skhemy_knizhn

Формат документа: docx
Размер документа: 0.09 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


2.Философия и мировоззрение.
Мировоззрение – совокупность представлений о реальности, система принципов, эталонов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.
обобщенные знания убеждения


жизненные
нормы СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ принципы деятельности


ценности идеалы верования


ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ


мифологическое Религиозное философское


совокупность представлений о мире, совокупность представлений о мире система рационально обосно-
основанных на фантазии и вере в и его происхождении, месте в нем человека, ванных представлений о мире,
сверхъестественные силы, их сходство основанных на вере в сверхъестественную силу месте в нем человека, направлен-
с человеком и человеческим поведением и существование двух миров – высшего (совер- ности, принципах и целях его дея-
шенного небесного) и низшего (несовершенного тельности
земного)

5.Античная философия
Этапы развития античной философии
(философский интерес)
1.Досократовский
(VII-VI в.в. до н.э.)
Материальная субстанция Фалес, Гераклит и др.
Атомы + пустота Левкипп, Демокрит и др.
Числа Пифагор и др.
2.Классический
(V-IV в.в. до н.э.)

Идеи Сократ, особенно Платон и др.
Форма Аристотель и др.
3.Эллинистический
(III-IIв.в. до н.э.)
Самодостаточность человека киники
Счастье человека как наслаждение эпикурейцы
Человек и его космическая судьба стоики
Мудрое молчание скептики

4.Римский
(I в. до н.э.)
Иерархия: Единое - Благо - Мировой Ум
- Мировая Душа – Материя
7. Философия Нового времени XVII-XVIII в.в.
Для философии Нового времени принципиальное значение имела такая проблема, как обоснование оптимального метода научного познания. Проблема метода науки проявилась в полемике между двумя направлениями в гносеологиии 18 век
ЭМПИРИЗМ РАЦИОНАЛИЗМ
(от греч. empeiria - опыт) (от лат. rationalis – разумный)
источник познания - чувственный опыт источник познания – разум,
модификация э-ма - СЕНСУАЛИЗМ логическое мышление
(источник познания - не просто опыт,
а деятельность органов чувств)
Представители
Френсис Бэкон
Рене Декарт
основоположник
«Новый Органон» «Рассуждение о методе»
разработал индуктивный разработал рациональную
метод познания; дедукцию;

Томасс Гобс
Бенедикт Спиноза

«Левиафан» «Богословско-политический
«О теле» тракт»
«О человеке» «Этика»
выдвигал проблемы разрабатывал учение о
научного понимания общества, свободе
государства, права,
религиозной веротерпимости

Джон Локк
Готфрид Вильгельм Лейбниц

«Опыт о человеческом разумении» стремление соединить
учение о различии первичных теорию с практикой
и вторичных качеств
8. Немецкая классическая философия
Представители немецкой классической философии
КАНТ (родоначальник нем-ой кл-ой ф-ии). дуалист

Периоды творчества Канта

докритический
(до 1770г.)

критический
(после 1770г.)


идеи относительно гносеология
возникновения мира «Критика чистого разума»
«Всеобщая естественная этика
история и теория неба» «Критика практического разума»
эстетика
«Критика способности суждения»
ФИХТЕ (закрепил идею активности субъективный
субъекта в познании) идеалист

ШЕЛЛИНГ объективные

ГЕГЕЛЬ (разработка диалектического метода) идеалисты
ФЕЙЕРБАХ (антропологический материализм) материалист


9.Русская философия XIX-XX ст.
Направления общественной и философской мысли России, середины XIX в.
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
выступало за исконно славянский
путь развития русской культуры ЗАПАДНИЧЕСТВО
связывало культурно-историческое раз-
витие России с усвоение и повторением
западноевропейского опыта

А.С. Хомяков Н.Я. Данилевский В.Г. Белинский Т.Н. Грановский
К.С. Аксаков К.Н. Леонтьев А.И. Герцен К.Д. Кавелин
И.В. Кириевский Ф.И. Тютчев Н.П. Огарев В.П. Боткин
Ю.Ф. Самарин Д.И. Писарев П.В. Анненков
российский вариант
европейского либерализма
российский вариант общеевро- пейского романтического консерватизма


НАРОДНИЧЕСТВО
радикальная буржуазно-демократическая программа +идеи утопического социализма
= выступало одновременно и против пережитков крепостничества и против буржуазного развития страны
народники-заговорщики
П.Н. Ткачев
народники-анархисты
М.А. Бакунин
народники-пропагандисты
П.Л. Лавров

в середине 80-х г.г. XIX в. распалось

Философские направления вт.пол. XIX-XX ст.
русский космизм
(тенденции)
социология



космизм либо с при- месью фантастики,
либо опирающийся
на теологию
Н.Ф. Федоров

связана с прогрессом
естествознания и раз-
вита естествоиспыта-
телями
В.И. Вернадский
П.Л. Лавров
Н.К. Михайловский
П.А. Сорокин
11.Марксистская философия
Время создания 40-е годы XIX века

ТВОРЦЫ
(научные работы)

Карл Маркс
Фридрих Энгельс
«К критике гегелевской философии «Положение рабочего класса
права» в Англии»
«Тезисы о Фейербахе» «Происхождение семьи, частной
«К критике политической экономии» собственности и государства»
«Капитал» «Анти-Дюринг»
«Диалектика природы»
идея уничтожения
частной собственности
ХАРАКТЕРИСТИКА
МАРКСИЗМА
атеизм марксизма


проблема практики


философская часть
основана на соедине-
нии материализма с
диалектикой на так
называемом диалекти-
ческом материализме человек рассматривался не
только как продукт природы,
но и как социальный фено- мен (акцент делался на его социальных характеристиках)
развитие общества рассматривалось с материалистических
позиций


что такое человек?
Античность
12.Проблема человека в философии
Античность
МИКРОКОСМОС
человек содержит в себе все основные элементы космоса
(ф- фы милетской школы);
в какой мере Вселенная является макрокосмосом, в такой же
мере и человек является микрокосмосом (Демокрит);
ДУША + ТЕЛО
ДУША + ТЕЛО Душа есть проявление идеи (Платон);
Душа - это форма человека (Аристотель);
Средние века
Средние века
ДУХОВНОСТЬ +
ДУША + ТЕЛО

ДУХОВНОСТЬ + духовность есть связь человека с Богом
ДУША + ТЕЛО посредством веры, любви, надежды, совести;

Новое время (XVIIв.)
Новое время (17 в.)
РАЗУМ

РАЗУМ Существо разумное и действующее по законам разума (Локк);
Мыслю – значит существую (Декарт);
Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия
СВУБЪЕКТ
ДУХОВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СВУБЪЕКТ моральный характер природы человека (Кант);
ДУХОВНОЙ роль деятельности в жизни человека (Фихте);
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ духовность (Гегель);
любовь к ближнему (Фейербах);
Марксизм
Марксизм
ПРОИЗВОДНАЯ
ОТ ОБЩЕСТВА

ПРОИЗВОДНАЯ Проявление общественных отношений (Маркс);
ОТ ОБЩЕСТВА
ХХ в.

ХХ в.
Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и
переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики).
Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики).
Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты).
Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи).
13.Проблема бытия в философии
Вопрос о сущности бытия, способах и формах его существования рассматривался
ПАРМЕНИД
философами Древнего мира
считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и
абсолютно неподвижно; ничего другого, кроме бытия нет.

ПЛАТОН
обосновал: бытие – это мир идей, являющихся истинными,
неизменными, вечно существующими.
ГЕРАКЛИТ
считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще,
сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и
небытия.
Современная материалистическая философия

БЫТИЕ -- категория, которая охватывает все сущее – как материальные, так и духовные феномены
ФОРМЫ БЫТИЯ

бытие естественной природы

бытие природы

объективированное духовное
бытие рукотворной природы


телесное существование человека
как части природы



бытие человека

специфическое человеческое бытие


индивидуализированное духовное

бытие духовного


бытие отдельного человека
в обществе

бытие социального

бытие самого общества


16.Проблема сознания в философии
В ДРЕВНОСТИ
Представление о сознании
В ДРЕВНОСТИ
сознание – проявление души – таинственной «чувственно-сверхчувствительной» сущности, которая считалась ответственной за человеческую жизнь и некоторые важные состояния человеческого тела;душа не отделялась от тела, не существовало разделения на материальное и идеальное;

сознание – проявление души – таинственной «чувственно-сверхчувствительной» сущности, которая считалась ответственной за человеческую жизнь и некоторые важные состояния человеческого тела;душа не отделялась от тела, не существовало разделения на материальное и идеальное;
СОКРАТ И ПЛАТОН

СОКРАТ И ПЛАТОН
душа рассматривалась как некая нематериальная субстанция, независимая от материи, способная вести самостоятельное существование, бессмертная и вечная;

душа рассматривалась как некая нематериальная субстанция, независимая от материи, способная вести самостоятельное существование, бессмертная и вечная;
ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
сознание – первично, материя – вторична;

сознание – первично, материя – вторична;
ДУАЛИСТЫ

ДУАЛИСТЫ
материя и сознание – самостоятельные, равноценные начала;

материя и сознание – самостоятельные, равноценные начала;
сознание производно от материи, оно вторично и активно по отношению к ней;
знание
эмоции
мышление
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
память
воля
внимание
СТРУКТУРА
СОЗНАНИЯ

17. Отражение как свойство материи
ОТРАЖЕНИЕ
это универсальное качество материи, процесс и результат взаимодействия, при котором особенности одного объекта
в иной форме воссоздаются в особенностях другого объекта.

ОТРАЖЕНИЕ
это универсальное качество материи, процесс и результат
взаимодействия, при котором особенности одного объекта
в иной форме воссоздаются в особенностях другого объекта.
физико-химическое отражение
изико-химическое отражение
-происходит по законам механики, физики, химии;
-имеет пассивный характер;
-след не оценивается объектом, на котором он появился;
-отр-е может осуществляться только в непосредственном контакте,
следствия таких контактов содержат определенную информацию
о характере взаимодействия;
физиологическое отражение
физиологическое отражение
-возникает на начальной стадии развития живой природы и присуще одноклеточным структурам;
-более простой формой отражения является раздражимость;
психическое отражение
-на основе раздражимости возможно лишь пассивное приспособление к среде;
психическое отражение
-возникает на более высоком этапе развития живой природы;
чувствительность
-особое значение имеет возникновение нервных клеток, которые принимают сигналы от внешних раздражений; возникает отдельные специализированные органы ощущений и разветвленная нервная система, которая согласовывает их работу;
чувствительность
-отражение в форме ощущений, восприятий и представлений
-появление ч-ти означает переход от пассивного приспособления к активно-поисковой ориентационной деятельности, которая осуществляется в форме наследственного инстинктивного или личностно приобретенного поведения;
отражение в форме сознания

отражение в форме сознания
-носитель – человек, который вышел из недр животного царства
15.Атрибуты материи: движение, пространство, время
качественно разным видам материи соответствуют свои особые
ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ


социальное
биологическое
химическое
физическое
механическое


общественные изменения, процессы
мышления
органическая
жизнь
в
движение
атомов
в
движение
молекул
в
перемещение тел в пространстве
в

Концепции учения о пространстве и времени
Аристотель, Лейбниц, Гегель
Эпикур, Декарт, Ньютон
пространство и время – не особые субстанционные сущности, а формы существования материальных объектов
пространство и время понимаются как особые субстанции, которые существуют рядом с материальной и независимо от нее
РЕЛЯЦИОННАЯ
СУБСТАНЦИОНАЛЬНАЯ


однонаправлено, т.е.направлено от прошлого к будущему через
настоящее
необратимо
вечность, бесконечность и относи-тельность (зависимость от скорости)
равнозначно во всех направлениях
общие
свойства
свойства
свойства
обратимо
одномерно
трехмерно
объективность(независимость
от сознания человека
всеобщность(нет и не может быть
ни одного явления, которое суще-ствует или существовало бы вне пространства и времени
ВРЕМЯ
(форма бытия материи, которая характеризует продолжительность существования, последовательность изменения состояний в развитии всех материальных систем)
ПРОСТРАНСТВО
(форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах)

18.Диалектика как система принципов, законов и категорий
«диалектика» (от греч. dialektike – искусство вести беседу, рассуждать)
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
принцип развития


принцип всеобщей связи


принцип тождества (единства) диалектики,
логики и теории познания


принцип восхождения от абстрактного к конкретному


принцип единства исторического и логического



ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

закон единства и борьбы противоположностей
закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
закон отрицания отрицания

содержание и форма

целое и
часть
сущность и явление


единичное и общее
причина и следствие

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
необходимость и случайность
возможность и действительность
система, структура, элемент

ДРЕВНОСТЬ
14. Развитие философских взглядов на материю
древнекитайские, древнеиндийские, вавилонские и первые древнегреческие философы-материалисты
ИДЕАЛИСТЫ
СУБЪЕКТИВНЫЙ
ИДЕАЛИЗМ
ОБЪЕКТИВНЫЙ
ИДЕАЛИЗМ
отрицали существование материи
ставили ее существование в зависимость от неко-его неземного сознания, мирового разума, духа
ДЖ. БЕРКЛИ заявил, что материи нет,что ее никогда никто не видел, что, если мы изгоним понятие о ней, его исчезнове-ния никто не заметит, ибо оно ничего не обозначает
у ПЛАТОНа реальность материи придает духовная сила
у ГЕГЕЛЯ «абсолютная идея» порождает материю и начинает сущ-ть в виде материальных вещей
МАТЕРИАЛИСТЫ XVII-XVIII вв.
вместо кат-ии «материя» применяли пон-е «субстанция», означающее первооснову всего сущего
П.ГОЛЬБАХ, Д.ДИДРО, Ж. ЛАМЕТРИ придерживались тех же представлений что и П. ГАССЕНДИ ( считал атомы первоэлементами, которым свойственна плотность и непроницаемость, сводил различие атомов к величине, форме и виду)
МАРКСИЗМ
по ЭНГЕЛЬСУ пон-е «материя» должно отражать то, что есть общего во всех бесчисленных явлениях и вещах, их существование вне и независимо от сознания
в качестве материи выдвигали то или иное чувственно-конкретное тело, наиболее распространенное вещество, которое они считали первоначалом всего сущего
Фалес
Анаксимен
Гераклит
Эмпедокл
Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар
вода
воздух
огонь
вода, воздух, огонь, земля
бесчисленное число атомов

10.Особенности развития философской мысли Беларуси
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
XVI в. – начали распространятся идеи гуманизма
XVI в. – начали распространятся идеи гуманизма


Франциск Скорина
(первый крупный представитель общественной мысли Беларуси)


попытка утвердить права человеческого разума, показать его значение и силу

подчеркивает роль разума и значение «мудрости» в жизни человека


тянулся к свету знаний, стремился осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношение между человеком и природой



основной девиз – все для науки и блага простых («посполитых») людей

Сымон Будный
(продолжатель традиций Скорины во вт. пол. XVI в.)


начав с критики духовенства постепенно пришел к отрицанию ряда догматов христианской церкви, в том числе догмата о бессмертии души


Вениамин Будный
(белорусский гуманист)
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

проповедывали материализм, прикрытый оболочкой пантеизма, открыто отстаи-вали идеи сенсуализма и выступали против теории врожденных идей Декарта
С. Петрицкий, А. Бурский, Я. Ионстон, Л. Вольцоген
(польские мыслители, оказавшие положительное влияние на развитие прогрессивной мысли Беларуси XVII в.)
в 1559г. издал сочинения «Апоффегмата, т.е. ясных и нравоучительных речей книги четыре», в котором изложены учения древних философов

основная проблема гносеологии
20. Проблема познания в философии. Субъект и объект познания: проблема взаимосвязи.

вопрос о соотношениях объекта познания (окружающего мира)
и субъекта познавательной деятельности (человека)


философы в решении вопроса о познаваемости мира

АГНОСТИКИ
(так или иначе отрицающие
познаваемость мира)
ГНОСТИКИ
(признающие истинность человеческих знаний)

Юм ограничивался восприятиями как чем-то данным и утверждал, что выйти за их пределы невозможно; он сомневается в объективности существования мира.
ФОРМЫ АГНОСТИЦИЗМА
ЮМИЗМ
Кант признавал существование реального мира, но утверждал, что его принципиально нельзя познать

КАНТИАНСТВО
отрицает объективное предметное содержание ощущений и утверждает непознаваемость мира

ИДЕАЛИЗМ И.МЮЛЛЕРА
обосновывает свои исходные положения ссылкой на интуицию, которую он понимает как внезапное внутреннее озарение, вызванное причинами, непостижимыми разумом

ИРРАЦИОНАЛИЗМ
теоретическое опровержение агностицизма заключается в разработке
ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
в основе лежит признание внешнего мира и его отражение в человеческом сознании

ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
пр-п «объективности рассмотрения» познаваемого предмета
пр-п адекватности (схожес-ти) образов и прообразов в процессе познания
введение практики в самую основу теории познания

21.Чувственное и рациональное в познавательном процессе
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
взаимосвязаны,
одинаково необходимы
ЧУВСТВЕННОЕ
РАЦИОНАЛЬНОЕ

СЕНСУАЛИЗМ
(решающая роль чувств в познании)
в процессе познания не следует пренебрегать ни показаниями органов чувств, ни доводами разума

понятие
умозаключение
суждение
МЫШЛЕНИЕ
(высшая функция человеческого мозга, состоящая в опосредованном, отвлеченном и обобщенном отражении предметов внешнего мира, их существенных сторон)
ощущение
восприятие
представление
ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ
(активное чувственное познание, осуществляемое с помощью органов чувств)
путь познания человеком действительности таков: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике»
Дж. Локк; Дидро, Гольбах, Гельвиций; Беркли, Юм
сенсуалисты утверждали, что в разуме нет ничего такого, что не пришло бы предварительно через чувства; это верно, т.к. разум непосредственно с внешним миром не связан и все знания о мире получает через органы чувств
Декарт, Лейбниц, Кант
рационалисты считали, что чувства дают «тем-ное» знание, а «светлое», глубокое знание спосо-бен давать разум; но, подчеркивая роль разума в познании мира, рац-ты не могли объяснить твор-ческие способности разума и происхождение за-конов мышления; они выдвинули учение о «врожденных идеях»
РАЦИОНАЛИЗМ
(решающая роль разума в познании)
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

28.Природа и общество
влияет на

ПРИРОДА ДАЕТ СРЕДСТВА К СУЩЕСТВОВАНИЮ. Она дает материалы и энергию, необходимые для жизнедеятельности людей. Общество находит в природе пресную воду для жизни, потребностей с/х и промышленности, воздух – для дыхания и горения, а также природные пути сообщения, строительные материалы;
ПРИРОДА ОБЩЕСТВО

ПРИРОДА ВЛИЯЕТ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА И СПЕ-ЦИАЛИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ. Напр., не случайно население Исландии и Норвегии в своем абсолютном большинстве традиционно занималось рыбным промыслом, а население Египта – выращиванием хлопка;

ПРИРОДА УСКОРЯЕТ И ЗАМЕДЛЯЕТ РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ. Влияние этого фактора было особенно значительным на ранних стадиях общества, хотя он важен и поныне. Со временем, с развитием производительных сил и увеличением власти человека над природой, значение его будет неуклонно снижаться;

ПРИРОДА МОЖЕТ УНИЧТОЖАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Такие естественные явления, как засухи, наводнения, извержения вулканов, землетрясения, способны затормозить развитие общества;

ПРИРОДА ВЛИЯЕТ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.
Напр., с открытием теории относительности существенно изменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы.

влияет на

ОБЩЕСТВО РАСШИРЯЕТ ОБЪЕМ И ПРЕДЕЛЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.
Современная наука утверждает, что человек разумный возник в некоторых отдельных районах нашей планеты и постепенно расселился по всему миру;
ОБЩЕСТВО ПРИРОДУ
ОБЩЕСТВО НАПРАВЛЯЕТ СВОИ УСИЛИЯ НА ВОССОЗДАНИЕ ПРИРОДЫ. Это вызвано так называемыми социально-экологическими проблемами, к которым относятся: проблема достаточности природных ресурсов; проблема опасного для здоровья людей загрязнения окружающей среды; проблема роста народонаселения планеты.
ОБЩЕСТВО УСИЛИВАЕТ ИНТЕНСИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ путем: а)увеличения объема использования природных ресурсов (увеличивается добыча полезных ископаемых, расширяются посевные площади); б)вовлечения в производственную деятельность природных процессов, которые раньше не использовались (энергия приливов, геотермальных источников естественные свойства вечной мерзлоты);
ОБЩЕСТВО ВЛИЯЕТ НА СТРУКТУРУ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. Под влиянием производственной деятельности человека не только существенно меняется ландшафт, но происходят также изменения в тепловом и энергетическом балансе среды, меняется состав веществ, которые участвуют в геологических и биологических круговоротах, а также сам характер этих круговоротов;
ОБЩЕСТВО ИЗУЧАЕТ И ОСВАИВАЕТ ПРИРОДУ «ВГЛУБЬ». Это проявляется, с одной стороны, в изучении уже известных естественных явлений на уровне микропроцессов, а с другой – в открытии и промышленном использовании неизвестных раньше свойств и законов природы;

23.Проблема истины в философии. Практика как критерий истины
ИСТИНА
(адекватное отражение объекта в сознании субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта)

м-т ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ определяется характером, природой как истины, которую практи-ка подвергает проверке, так и самой практики; как бы ни подтверждалась та или иная истина общественной практикой, она всегда сохраняет момент относительности, который зависит от бесконечного движения и развития материального мира, отражаемого в знаниях, уровня развития общественного производства, науки, познавательных возможностей человека, его мышления и т.п., т.е. рамок конкретной исторической эпохи, уровня развития производства.
м-т АБСОЛЮТНОСТИ состоит в том, что практика в конечном счете выступает единствен-ным критерием, при помощи которого мы отделяем правду от лжи, истину от заблуждения;
всякая истина, выдвигаемая исследователем, соответствует действительности только в тех пределах, в каких она подтверждается практикой.
МОМЕНТЫ В ПРАКТИКЕ КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ
через предвидение будущего
активный эксперимент
через сопоставление следствий из теории с фактами (а точнее с суждениями, фиксирующими очевидность фактов)
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ДАННЫХ НА ПРАКТИКЕ
ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ выступает в различных видах
это содержание че-ловеческих знаний о действительности, не зависящее ни от субъекта, ни от че-ловека, ни от чело-вечества
это полное, точное, исчерпывающее от-ражение объекта в сознании субъекта; в широком понима-нии – абсолютное знание обо всем мире
это такое знание,ко-торое в принципе правильно, но не-полно отражает дей-ствительность, не дает ее всесторон-него, исчерпыва-ющего образа
это истина, в кото-рой правильно отра-жена сущность оп-ределенных явлений и тех конкретных условий, в которых эти явления развиваются
КОНКРЕТНАЯ
ИСТИНА
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ
ИСТИНА
ОБЪЕКТИВНАЯ
ИСТИНА
АБСОЛЮТНАЯ
ИСТИНА

31.Власть, ее структура и функции
СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ
Государство и его институты,
Политические элиты и лидеры,
Политические партии
МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Принуждение,
Насилие,
Убеждение,
Поощрение,
Право,
Страх и т.д.
СТРУКТУРА ВЛАСТИ

ОБЪЕКТЫ ВЛАСТИ
Индивид,
Социальная группа,
Масса,
Класс и т.д.
ФУНКЦИИ ВЛАСТИ
Господство,
Руководство,
Регуляция,
Контроль,
Управление,
Координация,
Организация,
Мобилизация.
ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ
Авторитет,
Сила,
Престиж,
Закон,
Богатство,
Знание,
Харизма,
Интерес и т.д.

24.Культура и цивилизация
КУЛЬТУРА
ДУХОВНАЯ
МАТЕРИАЛЬНАЯ



совокупность знаний, форм и методов мышления, сфер идеологии (философия, искусство, наука) и способов деятельности по созданию духовных ценностей
совокупность материальных благ, средств и форм их производства, а также способов овладения ими


человекотворческая
(гуманистическая)
ценностно-
ориентационная

коммуни-
кативная

познава-
тельная
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ


регулятивная
(нормативная)
преобразова-
тельная

эмоционального регули-рования жизнедеятель-ности человека

ЭТАПЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ


АГРАРНЫЙ
ведущая сфера жизнедеятельности общества – обработка земли

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ
ведущая сфера жизни общества – промышленная деятельность

ЭРА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГУМАНИЗМА
преимущества технического прогресса соеди-няются с возрастанием роли человека, его интересов и потребностей

25.Материальное производство: его роль в обществе
СТРУКТУРА МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Р
О
Л
Ь
В
О
Б
Щ
Е
С
Т
В
Е
МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
(подлинная основа развития общества, всех других видов деятельности людей)
история предстает как порождение человека человеческим трудом
трудовая производственная деятельность людей имеет своим результатом не только возникновение, но и дальнейшее развитие человеческого общества
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ОБЩЕСТВЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРЕДМЕТЫ ТРУДА
СРЕДСТВА ТРУДА
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА
РАБОЧАЯ СИЛА
«ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
(отношения между людьми в процессе производства)
«ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ»
(отношение людей к природе)


30. Личность и общество
личность имеет право и экономические и правовые возможности свободно выбирать в соответствии со своими способностями и призванием профессию, место и образ жизни
отношения свободной личности
отношения вещной зависимости людей при их личной независимости
индустриальное общество
для индивидов этого типа характерна полная зависимость от жестко регламентированной системы общественных связей, которая может принимать вид рода, общины, сословия, касты и т.д.
отношения личной зависимости
ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ
(основанные на формационном подходе к истории)
АВТОНОМНАЯ личность
(субъект отвергает конформизм во имя независимости своих суждений, своего призвания и осознания своей ответственности перед обществом)
личность «ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИЗВНЕ»
(субъект подчинен бюрократической организации, связан с усложнением промышленного производства и урбанизацией общества)
личность «ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИЗНУТРИ»
(активный субъект конкурентной борьбы эпохи свободного предпринимательства)
личность «ТРАДИЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННАЯ»
(архаическое общество)
СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРЫ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
(по мнению Д.Рисмена)


32. Сущность общественного прогресса и его критерии
коммунистический тип
капиталистическое общество
докапиталистическое общество
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА
экологический
развитие сущност-
ных сил человека
развитие творчес-ких сил человека
КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС
(это такой вид социальных изменений, который характеризуется наличием поступательных процессов в обществе и связан с выдвижением цели общественного развития)

X