Чехов Вишнёвый сад Лопахин

Формат документа: docx
Размер документа: 0.01 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Билет №12
2. Образ Лопахина в пьесе А.П.Чехова « Вишнёвый сад»
Чехов в пьесе « Вишнёвый сад» показал, что на смену Раневским и Гаевым явилась новая общественная сила- буржуазия, воплощённая в пьесе в образе купца-промышленника Лопахина.
Петя Трофимов говорит, что любит Лопахина, считает, что у него «тонкая, нежная душа», и в то же время видит в нём хищного зверя.
Ермолай Лопахин хорошо помнит добро, ради Раневской он терпит Гаева, охотно ссужает Любовь Андреевну деньгами, не рассчитывая их когда-либо получить. Ради неё он готов поступиться своими интересами: мечтая завладеть имением, он предлагает проект его сохранения в собственности Раневской.
Лопахин восхищается картиной цветущего мака. Он прост и добр с Петей Трофимовым, от души предлагает ему помощь. Не зря и Пете нравится Лопахин — за тонкие, нежные, как у артиста, пальцы, за «тонкую, нежную душу». Но именно Петя видит в Лопахине « хищного зверя», советует ему «не размахивать руками», т. е. не заноситься, воображая, что все можно купить и продать.
А Ермолай Лопахин, чем дальше, тем больше усваивает привычку «размахивать руками». В начале пьесы это в нем еще не столь заметно. Задумчиво, с улыбкой вспоминает Лопахин, как Любовь Андреевна когда-то приласкала его, обиженного отцом: «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет..».Лопахин еще не раз на протяжении пьесы будет повторять, что он мужик. Но он склонен преувеличивать свою простонародность. В сущности и отец его, деревенский кулак-лавочник, уже не был мужиком, и сам он не крестьянин, а преуспевающий коммерсант.
Вообще Лопахин сложен: решителен и уступчив, расчетлив и поэтичен, истинно добр и неосознанно жесток. Вспомним историю его отношений с Варей. Варя любит Лопахина. И ему она как будто нравится. Лопахин, конечно, понимает, что его предложение было бы для Вари спасением, иначе ей идти в экономки. Он готов сделать решительный шаг и... не делает его. Скорее всего из-за отсутствия настоящей любви и излишней практичности.
Лопахин предлагает вырубить вишнёвый сад, он не понимает, что это кощунство- рубить такую красоту, самое прекрасное, что есть в губернии.
У Лопахина есть своя социальная утопия. Он очень серьезно рассматривает дачников как огромную силу в историческом процессе, призванную стереть грань между «мужиком» и «господами». Лопахину кажется, что уничтожая вишневый сад, он приближает лучшее будущее. «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь»,- говорит Лопахин.
В то же время не раз на протяжении пьесы Лопахин выражает недовольство жизнью, называет её « дурацкой, нескладной, несчастливой»
Лопахин не может не чувствовать иногда противоречия между стремлением к добру, к счастью и жизнью, которую он ведёт. Ведь «заработать 40 тысяч чистых», лезть в миллионеры невозможно, никого не давя, не грабя, не сталкивая с пути. Лопахин чувствует подчас мучительное раздвоение, это особенно ясно в сцене после покупки вишнёвого сада. В монологе Лопахина смешались и противоречат гордость «битого, малограмотного Ермолая, который зимой « босиком бегал», и торжество приобретателя после удачной сделки, и рык хищного зверя, и жалость к Любови Андреевне, и недовольство «нескладной, несчастливой жизнью» И всё-таки последняя фраза Лопахина в этой сцене: « За всё могу заплатить!»
Последний звук, который раздаётся в пьесе,- стук топора по дереву. Он заставляет думать о том, что гибнет, навсегда уходит прежняя жизнь, и о том, что гибнет красота, купленная хищником-приобретателем.
X