Пиковая дама

Формат документа: docx
Размер документа: 0.01 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Опера в трех действиях Петра Ильича Чайковского на либретто Модеста Ильича Чайковского по одноименной повести А.С.Пушкина.
Действующие лица:
ГЕРМАН (тенор)ГРАФ ТОМСКИЙ (баритон)КНЯЗЬ ЕЛЕЦКИЙ (баритон)ЧЕКАЛИНСКИЙ (тенор)СУРИН (тенор)ЧАПЛИЦКИЙ (бас)НАРУМОВ (бас)РАСПОРЯДИТЕЛЬ (тенор)ГРАФИНЯ (меццо-сопрано)ЛИЗА (сопрано)ПОЛИНА (контральто)ГУВЕРНАНТКА (меццо-сопрано)МАША (сопрано)МАЛЬЧИК-КОМАНДИР (без пения)
действующие лица в интермедии: ПРИЛЕПА (сопрано)МИЛОВЗОР (ПОЛИНА) (контральто)ЗЛАТОГОР (ГРАФ ТОМСКИЙ) (баритон)НЯНЮШКИ, ГУВЕРНАНТКИ, КОРМИЛИЦЫ, ГУЛЯЮЩИЕ, ГОСТИ, ДЕТИ, ИГРОКИ, И ПРОЧИЕ.
Время действия: конец XVIII века, но не позднее 1796 года.Место действия: Петербург.Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 7 (19) декабря 1890 года.
Замысел постановки оперы с сюжетом «Пиковой дамы» А. С. Пушкина на сцене Мариинского театра, вероятно, принадлежал директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому. С 1885 года от имени дирекции театров велись переговоры о создании оперы на этот сюжет с несколькими людьми, в том числе, с композиторами А. А. Вилламовым и Н. С. Кленовским…
В октябре 1887 года состоялся первый разговор Всеволожского с Чайковским, которому было предложено написать музыку на этот сюжет, однако композитор решительно отказался, в частности, мотивируя свой отказ отсутствием в сюжете «должной сценичности». С начала 1888 года за составление либретто на этот сюжет (для Кленовского) взялся Модест Ильич Чайковский, который писал об этом своему брату Петру Ильичу в письме от 7 февраля 1888 года:
Вторую картину либретто кончил. Общим видом этой картины я ужасно доволен <...> Если бы ты написал на это музыку, с каким удесятеренным старанием я кропал бы мои стихи! HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиковая_дама_(опера)" \l "cite_note-1"[1].
Отношение Чайковского к этому сюжету изменилось в конце 1889 года, когда во время репетиций его балета «Спящая красавица» в Мариинском театре возобновились переговоры по поводу будущей оперы.
Чайковский уехал во Флоренцию и начал работать над «Пиковой дамой» 19 января 1890 года. Сохранившиеся эскизные наброски дают представление о том, как и в какой последовательности протекала работа: на сей раз композитор писал почти «подряд» (в отличие от «Евгения Онегина», сочинение которого началось со сцены письма Татьяны).

Либретто оперы в очень большой степени отличается от оригинала. (Часть текста написана самим композитором, например, сцена у Зимней канавки). У Пушкина это — просто великосветский анекдот, у Чайковского — драма, даже трагедия. Произведение Пушкина — прозаическое, либретто — стихотворное, причем со стихами не только либреттиста и самого композитора, но также Державина, Жуковского, Батюшкова. Лиза у Пушкина — бедная воспитанница богатой старухи-графини; у Чайковского она — ее внучка, «чтобы, — как объясняет либреттист, — сделать любовь к ней Германа более естественной»; не ясно, однако, почему его любовь была бы менее «естественной» к бедной девушке. К тому же возникает никак не проясненный вопрос о ее родителях — кто, где они, что с ними. Германн (с двумя «н»!) у Пушкина — из немцев, потому именно таково написание его фамилии, у Чайковского о его немецком происхождении ничего не известно, и в опере «Герман» (с одним «н») воспринимается просто как имя. Князь Елецкий, фигурирующий в опере, у Пушкина отсутствует. Граф Томский, родство которого с графиней в опере никак не отмечено, и где он выведен посторонним лицом (просто знакомым Германа, как и другие игроки), у Пушкина является ее внуком; этим, по-видимому, объясняется его знание семейной тайны. Действие драмы Пушкина происходит в эпоху Александра I, тогда как опера переносит нас — это была идея директора императорских театров И.А.Всеволожского — в екатерининскую эпоху. Германн у Пушкина - расчётлив и холоден, он не любит Лизу, а затевает знакомство с ней исключительно с целью проникнуть в дом старухи-графини и выведать тайну; Герман у Чайковского — человек сильных страстей, он действительно влюблён в Лизу, но страсть к карточной игре в итоге становится у него доминирующей. Финалы драмы у Пушкина и Чайковского также различны: у Пушкина Германн, хотя и сходит с ума («Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере»), все же не умирает, а Лиза, более того, сравнительно благополучно выходит замуж; у Чайковского — оба героя погибают.
X