Урок 5 от 19.09 Николай Васильевич Гоголь

Формат документа: docx
Размер документа: 0.02 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852 гг.) – писатель, драматург, классик русской литературы, критик, публицист. Прежде всего известен своими произведениями: мистическая повесть «Вий», поэма «Мёртвые души», сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», повесть «Тарас Бульба
Николай родился в семье помещика в селе Сорочинцы 20 марта (1 апреля) 1809 года. Семья была многодетной – у Николая в итоге было 11 братьев и сестёр, но сам он был третьим ребёнком. Обучение началось в Полтавском училище, после которого продолжилось в Нежинской гимназии, где будущий великий русский писатель посвящал время юстиции. Стоит отметить, что Николай был силён лишь в рисовании и русской словесности, а вот с другими предметами не заладилось. Пробовал он себя и в прозе – произведения получались неудачными. Сейчас это, пожалуй, сложно представить. В 19 лет Николай Гоголь переехал в Петербург, где пытался найти себя. Работал он чиновником, но Николая тянул к творчеству – он пытался стать актёром в местном театре, продолжал пробовать себя в литературе. В театре у Гоголя дела шли не очень хорошо, а государственная служба не удовлетворяла всех потребностей Николая. Тогда он и определился – решил дальше заниматься исключительно литературой, развивать свои навыки и талант. Первое произведение Николая Васильевича, которое было напечатано – «Басаврюк». Позже эта повесть была переработана и получила название «Вечер накануне Ивана Купала». Именно она и стала точкой отсчёта для Николая Гоголя, как писателя. Это был первый успех Николая в литературе. Гоголь очень часто в своих произведениях описывал Украины: в «Майской ночи», «Сорочинской ярмарке», «Тарасе Бульбе» и др. И это не удивительно, ведь родился Николай на территории современной Украины. В 1831 году Николай Гоголь стал общаться с представителя литературных кругов Пушкина и Жуковского. И это положительно повлияло на его писательскую карьеру. В 1835 году в сборнике «Миргород» была опубликована мистическая повесть «Вий», которая может повергать в ужас до сих пор. Позже по ней будет снято несколько фильмов. Интерес к театру у Николая Васильевича никак не угасал, ведь его отец был известным драматургом и рассказчиком. Гоголь решил вернуться в театр, но уже как драматург, а не актёр. Его знаменитое произведение «Ревизор» было написано специально для театра в 1835 года, а через год – впервые поставлено. Однако зрители не оценили постановку и отрицательно отозвались о нём, из-за чего Гоголь решил уехать из России. Николай Васильевич побывал в Швейцарии, Германии, Франции, Италии. Именно в Риме он решил заняться поэмой «Мёртвые души», основу которой придумал ещё в Петербурге. После завершения работы над поэмой Гоголь вернулся на родину и издал своё первым том. Во время работы над вторым томом Гоголем овладел духовный кризис, с которым писатель так и не справился. 11 февраля 1852 года Николай Васильевич сжёг все свои наработки по второму тому «Мёртвых душ», похоронив тем самым продолжением поэму, а через 10 дней умер и сам.
Анализ произведения «Петербургские повести» Гоголь
Все повести, вошедшие в цикл Петербургских повестей, объединены единством замысла и идеи. Через все повести яркой линией проходит образ столицы. Надо отметить, что образ Петербурга как столицы русского государства фигурировал во многих произведениях 30-х годов XIX века. Даже в стихах поэтов XVIII века воспевалась неувядаемая сила Петербурга, символизирующего могущество России.
Гоголь подошел к образу столицы с иного аспекта. Эта тема была рассмотрена Гоголем с сатирических позиций. Внешний вид столицы менее его интересовал, чем образы ее обитателей, которые остаются в центре внимания писателя во всех повестях цикла.
Цикл повестей открывает «Невский проспект», но описание самой улицы в нем отсутствует: перед читателем предстает улица-выставка, на котором показываются обитатели столицы, принадлежащие разным слоям столичного общества.
На Невском проспекте люди ценятся по одежке, по внешнему виду, так как они являются показателями социального статуса человека, а личные качества, честь, достоинство, талант и способности на втором плане. Поэтому этот мир обманчив, за внешней привлекательностью скрываются обман и пошлость, призрачность и продажность. Автор призывает не верить Невскому проспекту, и эта мысль поддерживается во всех других произведениях цикла.
Трагична судьба молодого и талантливого художника Чарткова в повести «Портрет». Встав на путь легкой наживы, он утрачивает свой талант. Гоголь фокусирует внимание на той мысли, что власть денег безнадежно портит людей, развращает их и тем самым уничтожает искусство.
Заключительной повестью цикла повестей является знаменитая «Шинель», в которой автор продолжает широко распространившуюся к этому периоду в русской литературе традицию изображения «маленького» человека в качестве главного персонажа произведения. Героем произведения является мелкий чиновник-неудачник Акакий Акакиевич. Показывая нелегкую жизнь этого чиновника, автор не имел и малейшего желания посмеяться над ним, наоборот, он выступает с обвинением в адрес общества, тех порядков в нем, которые нравственно уродуют человека.
 по повести «Портрет» (Гоголь Н. В.)
Гоголь в повести «Портрет» выделяет проблему выбора мнимого или истинного пути художника. Данное произведение состоит из двух частей, где автор представляет три разных образа творческой личности. В первой части мы знакомимся с бедным художником Чартковым. Однако нищета не отнимает у него его способности, он все равно видит прекрасное, стремится к идеалу в искусстве, продолжает развивать свои навыки. Но спустя некоторое время, когда деньги, выпавшие из рамки злосчастной картины, дают главному герою возможность вести светскую жизнь, он растрачивает свой талант, начинает подстраиваться под моду и старается угодить своим клиентам. Чартков становится одним из самых известных и популярных художников, зарабатывает огромное состояние. В образе Чарткова Гоголь рисует нам образ художника, чей талант затмила жажда к светской жизни, славе, богатствам. Он попросту распыляет свои способности на создание бездарных картин. Чартков, после увиденного шедевра одного из его товарищей, превращается в безумца, который уничтожает великолепные полотна – частицы божественного. Выбранный им путь приводит его к гибели как физической, так и нравственной. Примечателен и образ товарища Чарткова, создавшего «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста» полотно. Он провел всю свою жизнь в лишениях, избегал развлечений, питался скудной пищей. «Всем пренебрегал он, все отдал искусству». Товарищ Чарткова смог не только сохранить, но и преумножить свой талант, он выбрал путь истинного творца. Третий образ – образ художника, написавшего портрет ростовщика. Он, было, прикоснулся к злу, создавая это полотно, но осознав, что сотворил, не заканчивает картину и уходит в монастырь, чтобы искупить свой грех. Спустя некоторое время, достигши просветления, он создает божественное «чудо кисти» - картину Рождества Иисуса. Путь этого художника – самый возвышенный. Он смог преодолеть в себе злые силы и искупить свой грех, очистить свою душу от дьявольских искушений. Думаю, Гоголь хотел показать нам, что «талант есть драгоценнейший дар Бога», но то, как им распоряжаться – каждый решает сам для себя. Зло и искусство – вещи несовместимые. И только человек с чистой душой может создать поистине прекрасное полотно.

X