ИОЛ_Занятие 5_1к._ЗО

Формат документа: docx
Размер документа: 0.01 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Занятие 5. Русская литература первой трети ХIХ века:
А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин
Социально-исторические предпосылки развития русской литературы первой трети XIX века. Влияние на литературную жизнь Великой французской революции, начала царствования Александра I, Отечественной войны 1812 г., восстания декабристов 1825 г. Активизация культурной жизни в России, ее влияние на характер развития литературы. Общественно-политическая, религиозно-философская, литературно-эстетическая сферы русской культуры. Формы культурного бытия (образовательные учреждения, журналы и альманахи, литературные общества и салоны, театральная жизнь). Сложность и противоречивость литературного движения: сосуществование классицизма, сентиментализма, возникновение и становление романтизма, появление реализма. Создание «толстого» журнала как источника Просвещения. Развитие русской литературной критики, создающей предпосылки для формирования общественного сознания. Языковая программа Н.М. Карамзина и полемика вокруг нее. Карамзин и Шишков; «Арзамас» и «Беседа любителей русского слова». Эволюция героя в русской литературе. Преобладание поэзии; формирование предпосылок для будущего расцвета прозы. Движение от поэзии к прозе. Жанровые перемены в первой трети XIX века. Активное развитие романтической поэмы, повести, романа.
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Традиции классицизма и реализма. Основа конфликта, образная система, жанровые особенности. Характер типизации и индивидуализации действующих лиц.
Полемика о характере главного героя в критике ХIХ в. Историческое и вневременное в образе Чацкого. Автор и его герои (усложнение поэтики комедийных характеров, формы проявления авторской позиции). Особенности жанровой природы пьесы. Поэтика конфликта и финала.
Творческий путь А. С. Пушкина.
Жанровое и тематическое многообразие лирики А. С. Пушкина лицейского времени. Особенности преломления политической проблематики в лирике петербургского периода («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»). Поэма «Руслан и Людмила»: новый тип жанрово-стилистического синтеза.
Романтическая лирика периода южной ссылки. Преобразование диапазона романтической элегии. Южные поэмы Пушкина («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»): трансформация конфликта и героя.
Творчество Пушкина периода михайловской ссылки. Трансформация романтических мотивов и тем в лирике. Новое решение темы поэтического слова («Подражания Корану», «Пророк»). Появление исторической проблематики. Трагедия «Борис Годунов»: концепция русской истории. Особенности драматического действия, интерпретации финала и трагедии в целом в исследовательской литературе.
Роман в стихах «Евгений Онегин»: этапы создания и эволюция замысла. Многослойность проблематики, своеобразие жанровой поэтики (принцип противоречий, стилистическое многоголосие, особенности повествовательной структуры, проблема интонации). Автор и его герои. Эстетическая эволюция автора, запечатленная в романе. «Евгений Онегин»: диалог с романтической традицией.
Движение Пушкина к прозе на рубеже 1820–1830-х годов. Поэтика «Повестей Белкина»: роль белкинского контекста, «чужое слово» в структуре повествования, значение литературных реминисценций.
Тема поэтического дара в творчестве Пушкина конца 1820-х годов. Философичность поздней лирики поэта. «Маленькие трагедии» как цикл (сквозные мотивы, единство проблематики, особая драматургическая структура). Исторически сложившиеся типы сознания и общечеловеческие коллизии в конфликтах «маленьких трагедий».
Эволюция исторической концепции Пушкина: от «Полтавы» – к «Медному всаднику». Неоднозначность видения автором исторических закономерностей. Преодоление трагизма исторической жизни в «Капитанской дочке». Сплав традиций исторического романа и сказочного повествования.
Пушкинские темы, мотивы и образы в пути русской литературы.
X