Теория идей Платона

Формат документа: docx
Размер документа: 0.01 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Теория идей Платона. Значение платонизма для развития математического естествознания Нового времени.
Платон. Диалог “Федон”
Краткая биография
Платон (Аристокл) (428-427 гг. до н.э. - 347 г. до н.э., о. Эгина, Афины)
ок. 408-407 гг. до н.э. - знакомство с Сократом.
404-403 гг. до н.э. - вовлечение в политическую жизнь: приход аристократии к власти, родственники Платона - Хармид и Критий - оказались на первых ролях в олигархическом правительстве.
399 г. - путешествие в Мегару вместе с другими учениками Сократа, знакомство с Евклидом.
388 г. - путешествие в Италию, знакомство с пифагорейцами, в частности, с Архитом;
Поездка на Сицилию, в Сиракузы по приглашению тирана Дионисия I (мысль о создании правителя-философа).
ок. 387-386 гг. - возвращение в Афины; основание Академии (в гимнасии, расположенной в парке, посаженном в честь героя Академа; впервые упомянуто в диалоге "Менон").
367 г., 361 г. - поездки на Сицилию по приглашению тирана Дионисия II.
360 г. - возвращение в Афины, деятельность в Академии.
Сочинения Платона, упорядоченные грамматиком Трасиллом, могут быть сгруппированы по следующим девяти тетралогиям:
1. Евтифрон, Апология Сократа, Критон, Федон.
2. Кратил, Теэтет, Софист, Политик.
3. Парменид, Филеб, Пир, Федр.
4. Алкивиад I, Алкивиад II, Гиппарх, Любовники (Соперники).
5. Феаг, Хармид, Лахет, Лисид.
6. Евтидем, Протагор, Горгий, Менон.
7. Гиппий Меньший, Гиппий Больший, Ион, Менексен.
8. Клитофонт, Государство, Тимей, Критий.
9. Минос, Законы, Эпиномид, Письма.

Диалог “Федон” - повест­вование о послед­них часах Сокра­та перед смер­тью, его беседе с уче­ни­ка­ми и смер­ти фило­со­фа.
Собеседники:
Сократ — древнегреческий философ.
Эхе­крат — житель Фли­ун­та, пифа­го­ре­ец, уче­ник Фило­лая и Еври­та.
Федон (из Элиды) — уче­ни­к Сократа, осно­ва­тель элид­ской фило­соф­ской шко­лы.
Кебет — фиванец, уче­ни­к Сократа, пифа­го­рей­цев, Фило­лая.
Сим­мий — фиванец, уче­ни­к Сократа, пифа­го­рей­цев, Фило­лая.
Аполлодор — почитатель Сократа.
Критон — почитатель Сократа.

(по Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. I. Античность. ТОО ТК "Петрополис", 1994; Асмус В. Платон. М., “Мысль”, 1969)

Теория идей и ее гносеологические источники
Эйдос (греч. εἶδος, лат forma, этимологическая тождественность русскому «вид») (у Платона) - синоним термина “идея”, трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны, объект достоверного научного знания (ЭБ ИФ РАН)

(Четыре доказательства бессмертия души. Аргумент первый) Взаимопереход противоположностей как аргумент в доказательстве бессмертия души (70-72, 75cd, 77cd, 95).
противоположности (сон и бодрствование, жизнь и смерть)
все возникает противоположное из противоположного (большее из меньшего, слабое из сильного, скорое из медленного, справедливое из несправедливого, живое из мертвого (и наоборот)
промежуточное - два перехода от одной противоположности к другой (и наоборот) (например, рост и убывание, охлаждение и нагревание, засыпание и пробуждение, умирание и оживание)
равновесие противоположностей и переходов
“Если бы воз­ни­каю­щие про­ти­во­по­лож­но­сти не урав­но­ве­ши­ва­ли посто­ян­но одна дру­гую, слов­но опи­сы­вая круг, если бы воз­ник­но­ве­ние шло по пря­мой линии, толь­ко в одном направ­ле­нии и нико­гда не пово­ра­чи­ва­ло вспять, в про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну, — ты сам пони­ма­ешь, что все в кон­це кон­цов при­ня­ло бы один и тот же образ, при­об­ре­ло одни и те же свой­ства, и воз­ник­но­ве­ние пре­кра­ти­лось бы” (72b).
“Раз наша душа суще­ст­во­ва­ла ранее, то, вступая в жизнь и рож­да­ясь, она воз­ни­ка­ет неиз­беж­но и толь­ко из смер­ти, из мерт­во­го состо­я­ния. Но в таком слу­чае она непре­мен­но долж­на суще­ст­во­вать и после смер­ти: ведь ей пред­сто­ит родить­ся сно­ва” (77cd). (доказательство на сомнение, что душа рассеивается после смерти)

Душа и тело (64-69).
В указанных эпизодах представлено рассуждение Сократа о Душе и теле.
дуалистическое понимание души и тела
диалог о бессмертии души (обсуждается ниже)
смерть - отделение души от тела; “быть мертвым” - тело, отделенное от души существует само по себе (аналогично - душа)
философ заботиться о состоянии души, а не тела (отказ от удовольствий и т.д., стремление остаться наедине с душой)
тело препятствует способности мышления (телесные чувства, в частности зрение и слух обманчивы, душа обманывается по вине тела, в размышлении душе раскрывается истина/бытие)
“Ибо если, не рас­став­шись с телом, невоз­мож­но достичь чисто­го зна­ния, то одно из двух: или зна­ние вооб­ще недо­сти­жи­мо, или же дости­жи­мо толь­ко после смер­ти” (66e).“...душа пользуется телом, иссле­дуя что-либо с помо­щью зре­ния, слу­ха или како­го-нибудь ино­го чув­ства (ведь иссле­до­вать с помо­щью тела и с помо­щью чув­ства — это одно и то же!), тело вле­чет ее к вещам, непре­рыв­но изме­ня­ю­щим­ся, и от сопри­кос­но­ве­ния с ними душа сби­ва­ет­ся с пути, блуж­да­ет, испы­ты­ва­ет заме­ша­тель­ство и теря­ет рав­но­ве­сие” (79с)
“Когда же она ведет иссле­до­ва­ние сама по себе, она направ­ля­ет­ся туда, где все чисто, веч­но, бес­смерт­но и неиз­мен­но, и так как она близ­ка и срод­ни все­му это­му, то все­гда ока­зы­ва­ет­ся вме­сте с ним, как толь­ко оста­ет­ся наедине с собою и не встре­ча­ет пре­пят­ст­вий. Здесь насту­па­ет конец ее блуж­да­ни­ям, и, в непре­рыв­ном сопри­кос­но­ве­нии с посто­ян­ным и неиз­мен­ным, она и сама обна­ру­жи­ва­ет те же свой­ства. Это ее состо­я­ние мы назы­ваем разу­ме­ни­ем” (79d)
(Аргу­мент тре­тий: самотож­де­ст­во идеи (эйдо­са) души. Аргу­мент чет­вер­тый: тео­рия души как эйдо­са жиз­ни) Душа как эйдос жизни (78b-82, 96-107).
два вида сущего - зримое и безвидное
безвидное - неизменно, зримое - непрерывно изменяется
в человеке: тело - зримое, изменяющиеся, душа - незрима, безвидное, неизменное
“вывод: боже­ст­вен­но­му, бес­смерт­но­му, умо­по­сти­гае­мо­му, еди­но­об­раз­но­му, нераз­ло­жи­мо­му, посто­ян­но­му и неиз­мен­но­му само­му по себе в выс­шей сте­пе­ни подоб­на наша душа, а чело­ве­че­ско­му, смерт­но­му, пости­гае­мо­му не умом, мно­го­об­раз­но­му, раз­ло­жи­мо­му и тлен­но­му, непо­сто­ян­но­му и несход­но­му с самим собою подоб­но — и тоже в выс­шей сте­пе­ни — наше тело” (80b)
душа проникается телесным через общение и заботы о нем, т.о. душа тяжелеет
? разрушение души при разрушении тела (болезнь, смерть) (как разрушении гармонии лиры при разрушении струн (душа = гармония - неверно) (86-94). Гармония создается благодаря использованию струн, а душа руководит и властвует телом, не наоборот.
? душа существует после смерти, гибель души после изнашивания многих тел (87) (Доказательство бессмертия души - см. ниже)

Взаимоотношение ума (мышления) и чувственного познания (65e-66).
Различение двух планов бытия, чувственного и умопостигаемого,
согласно Платону, изучение мира чувственного бытия не только не способствует познанию бытия истинного, незримого, неизменного, вечно пребывающего, но оно, напротив, мешает этому истинному познанию. Для того чтобы обратиться к познанию истинного бытия, «нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия…» (Государство).
тело препятствует способности мышления (телесные чувства, в частности зрение и слух обманчивы, душа обманывается по вине тела, в размышлении душе раскрывается истина/бытие)
“Ибо если, не рас­став­шись с телом, невоз­мож­но достичь чисто­го зна­ния, то одно из двух: или зна­ние вооб­ще недо­сти­жи­мо, или же дости­жи­мо толь­ко после смер­ти” (66e) - повтор из пт. 1.

Роль воображения в познании (73cde, 74).
знание (припоминание) возникает и через увиденное/услышанное/воспринятое (благодаря 5 чувствам человека + человек может прымыслить нечто иное (вспомнил то, о чем мыслит) - т.е. возникает ассоциация (роль воображения?) (например, при виде музыкального инструмента человек припоминает его владельца 73cde, 74).

(Аргу­мент вто­рой: зна­ние как при­по­ми­на­ние того, что было до рож­де­ния чело­ве­ка) Знание как припоминание (73-76).
все, что мы припоминаем, мы должны были знать в прошлом, значит душа существовала в каком-то месте, прежде чем родить в человеческом образе - т.о. душа бессмертна
“когда чело­ве­ка о чем-нибудь спра­ши­ва­ют, он сам может дать пра­виль­ный ответ на любой вопрос — при усло­вии, что вопрос задан пра­виль­но. Меж­ду тем, если бы у людей не было зна­ния и вер­но­го пони­ма­ния, они не мог­ли бы отве­чать вер­но” (73а).
“...либо все мы рож­да­ем­ся, уже зная вещи сами по себе, и зна­ем их до кон­ца сво­их дней, либо те, о ком мы гово­рим, что они позна­ют, на самом деле толь­ко при­по­ми­на­ют, и учить­ся в этом слу­чае озна­ча­ло бы при­по­ми­нать” (76а).
припоминание вызывается сходством и несоходством; равенство и неравенство вещей (74bcd)
“Но если, рож­да­ясь, мы теря­ем то, чем вла­де­ли до рож­де­ния, а потом с помо­щью чувств вос­ста­нав­ли­ва­ем преж­ние зна­ния, тогда, по-мое­му, «позна­вать» озна­ча­ет вос­ста­нав­ли­вать зна­ние, уже тебе при­над­ле­жав­шее. И, назы­вая это «при­по­ми­на­ни­ем», мы бы, пожа­луй, употре­би­ли пра­виль­ное сло­во” (75e).
знания не теряются при переходе из состояний (жизнь/смерть)

Истина как соответствие идее
подход к вещи/бытию средствами одной мысли, не используя органы чувств
“пока мы обла­да­ем телом и душа наша неот­де­ли­ма от это­го зла, нам не овла­деть пол­но­стью пред­ме­том наших жела­ний” (66ab).
рассматривать бытие в осуществлении
“пола­гая в осно­ву поня­тие, кото­рое счи­тал самым надеж­ным; и то, что, как мне кажет­ся, согла­су­ет­ся с этим поня­ти­ем, я при­ни­маю за истин­ное — идет ли речь о при­чине или о чем бы то ни было ином, — а что не соглас­но с ним, то счи­таю неистин­ным” (100a)

Заключение
Значение платонизма для развития математического естествознания Нового времени
обуславливается, каким способом строит Платон круги рассуждения. Он применяет метод: принимает опредеделенное допущение — гипотезу и прослеживает затем, какие утверждения следуют из нее. Этот метод получил впоследствии название гипотетико-дедуктивного.
Платон логически отработал тот метод доказательства, который в дальнейшем лег в основу античной математики и без которого невозможно было бы возникновение науки как строго доказательного, систематического знания.
(по Гайденко П. П. Обоснование научного знания в философии Платона // Платон и его эпоха. М., 1979)
X