Це́рковь Пресвято́й Тро́ицы и базилиа́нский монасты́рь_распечатка

Формат документа: docx
Размер документа: 0.04 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.




Теги: Богословский турнир
  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Це́рковь Пресвято́й Тро́ицы и базилиа́нский монасты́рьПо преданию, православный храм появился в дубовой роще уже XIV веке, спустя несколько лет после мученической казни виленских страстотерпцев Антония, Иоанна и Евстафия. На месте гибели мучеников собирались для молитвы христиане и соорудили здесь небольшую часовню. При содействии второй жены Ольгерда Иулиании на месте часовни была построена церковь во имя Святой Троицы, в которую были перенесены тела мучеников.
Существует Металлическая мемориальная плита, гласящая, что на месте храма приняли мученическую смерть Антоний, Иоанн и ЕвстафийК началу XVI века деревянная Троицкая церковь пришла в упадок и представляла собой развалины. Король Сигизмунд I во внимание к заслугам великого гетмана литовского князя Константина Острожского и в благодарность за победу в битве под Оршей разрешил ему постройку в Вильне двух каменных церквей, в том числе Свято-Троицкой. Возведённая в 1514 году церковь была по форме готической, с контрфорсами, высокой крышей и треугольным фронтоном. Одновременно на средства Константина Острожского было возведено здание монастыря. Рядом с храмом была возведена высокая восьмиугольная колокольня.
Монашеская обитель при Троицкой церкви действовал уже по меньшей мере с конца XV века. Здания монастыря неоднократно перестраивались. В монастыре получили воспитание выдающиеся церковные деятели митрополит Киевский Макарий, пострадавший от татар священномученик; Иона II, полоцкий архиепископ и впоследствии литовский митрополит; литовский митрополит Сильвестр Белькевич и другие. Монастырь как первая в Вильне христианская обитель пользовался особыми преимуществами. После разделения Русской митрополии на Киевскую и Московскую монастырь подчинялся вселенским патриархам, а его настоятели возводились в сан митрополита.
С 1584 года при Свято-Троицком монастыре действовало православное братство, объединявшее православных жителей города разных сословий для защиты и распространения православия. При монастыре около 1585 года были основаны духовное училище, составившее конкуренцию иезуитской коллегии, и типография. В типографии в 1596 году был отпечатан первый восточнославянский букварь со словарём «Наука ку читаню, и розумѣню писма словенского: ту тыж о святой Тройци, и о въчловеченіи Господни» Лаврентия Зизания. Посетив в 1588 году Вильну, константинопольский патриарх Иеремия благословил православное братство.
В конце XVI или в начале XVII века внутренние стены церкви были оштукатурены и расписаны.
Базилианские монастырь и церковь
Уже в 1601 году в Вильне митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Ипатий Потий основал при Троицком монастыре первую духовную семинарию Русской униатской церкви.[2]В 1608 году по указу короля Сигизмунда III монастырь был передан униатским монахам базилианам. Православное братство, училище и типография перешли в Свято-Духов монастырь. Туда же были перенесены мощи виленских мучеников.
В 1622 году Евстахий Корсак-Голубицкий пристроил к северному фасаду главного корпуса церкви часовню Святого Луки. В 1628 году на средства земского писаря Яна Коленды к южному фасаду, по левую сторону от входа в храм, была пристроена часовня Воздвижения Святого Креста. Ян Коленда в часовне устроил алтарь, а под ним склеп для себя и своих потомков, для чего пожертвовал на вечное поминовение 3000 злотых и свой дом в Вильне на Серейкишках.
В 1628 году к базилианам перешла бывшая печатня братьев Мамоничей. В базилианской типографии в XVII—XVIII веках было отпечатано около двухсот книг на разных языках, в том числе и на литовском (к 1839 году было напечатана 51 литовская книга). Во время восстания Якуба Ясинского в монастырской типографии печатались воззвания повстанцев. В 1839 году типография была ликвидирована.
Около 1670 года церковь ремонтировалась. Монастырь и церковь пострадали в 1706 году при сильном пожаре, истребившем большую часть города. В восстановленной церкви помимо главного алтаря было устроено шесть новых — алтарь Святого Креста, Святого Василия Великого, Божией Матери, Иосафата (Кунцевича), Святого Николая и Святого Онуфрия. Перед главным алтарем был устроен съёмный иконостас, чтобы его можно было снять, когда в праздничные дни приглашалось служить римско-католическое духовенство. После пожаров 1706 и 1728 годов восстанавливался купол храма.
В часовне по правую сторону от входа в богатом мраморном саркофаге был погребён строитель Ян Скумин Тышкевич со своею супругой Барбарой, урожденной Нарушевич. Об этом свидетельствует надпись на плите в стене. Ян Тышкевич был ревностным распространителем унии и защитником базилианскаго ордена, опекал монастырь и при жизни приготовил в Троицкой церкви склеп для своего погребения и построил над ним часовню Благовещения Пресвятой Богородицы. После его смерти в 1747 году он вместе с женой и сыном был торжественно погребён в этой часовне. Его дочь Евгения-Екатерина, вышедшая замуж за коронного конюшего Корибут-Вишневецкого, записала монастырю 15000 польских злотых с тем, чтобы ежедневно отправлялась заупокойная обедня.
Здание монастыря и храма перестраивались после пожаров 1748 и 1760 годов. В 1761 году была проведена барочная реконструкция храма под руководством Иоганна Кристофа Глаубица. После этого архитектурный облик храма утратил готические черты и приобрёл барочные; по углам западного и восточного фасадов были возведены башенки (сохранилась только их пара у восточного фасада).При Свято-Троицком монастыре с XVI века действовал женский монастырь. Монастырь занял здание, в 1609 году перестроенное из трёх соседних готических домов. На средства князей Сапег в 1630 году здание было расширено. Позднее к нему были пристроены два флигеля. Настоятельницей монастыря была дочь Павла Сапеги Екатерина. При женском монастыре находилась небольшая библиотека из книг на польском языке. Женская обитель находилась рядом с мужской, от которой отделялась сначала деревянною оградою, затем каменной стеной, построенной в 1777 году. Помещение монахинь находилось по правую сторону от входа в Троицкий монастырь. Своей церкви в женском монастыре не было, и монахини ходили в Свято-Троицкую церковь через калитку, проделанную у первых ворот. Монахиням женской обители была отдана часовня Воздвижения Святого Креста, пристроенная к церкви по левую сторону от входа. В часовню из женского монастыря вела особая закрытая галерея. Около 1784 года она была разрушена; в 1792 году была построена новая деревянная галерея через колокольню, которая вела в часовню Воздвижения Святого Креста. Тогда же были увеличены окна церкви.
Храм ремонтировался в 1820 году под руководством архитектора Жозефа Пусье.
Православные храм и семинария
Около 1826 года настоятельница женской обители Дамасцена Важинская открыла при монастыре пансион для девиц. Обучением занимались монахини, гувернантки, а также светские учителя, обучавшие воспитанниц пансиона музыке и танцам.
В 1841 году (по другим сведениям в 1842 году) женский монастырь был упразднён, его помещения и движимое имущество перешли в собственность Кафедрального православного собора. В принадлежавших женской обители помещениях впоследствии были устроены жилые квартиры.
Троицкий монастырь по предложению Иосифа (Семашко), тогда униатского епископа, впоследствии православного литовского митрополита, был перечислен в третьеклассный (по штату 1842 года ему полагались один настоятель-HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%82" \o "Архимандрит"архимандрит, пять иеромонахов, один монах и четыре послушника), а освободившиеся здания, принадлежавшие прежде монастырю, были отданы под православную духовную семинарию.
Семинария была переведена в Вильну из местечка Жировицы Гродненской губернии в 1845 году. Для приспособления зданий под семинарию по распоряжению митрополита Иосифа (Семашко) были произведены капитальная переделка и необходимые постройки. В 1851—1852 годах реконструировалась часовня Скуминов (часовня Благовещения Пресвятой Богородицы) по проекту архитектора Михаила Прозорова. В ней была устроена церковь во имя Святого Иоанна Богослова.
Генерал-губернатор М. Н. Муравьёв, ревниво следивший за восстановлением в крае древних православных святынь, выделил на оборудование семинарских зданий 60 тысяч рублей. При Муравьёве была заново перекрыта железом крыша церкви. В 1867 году здание монастыря реконструировалось, при этом разбирались разделяющие прежние кельи стены, чтоб получились просторные классные помещения. В 1869 году монастырь был окончательно упразднён. Во второй половине XIX века была пристроена круглая башня с юго-западной стороны монастырского ансамбля.
По проекту Николая Чагина в 1869 году были надстроены башенки главного западного фасада, возведён новый восточный фронтон церкви, сооружён деревянный купол с расписанными окнами (разобранный в начале XX века); здание приобрело черты архитектуры историзма.
На пилонах, поддерживавших купол, были развешаны изображения святых. Деревянный иконостас Троицкой церкви был простым, окрашенным масляной краской и местами отделанным позолотою. Икона Спасителя у царских врат была заключена в массивную серебряную ризу. В церкви имелись иконы кисти академика И. Ф. Хруцкого, сына униатского священника, и иконы Святого Онуфрия, Святых Апостолов Петра и Павла и другие, исполненные художником Ф. Смуглевичем. Иконы были вывезены в 1915 году, с приближением немецких войск к городу, вглубь России.
XX век
После Первой мировой войны в 1919 году храм был передан католикам. Несколько лет продолжался спор о правах собственности на здания монастыря между светскими польскими властями и православной консисторией. В 1927 году по судебному решению здания перешли в собственность государства. Однако часть здания бывшего базилианского властями была оставлена в пользование православной духовной семинарии.
В другой части с 1919 года располагались Белорусская гимназия, белорусский сиротский приют, Белорусское научное общество; с 1921 года также белорусский Историко-этнографический музей имени Ивана Луцкевича. В 1939 году Белорусское научное общество было ликвидировано, музей продолжал действовать до 1943 года, когда по требованию немецких властей помещение было освобождено для госпиталя, а экспонаты вывезены в помещения отделения изящных искусств Университета Стефана Батория рядом с костёлом Святой Анны.
В 1940 году храм был закрыт. В 1946—1960 годах монастырские здания занимал Вильнюсский педагогический институт, в 1964—1969 годах здесь работал Вильнюсский филиал Каунасского политехнического института. С 1969 года здания церкви и монастыря принадлежали Вильнюсскому инженерно-строительному институту.
В 1991 году храм был передан греко-католической общине. С тех пор в храме ведётся ремонт. В 1994 году церковь отошла к монахам базилианам. Монахи занимают также незначительную часть помещений бывшего монастыря. Частью помещений пользовался Вильнюсский технический университет им. Гядиминаса. С 2008 года в части зданий монастыря располагается отель и ресторан «У базилиан» („Pas Bazilijonus”).
Трёхэтажное здание бывшего монастыря сохраняет черты барокко и классицизма. К западному фасаду западного корпуса пристроен двухэтажный флигель и трёхэтажная круглая башня. Фасад украшен дорическими пилястрами, между которыми размещены прямоугольные окна. Две колонны поддерживают деревянный фронтон над входом у восточного фасада западного корпуса. У этого входа в 1992 году на здании монастыря, в котором действовала Белорусская гимназия, были открыты две мемориальные таблицы — в память поэтессы Натальи Арсеньевой, которая здесь училась в 1921—1921 годах, и учителя, классика белорусской литературы Максима Горецкого. Открытая в 2005 году мемориальная таблица в память белорусского священника Адама Станкевича, одного из учредителей Белорусской гимназии и сиротского приюта, была украдена.[3]Келья Конрада
В начале XIX века в южном крыле монастыря была устроена тюрьма. Здесь в 1823—1824 годах содержались арестованные по делу филоматов, среди которых были Адам Мицкевич, Игнацы Домейко, Александр Ходзько. Подкупив стражников, заключённые по ночам встречались в келье, в которой содержался Мицкевич. Эта келья получила название «кельи Конрада»: в III части драматической поэмы Мицкевича «Дзяды» её главный герой, носящий автобиографические черты, в такой келье ведёт спор с Богом и сатаной и переживает духовное перерождения, превращаясь из Густава в Конрада. Позднее в помещениях бывшего монастыря содержались также участники восстания 1831 года, ещё позднее в 1838—1839 годах здесь пребывал в заключении Шимон Конарский, откуда он и был препровождён к месту казни.
В 1920-х годах место кельи Конрада в восточном конце южного корпуса установил историк архитектуры Юлиуш Клос. Это помещение не сохранило своего прежнего вида: стена кельи Конрада в 1867 году была разобрана и соединена с соседним помещением, где в советское время располагалась библиотека Вильнюсского инженерно-строительного института. После перехода здания базилианского монастыря в 1927 году в собственность государства из той части здания, где находилась келья Конрада, были выселена православная духовная семинария. В 1929 году был проведён необходимый ремонт, вернувший келье прежний вид. В её стену была вмурована мемориальная мраморная таблица с текстом на латинском языке, который в «Дзядах» Густав написал на колонне, поддерживающей тюремные своды:
Богу Наилучшему, Величайшему. Густав умер в 1823 г., в первый день ноября; здесь родился Конрад в 1823 г., в первый день ноября
Помещение было передано Союзу польских писателей Вильно. Здесь же разместилось Польское общество краеведения. В келье Конрада устраивались литературные вечера.
В послевоенные годы над входом в монастырское здание была установлена мемориальная таблица, затем в 1970 году её сменила другая таблица в память о том, что в этом здании содержались в заключении Мицкевич и другие филоматы и здесь разыгрывалось действие «Дзядов».
В 1990-х годах предпринимались попытки возродить традицию «литературных сред» в келье Конрада. В первой возобновлённой «литературной среде» в 1992 году участвовал Чеслав Милош. Некоторое время помещения вместе с кельей Конрада арендовала немецкая компьютерная фирма, затем эта часть здания монастыря была передана монахам базилианам.
В 2008 году в монастырском здании после ремонтных работ был открыт отель «У базилиан» („Pas Bazilijonus”). В келье Конрада был устроен гостиничный номер. Копия довоенной мемориальной таблицы «для удобства постояльцев», как объяснял совладелец отеля, была перемещена в коридор. Сама келья Конрада была перенесена в пристройку, заново отстроенную между зданием монастыря и церковью на месте снесённой в XIX веке пристройки.[4] В мае 2009 года состоялось открытие экспозиции «Келья Конрада» (автор Йоланта Поль из Литературного музея им. А. Мицкевича в Варшаве), изображающая место заключения Адама Мицкевича. Часть польской общественности расценила уничтожение подлинной, хотя и реставрированной кельи Конрада как вандализм, а новую «келью Конрада» — как профанацию.[5]↑ В «Путеводителе по городу Вильне и его окрестностям» А. А. Виноградова помещён перевод:
Всякий, здесь предстоящий,Взор свой на се устреми,И вдох свой молитвенный,К Богу простри.Была во дни оны обительИ женская здесь;Начальница этой обителиТвердую в благочестии душу имела,Константией звали ееОна вместе с сестрою своею,Рахилью Еленскою,(По мужу Юшкевич),(В Ковне судьею он был),К единому в жизни влеклась:Жить для Бога, Подателя жизни,По совести жизньюСвою жизнь оживлятьИ в честной славеВсегда пребывать.В этом и жизни сей цельСтавили обе оне.Одна из них успеАпреля 13-го.Семь лет прожилаПосле 1750 года;А чрез год после нееИ другая сестра умерла,Июня 4-го 1758 года,Сей памятник печальный друзья воздвигли:Фома Иерей Петриковский,Рафаил Вилкомирский Подсудок,Михаил полкоморий Мозырский иГедеон, подстароста в том же Мозыре,Судебный писарь великого Литовскаго княжества.Кто бы ты ни былМолящийся здесь:Инок ли скромный,Иль в мире живущий,Простой богомолец Храма сего,От похотей мираПрибывший сюда,В обитель святуюДля общей молитвы:Ко всем моя просьба:Лежащего здесь прахом своимЛуки многогрешного,Галузы Бурмистра,Жившего в ВильнеИ усопшего в нейМая 19-го 1759 года,В полдень ли, вечер, иль утра,Когда б ни подошел,К этой плите ты приникниИ грешную душу покойногоАнгельской вестью к Деве ПречистойБратолюбиво ее осени.
X