ДЕМО. Конспект Ревизора Гоголя. Пейзажная лирика

Формат документа: docx
Размер документа: 0.03 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


ПРИМЕР КОНСПЕКТА
развернутые описания героев с употреблением эпизодов для аргументации
1. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий; служит чиновником 30 лет; плохо выполняет свои обязанности (не следит за чистотой на улице, за состоянием богоугодных заведений), опытный мошенник, наживается везде, ворует деньги из казны (разворовал деньги из казны на строительство церкви), играет в карты
2. Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер (отвечает за пересылку писем, руководит почтовыми станциями, лошадьми и смотрителями и др.); из любопытства вскрывает и читает чужие письма, а некоторые оставляет себе; именно он узнал об обмане Хлестакова, раскрыв и прочитав его письмо к Тряпичкину
различные индивидуальные заметки относительно анализируемого произведения (напр., о композиции в «Евгении Онегине», образ Петербурга в «Шинели», символы и смысл эпиграфа в «Господин из Сан-Франциско и проч.). Смотреть после «дополнительно»:
Дополнительно (отрывок!):
— Истории слесарши Пошлепкиной и унтер-офицерской вдовы еще раз подтверждают тот факт, что в городе N творится беззаконие и произвол. Городничий и другие чиновники города N не выполняют свои обязанности, нарушают законы, обижают невинных людей и т.д.
— Город N (не Н!) - это собирательный образ уездного города первой половины XIX века
Город погряз в пороках общества, и для всех это воспринимается как норма
Это собирательный образ российских городов
Уездный город в «Ревизоре» - отражение современной действительности
— В уездном городе N творится беззаконие и произвол, поэтому приезд ревизора так пугает местных чиновников (бардак в суде, больнице, училище, на улице горы мусора; чиновники не выполняют обязанности: берут взятки, нарушают законы)
— детальный образ города: городничий берет взятки с купцов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназначенные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На улицах города – «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту должность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что… правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного супа он дает больным одну капусту. Почтмейстер Шпекин вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, невысокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебрежительное отношение к народу – эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии
— особый конфликт: нет положительных героев, развитием действия движет страх героев быть разоблаченными
— авторская задача - раскрыть пороки чиновничества уездных городов России 1830-х гг.
— социальная комедия: взяточничество, чинопочитание, невежество, глупость, халатное отношение к должностным обязанностям
— Чиновники смотрят на службу как на источник личного обогащения
— общественный вопрос: вопрос об отношении тогдашних должностных лиц к своим обязанностям и к закону
цитаты, ёмко характеризующие темы, затронутые в том или ином произведении
Характеристика чиновников города N:
- От смеху ты бы умер (Хлестаков про чиновников в письме к Тряпичкину)
- странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено (Городничий о своих «грешках»: считает нормой сложившуюся ситуацию – казнокрадство, взяточничество, прочий произвол)
История с унтер-офицершей, которую по ошибке высекли:
Она сама себя высекла (комментарий городничего, не желающего отвечать за ошибку)
Чинопочитание:
Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул (Лука Лукич Хлопов)
Произвол:
Смотри! не по чину берешь! (Городничий – квартальному, когда тот взял сукна не два аршина на мундир, а всю штуку. Акцент не на прекращении произвола, а на том, что это допустимо, но мера разная – от чина зависит)
«РЕВИЗОР» Н.В. ГОГОЛЬ
Род: драма Направление: реализм Жанр: комедия Время описываемых событий: первая половина 19 в, провинциальный город N Дата написания: 1836 г
Сюжет: Д1. Городничий, собрав всех чиновников города, сообщает о приезде ревизора, говорит, чтоб чиновники держали свои учреждения в порядке. Вошедшие Бобчинский и Добчинский рассказывают всем: в гостинице остановился чиновник Хлестаков, похожий на ревизора. Городничий собирается посетить его. Д2. В гостинице Осип жалуется про себя на то, что ему нечего есть. Вошедший Хлестаков (едет из Петербурга в отпуск к родителям, потратил все свои деньги и живет в гостинице в долг, не зная, чем заплатить) посылает Осипа просить еды у трактирщика, который уже не даёт еду из-за того, что Хлестаков третью неделю не платит. Трактирного слугу от хозяина, пришедшего к Хлестакову, он убеждает принести еду, тот приносит, Хлестаков остаётся недоволен – еды мало, он не наелся. Вошедший Осип объявляет о приходе городничего: Хлестаков пугается, что его арестуют за долги. Городничий принимает Хлестакова за ревизора и предлагает ему покинуть гостиницу, поселиться у него дома, а долги обещает оплатить сам, посылает Добчинского с запиской к жене: подготовить комнату для «ревизора». Д3. Хлестаков с городничем осматривают богоугодные заведния. В доме городничего. Жена и дочь городничего готовятся принять дорогого гостя, "ревизора" Хлестакова. Городничиха посылает за дорогим вином. Городничий знакомит Хлестакова со своей женой и дочерью. Хлестаков рассказывает о своей жизни в Петербурге: врет, что дружит с Пушкиным и министрами, даёт балы. Городничий верит и трясется от страха. Пока «ревизор» отдыхает, чиновники со страхом обсуждают его – вдруг донесет. Городничий и его семья расспрашивают Осипа о предпочтениях Хлестакова, тот ради выгоды говорит, что хозяин любит порядок, радушный прием и вкусную еду. Пришедшим полицейским городничий приказывает не пускать купцов с жалобами: боится, что от них «ревизор» узнаёт правду о жизни в городе. Д4. В доме городничего на следующее утро. К Хлестакову по очереди заходят чиновники. Хлестаков просит денег в долг у каждого из чиновников. Чиновники воспринимают это как удачный момент для взятки. Они дают Хлестакову заранее приготовленные крупные суммы, надеясь так задобрить "ревизора". Собрав с чиновников круглую сумму, Хлестаков наконец понимает, что его принимают за ревизора. Он пишет письмо своему другу в Петербург, рассказывая о глупости чиновников города N. Отправив письмо, Хлестаков собирается уезжает из города (по совету Осипа), чтобы избежать разоблачения. К дому городничего приходят купцы с жалобами на городничего, у которых он тоже просит в долг. Также к Хлестакову обращается слесарша Пшлепкина: городничий незаконно отправил её мужа в солдаты. Жалуется унтер-офицерша: её по ошибки высекли розгами вместо кого-то другого. «Ревизор» обещает всем помочь. Хлестаков, оказавшись наедине с дочерью городничего, любезничает с ней, целует в плечо, она пугается и Хлестаков падает на колени и извиняется. Входит жена городничего, выгоняет дочь. Хлестаков признаётся в любви городничихе, ей приятно. Вновь входит дочь, Хлестаков бросается к ней и просит её руки. Входит городничий, у которого «ревизор» просит выдать за него дочь. Городничий благословляет их. Хлестаков говорит, что уезжает на один день и скоро вернется. Берет ещё в долг у городничего, уезжает. Д5. Городничий приказывает записать имена всех купцов, которые жаловались, фантазирует со своей женой о будущем в Петербурге, которую им поможет устроить будущий зять. Городничий принимает поздравления ото всех. Внезапно прибегает почтмейстер с письмом Хлестакова к другу, которое он вскрыл на почте. Почтмейстер объявляет, что Хлестаков вовсе не ревизор. Чиновники поражены этой новостью. Приходит жандарм и сообщает, что в город приехал настоящий ревизор. От этой новости чиновники впадают в ужас.
Идея: изображение пороков чиновничества начала 19 в. в России
Герои:
1. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий; служит чиновником 30 лет; плохо выполняет свои обязанности (не следит за чистотой на улице, за состоянием богоугодных заведений), опытный мошенник, наживается везде, ворует деньги из казны (разворовал деньги из казны на строительство церкви), играет в карты
2. Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер (отвечает за пересылку писем, руководит почтовыми станциями, лошадьми и смотрителями и др.); из любопытства вскрывает и читает чужие письма, а некоторые оставляет себе; именно он узнал об обмане Хлестакова, раскрыв и прочитав его письмо к Тряпичкину
3. Петры Ивановичи Бобчинский и Добчинский – помещики города N; городские сплетники (именно они первые пускают мысль о том, что Хлестаков – ревизор); Добчинский женат (по словам Земляники, жена изменяет с судьёй и дети тоже от судьи) и имеет детей
4. Степан Ильич Уховертов – частный пристав (начальник полиции города), обязанности не соблюдает (подчиненные ему полицейские пьянствуют вместо выполнения работы)
5. Анна Андреевна – жена городничего; любопытная (не терпится узнать все о ревизоре), высокомерная; развлекает себя гаданием на картах
6. Марья Антоновна – дочь городничего; жеманна и кокетлива
7. Иван Александрович Хлестаков – дворянин; не умеет тратить деньги (спускает на разные удовольствия) и ждет помощи от родителей; врун (сочиняет про знакомство с Пушкиным, про авторство книг ему не принадлежащих, про то, что даёт балы); чиновники принимают его за ревизора, а он этим пользуется (берет в долг, живет несколько дней); его принимают за важную персону, давая ему повод обманывать весь город
8. Осип – пожилой слуга, крепостной крестьянин Хлестакова; мудрый (понимает, что его барина приняли за другого, и уговаривает его как можно быстрее покинуть город, пока его обман не раскрылся), в какой-то мере даже с характером (отказывается идти за едой в гостинице, аргументируя, что не дадут всё равно), но терпелив (Хлестаков оскорбляет его)
9. Мишка – слуга городничего, молодой крепостной крестьянин; проворный
10. Держиморда, Свистунов и Пуговицын – квартальные (полицейские), сами нарушающие закон (Держиморда бьёт и правого и виноватого)
11. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья уже 15 лет; закрывает глаза на то, что в здании суда сторожа держат гусей, как в сарае; берет взятки борзыми щенками и считает это нормой; прочитал пять-шесть книг, а потому «несколько вольнодумен» (ирония Гоголя)
12. Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ (руководит всеми училищами города и отвечает за образование населения), воняет луком; учителя, им руководимые, ненадлежаще выполняют обязанности: один ломает стулья, от другого идет запах, как с винокуренного завода
13. Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений (отвечает за больницы, приюты и пр.); не следит за порядком в своих заведениях (в больнице лежащие в ней курят, а сами больные похожи на кузнецов; считает, что больные сами выздоровеют, а нет – значит суждено умереть; больных кормят капустой вместо положенного габерсупа); подлый человек (выдаёт «ревизору» правду о своих коллегах-чиновниках: про почтмейстера, судью)
14. Христиан Иванович Гибнер – уездный лекарь (главный врач города); иностранец, не знающий русского языка (соответственно, помочь больным не может; придерживается мнения Земляники (человек простой: умрёт, так умрёт…)
15. Тряпичкин – друг Хлестакова; ветреный (любит, как и Хлестаков, переезжать с квартиры на квартиру, недоплатив); занимается литературой и пишет язвительные статьи в газеты (Хлестаков просит его поместить в газету историю про этих чиновников)
16. Слесарша Пошлепкина – пожилая мещанка; жалуется «ревизору» на городничего: он незаконно забрал её мужа в солдаты (очередь идти в армию подошла к сыну портного, но его родители дали взятку, тогда городничий пристал к сыну купчихи – тоже взятку дали, поэтому забрали в армию её мужа)
17. Унтер-офицерская вдова – женщина, которую ни за что высекли розгами (бабы на рынке дрались, полиция не успела приехать и разобраться, высекли эту вдову); просит «ревизора» оштрафовать городничего
Дополнительно:
— Истории слесарши Пошлепкиной и унтер-офицерской вдовы еще раз подтверждают тот факт, что в городе N творится беззаконие и произвол. Городничий и другие чиновники города N не выполняют свои обязанности, нарушают законы, обижают невинных людей и т.д.
— образ Хлестакова: персонаж воплощает собой все негативные черты уже не провинциальных, а столичных чиновников: мотовство, хвастовство, невежество, легкомыслие. Он не сразу догадался, что его принимают не за того: он живет моментом и всецело отдается приятности нового положения. Его девиз - "срывать цветы удовольствия". Главное качество - стремление порисоваться, пустить пыль в глаза, причем он искренне верить тому, что говорит: и департаментом управлял, и во дворец ездил, и "с Пушкиным на дружеской ноге”. Маленький чиновник с удовольствием изображает строгую особу.
— Город N (не Н!) - это собирательный образ уездного города первой половины XIX века
Город погряз в пороках общества, и для всех это воспринимается как норма
Это собирательный образ российских городов
Уездный город в «Ревизоре» - отражение современной действительности
— В уездном городе N творится беззаконие и произвол, поэтому приезд ревизора так пугает местных чиновников (бардак в суде, больнице, училище, на улице горы мусора; чиновники не выполняют обязанности: берут взятки, нарушают законы)
— детальный образ города: городничий берет взятки с купцов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназначенные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На улицах города – «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту должность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что… правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного супа он дает больным одну капусту. Почтмейстер Шпекин вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, невысокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебрежительное отношение к народу – эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии
— особый конфликт: нет положительных героев, развитием действия движет страх героев быть разоблаченными
— авторская задача - раскрыть пороки чиновничества уездных городов России 1830-х гг.
— социальная комедия: взяточничество, чинопочитание, невежество, глупость, халатное отношение к должностным обязанностям
— Городничий - человек неглупый, но ум его - ум практика-чиновника старых времен, который "не любит пропускать того, что плывет в руки", умеет взяться за какое-нибудь дельце и ловко вывернуться из затруднительных обстоятельств
— Чиновники смотрят на службу как на источник личного обогащения
— общественный вопрос: вопрос об отношении тогдашних должностных лиц к своим обязанностям и к закону
— смех, юмор, сатира, алогизмы: Бобчинский и Добчинский явились к Городничему со своим сообщением о том, что в гостинице уже две недели живет молодой человек, денег не платит, заглядывает в тарелки к посетителям, и подорожная прописана ему в Саратов. Из всех этих фактов чиновники и Городничий делают вывод, что перед ними — ревизор
— Приемы комического:
1) Немотивированное включение в речь героя ненужных, неуместных подробностей (рассказ Бобчинского и Добчинского о том, как они видели «ревизора»)
2) Немотивированное отклонение в речи героя от главной темы, неожиданное переключение внимания на другой предмет или лицо в разговоре, резкая перемена намерений, бросание из одной крайности поведения в другую (размышления голодного Хлестакова о еде, а затем резко о своих фантазиях, потом снова о голоде)
3) Причинно-следственные несоответствия в сознании и поступках героев, подчеркнуто неадекватная реакция на ситуацию или действия собеседника (Заседателя «в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою»)
— Гоголь о единственном положительном лице: «Это честное, благородное лицо – был смех»
— Новаторство:
1) Единственный положительный герой - смех.
2) Сцена - зеркало, отражающее зрителей. Главное в пьесе - пробудить мысль о личной ответственности всех за повседневные злоупотребления.
3) Отсутствие героя - резонера.
4) Круг злодеяний уже и злоупотребления безобиднее, чем в "Горе от ума”. Но нарушения носят всеобъемлющий характер и говорят о коррупции всего правительственного аппарата.
5) Отсутствие экспозиции - первая же фраза в пьесе являет собой завязку
6) Гоголь перестроил тип сценической интриги: теперь она приводилась в движение не любовным импульсом, как в традиционной комедии, а административным, а именно: прибытием в город мнимо высокой особы - ревизора
7) Гоголь отказался и от привычной иерархии главных и второстепенных персонажей. Наоборот, в его пьесе часто в эпизодах фигурирует не один, а несколько персонажей
8) В пьесе нет ни одного положительного героя (только смех!)
— отрасли: Гоголь считал, что медицина (Артемий Филиппович Земляника), просвещение (Лука Лукич Хлопов) и юстиция (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин) - главные отрасли, от которых зависит благосостояние государства, именно их он показал в плачевном состоянии.
— Смысл эпиграфа:
«На зеркало неча пенять, коли рожа крива.»
Чиновники плохо справляются со своими обязанностями, потому и боятся ревизора
Но проблема не в его приезде, а в качестве их деятельности
Прежде чем критиковать кого-то, нужно начать с себя
— Говорящие фамилии:
Ляпкин-Тяпкин любую работу выполняет «тяп-ляп», т.е. легкомысленно и безответственно
Сквозник-Дмухановский: произведена от русского «сквозняк» и украинского «дмухати», что означает «дуть». Этот человек, как ветер, может пробраться в любую щель и добиться своих целей
Хлестаков - из него «хлещет» пустая болтовня, ложь
Шпекин - происходит от польского слова «эгріед» и переводится, как «шпион»
Врач Гибнер - фамилия похожа на слово «гибнуть»
Бобчинский и Добчинский — почти однофамильцы, потому что всегда вместе. Добчинский звучит как «добавить» - он часто дополняет своего приятеля
Держиморда — полицейский, который грубо задерживает людей
Земляника - он. как растение, «стелется по земле» и перед другими людьми
— Тематика:
Политическая тематика:
1) Кумовство, казнокрадство, взяточничество, самоуправство во властных структурах
2) В центре действия - безымянный город (собирательный образ), в котором читатель видит быт и нравы чиновников, которые ничто не способно изменить, кроме угрозы свыше - в данном случае, это ревизор
Социальная тематика:
1) Тема общечеловеческой глупости
2) В каждом герое глупость и ограниченность проявляются по-своему
ЦИТАТЫ
Характеристика городничего (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский):
1) Такие обиды чинит, что описать нельзя (так говорит один из купцов, жалуясь «ревизору»)
2) потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки (т.е. наживается на всём. Написал Андрей Иванович Чмыхов в письме)
3) А у меня, подлец, выпонтировал /выиграл/ вчера сто рублей (Лука Лукич про его любовь к карточным играм)
Характеристика почтмейстера (Иван Кузьмич Шпекин):
Я нарочно оставил его /письмо/ у себя (Оставляет себе чужие письма)
Характеристика Бобчниского и Добчинского (Петры Ивановичи):
сплетники городские, лгуны проклятые! (городничий про них, когда выяснилось, что Хлестаков не ревизор)
Характеристика Хлестакова (Иван Александрович):
1) Мне пришлют из деревни (неспособен зарабатывать. Живет за счёт денег родителей из деревни)
2) С Пушкиным на дружеской ноге (врун)
3) Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия (жизненная позиция: получать удовольствие от жизни)
Характеристика Осипа:
Погуляли здесь два денька - ну и довольно (говорит барину своему. Мудр: соображает, что их могут наказать)
Терпеливость крепостного:
- Как ты смеешь, дурак! (Хлестаков – Осипу)
- А ты уж и рад, скотина, сейчас пересказывать мне все это (Хлестаков – Осипу)
Характеристика Держиморды:
Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами - и правому, и виноватому (Городничий про полицейского)
Характеристика Ляпкина-Тяпкина (Аммос Федорович):
1) У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками (Городничий о том, что в суде гуси)
2) Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело (сам о себе городничему)
Характеристика Земляники (Артемий Филиппович):
1) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу (враньё: в больницах бардак)
2) Нехорошо, что у вас больные такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдешь (городничий о состоянии в больницах. Акцент на том, что войдёшь – начинаешь чихать, а не на том, что это недопустимо)
3) лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет
4) Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капуста, что береги только нос
Характеристика чиновников города N:
- От смеху ты бы умер (Хлестаков про чиновников в письме к Тряпичкину)
- странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено (Городничий о своих «грешках»: считает нормой сложившуюся ситуацию – казнокрадство, взяточничество, прочий произвол)
История с унтер-офицершей, которую по ошибке высекли:
Она сама себя высекла (комментарий городничего, не желающего отвечать за ошибку)
Чинопочитание:
Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул (Лука Лукич Хлопов)
Произвол:
Смотри! не по чину берешь! (Городничий – квартальному, когда тот взял сукна не два аршина на мундир, а всю штуку. Акцент не на прекращении произвола, а на том, что это допустимо, но мера разная – от чина зависит)
ОФОРМЛЕНИЕ ЦИТАТНИКА НА ПРИМЕРЕ НЕСКОЛЬКИХ ТЕМ ИЗ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ
ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА (21 тема)
Пейзаж (красота природы, успокаивающее влияние природы
на человека) 1) «Когда волнуется желтеющая нива…» М.Ю. Лермонтов
эпитеты «свежий лес», «сладостная тень» и олицетворения «румяный вечер», «ландыш приветливо кивает головой»
«Когда волнуется желтеющая нива <…>/ Из-под куста мне ландыш серебристый / Приветливо кивает головой <…> / Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе, - / И счастье я могу постигнуть на земле, / И в небесах я вижу бога…»
2) «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчев
«Есть в осени первоначальной / Короткая, но дивная пора». эпитеты «Лучезарные вечера», «чистая и теплая лазурь». олицетворения - серп гулял, льется лазурь
3) «Заря прощается с землею…» А.А. Фет
олицетворения и эпитеты: «Заря прощается с землею», «Как незаметно потухают / Лучи и гаснут под конец! / С какою негой в них купают / Деревья пышный свой венец!»; красота таинственная, вечерняя: «И все таинственней, безмерней / Их тень (прим. тень деревьев) растет, растет, как сон; / Как тонко по заре вечерней / Их легкий очерк вознесен!»
Описана картина погружающейся в ночной сон природы: тени растут, лучи гаснут, передавая атмосферу таинственности и волшебства. В зарисовке сокрыты мотивы жизни и смерти, двойственности природных явлений – умирая, в природе что-то воскресает
4) «Перед весной бывают дни такие...» А.А. Ахматова
«Перед весной бывают дни такие: / Под плотным снегом отдыхает луг, / Шумят деревья весело-сухие, / И теплый ветер нежен и упруг. / И лёгкости своей дивится тело, / И дома своего не узнаешь, / И песню ту, что прежде надоела, / Как новую, с волнением поешь.»
5) «Сосны» Б.Л. Пастернак
«В траве, меж диких бальзаминов / Ромашек и лесных купав, / Лежим мы, руки запрокинув / И к небу головы задрав.»
Одухотворение природы / живая природа 1) «О красном вечера задумалась дорога…» С.А. Есенин
дорога задумывается «О красном вечере задумалась дорога», осенний холод «крадется» к двору, ветер «о ком-то шепчет», изба «Жует пахучий мякиш тишины»
2) «Море» В.А. Жуковский
«Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, / Тревожною думой наполнено ты», «Чем дышит твоя напряженная грудь?» - отождествление морской стихии с живым организмом, тонко связанным с окружающим миром природы и людей
3) «Когда волнуется желтеющая нива…» М.Ю. Лермонтов
олицетворения «румяный вечер», «ландыш приветливо кивает головой»
«Когда волнуется желтеющая нива <…>/ Из-под куста мне ландыш серебристый / Приветливо кивает головой <…> / Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе, - / И счастье я могу постигнуть на земле, / И в небесах я вижу бога…»
4) «Заря прощается с землею» А.А. Фет
«Заря прощается с землею, / Ложится пар на дне долин,». «Как незаметно потухают / Лучи и гаснут под конец! / С какою негой в них купают / Деревья пышный свой венец!»
5) «Учись у них - у дуба, у березы...» А.А. Фет
«Учись у них — у дуба, у березы. / Кругом зима. Жестокая пора! / Напрасные на них застыли слезы». «Они стоят, молчат; молчи и ты!»
6) «Июль» Б.Л. Пастернак
«По дому бродит привиденье»; «По дому бродит домовой»; «Срывает скатерть со стола.»; «И с занавеской, как с танцоршей, / Взвивается до потолка.»; «Кто этот баловник-невежа / И этот призрак и двойник? / Да это наш жилец приезжий, / Наш летний дачник отпускник.»; «Июль с грозой, июльский воздух / Снял комнаты у нас внаем.»
Гармония в природе 1) «Когда волнуется желтеющая нива…» М.Ю. Лермонтов
«Из-под куста мне ландыш серебристый / Приветливо кивает головой; / Когда студеный ключ играет по оврагу»
2) «Певучесть есть в морских волнах...» Ф.И. Тютчев
«Певучесть есть в морских волнах, / Гармония в стихийных спорах, / И стройный мусикийский шорох / Струится в зыбких камышах.»
3) А.А. Фет «Это утро, радость эта…»
«Это утро, радость эта, / Это мощь и дня и света, / Этот синий свод, / Этот крик и вереницы, / Эти стаи, эти птицы, / Этот говор вод…» … «Это всё — весна.» - всё описание посвящено передачи гармонии, царящей в природе весной
непонимание, разлад между человеком и природой 1) «Не то, что мните вы, природа…» Ф.И. Тютчев
«Не то, что мните вы, природа: / Не слепок, не бездушный лик / В ней есть душа, в ней есть свобода, / В ней есть любовь, в ней есть язык...»
2) «Певучесть есть в морских волнах...» Ф.И. Тютчев
ЛГ восхищается «певучестью» и «гармонией» морской природы и задается вопросом: почему между людьми и природой «разлад возник». Он опечален тем, что «в общем хоре / Душа не то поет, что море». Люди разучились понимать природу в гонке за «призрачной свободой»
«Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе, - / Лишь в нашей призрачной свободе / Разлад мы с нею сознаем.»
3) А.А. Вознесенский «Сон» («Я шел вдоль берега Оби…») (не из кодиф)
«Стояли русские леса, / чуть-чуть подрагивая телом. / Они глядели мне в глаза, / как человек перед расстрелом.»;
««Окстись, убивец-человек!» — / кричали мне, кто были живы. / Через мгновение их всех / погубят взрывы. / «Окстись, палач зверей и птиц, / развившаяся обезьяна! / Природы гениальный смысл / уничтожаешь ты бездарно».»
«И кто-то в небе пел про это: / «Червь, человечек, короед, / какую ты сожрал планету!»»
X