его над всем Египтом».

  • В книге Мировая Энциклопедия Танаха (стр. 207) приводится цитата из египетского папируса (1, столбец 57, строки 1-9), где рассказывается о человеке из Земли Израиля, который достиг величия в Египте, считался очень мудрым и управлял египетским народом с большой мудростью.

  • Согласно содержанию папируса, а также хронологии, ученые установили, что в этом документе о Йосефе (Брейшит, 41) рассказывает его современник-египтянин.

  • А вот цитата из книги «Танах как история» (стр. 91):

  • «Имя египтянина, которому был продан Йосеф, — Потифар (Брейшит, 37:36), имя характерное и известное в Египте. Возведение Йосефа на пост второго после царя точно соответствует протоколу этой церемонии. Он был одет в льняную одежду, в соответствии со своим высоким положением, на палец ему был надет перстень-печать фараона, и еще ему дали одежду из дорогой ткани и золотую цепь (Брейшит, 41:42). В точности так изображают художники на стенах и плитках всякое празднество по поводу назначения какого-либо сановника на пост».

  • НАРОД ИЗРАИЛЯ ПОРАБОЩЕН В ЕГИПТЕ

  • (ШМОТ, 1)

  • «И поработили египтяне Сынов Израиля тяжкой работой. И отравляли им жизнь тяжкой работой с глиной и кирпичами».

  • В могиле одного из египтян, министра фараона, есть рисунки, среди них изготовление кирпичей рабами под руководством надсмотрщиков. Этот рисунок описан в книге «Танах как история» (стр. 108):

  • «Прежде всего бросается в глаза светлая кожа рабов, одетых в короткие туники. Кожа надсмотрщиков несравненно темнее. Светлокожие выглядят семитами, но никак не египтянами».

  • Кроме того, там приводится перевод надписи на одном из рисунков, это прямая речь одного надсмотрщика: «В моей руке палка. Чтобы не ленились».

  • ДЕСЯТЬ КАЗНЕЙ

  • (ШМОТ, 7-12)

  • Существует папирус, который свидетельствует, что в Египте было десять казней. Этот папирус, написанный египтянином, современником этих событий, по имени Ипувер, хранится в Лейденском музее в Голландии. Его номер в каталоге - триста сорок четыре.

  • Папирус написан с двух сторон и насчитывает семнадцать столбцов. В большинстве столбцов по четырнадцать строк. В первом столбце их осталось только три. Столбцы 16-19 повреждены особенно сильно, и все столбцы повреждены по краю верхних и нижних полей. Все же оставшегося вполне достаточно, чтобы сообщить о катастрофах, которые описывает автор папируса!

  • Профессор Имануэль Великовский первый указал на сходство описаний папируса и Торы. По духу папируса ясно, что его писали не как поэму или пророчество о будущем, а как горестное свидетельство о недавнем прошлом и настоящем. По мнению профессора Великовского, известного специалиста по хронологии египетских царств, весь рассказ относится точно ко времени выхода еврейского народа из Египта, согласно датам, принятым в еврейской традиции. Этот папирус — буквальный отчет «с места событий».

  • ПАПИРУС ИПУВЕРА

  • Непосредственное свидетельство очевидца египтянина об исходе из Египта

  • Вот несколько параллелей между строками Торы и описанием папируса.

  • КНИГА ШМОТ ПАПИРУС ИПУВЕРА

  • И превратилась вся вода в Ниле в Река стала кровью (2:10) кровь (7:20)

  • И была кровь во всем Египте Бедствия по всей стране...

  • (7:21) Всюду кровь (2:5)

  • И воссмердела река (7:21) Людям омерзительно пить, сыны

  • И копали все египтяне вокруг человеческие жаждут воды (2:10).

  • реки (чтобы найти) воду для И это наша вода? И это наше

  • питья, потому что не могли пить богатство? Что делать? Все ру-

  • воду из Нила (7:24). шится...(3:10-13)

  • Вот, рука Бога будет на скоте, Все животные - сердце их плачет,

  • который в поле, на конях, на коровы мычат...(5:5)
    ослах, на верблюдах, на коровах
    и мелком скоте — мор очень
    тяжелый... (9:3)

  • И направил Моше посох свой к Деревья уничтожены... (4:14)

  • небу, и послал Бог раскаты грома

  • и град, и огонь разливался по Да, ворота, колонны и стены

  • земле... И был град и огонь, пла- поглотил огонь...(2:10)

  • менеющий среди града...

  • И побил град на всей земле Плачет Египет. Царский дворец

  • Египетской все, что было в поле без изобилия, без плодов, без

  • от человека до скота, и всю траву хлеба...

  • полевую побил град, и все деревья

  • (9:23-25).

  • И налетела саранча... И пожрала Да, уничтожено все, что еще

  • всю траву на земле и все плоды на вчера было видно. Земля оста-

  • деревьях, которые оставил град лась пустой утомленной, как

  • (10:14,15). после уборки льна (5:12)

  • И не осталось никакой зелени на Нет ни фруктов, ни овощей...

  • деревьях и на траве полевой во Голод... (6:11)
    всей земле Египетской (10:15).

  • И встал фараон ночью, сам и все И был великий плач в Египте...

  • рабы его и все египтяне. И был Стон слышится по всей земле,

  • вопль великий в Египте, ибо не перемешиваясь с причитаниями...

  • было дома, где бы не было мерт- (5:14)
    вого (12:30).

  • ИСХОД ИЗ ЕГИПТА

  • (ШМОТ, 13)

  • В том же папирусе египтянин Ипувер рассказывает о «враге страны» и с огромным удивлением пишет о высоком пламени, шествующем перед ними, чему он сам был свидетелем. Приведем соответствующие отрывки из Торы и лейденского папируса.

  • КНИГА ШМОТ

  • ПАПИРУС ИПУВЕРА

  • И было, когда отпустил фараон Смотри! Огонь поднялся высоко-

  • народ... и Господь шел перед ними высоко, и факел его идет напротив

  • днем в столпе облачном, чтобы врагов страны.

  • облегчить им дорогу, а ночью в

  • столпе огня, чтобы им светить

  • (13:21).

  • «Папирус Ипувера» был приобретен Лейденским музеем (Голландия) в 1828 году. Его номер в музейном каталоге – 344. Факсимиле было впервые напечатано в 1846 году.