• Название:

    Пятна крутов


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Крутов В.В., Швецова-Крутова Л.В. Белые пятна красного цвета: Декабристы. - М.: Терра, 2001. Кн. 1-2.

На исходе прошлого года в московских магазинах появилась двухтомная монография "Белые пятна красного цвета: Декабристы". Аннотация выглядит весьма интригующе: "На основании исторических документов авторы воссоздают новый, очищенный от "толстого слоя позолоты" образ декабристов". Заглавие и аннотация сразу указывают, что перед ним обобщающая работа, явно претендующая на академичность и даже "новое слово в науке".

Ничего нового, к сожалению, сказать не удалось. Вся книга - своего рода "повторение пройденного", того, что многократно утверждалось квазипатриотами черносотенного толка, радетелями "чистоты крови". Соответственно восстание 14 декабря 1825 года, по мнению г-на Крутова, подготовили инородцы и масоны, ничтожества, сумасшедшие, пьяницы, развратники, лихоимцы и вообще "обыватели, попавшие волею случая на страницы истории". Вывод автора монографии прост: нет "белых пятен", есть лишь тщательно скрываемые от народа кровавые замыслы злодеев-инородцев.

Меня возмутила не только тенденциозность и некомпетентность автора. Специалистам они и так вполне очевидны. Важнее другое: среди своих союзников и единомышленников автор называет меня, ссылается на мои работы, приписывая мне свои выводы: "Мою точку зрения разделяет и другой историк - О.И. Киянская". Отмечу, что при таких союзниках врагов уже и не надо, а потому - обратимся к работе Крутова.

Главное в книге - рассуждения о морали вообще и об аморальности декабристов в частности.

В качестве эталона автор предлагает себя самого. Как можно заметить, читая это сочинение, автор - сторонник здорового образа жизни, образцовый семьянин. И рачительный хозяин: под Тамбовом у него небольшой земельный участок, где он и работает над своими исследованиями. Трудно судить, насколько все эти автобиографические сведения интересны читателю, но связь их с темой очевидна. Вот, к примеру, автор отказался от спиртного и потому возмущен, что заговорщики строили свои злодейские планы с бокалами в руках. Не зря, солидаризуясь с г-ном Крутовым, их изобличил Пушкин - "между Лафитом и Клико". Явные алкоголики!

Господин Крутов - примерный семьянин, а вот декабрист М.С. Лунин, по мнению автора монографии, тоже буквально изобличен Пушкиным - "друг Марса, Вакха и Венеры". Тут главные претензии - к Вакху и Венере. У хорошего человека, настаивает г-н Крутов, таких друзей быть не может. А еще г-н Крутов недоволен тем, что ссыльным декабристам, "водворив их на поселение", выделили участки сибирской земли - для обработки с целью пропитания. Автор, кипя праведным гневом, пересчитывает десятины на гектары: обидно же - сколько "осчастливленных советских тружеников" могли бы разместить свои дачные участки на земельном наделе одного тунеядца-декабриста!

Особенно непростые отношения складываются у автора монографии с деятелями отечественной словесности. Так, по мнению г-на Крутова, Рылеев никогда не был поэтом. Это все советские идеологи людям головы морочили. Отстаивая свой тезис, он вопрошает: "Да, кстати, вы знаете что-либо из стихотворений этого поэта?" Не был поэтом и осужденный по "делу 14 декабря" А.И. Одоевский: автор монографии убежден, что ни один из "уважаемых читателей" не знает ни одного стихотворения Одоевского.

Не повезло и Радищеву: ну не может революционер быть хорошим писателем! Вот и в "справочнике" Ю.И. Айхенвальда "Силуэты русских писателей", и в выпущенном в 1990 году двухтомном словаре "Русские писатели" биографии Радищева нет. Следует заметить автору монографии: книга Айхенвальда - не "справочник", а сборник филологических эссе. В словаре же "Русские писатели" Радищев не упомянут вовсе не потому, что составители сочли его бездарностью, но потому, что этот справочник посвящен литераторам XIX века. Радищев же, как известно, все основные свои произведения написал в XVIII... И подобные примеры, снабженные апелляцией к мнению "уважаемого читателя", практически на каждой странице.

"Уважение к именам, освященным славою, не есть подлость, но первый признак ума просвещенного. Позорить их дозволяется токмо ветреному невежеству", - писал Пушкин. В порыве правдоискательства, г-ну Крутову следовало бы взвесить свои силы и внимательно ознакомиться с фактами. И не заставлять "белые пятна" отечественной истории краснеть за "ветреное невежество" автора подобного опуса.

Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. Издание третье, с дополнениями. Спб., типография М.М.Стасюлевича, 1900. XIV, 587 с. 23,7 х 15,6 см. В полукожаном переплете эпохи. Очень хорошая сохранность.

Александр Николаевич Пыпин (1833-1904) - выдающийся русский литературовед, славист, этнограф, профессор Петербургского университета, академик Петербургской Академии наук, один из главных редакторов знаменитого журнала «Современник», двоюродный брат Н.Г.Чернышевского. Он был представителем культурно-исторической школы и рассматривал художественную литературу в связи с историей общественной мысли. Основные направления исследований: этнография, фольклористика, палеография, история древней и новой русской литературы. Еще студентом напечатал свой первый труд – «Словарь к новгородской летописи», в «Сборнике Академии Наук». Огромный вклад ученый внес в изучение русской средневековой книжной традиции, в частности, впервые он обратил внимание на так называемые «отреченные» книги и апокрифы. Сосредоточив свои занятия на древней русской повести, А.Н.Пыпин в 1857 году защитил магистерскую диссертацию. Этот его труд по истории древнерусских повестей и сказок, в рамках которого исследователь впервые рассмотрел оригинальный жанр бытовой повести, возникший в России в XVII в., имел фундаментальное значение. Некоторые старинные повести были им исследованы впервые, а другие («Девгениево Деяние», «Повесть о Горе-злосчастии») он впервые открыл при изучении сборников. А.Пыпин начал изучение целого ряда новых тем и литературных жанров, так, ему принадлежат крупные исследования по истории русского масонства, обобщающий труд по истории славянских литератур. Этот труд А.Пыпина был исходным пунктом для новых исследователей. Ученый являлся автором еще целого ряда обобщающих научных работ, среди которых следует отметить «Историю русской литературы» и «Историю русской этнографии», а также множества статей и частных исследований. Труды А.Пыпина стали ценным вкладом в российскую науку.

Книга исторических очерков «Общественное движение при Александре I» богата новыми материалами и дает цельную картину эпохи этого царствования. В ней подробно рассмотрены планы преобразований начального периода правления Александра I, характер и мировоззрение молодого царя, попытки проведения реформ. Даны характеристики его политических соратников и друзей в ранний период царствования: Новосильцева, Строганова, Кочубея, Чарторыйского. Изучены результаты первого периода правления молодого монарха: создание министерств, преобразование Сената, расширение народного образования. Анализируются мысли царя о введении народного представительства и решении крестьянского вопроса. Освещается внешняя политика Александра I, влияние на его мировоззрение событий во Франции. В этот период происходит взлет карьеры М.М.Сперанского. Автор раскрывает характер и убеждения молодого талантливого юриста, рассказывает о составленных им проектах государственных реформ. Представлена борьба либеральных и консервативных идеологий, и если друзья молодости царя, а также М.М.Сперанский, занимали либеральные позиции, то Н.М.Карамзин был столпом консервативной политики. Отечественная война 1812 г. и заграничные походы вызвали подъем общественного самосознания и стремление к реформам, которые бы приблизили Россию к Европе. В 1810-х г.г. активизируется деятельность масонства, появляются новые тайные общества, имеющие целью ниспровержение самодержавия. А.Н.Пыпин одним из первых обращается к исследованию движения декабристов. Освещены общественные взгляды эпохи, выразившиеся в литературе, представлена эволюция воззрений самого царя, который все больше склонялся к консерватизму и мистике.

Для своего времени книги А.Н.Пыпина имела большое научное и историческое значение. Впервые она была выпущена в свет в 1871 году, пользовалась большой популярностью и неоднократно переиздавалась. Третье издание дополнено новой литературой и источниками, которые были открыты к концу XIX в. В приложениях помещены «Записка о древней и новой России» Н.М.Карамзина, «Законоположения Союза Благоденствия», обзор литературы и источников по истории 1820-х г.г., и др.