Пиковая дама

Формат документа: docx
Размер документа: 0.03 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


ОПЕРА «ПИКОВАЯ ДАМА» (1890)
История создания. Была напис. в Италии. Либретто брата композ. – Модеста, по повести А.С.Пушкина. Премьера – в Мариинском театре (дир. Э. Направник, танцы и интермедия поставлены М.Петипа). В либретто использ. стихи Батюшкова (в романсе Полины), В.А.Жуковского (в дуэте Полины и Лизы), Г.Р.Державина (в заключ. сцене), П.М.Карабанова (в интермедии «Искренность пастушки»). В сцене в спальне графини использован фрагмент из оперы А.Гретри . В закл. сцене бала использ. тема полонеза "Гром победы, раздавайся" И. Козловского.
Пушкин и Чайк. Время действия перенес. из времен Александра I в более раннюю эпоху - конец царств-я Екатерины II. Существ. изменен образ Германа. У Пушкина Герман – немец, человек жесткий, расчетливый. У Ч. он противоречив, надломлен, но страстно влюблен. Лизу из бедной воспитанницы графини Ч. превращает в ее внучку, социально неровню бедному Герману. Кроме того, у Пушкина Лиза свободна, а Ч. делает ее невестой знатного кн. Елецкого. У Пушкина почти нет любовного элемента, у Ч. драма любви стоит на 1-м месте, перерастая в драму любви и смерти.
Ч. ввел сцену у Канавки (6 карт.). Это важный этап в раскрытии постепенно развив. душевной болезни Германа и облика Лизы. Сцена у Канавки готовит заключительную 7 карт., развязку действия. Ч. меняет судьбу Лизы – она погибает (у Пушкина она позже счастливо выходит замуж); Германа, который в опере кончает с собой и перед смертью освобождается от приведшей его к безумию мысли о мистической тайне трех карт (у Пушкина он попадает в сумасшедший дом).
Особенностью оперы является то, что Герман присутствует на сцене и поет во всех 7 картинах оперы, что требует от певца высок. мастерства и выносливости. Партия Германа писалась в расчете на замечат. рус. тенора Н.Фигнера, ее перв. исполнителя.
Драматургия. Жанр–психологическая драма. В предельно обостренной драматич. форме опера раскрывает осн. конфликт всего творчества Ч.– стремлений человека к счастью, любви, добру и неумолимой губительной силы Рока. Основой оперы явл. развернутые сцены, кот. развивают 2 муз. сферы: любовь, стремление к счастью и губительная сила денег, олицетворенная в картах. Один из контрастов оперы - введение муз. стилистики XVIIIв, эпизодов бытового хар-ра, сосредот. в первых 3 картинах.
3 действия (7 карт.) 1 карт. – завязка действия, экспозиция образа Германа. 2 карт. – хар-ка образа Лизы. 3 карт. – картина бала. 4 карт. – драм. кульминация, хар-ка Графини и ее смерть. 5-6 карт. – развязка линии Лизы и Герм., 7 карт – развязка всей драмы, гибель Германа. Муз. драматургия основ. на развитии 3 осн. тем: т. Графини, т. любви и тема 3-х карт.
В интродукции впервые сталкиваются 2 контрастные муз.сферы. Здесь 3 муз. образа, темы кот. в дальнейшем играют роль лейттем. Тема из баллады Томского – зачин, вводящий в действие. Унисонная тема кларнетов и фаготов прерывается «вздохами» - скорбными аккордами струнных. Во 2 разделе интродукции появ. тема-секвенция Графини, основой кот. служит 3-звучный мотив с восходящей квартой (трубы, тромбоны) на фоне мрачных аккордов дер. духовых. Во всех изменениях этой темы в опере сохр. ее стучащий ритм. В момент кульминации появл. целотонная гамма в нисх. движении у тромбонов (традиция Глинки). 3-й раздел интрод-ии основан на теме любви Германа. Светлая лирич. тема развивается секвенционно на фоне органного пункта D. Она сопровождает любовные признания Германа во 2 карт.
1к. происх. в Летнем саду в Пб весной во время гулянья. Центр. место отведено Герману (тенор). Его поступками руководит любовь к незнакомке.
1-е ариозо Германа «Я имени ее не знаю» (с.23) полно тоски и волнения. Лирическая, печальная мелодия начинается с вершины-источника, она основана на романс. интонациях,. Ф-ма 3-ч. с динамизир. репризой. Постоянные смены тон-стей отражают сметенное душев. состояние героя. К концу ариозо музыка просветляется. 2-е ариозо Германа «Ты меня не знаешь» имеет иной хар-р, оно взволнованное и напряженное, звучит, как крик души. Каждая фраза акцентирует самый высокий звук.
Квинтет «Мне страшно» - драматургич. центр 1-й картины (с.45). Встречаются Лиза, Графиня, Герман, Томский, Елецкий. Все охвачены тревожным предчувствием. Тема квинтета основана на м2 интонациях, проходит на D орг. пункте. Далее будет связ. с большинством сцен оперы.
Баллада Томского (баритон) основ. на суровой мелодии повествоват. склада. В ней говорится о тайне 3-х карт. Мелодия включает квартов. оборот из темы-секвенции Графини. В конце кажд. куплета баллады звучит тема 3-х карт («три карты, три карты, три карты!»), она становится л/темой, напоминает о желании Германа узнать тайну Графини. Ф-ма баллады – купл-вариационная. Орк. партия варьируется, гармония становится напряженнее. В конце каждого куплета зловеще звучит тема-секвенция в увеличении.
Во 2к. происходит развитие любовно-лирич. линии оперы. По случаю помолвки Лизы с Елецким пришли подруги. 1-й разд. картины – показ аристократ. быта, косвенная хар-ка Лизы. Дуэт Лизы (сопрано) и Полины (контральто) «Уж вечер» (с.71) - спокойный, безмятежный, стилизован Ч. в духе муз. конца XVIIIв. (ст. Жуковского). Вступление к кажд. куплету (флейты в сопровождении ф-но и струнных) вносит черты пасторальности.
Романс Полины (с.77) имеет сумрачный хар-р: это печал. элегия о девушке, умершей из-за любви. Он предвещает трагическую судьбу Лизы, написан в духе бытов. романса XIXв. Написан в сумр. тон-сти es-moll, ф-ма куплетная. Затем Пол. запевает «Ну-ка, светик, Машенька» в духе нар. плясовой.
Ариозо Лизы «Откуда эти слезы» (с.94) - мечты о счастье, предчувствие любви. Трепетная мелодия на фоне волнообразных пассажей растет и ширится по мере роста любовн. чувств. Печальному элегич. хар-ру крайних частей (3-ч. ф-ма) контрастирует взволнованная музыка. В момент кульминации появляется Герман. Ариозо Герм. «Прости, небесное созданье» (с.106) построено на интонациях т. любви. Нежная, печальная мелодия разрастается от первых тихих фраз к патетич. возгласу. Ф-ма – куплетная. В последнем проведении в орк. звучит осн. тема ариозо, партия голоса имеет речитативн хар-р: «Красавица! Богиня! Ангел!», в орк. – интонации т. любви.
3к. Действие происходит на балу знатного сановника. Ария Елецкого (баритон) «Я вас люблю» (с.131). Напевная, сдерж. мелодия контрастна страстным речам Германа, хотя в затактовых оборотах есть сходство с темой любви Германа. Ср.ч. более динамична. Внезапно колорит музыки меняется: гости смотрят пастораль «Искренность пастушки», стилиз. в духе музыки XVIIIв. Ч. использовал текст П.Карабанова, писавшего для придворных празднеств Екатерины II, а музыку сочинил в духе пасторалей Моцарта. Дуэт Прилепы и Миловзора «Мой миленький дружок» (с.148) написан в духе галантной музыки XVIIIв. Контрастом звучит музыка следующей сцены: Лиза отдает Герману ключи от потайной двери.
4к. – драматургический центр оперы. Действие происх. в спальне Графини поздним вечером. Вступление мрачное, настороженное. На фоне остинато засурдин. альтов (биение сердца) звучат таинств. «шаги» - pizz. контрабасов (интонации т. Графини) и жалобные, никнущие фразы. Музыка как бы предсказывает трагический перелом драмы. В момент, когда в спальню Граф. входит Герман, в орк. звучит т. 3-х карт, словно раскрывая тайные мысли Германа. Графиня осуждает танцы, наряды девушек на балу.
Песня Графини (меццо-сопрано) с.203 основ. на популярной в XVIIIв. песенке из оперы франц. комп. Гретри «Ричард Львиное Сердце». В устах графини она звучит как сожаление о далеком прошлом. В финале картины вок. партией наделен лишь Герман, реакция Графини – жуткие «булькающие» фразы кларнета по звукам Ум7. Когда мольба Германа сменяется угрозой, звучит т. 3-х карт на ff. В момент, когда Герман понимает, что Графиня умерла, трагически звучит тема вступления к 4 карт.
5к. – сцена-монолог Германа. Действие происходит в казарме. Герман в кошмаре: ему мерещится похоронное пение, которое он слышал в церкви на отпевании Графини, он видит ее призрак, называющ. ему 3 карты (целотон).
6к., в осн., посвящена Лизе, здесь завершается линия ее трагич. судьбы.
Ария Лизы «Ах, истомилась я горем» с. 243 - обобщение горькой судьбы рус. женщины. Скорбная мелодия напоминает грустные нар. плачи. Нар. хар-р музыки был замечен современниками Ч., его упрекали в этом, т.к. Лиза – аристократка. Ф-ма – варьировано-строфическая. Происх. драматизация, ускорение темпа. В дуэте Лизы и Герм. понач. воцаряется лирич. настроение, затем он отталкивает ее и убегает в игорный дом. Лиза бросается в реку.
7к. – в игорном доме. В композиц. плане является репризой 1к., но в сильно измен. виде. В центре – Герман в окружении друзей, ярко обрисован бытовой фон. Песенка Томского «Если б милые девицы» (сл. Державина) с.278 - шутливая, веселая, в духе музыки XVIIIв. Царит легкомысленное веселье.
Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» с.300 - последний сольный номер Германа в жанре застольной песни, опьяненного временным успехом. Здесь проявляются нов. черты Германа: ирония и фатализм. Решительные, широко развернутые фразы звучат предельно возбужденно. Развенчаны идеалы, истинна только смерть и брошен вызов судьбе. Ф-ма – куплетная с припевом. Проиграв, он закалывается в отчаянии. Перед смертью сознание его проясняется, в его памяти возник. прекрасный облик Лизы. Печально и просветленно в оркестре звучит тема любви. Ее прерывает погребальный хор, выражающий сочувствие окружающих. И снова - тема любви, завершающая оперу. Тем самым Чайк. как бы «реабилитирует» своего героя.
Оперу «Пиковая дама» можно назвать оперой-симфонией: 3 основные темы на протяжении оперы подвергаются интенсивному развитию, изменяются. Композиция всей оперы подчиняются симф. закономерностям. 1 и 2 картины – экспозиция образов Германа и Лизы. 3к. - эпизод, где разрабатываются осн. темы. 4,5 картины напоминают симф. разработку. 6,7 картины – реприза, развязка образов Лизы и Германа.
Наизусть:
Интродукция: тема балл. Томского №216,
тема рока №218,
тема любви №220
1к. Ариозо Германа «Я имени ее не знаю» с.23
Баллада Томского «Однажды в Версале» №225
2к.
Дуэт Лизы и Полины «Уж вечер» с.71
Ария Лизы «Откуда эти слезы» с.90
Ариозо Германа «Прости, небесное созданье»
3к.
Дуэт Прилепы и Миловзора с.148
Ария Елецкого»Я вас люблю» с.132
6к. Ариозо Лизы «Ах, истомилась я горем» №249
7 к. Ария Германа «Что наша жизнь?» с.300
X