• Название:

    История появления рока в России

  • Размер: 0.13 Мб
  • Формат: DOCX
  • или


60-е годы

Рок в СССР появился в 60-е одновременно с возникновением его во всём мире. К середине 60-х в Москве и Ленинграде сформировались первые бит-группы, исполнявшие кавер-версии зарубежных хитов. Первой песню на русском языке сочинила московская группа «Сокол», посвятив её появившимся тогда же московским хиппи — это произошло в 1965 году, а сама песня под названием «Солнце над нами» стала на десятилетие их неофициальным гимном. Особую известность в Москве 60-х имели группы «Скифы», «Аргонавты», «Сокол», «Cкоморохи» (группа Александра Градского, ранее основавшего группу «Славяне»). Эти группы оставили записи. «Сокол» сыграл композицию для мультипликационной работы Фёдора Хитрука «Фильм, фильм, фильм» (1968 г.). Музыканты «Скифов» в 2000-х годах случайно обнаружили плёнку с так и недописанным потенциально первым рок-альбомом в СССР (1969 г.). Записи группы убедительно демонстрируют, на каком высоком уровне был рок в СССР в 1960-х годах. Это можно оценить и по присутствию исключительно русскоязычных песен, а не кавер-версий, и по богатому звуку — группа одной из первых в мире (!) использовала фузз, а также многие другие эффекты, созданные самостоятельно и потому не имевшие в то время аналогов. «Аргонавты» обнаружили свои записи 1966-68 гг. в государственных архивах. Группа «Скоморохи» записывалась на студии Мелодия в 1971—1973 году, но только в 1987 году удалось издать эти записи под названием «Размышления шута». Одновременно с набравшей волну популярности,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F" \o "Битломания" битломанией, практически в каждой школе создавалсь своя рок-группа. Многие из этих коллективов потом стали главными лицами сцены 70-х («Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Машина времени»). После завершения высшего образования музыканты бывших независимых групп были вынуждены уйти работать по специальности или вступить в профессиональный коллектив, которым на тот момент являлся ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). Считается, что начало 70-х положило конец первой волне рока в СССР. Апогеем этой волны был Ереванский рок-фестиваль, ежегодно проходивший в 1968—1972 гг и собиравший самые крупные московские коллективы. Но и после распада большинства самых известных команд 60-х и выезда за рубеж многих их членов, рок-музыка продолжала развиваться. Первой группой, записавшей магнитоальбом, оказались московские «Оловянные Солдатики» — это произошло в 1972 году (альбом «Рассуждения»). В 2000-х этот и второй альбом 1976 года были отреставрированы и выложены в сеть. Также «Оловянные солдатики» записали песню для мультфильма «Ну погоди» — «У попа была собака»). Родоначальником ленинградской магнитоальбомной эры оказался Юрий Морозов (1973 г.), что описано в книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока», где работы Морозова ошибочно названы также и первыми альбомами советского рока в принципе (это не так, поскольку на год раньше это сделали «Оловянные солдатики», а ещё в 1969 году это пытались сделать «Скифы»).

70-е годы

Параллельной независимой рок-сцене существовала официальная (и оттого, несравнимо более известная) сцена советских ВИА. ВИА исполняли музыку, близкую к року (например, «Весёлые ребята», «Цветы», «Голубые гитары»), и не удивительно, ведь в то время в них играли иногда полными составами бывшие звёзды рока 60-х. Несмотря на то, что репертуар ВИА проходил утверждение на худсоветах, состоящих из консервативных пожилых политработников, в начале 70-х на миньонах выходили кавер-версии «Битлз», а на концертах все группы обязательно исполняли сегмент, также состоявший из забойных кавер-версий. Петь свои песни не разрешалось, потому что каждая песня заносилась в программу-рапортичку, за каждый факт исполенния которой автору текста и музыки, обязательно бывшему и членом Союза композиторов, перечислялся гонорар. В случае иностранных исполнителей это было делать не нужно. Группы, которые это не устраивало, предпочитали считаться самодеятельными. Однако это лишало возможности выпускать официальные пластинки. Возможности для концертов это не ограничивало, так как группы обычно являлись прикреплёнными к отдельному ВУЗу или факультету, что давало возможность выступать на большой сцене. Самым известным местом выступления рок-групп 70-х в Москве стал ДК «Энергетик» МЭИ, в котором на одном из концертов вынесли чугунные ворота и вызывали конную милицию для наведения порядка, в то время как хиппи подкармливали лошадей сахаром, «случайно завалявшимся в карманах». В этот период в основном распространялись не альбомные, а концертные записи, которые переписывались как самиздат от одного владельца магнитофона — к другому. Для московской рок-музыки 70-х годов было абсолютно нетипичным такое явление ленинградского рока, как  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA" \o "Квартирник" квартирник, широко распространившийся в 80-е годы. В Москве, помимо уже упомянутых групп «Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Машина Времени» особенно были известны «Високосное лето» (записавшие один из редких для 70-х магнитоальбомов), «Автограф», «Воскресение». Рок-группы Ленинграда 70-х, такие как «Мифы», «Россияне», «Санкт-Петербург» тоже выступали на сцене исключительно в электрическом варианте. Для рок-музыки того времени, требовавшей драйва, выступление в акустическом варианте было бессмысленно. В соответствии с велением времени и доминированием стилей  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%82-%D1%80%D0%BE%D0%BA" \o "Арт-рок" арт-рок, хард-рок и  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D0%BA" \o "Прогрессив-рок" прогрессив-рок группы 70-х имели соответствующее звучание: это и были уже упомянутые «Мифы», «Россияне», «Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Високосное лето» (в чём можно убедиться в отношение последних двух по сохранившимся записям — «Удачное приобретение Live’74» и альбом группы «Високосное лето» «Лавка чудес» (1978)). Скорее исключением являлся звук групп «Машина Времени», «Оловянные Солдатики», «Воскресенье», черпавших вдохновение непосредственно в стилях 60-х годов, а потому игравших в более мягком звучании. Это же относится и к ленинградской группе «Аквариум», вдохновлявшейся 60-ми. Но ошибочно считать, что границу между роком, ВИА и авторской песней было бы трудно провести в 70-е годы. Рок-фаны одинаково брезгливо относились и к ВИА, и к бардовской (блатной песне) справедливо за «отсутствие драйва» в их музыке. Однако к 80-м годам в мировой музыке проявились менее тяжёлые стили панк,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/New_wave" \o "New wave" new wave, что по свидетельству первого нью-вейв музыканта Василия Шумова (лидера группы Центр, возникшей в 1980 году) приводило к ненависти со стороны молодого поколения и к представителям более старшей хард-роковой генерации.

80-е годы

К концу 70-х — началу 80-х в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое начало самоорганизовываться не без помощи властей. Чтобы упорядочить стихийное движение, в 1981 году был открыт Ленинградский рок-клуб, первый рок-клуб в СССР (под тихим надзором КГБ). Благодаря рок-клубам, у рок-групп впервые появилась возможность легально записываться и давать концерты, а у властей — держать рокеров под наблюдением. В это время был проведён первый рок-фестиваль «Тбилиси-80». Некоторые группы получили доступ к радио- и телеэфиру благодаря программе «Музыкальный ринг». Эта «оттепель» дала толчок второй волне русского рока, особенно ленинградским группам в стиле « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B0_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0)" \o "Новая волна (музыка)" нью-вэйв» — «Кино», «Алиса», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9E%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B5%D0%BD_(%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0)&action=edit&redlink=1" \o "Оберманекен (группа) (страница отсутствует)" Оберманекен», «Странные игры» и др.

Русский рок пережил трудный период в 1983—85 годах, когда по инициативе К. У. Черненко на самодеятельные группы начались гонения, а организация концертов без участия государственного монополиста была приравнена к частному предпринимательству и грозила тюрьмой. В этот период от подобных мер особенно пострадали московские группы: «Воскресение», «Браво», «Коррозия Металла»; их концерты прекращала милиция, а отдельные их участники даже побывали под арестом.

Только в 1985 году была открыта Московская рок-лаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. А с началом перестройки и гласности в 1985 году у музыкантов появилась возможность выступать с концертами, не опасаясь уголовного преследования за предпринимательство и  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BD%D0%B5%D1%8F%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE" \o "Тунеядство" тунеядство.Популярными становятсяНаутилус Помпилиус,Зоопарк и Бригада С.

80-е в истории русского рока можно сравнить с поздними 60-ми в зарубежной рок-музыке. В городах СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы (см: Группы русского рока), появились люди, последовательно пишущие о рок-музыке ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B9_%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9" \o "Артемий Троицкий" Артемий Троицкий, Александр Житинский), прошли крупные рок-фестивали (« HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0" \o "Литуаника" Литуаника» — 1985-89, «Подольск» — 1987), «СыРок» и др. Прототипом русской рок-музыки 80-х стала англо-американская рок-музыка, а именно, такие ее направления как хард-рок,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%8D%D0%B2%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB" \o "Хэви-метал" хэви-метал, «новая волна», а также панк-рок и частично пост-панк.

Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA" \o "Квартирник" квартирниках». Таким образом, многие коллективы 80-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен. Такие персоналии ниже указаны в скобках после названий групп.

Региональные сцены

Несмотря на то, что увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 80-х оформился ряд центров советского рок-движения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям. Прежде всего выделяются три крупнейших центра русского рока — Москва, Ленинград (Санкт-Петербург) и Свердловск(Екатеринбург)[7].

Центрами рок-музыки в СССР были:

Ленинград (Санкт Петербург). В 1981 году в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Автоматические удовлетворители» (Андрей «Свин» Панов), «Зоопарк» (Майк Науменко), «Мифы», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D1%8F%D0%B4_(%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0)" \o "Бригадный подряд (группа)" Бригадный подряд» (Николай Михайлов). Культовый статус среди поклонников получили группы «Кино» (Виктор Цой), «Алиса» (московско-ленинградская группа, Константин Кинчев) и «ДДТ» (образовалась в 1980 году в Уфе, Юрий Шевчук), Среди прочих значительных коллективов были «Телевизор» (Михаил Борзыкин), « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9E%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B5%D0%BD_(%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0)&action=edit&redlink=1" \o "Оберманекен (группа) (страница отсутствует)" Оберманекен» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%B9_%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2_%D1%84%D0%BE%D0%BD_%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%88&action=edit&redlink=1" \o "Анжей Захарищев фон Брауш (страница отсутствует)" Анжей Захарищев фон Брауш), «Ноль» (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачёв. Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб, большинство активных членов которого хорошо знали друг друга. Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи, и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки. Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении[источник не указан 735 дней], что позволяло без особых проблем исполнять их на «квартирниках» и приближало питерские группы к «традиционному» року 60-х. В то же время для ленинградской рок-тусовки был характерен большой интерес к другим видам искусства — литературе, театру и кинематографу.

«Ария»

Москва, в которой в 1985 году была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры им. Горбунова. Известнейшие московские группы: «Машина времени» (Андрей Макаревич), «Воскресение» (Алексей Романов), «Звуки Му» (Пётр Мамонов), «Бригада С» (Гарик Сукачев), «Крематорий» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD" \o "Армен Григорян" Армен Григорян), «Браво» (Евгений Хавтан). В Московской рок-лаборатории также стали появляться первые электронные рок-группы, такие как «Центр» (Василий Шумов), «Ночной проспект», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80" \o "Биоконструктор" Биоконструктор» и другие. Для столичной рок-музыки (особенно, её первой волны) была характерна ранняя коммерциализация, что отчасти объясняло то, что «Горбушка» являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов. Большинство московских рок-групп существовало сами по себе и формировали свой собственный, ни на что ни похожий стиль, как правило, отличавшейся подчёркнутой несерьёзностью и снисходительным отношением к реальности. Эти качества достигли расцвета в 1990-е годы и способствовали популярности таких групп как «Тайм-аут», «Несчастный случай», «Дюна», «Ногу Свело!» и др. Помимо групп, исполняющих «классический» рок, в 80-е годы в Москве появился ряд коллективов, играющих «металл»: «Ария», «Мастер», «Чёрный кофе» (Дмитрий Варшавский), «Круиз» (Валерий Гаина), «Чёрный обелиск» (Анатолий Крупнов) и «Коррозия Металла» (Сергей Троицкий).

«Наутилус Помпилиус»

Урал и Свердловск (Екатеринбург). В 1986 году был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы из региона: « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D1%84%D0%B8%D0%BD_%D0%94%D0%B6%D1%8E%D1%81_(%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0)" \o "Урфин Джюс (группа)" Урфин Джюс» (Александр Пантыкин), «Наутилус Помпилиус» (Вячеслав Бутусов), « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D1%84" \o "Чайф" Чайф» (Владимир Шахрин), «Настя», «Агата Кристи», «Апрельский марш», «Группа Максима Ильина» (Максим Ильин). Свердловская рок-тусовка была относительно узкой, и особую роль в ней играли поэты-песенники Илья и Евгений Кормильцевы. Уральский рок испытал сильное влияние зарубежных групп 70-х годов (в том числе  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%BE%D0%BA" \o "Психоделический рок" психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок.

Сибирь: «Гражданская оборона» (Егор Летов), «Инструкция по выживанию», (Роман Неумоев), «Калинов мост» (Дмитрий Ревякин),Янка Дягилева. Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 80-е годы было представлено в основном направлением, которое его участники называли  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BA-%D1%80%D0%BE%D0%BA" \o "Панк-рок" панк-роком. Советский сибирский панк-рок опирался не только на англо-американский панк-рок, но и на пост-панк, гаражный рок, психоделию и даже частично на фолк-рок, и представлял собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодёжную субкультуру.

Харьков, где с конца 80-х проводятся рок-фестивали. Наиболее известная рок-группа из Харькова — «Разные Люди» (Александр Чернецкий), в 1989—1994 годах вторым солистом и автором песен в которой был также Сергей Чиграков (Чиж). Некоторые харьковские рок-группы исполняли свои песни на украинском или английском (как рок-группа «Дождь») языках. Наиболее известным музыкальным критиком в харьковской рок-среде был Сергей Коротков [8]. Развитию рок-среды города также способствовало «Радио-50» — возможно, первая частная радиостанция в СССР.

«Красная волна»

В 1986 в США вышел двойной альбом « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Red_Wave" \o "Red Wave" Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино», способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%B9,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0" \o "Стингрей, Джоанна" Джоанне Стингрей — американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже вышла замуж за гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна).

После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в других странах, сотрудничать с зарубежными музыкантами. Группа «Кино» совершила в 1988—89 годах турне по Франции, Италии и Дании, «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Radio_Silence" \o "Radio Silence" Radio Silence» совместно с Дэйвом Стюартом( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Eurythmics" \o "Eurythmics" Eurythmics) при участии  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%BD%D0%B8_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D1%81" \o "Энни Леннокс" Энни Леннокс ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Eurythmics" \o "Eurythmics" Eurythmics) и  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8_%D0%A5%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B4" \o "Крисси Хайнд" Крисси Хайнд ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/The_Pretenders" \o "The Pretenders" The Pretenders).

Конец 80-х — начало 90-х

Конец 80-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%99%D1%8F-%D1%85%D1%85%D0%B0" \o "Йя-хха" Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов.

С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта. В России впервые услышали о группе «Агата Кристи», игравшейпсиходелический пост-панк с элементами  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BA-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB" \o "Готик-метал" готик-метала, в начале 1990-х годов это был самый популярный рок-коллектив в России. Также появились панк-проекты, такие как «Смысловые галлюцинации», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0-%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%AA" \o "Ва-БанкЪ" Ва-БанкЪ», инструментальный ансамбль «Ноль» и рок-н-ролл группа «Ногу свело!», песня которой «Хару Мамбуру» отразила культуру 90-х и стала мегахитом и даже шлягером.

Как протестная субкультура русский рок потерял свое значение с конца 80-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося отечественного шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа «звёздных» коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошёл на спад, многие из них прекратили свою деятельность в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе. Так распались «Автограф», «Кино», «Наутилус Помпилиус», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Gorky_Park" \o "Gorky Park" Gorky Park», «Зоопарк», «Секрет», «Круиз», «Диалог».

Среди тридцати исполнителей, вошедших в первые пять выпусков «Легенд русского рока», активную деятельность к середине 2000-х годов вели лишь около половины.

90-е и современность

«Сплин»

По звучанию русский рок к середине 90-х (примерно с 1993 года) снова приблизился к мировой музыке, фактически влившись в её различные направления уже без того отставания, которое было неизбежным во времена железного занавеса. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 90-х и 2000-х иногда характеризуют как « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D1%81" \o "Рокапопс" рокапопс» (намек на британский жанр « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BF%D0%BE%D0%BF" \o "Бритпоп" бритпоп»).

В 90-х годах многие группы официально переиздают старые альбомы, раньше выпущенные неофициально как самиздат. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока», в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.

«Би-2»

Средства массовой коммуникации стали играть большую роль в развитии рок-музыки. Хотя большинство телеканалов и радиостанций почти игнорирует современные русские рок-группы, в 90-х и 2000-х появляются СМИ, специализирующиеся на этой музыке. Это «Наше радио», телеканалы « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/A-One" \o "A-One" A-One» и «О2ТВ», «Радио Максимум», журнал « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Fuzz_(%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB)" \o "Fuzz (журнал)" Fuzz» и другие.

В российской рок-музыке продолжилось развитие жанров, популярных зарубежом, с постепенным разделением единого движения на них. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж («Король и Шут», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Lumen" \o "Lumen" Lumen», «Пилот», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B8%D0%B2" \o "Наив" Наив», «Тараканы!», «7раса», «Небо Здесь», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D0%B3%D0%BE-%D0%A3%D0%B3%D0%BE" \o "Хуго-Уго" Хуго-Уго») и бритпоп («Мумий Тролль», «Сплин», Земфира, «Маша и Медведи», «Чичерина», «Танцы Минус»). «Тяжелая» сцена расширилась с появлением современных исполнителей пауэр- и симфо-метала («Эпидемия», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Catharsis" \o "Catharsis" Catharsis», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Mechanical_Poet" \o "Mechanical Poet" Mechanical Poet»). Также всероссийской популярности добились рок-группы «несерьезной», комедийной направленности — «Жуки», «Манго-Манго», «Запрещенные Барабанщики», «Несчастный Случай»

Появился русский альтернативный рок в середине 1990-х, остаётся популярен и до наших дней. Изначально, это были  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8D%D0%BF%D0%BA%D0%BE%D1%80" \o "Рэпкор" рэпкор и  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%BF-%D1%85%D0%BE%D0%BF" \o "Трип-хоп" трип-хоп, которые быстро «въелись» в культуру как русского рока, так и хип-хопа. Серьёзный толчок в сторону альтернативы сделали группы «Дубовый Гаайъ» (Дельфин), «Кирпичи», а также группа «Сектор газа», где «Хой» использовал рэпкор в 1990-х. В 2000-х появилась широкая альтернативная сцена, исполнители  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8-%D1%80%D0%BE%D0%BA" \o "Инди-рок" инди-рока,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%8E-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB" \o "Ню-метал" ню-метала,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE" \o "Эмо" эмо,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D1%80" \o "Металкор" металкора — такие как « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Amatory" \o "Amatory" Amatory», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Jane_Air" \o "Jane Air" Jane Air», «Психея», «##### (5diez)», «Apshell», «Слот», «Мои Ракеты Вверх», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Stigmata_(%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0)" \o "Stigmata (группа)" Stigmata», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Rashamba" \o "Rashamba" Rashamba» и множество других. Телеканал « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/A-One" \o "A-One" A-One» активно продвигает эту сцену, учредив премию «RAMP».

С 2000 года постепенно набирает обороты развитие русского блюзового и блюз-рокового направления в музыке. Особенностью его является сохранение традиций и привнесение русских особенностей в исполнительские тенденции. Важным элементом являются глубокие и порой философские тексты. Явлением в русском блюзе стали такие группы как «Юкон», «Дорога на Миссисипи», «Блюз Анклав», «Бабушкины сказки».

Фолк-рок получил новое развитие, сблизившись, с одной стороны, с  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C_(%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B)" \o "Менестрель (ролевые игры)" менестрельской песней («Мельница», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/The_Dartz" \o "The Dartz" The Dartz», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Theodor_Bastard" \o "Theodor Bastard" Theodor Bastard»), а с другой стороны — с так называемым скандинавским фолк-роком («Наследие вагантов», «Тролль гнёт ель», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/White_Owl" \o "White Owl" White Owl», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Tintal" \o "Tintal" Tintal»). Часть групп ориентирована на фольклорные традиции народов России: «Ярос» (славянский фолк-рок), «H-Ural» (хантыйский электрофолк), « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BA" \o "Буготак" Буготак» (бурятский этно-рок) и др.

Русский рок за пределами России

Иногда к русскому року относят себя некоторые русскоязычные группы за пределами России, а также различные группы в странах бывшего СССР, на которые оказал влияние русский рок. Например, такие рок-группы как «Адаптация», которые, несмотря на нахождение в Казахстане (Алма-Ата и Актюбинск), имеют полное право называться русским роком. В связи с этим возникло название «советский рок», так как, по большей части, группы бывшего СССР по звучанию — именно то, что называют русским роком.

Советский рок

В связи с этим возникло название «советский рок», так как, по большей части, группы бывшего СССР по звучанию — именно то, что называют русским роком. Есть группы, созданные русскоязычными эмигрантами в Израиле, Германии, США и Канаде в большинстве своём любительские и практически не известные.

Рок-группы Украины

На Украине рок развивался со времён СССР. Наиболее известные группы — такие как « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=D%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B0_%D0%A0i%D0%BA%D0%B0&action=edit&redlink=1" \o "Dруга Рiка (страница отсутствует)" Dруга Рiка», «5'NIZZA», «Вопли Видоплясова», «Братья Гадюкины» и «Океан Эльзы» — и многие другие в течение 80-х — 2000-х годов сформировали самобытный украинский рок[источник не указан 449 дней], однако и русский рок представлен в творчестве музыкантов Украины тоже достаточно ярко. В частности это группы «Мы100», «ТОЛ», «Хламида», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8B%D0%BC%D0%BD%D0%B0_%D0%A1%D1%83%D0%BC%D0%B8%D1%88" \o "Дымна Сумиш" Димна суміш», «MARVEL», «Дороги меняют цвет»[9]. С русскоязычных песен начинала свой путь группа «Кому вниз» (альбом «Падая вверх»), отдельные русскоязычные песни есть у группы «Вопли Видоплясова».

Русский рок в Финляндии

Folkswagen

KYPCK

Princessa Avenue

Особенности

Хотя в русском роке существуют все те же жанры и стили, что и в мировом, у него есть и свои, национальные, особенности, связанные с использованием русского мелоса . Кроме того, русский рок делает акцент на поэзию и подачу текстов. Иногда «русский рок» рассматривают как отдельный жанр в музыке или в поэзии. Не все рок-группы из России играют русский рок.