Вступ. слово на защиту

Формат документа: docx
Размер документа: 0.02 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.




Теги: МГУ. Диплом. Гоголь. Гоголеведение. Речь на защиту. Филфак
  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Многоуважаемые члены государственной экзаменационной комиссии!
Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему: «Судьба художника в повестях Н.В. Гоголя («Невский проспект» и «Портрет»).
Актуальность выбора данной темы связана с рассмотрением вопроса влияния ранних русских повестей о художнике начала 1830-х годов на развитие типа «петербургского» художника в «Невском проспекте» и «Портрете» Н.В. Гоголя.
С этой целью проанализированы и впервые типологически сопоставлены «Невский проспект» и «Портрет» с повестями начала 1830-х годов: «Живописец» и «Портрет» В.И. Карлгофа, «Художник», А.В. Тимофеева, «Живописец». Н.А. Полевого. Эти произведения в свое время были достаточно известны в литературных кругах и могли иметь влияние на Гоголя, его «петербургские» повести («Невский проспект» и «Портрет»).
В первой главе исследуются типы художников в повестях Карлгофа, Тимофеева и Полевого с точки зрения мотивно-образной структуры; выявляется авторская позиция по отношению к герою-художнику. При этом обнаруживается сближения автора с его идеальным художником. Эта черта является отличительной по отношению Гоголя к своему типу «петербургского» художника.
Выявляются ключевые особенности, которые сближают повести Карлгофа, Тимофеева и Полевого с поэтикой «Невского проспекта» и «Портрета». Основными мотивами, формирующими образ художника, являются: проблема развития и становления таланта, столкновение мечты с действительностью, влияние петербургской среды на судьбу художника, мотив сна наяву и роковой сделки, роль итальянского искусства и образ Италии в жизни художников. Также немаловажную роль играет религиозная символика в сюжете произведений.
Сопоставление ранних повестей Карлгофа, Тимофеева и Полевого с повестями «Невский проспект» и «Портрет» позволяет говорить об эволюции образа художника, углублении мотивов и тем, связанных с искусством.
Во второй главе «Невский проспект» и «Портрет» рассматриваются как единый художественный замысел писателя. Неслучайно некоторые исследователи рассматривали образ «петербургского» художника как воплощение религиозно-эстетического миросозерцания Гоголя.
В поэтике «петербургских» повестей выявляются три типа художника: первый - это сентиментально-простодушная натура Пискарева; второй - меркантильно-ремесленническая натура Чарткова; наконец, третий - идеально-гармоничный образ художника-монаха, в котором обнаруживаются агиографические черты. Последний тип соединяет в себе и религиозно-эстетические воззрения писателя, связанные с его взглядами на особую роль искусства в жизни художника. По представлениям Гоголя, искусство должно стать «незримой ступенью к христианству». Этот важный принцип становится ключевым в развитии образа религиозного живописца из «Портрета».
Принцип синтеза и зеркальности трех типов художников отражается в противопоставлении таланта и ремесла, в мотивах искушения, в мистическом образе Петербурга, слиянии и противопоставлении образов автора и рассказчика, физической смерти или духовного возрождения героя.
Важной чертой в развитии образа художника также являются библейские мотивы, которые пронизывают повествование «Невского проспекта» и «Портрета».
Также рассматриваются возможные прототипы образа религиозного живописца в «Портрете». Исследуются причины, побудившие писателя изменить в сюжете «Портрета» предмет картины, созданной монахом-художником (изменение Богородичного мотива на тему Рождества Христова).
В работе выявлены связи поэтапного развития художественных особенностей первых русских повестей о художнике с петербургскими повестями Гоголя («Невский проспект» и «Портрет»). Эти особенности касаются не только сюжета, мотивов и образов, но и проявляются на стилистическом и композиционном уровнях, меняясь от схематично-упрощенных (у Карлгофа) на углубленно-драматические (у Тимофеева, Полевого, а затем – у Гоголя).
Наконец, нами отмечена важность авторского взгляда на развитие образа художника в ранних русских повестях и у Гоголя. Обнаруживается максимальное сближение авторской позиции с его идеальным художником (у Карлгофа, Тимофеева и Полевого) и многосторонний, неоднозначный взгляд на образ «петербургского» художника у Гоголя. Этот своеобразный писательский ракурс не только создает особый стиль повествования, меняясь от автора к рассказчику, а иногда сливаясь с ним, но и формирует уникальный гоголевский тип «петербургской» повести о художнике.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы при чтении курсов на тему развития искусства и образа художника в русской литературе 30-х годов XIX века; для рассмотрения типов художников в творчестве Карлгофа, Тимофеева, Полевого, Гоголя; для изучения влияния образа художника на развитие литературной традиции в творчестве других писателей; а также для дальнейшего изучения рассматриваемого вопроса в современном гоголеведении.
Благодарю многоуважаемых членов государственной экзаменационной комиссии за внимание и предоставленное мне слово.
X