Лекция. Платонов, анализ произведений

Формат документа: docx
Размер документа: 0.02 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Лекция
Литература
11 класс
Личность А. П. Платонова. Рассказы писателя разных лет.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Самобытность художественного мира А. П. Платонова;
2. Теоретико-литературное понятие «гротеск»
3. Анализ текст на примере нескольких произведений писателя.
Тезаурус
Антиутопия – в художественной литературе и в общественной мысли такие представления о будущем, которые в противоположность утопии отрицают возможность построения совершенного общества и предрекают, что любые попытки воплотить в жизнь такое общество неизбежно ведут к катастрофическим последствиям.
Герменевтика – искусство толкования и понимания текстов.
Гротеск – приём, который основывается на чрезмерном преувеличении.
Идиостиль– это авторский стиль писателя или поэта; специфика речи художественных произведений; предмет изучения стилистики.
Сатира – обличающаяирония.
Сюрреализм – направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Утопия – жанр художественной литературы, описывающий модельидеального, с точки зрения автора, общества. Цель – обличение утопического идеала как отклонения от нравственного идеала.
Список литературы
Основная литература по теме:
1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 2. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.
Дополнительная литература по теме:
1. Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. — 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Андрей Платонов (настоящая фамилия писателя — Климентов) был участником всех знаковых событий первой половины XX века: принял участие в революционном движении, в качестве фронтового корреспондента прошёл гражданскую войну, был свидетелем сталинской коллективизации, и, наконец, работал военкором на фронтах Великой Отечественной войны. Безусловно, все эти события нашли отражение в творчестве писателя. Платонов родился в семье железнодорожного машиниста в Воронеже. Учился в церковно-приходской школе, а после — в городском училище. Подростком Платонов работал помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в ремонтных мастерских. В годы гражданской войны служил в Красной армии.
С 1918 года на страницах воронежских газет и журналов он начинает публиковать свои первые очерки, стихотворения, рассказы, заметки об искусстве, сообщения о литературных диспутах.В 1922 году выходит первая книга стихов Платонова — «Голубая глубина», на которую обращает внимание Валерий Брюсов.
В период «великого перелома» Платонов подвергается гонениям. После прочтения повести «Впрок» Сталин присылает в издательство «Красная Новь» письмо, в котором фактически объявляет писателя врагом народа. Ему отказывают в издании «Чевенгура». Не может быть и речи о публикации повести «Котлован».
Во время Великой Отечественной войны Андрей Платонов работает фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». За время войны он пишет: «Одухотворённые люди», «Рассказы о Родине», «Броня» и «В сторону заката солнца». В послевоенные годы автор снова попадает в немилость советской критики, особенно после опубликования в 1946 году его повести «Семья Иванова (Возвращение)». В последние годы жизни Платонова почти не печатают.
Рассказ-фельетон «Усомнившийся Макар», с которого и начинаются у Платонова проблемы с властью, написан в 1929-м году. Произведение представляет собой сатирическое осмеяние социалистического общества и коммунистических идей, где за формальными бюрократическими действиями по «строительству социализма» никто не замечает потребностей души обычного и одинокого в этом обществе человека. Главные герои рассказа – это люди разных слоёв общества. Деревенский житель Макар Ганушкин «больше любил промыслы, чем пахоту, и заботился не о хлебе, а о зрелищах», имел «порожнюю голову» и мудрые руки. Лев Чумовой – «член государства», формалист и бюрократ, для которого важны не личности, а принципы – считался «наиболее умнейшим на селе». Наивный сельский житель Макар вынужден ехать на заработки в многолюдную Москву – «город чудес науки и техники». Автор рассказывает о жизни героя в столице: во всех казённых учреждениях он получает формальную поддержку и небольшую материальную помощь. В рассказе Платонова композиция кольцевая – замкнутая система, из которой вырваться невозможно: Макар возвращается к тому, от кого ушёл искать правды, ко Льву Чумовому, садится напротив него, складывает свои «деятельные», «умные» руки и начинает решать дела в уме, то есть абстрактно, на словах, а не на деле. Платонов, как и его герой, Макар, усомнился, задумался, и эти раздумья не могли быть поняты как предупреждение власти и народа. Они столкнули маленького человека с бездушным государством. Автор показывает на преступное невнимание к «маленькому человеку».
После публикации рассказа «Усомнившийся Макар» Платонов подвергается резкой критике. Произведение называют анархистским и идеологически двусмысленным. Сталин, прочитав рассказ, назвал его произведение идеологически вредным.
Темы свободы и насилия, мысли и слепой веры, сиротства и одиночества, исторической памяти, этичности науки, взаимоотношений взрослых и детей и многие другие звучат у Платонова в романе «Чевенгур», повестях «Котлован» и «Ювенильное море».
Писатель начинает повесть-утопию «Котлован» осенью 1929 года. В этот период он работает в Наркомате земледелия Воронежской области. После статьи Сталина «Год великого перелома» в стране проводится сплошная коллективизация. Главный конфликт повести – это столкновение мысли и слепой веры. «Мы должны каждого бросить в рассол социализма, чтобы с него слезла шкура капитализма» – пишет Платонов в «Котловане» о способах классовой борьбы. В начале повести главного героя, Вощёва, увольняют «вследствие роста слабосильности и задумчивости среди общего темпа труда».
«О чём ты думал, товарищ Вощёв? – О плане общей жизни… Я мог бы выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность. – Счастье произойдет от материализма, товарищ Вощёв, а не от смысла. Мы тебя отстоять не можем… Если все мы задумаемся, то кто действовать будет?». По мнению главного героя, «без думы люди действуют бессмысленно». Ему хочется увидеть некий общий смысл жизни, и эти мысли старается заглушить работой. Вощёв роет с другими котлован для возведения «общепролетарского дома» – гигантского здания, куда планируется переселить весь местный рабочий класс, оставив малые «единоличные жилища» зарастать бурьяном. Люди же в повести Платонова живут страшной и ужасной жизнью, которую даже существованием назвать сложно. Автор постоянно сравнивает их с мертвецами: они живут «без излишка жизни», они «худы, как умершие», падают после работы, «как мёртвые», а иногда и спят в гробах. И бесцельная работа отупляет так, что ни одной мысли просто уже не остаётся. Этот котлован в повести Платонова предстаёт своеобразным символом индустриализации первой пятилетки. В повести мы видим канцеляризмы и словесные штампы советской риторики, которые придают тексту гротескное звучание: «Социалист Сафронов боялся забыть про обязанность радости и отвечал всем и навсегда верховным голосом могущества: “У кого в штанах лежит билет партии, тому надо беспрерывно заботиться, чтоб в теле был энтузиазм труда. Вызываю вас, товарищ Вощёв, соревноваться на высшее счастье настроенья!”».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Единичный выбор.
После опубликования 7 ноября 1929 г. статьи Сталина «Год великого перелома» в стране развернулась…
Гражданская война;
Кампания по проведению сплошной коллективизации;
Электрификация страны.
Правильный ответ:
Кампания по проведению сплошной коллективизации
Писатель начинает повесть-утопию «Котлован» осенью 1929 года. В этот период он работает в Наркомате земледелия Воронежской области. После статьи Сталина «Год великого перелома» в стране проводится сплошная коллективизация. Главный конфликт повести – это столкновение мысли и слепой веры. «Мы должны каждого бросить в рассол социализма, чтобы с него слезла шкура капитализма» – пишет Платонов в «Котловане» о способах классовой борьбы. В начале повести главного героя, Вощёва, увольняют «вследствие роста слабосильности и задумчивости среди общего темпа труда».
Единичный выбор.
Кем работал А. Платонов в годы Великой Отечественной войны?
Военным врачом;
Политруком;
Военным корреспондентом;
Тыловым служащим.
Правильный ответ:
Военным корреспондентом
Во время Великой Отечественной войны Андрей Платонов работает фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». За время войны он пишет: «Одухотворённые люди», «Рассказы о Родине», «Броня» и «В сторону заката солнца». В послевоенные годы автор снова попадает в немилость советской критики, особенно после опубликования в 1946 году его повести «Семья Иванова (Возвращение)». В последние годы жизни Платонова почти не печатают.
X