проект зоя

Формат документа: docx
Размер документа: 0.04 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


МБОУ «Старо- Матакская СОШ»
Проект
«Календарно-обрядовые песни»
Выполнила:
Ученица 6 класса
Горшкова Зоя
Цель работы: Познакомиться с календарно-обрядовым фольклором как важной частью народного быта древних славян.
Задачи:
Собрать информацию о календарных обрядах, связанных с сельскохозяйственными календарными праздниками.
Познакомиться с обрядовыми песнями и выучить их (колядки, масленичные песни, веснянки и другие).
Инсценировать фрагменты обрядов с использованием обрядовых песен.
Актуальность работы: Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников - это актуальная проблема современности.
Продукт проекта: мультимедийная презентация, инсценирование.
Зал может быть украшен различными сборами урожая (овощи, ягоды). Так же атрибутом могут стать бублики, баранки, блинчики. Надо придать внимание одежде, она должна быть яркая и красочная.
Введение
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.
П.А.Вяземский
Человек с рождения слышит колыбельные песни. Подрастает ребенок, тешат его пестушками и потешками. Выйдет ребенок погулять, обратится к солнышку закличкой, приговоркой – к котику. Кто в детстве не играл в считалочку и скороговорки? А загадки любят даже взрослые! Мудрые народные волшебные сказки знают все. Все это является народным творчеством, фольклором.
Я люблю народные песни, занимаюсь в музыкальной школе на отделении народного пения. В начале года на уроках литературы мы изучали обрядовый фольклор, и эта тема меня заинтересовала, мне захотелось узнать о календарно-обрядовых песнях побольше. Тогда я решила сделать проект на эту тему.
В наше время многие люди, не понимают, что значит для нас фольклор. А ведь раньше, он был неотъемлемой частью народного быта! Он сопровождал первую уборку хлеба, посиделки, рукоделие. Его исполняли от мала до велика. Сейчас он конечно используется в нашей жизни, но он потерял свой вид, свое значение, свою красоту.
До нас дошли такие праздники, как Масленица, Покров, Иван Купала. Но о многих народных праздниках мы, к сожалению, ничего не знаем. Например: Семик, Радуница, Веснянка и другие.
С помощью фольклора, жизнь в древности была красочной, веселой, радостной. С помощью него мы узнаем о жизни наших предков. Фольклор как источник передачи информации, без которого мы не узнали бы о жизни наших предков.
Именно из-за того, что мы не знаем о многих праздниках, обрядах которые проводились на эти праздники и о ритуалах, я бы хотела рассказать о календарно-обрядовом фольклоре.
Календарно-обрядовые песни связаны с представлениями о круговороте природы, земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они делятся на зимние, весенние, летние и осенние, и соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Люди верили, что их заклинания услышат Боги и пошлют им богатый урожай, приплод скота и безбедную жизнь.
Зимний цикл обрядовых песен
Включает в себя простейшие заклинания и обрядовую магию. Год начинается исполнением колядных песен или колядок. Колядки начинали исполнять с Рождества и до Крещения Господня. 12 дней ходили ряженые. Наряжались животными, стариками и старухами. Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами колядки.
Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения.
Весенний цикл обрядовых песен
Весенние песни(веснянки) были связаны со встречей весны. Веснянки не пели , а кликали. На день весеннего равноденствия(22 марта) была традиция печь жаворонков, петь песни веснянки, взобравшись на пригорки и крыши. Ими встречали приход теплого времени и пробуждения новой жизни.
Песня на поданный блин
На поданный блин отвечали песней и пляской:
Эх, масленица
Эх, масленица —Непогасница!До чего ты довела?До Великого поста!
Масленица-блиноедаМасленица-блиноеда,Масленица-жироеда,Масленица-обируха,Масленица-обмануха!Обманула, провела,До поста довела,Все ежи взяла,Дала редьки хвостНа Великий пост.Мы его поели —Брюха заболели!
Летний цикл обрядовых песен
Исполнялись на Троицу, на праздник Ивана Купалы. На Троицу дома украшали березками. Из березовых веток плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались песнями. Они знаменовала окончание весны и начало лета.Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. На Ивана Купалу ночью жгли костры. Существовал обычай прыгать через костер: считалось, что огонь обладает очищающей силой –прыгавший через костер будет здоровым и крепким. В Иванов день любили попариться в бане с вениками из 12 лечебных трав, собранных накануне, в купальскую ночь. А вода, набранная из источников, имела чудодейственную силу. Примеры песен которые пели во время обрядов на Иванов день:
Купалочка, Купала,Где ты зиму зимовала?- Зимовала я в овраге Под осиновой корягой.- Купалочка, Купала,Где ты лето летовала?- Летовала я в лесочке,Под малиновым кусточком. Как солнце заиграло, Пошла я за Ивана.
Осенний цикл обрядовых песен
Были связаны со сбором урожая.
Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки. 
 Во время сбора урожая пели житные песни. Во время жатвы как мужчины, так и женщины стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев. 
Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха,
наполняя его поэзией.
Заключение
С принятием христианства языческие верования постепенно теряют свое значение. Смысл магических действ, породивших тот или иной вид народной музыки, постепенно забывался. Однако чисто внешние формы древних праздников оказались необычайно устойчивы, и обрядовый фольклор продолжал жить как бы вне связи с породившим его язычеством.
«Многие русский слова сами по себе изучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск», - говорил К.Г. Паустовский. Поэтому особое внимание хотелось бы обратить на то, что обрядовой поэзией интересовались такие выдающиеся русские писатели, поэты, композиторы, как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, С. А. Есенин, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др. Многие эпизоды «Снегурочки» А. Н. Островского построены на мотивах веснянок.Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства - это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор - это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.

X