02. Программа Ж-3 2020-2021 1 c.

Формат документа: docx
Размер документа: 0.03 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Программа дисциплины «История зарубежной литературы ХХ века. Часть вторая»
для студентов III курса факультета журналистики Уральского университета, первый семестр, 2020/2021 г.
Система отчетности
Оценка работы студента осуществляется на основе учета рейтинговых баллов по результатам текущего и итогового контроля. Для получения оценки «удовлетворительно» достаточно набрать 41 балл, «хорошо» – 61 балл, «отлично» – 81 балл.
Текущий контроль включает в себя две контрольные работы по текстам, оценку творческой работы, оценку работы на занятиях, учет посещения занятий.
Итоговый контроль включает в себя итоговую контрольную работу и собеседование в экзаменационной форме по программе курса.
Текущий контроль
Контрольные работы по текстам
Специфика историко-литературного курса состоит в том, что условием выполнения его программы является прочтение довольно большого количества произведений. Кроме того, важно, чтобы произведения были прочитаны своевременно. Поэтому студентам предлагается понедельный график чтения, учитывающий объем и сложность произведений, входящих в список обязательного чтения. Проверка знания произведений осуществляется в форме контрольных работ (КРТ).
Список произведений для обязательного чтения:
К первой контрольной работе (26 октября – 1 ноября) Ремарк. На Западном фронте без перемен
Фицджеральд. Великий Гэтсби
Хемингуэй. В наше время.
Брехт. Добрый человек из Сычуани.
Фолкнер. Шум и ярость
Сартр. Мухи.
Камю. Посторонний.
Осборн. Оглянись во гневе
Сэлинджер. Над пропастью во ржи
Беккет. В ожидании Годо
Роб-Грийе. В лабиринте
Ко второй контрольной работе (14 – 20 декабря) Набоков. Лолита
Голдинг. Повелитель мух
Фаулз. Башня из черного дерева
Берджесс. Заводной Апельсин
Борхес. Бескорыстный убийца Билл Харриган. Хаким из Мерва, красильщик в маске. Тлен, Укбар, Orbis Tertius. Пьер Менар, автор “Дон Кихота”. Лотерея в Вавилоне. Вавилонская библиотека. Сад расходящихся тропок. Смерть и буссоль. Юг. Бессмертный. Алеф
Кортасар. Преследователь
Гарсия Маркес. Сто лет одиночества
Зюскинд. Парфюмер.
Антония Байетт. Джинн в бутылке из стекла «соловьиный глаз»

График чтения и расписание контрольных мероприятий см. в таблице ниже.
Максимальная сумма баллов за каждую КРТ – 15. Вопросы формулируются в закрытой форме. Задание может состоять в том, чтобы по фрагменту опознать произведение, правильно определить время и место действия, перечислить главных героев и т.д.
Самостоятельные работы (СР).
На практических занятиях каждый студент должен в форме доклада представить текст самостоятельной работы. Задание работы нужно получить индивидуально, обратившись к преподавателю. При необходимости, после выступления его текст должен быть выслан преподавателю для дополнительной проверки.
Задания предполагают рассмотрение важных проблем историко-литературного процесса ХХ века, творчества крупнейших писателей, поэтики и проблематики отдельных произведений, связей литературы с историческим и культурным фоном. В состав вопроса включен фрагмент произведения. Предполагается, что ответ должен строиться по большей части как комментарий к данному фрагменту.
При выполнении СР должны соблюдаться определенные требования.
Ответ на каждый вопрос в печатном виде не должен превышать трех страниц (А4, кегль 12, 1,5 интервала, не более 10 000 знаков с пробелами). Устное сообщение должно быть рассчитано не более чем на 15 минут.
В каждом ответе должны быть цитаты не менее чем из двух источников. Цитаты должны быть в кавычках, источник цитаты должен быть указан (автор, название, год издания, страница). Если цитируются материалы, размещенные в сети Интернет, должны быть указаны автор, название работы, электронный адрес. Цитировать тексты, автор которых не указан, нельзя. В устном сообщении также необходимо сообщать источник цитаты.
Ответ не должен состоять только из цитат.
Ответ должен быть связным.
Перед началом работы студент должен удостовериться, что правильно понимает все слова, входящие в название темы. Определения терминов можно найти в лекциях, литературоведческих словарях (рекомендуется «Литературная энциклопедия терминов и понятий»). При этом определение термина не нужно включать в работу. Необходимым условием выполнения задания является чтение тех произведений, которые упомянуты в задании или знакомство с которыми предполагается его формулировкой.
В ответе не должно быть ничего лишнего. Не надо говорить о том, когда писатель родился, где он жил, какие произведения написал, как о нем отзывалась критика, если это не предусмотрено формулировкой темы.
Оценка «отл.» за ответ соответствует 15 баллам, «хор.» - 10 баллам, «уд.» - 5 баллам.
Оцениваться будет также работа на занятии: вопросы к докладчикам, комментарии и дополнения к выступлениям. За работу на занятиях можно получить до 20 баллов.
Самостоятельно студентам необходимо прослушать три лекции по курсу, записанные в формате аудио (по творчеству Фолкнера, Брехта и Сэлинджера), и ответить на вопросы к ним. Ответы на вопросы будут оцениваться как работа на занятиях. Баллы за работу на занятиях будут включены в сумму баллов итогового контроля.
Посещение занятий
Стопроцентное посещение лекционных и практических занятий соответствует 5 баллам.
График работы по дисциплине «История зарубежной литературы ХХ века. Часть первая» для студентов III курса факультета журналистики Уральского университета. Первый семестр, 2020/2021 г.
Неделя График чтения Практические Самостоятельная работа
1 31 а– 6 с. Ремарк. На Западном фронте без перемен 2 7 – 13 с. Фицджеральд. Великий Гэтсби 3 14 – 20 с. Хемингуэй. В наше время. 4 21 – 27 с. Брехт. Добрый человек из Сычуани. Фицджеральд. 5 28 с. – 4 о. Фолкнер. Шум и ярость Фицджеральд. Самостоятельно прослушать лекцию по Брехту.
6 5 – 11 о. Сартр. Мухи.
Камю. Посторонний. Хемингуэй. Самостоятельно прослушать лекцию по Фолкнеру
7 12 – 18 о. Осборн. Оглянись во гневе
Сэлинджер. Над пропастью во ржи Хемингуэй. 8 19 – 25 о. Сэмюэл Беккет. В ожидании Годо
Роб-Грийе. В лабиринте Сэлинджер, Осборн Самостоятельно прослушать лекцию по Сэлинджеру
9 26 о. – 1 н. Голдинг. Повелитель мух Сэлинджер, Осборн КРТ-1
10 2 – 8 н. Фаулз. Башня из черного дерева
Берджесс. Заводной Апельсин Набоков 11 9 – 15 н. Набоков. Лолита Набоков 12 16 – 22 н. Борхес. Бескорыстный убийца Билл Харриган. Хаким из Мерва, красильщик в маске. Тлен, Укбар, Orbis Tertius. Пьер Менар, автор “Дон Кихота”. Лотерея в Вавилоне. Вавилонская библиотека. Сад расходящихся тропок. Смерть и буссоль. Юг. Бессмертный. Алеф Кортасар. Преследователь Маркес 13 23 н. – 29 н. Гарсия Маркес. Сто лет одиночества Маркес 14 30 н. – 6 д. Зюскинд. Парфюмер. Зюскинд 15 7 – 13 д. Байетт. Джинн Зюскинд 16 14 – 20 д. БайеттКРТ-2
17 21 – 27 д. БайеттИтоговый контроль
Экзамен по дисциплине проводится в два этапа.
Итоговая контрольная работа (ИКР).
Первый этап экзамена – это письменная итоговая контрольная работа. Задание содержит 20 вопросов в закрытой и 5 – в открытой форме. Цель ИКР, главным образом, – проверка фактических знаний студентов в пределах программы. В задании будут, во-первых, вопросы на конкретное знание текста. Задания на конкретное знание текста будут только по тем произведениям, которые включены в обязательный минимум. Вопросы по текстам будут аналогичны тем, которые включены в семестровые КРТ. Во-вторых, значительная часть вопросов – это проверка конкретных историко-литературных знаний. Студент должен представлять себе содержание основных историко-литературных категорий; круг авторов, представляющих в данную эпоху ту или иную литературу; основную проблематику и круг произведений тех или иных писателей; иметь представление о важнейших литературных репутациях. Проверяться будет необходимый минимум фактических знаний в объеме программы. Для подготовки к ИКР достаточно учебника и лекционного материала. При этом ИКР не характеризует ни способность к творческой работе, ни способности мышления и самостоятельной интерпретации материала. Для этого предусмотрены другие формы работы, которые выполняются в течение семестра.
За ИКР можно получить до 30 баллов, в зависимости от количества правильных ответов на закрытые вопросы и качества ответов на открытые вопросы. Баллы, полученные за ИКР, добавляются к тем, которые были получены в течение семестра. Если набранных баллов недостаточно для получения желаемой оценки, проводится собеседование по дополнительным вопросам в обычной экзаменационной форме.
Экзаменационный минимум:
Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по следующим разделам курса:
По учебнику «Зарубежная литература ХХ века» под ред. В.М. Толмачева (М., 2003):
Авангардистские течения в литературе ХХ века
Немецкая литература 1920-х–1940-х
Английская литература 1920-х–1940-х
Французская литература 1920-х–1940-х
Литература США между двумя мировыми войнами
Западная драматургия ХХ века
Французская литература второй половины ХХ века
Английская литература после 1945 г.
Литература США после 1945 г.
Немецкая литература после 1945 г.
Литература Латинской Америки в ХХ веке
Зарубежная поэзия ХХ века
Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по творчеству следующих авторов:
Жан Поль Сартр.
Альбер Камю.
Сэмюэл Беккет.
Бертольд Брехт.
Генрих Белль.
Грэм Грин.
Уильям Голдинг.
Джон Фаулз.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд.
Эрнест Хемингуэй.
Джон Стейнбек.
Уильям Фолкнер.
Джером Дэвид Сэлинджер.
Владимир Набоков.
Хорхе Луис Борхес.
Хулио Кортасар.
Габриэль Гарсия Маркес.
Умберто Эко.
Основные литературоведческие понятия и проблемы историко-литературного процесса, вопросы по которым могут быть включены в задание итоговой контрольной работы:
«Потерянное поколение»
Социалистический реализм
Модернизм
«Поток сознания»
«Новый роман»
Авангардизм
Дадаизм
Сюрреализм
«Автоматическое письмо»
Эпический театр
Ангажированность
Группа-47
Неореализм
«Сердитые молодые люди»
Движение битников
Театр абсурда
Магический реализм
Новый латиноамериканский роман
Утопия и антиутопия
Постмодернизм
Мифологизм, миф и литература ХХ века, современное мифотворчество
Идеи фрейдизма и литература
Литература и философия экзистенциализма
Литература и религия.
Литература и контркультура
«Левая идея» в литературе ХХ века
Литература и настроения либерального протеста («контестации») 1950–1970-х годов
«Массовая литература», литература и массовая культура
Собеседование по дополнительным вопросам.
В билете два вопроса. Первый вопрос формулируется по историко-литературному материалу курса и содержит программу ответа.
Список экзаменационных вопросов по дисциплине «История зарубежной литературы ХХ века (часть вторая)» для студентов III курса факультета журналистики.
Своеобразие духовной ситуации ХХ века и положение литературы. Исторические, политические, социальные, идеологические факторы литературного развития. Периодизация литературы ХХ века.
«Левая идея» в литературе ХХ века. Проблема социалистического реализма. Образы «левых» в литературе ХХ века, авторы, выступавшие с левых позиций. Политическая проблематика творчества Бертольда Брехта, Жана-Поля Сартра, Грэма Грина, Джорджа Оруэлла, Генриха Белля, Умберто Эко и др.
Литература и развитие психологии в ХХ веке. Литературное значение Фрейда. Литературное «чтение» Фрейда, фрейдистское чтение литературы. Значение идей Фрейда для формирования теоретических установок сюрреализма.
Миф и литература ХХ века, проблема «мифологического» романа (романа-мифа). Идеи Карла Густава Юнга и их литературные применения. Миф в поэтике Фолкнера, Голдинга, Гарсия Маркеса и др.
Литература и религия в ХХ веке. Религиозное сознание и религиозная обрядность как литературные темы. Религиозные аспекты проблематики творчества Сартра, Камю, Грэма Грина, Энтони Берджесса, Генриха Белля, Умберто Эко.
«Массовая литература», литература и массовая культура ХХ века. Приемы и образы массовой культуры в произведениях Джона Осборна, Дж. Д. Сэлинджера, В. В. Набокова, Умберто Эко и др. Кинематограф и литература. Система литературных премий и ее значение.
Историческая обстановка и направления литературного развития 1920–1940-х годов в ведущих странах Европы и в США. Важнейшие литературные центры. Содержание понятий «литература потерянного поколения», «модернизм», «авангардизм». Международный антифашистский конгресс в защиту культуры (1935), его цели и значение.
Литература «потерянного поколения». Факторы формирования. Становление духовного комплекса «потерянности» в сочинениях Д. Г. Лоуренса, Анри Барбюса. Идеи и эстетика «потерянного поколения» в творчестве Луи Фердинанда Селина, Эрнста Юнгера, Ярослава Гашека и др.
Своеобразие культурно-исторической ситуации в США в 1920–1940-е годы. Национальные традиции и европейские влияния в литературе периода. Значение творчества Шервуда Андерсона. «Потерянное поколение» в литературе США. Творчество Джона Дос Пассоса, Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда, Генри Миллера, Джона Стейнбека, Томаса Вулфа, Уильяма Фолкнера.
Судьба и творчество Эрнеста Хемингуэя. Хемингуэй и «потерянное поколение». Основная проблематика, эстетические принципы, приемы описания и повествования. Особенности построения диалога. Этика хемингуэевского героя. Книга рассказов «В наше время» и традиция воспитательного романа. Сюжет и композиция книги. Мотив «победы в поражении» в произведениях Эрнеста Хемингуэя.
Уильям Фолкнер. Основные произведения. Литературные влияния. «Поток сознания» и композиция романов Фолкнера. Культура и история американского юга в произведениях писателя. Общенациональные аспекты проблематики. Фолкнер и модернизм. Стиль Фолкнера; фолкнеровский синтаксис и проблема времени
Авангардистские течения в европейской литературе 1910–1930-х годов. Мировоззренческие основы, теория и практика дадаизма и сюрреализма. «Ошеломляющий образ». «Автоматическое письмо».
Бертольд Брехт: литературная и общественная позиция. Принципы эпического театра. Брехт и «потерянное поколение». Брехт и коммунизм. Брехт и эстетика авангарда. Брехт в СССР.
Литература и философия экзистенциализма. Творчество Жана Поля Сартра. Основные идеи и темы его произведений. Философское и художественное содержание творчества Сартра. Проблема вины, свободы и ответственности в драме «Мухи». Основные положения трактата Жана Поля Сартра «Что такое литература?». Идея «ангажированности» в концепции Сартра.
Альбер Камю и философия экзистенциализма. От «абсурда» к «бунту» (эволюция творчества). Важнейшие произведения Камю, их темы, проблемы, стиль. Типы «абсурдного героя» в творчестве Камю.
«Антибуржуазные революции» 1950–1970-х годов и характер литературного развития. Литература и настроения либерального протеста («контестации»). Литературные «группы», «объединения», «течения»: «сердитые молодые люди», неореализм, «Группа-47» и др. Проблема авторского отношения к протестующему герою в произведениях Джона Осборна, Генриха Белля, Кингсли Эмиса и др.
Культурно-исторический фон, основные проблемы и идеи американской литературы 1950–1970-х годов. Американский военный роман. Тематика произведений Нормана Мейлера, Джека Керуака, Курта Воннегута, Джона Апдайка, Джона Стейнбека и др.
Джером Дэвид Сэлинджер и его книга «Над пропастью во ржи». Традиции романа воспитания и «рождественской литературы» у Сэлинджера.
Проблема контркультуры. Основные явления «контркультурного» фона, их осмысления и отражения в литературных экспериментах Хулио Кортасара, Энтони Берджесса, Джека Керуака, Уильяма Берроуза и др. Контркультура и авангардизм. Контркультура и коммерческое искусство.
Идеи и эстетика французского «нового романа»: «новый роман» и модернизм. Критика классического романа. Творчество Алена Роб-Грийе, основные стратегии описания и повествования.
Становление концепции постмодернизма в литературе 1950–1970-х годов. Постмодернизм как «состояние», как эстетическая концепция и как сумма приемов.
Владимир Набоков как американский писатель. Россия, Америка, Европа в жизни и творчестве Набокова. Сквозные мотивы, «метасюжет» Набокова. Важнейшие черты стиля.
Сэмюэл Беккет. Основные черты творческого и жизненного пути, своеобразие положения в литературе. Важнейшие произведения, их жанры, темы, образы. Беккет и «театр абсурда». Сценические способы изображения небытия и абсурда в пьесе «В ожиданье Годо». Театр Беккета как развитие традиций драматургической классики. Сходное и несходное в эстетических концепциях Беккета и Джойса.
Особенности развития литератур Латинской Америки ХХ века. Культурно-исторический фон, синтез традиций в латиноамериканском искусстве. Виднейшие представители латиноамериканской прозы. Проблема «магического реализма».
Хорхе Луис Борхес. Философские и эстетические основы творчества. Соотношение рационального и иррационального, познаваемого и непознаваемого, реального и идеального в новеллистике Борхеса. Приемы детективного жанра в новеллах Борхеса.
Габриэль Гарсия Маркес. Основные произведения. Стиль, система образов, позиция повествователя в романе «Сто лет одиночества». История и миф в творчестве Маркеса.
Послевоенная английская литература, ее отношение к викторианскому наследию и к «великой традиции». «Постимперские» комплексы. Английский постмодернизм. Крупнейшие английские послевоенные романисты, темы и идеи их произведений (Грэм Грин, Уильям Голдинг, Джон Фаулз, Айрис Мердок, Энтони Берджесс и др.). Значение Оруэлла. Утопия и антиутопия в английской литературе.
Самосознание искусства в литературе второй половины ХХ века. Тема музыки в повести Кортасара «Преследователь» и в романе Берджесса «Заводной апельсин». Тема живописи в повести Фаулза «Башня из черного дерева». Проблематика романа Патрика Зюскинда «Парфюмер».
Умберто Эко. Серьезное и игровое в романе «Имя розы». Концепция постмодернизма в «Заметках на полях Имени розы»
Основные черты современной литературной ситуации (1980–1990-е годы). Крупнейшие современные писатели. Проблемы мультикультурализма, феминизма, постколониальности в современной литературе.
Второй вопрос экзаменационного билета предполагает составление краткого комментария к фрагменту произведения из числа тех, которые включены в обязательный список. Студент должен: 1. Определить автора и произведение; 2. Охарактеризовать место фрагмента в сюжете и композиции произведения, объяснить, какие сюжетные линии завязываются, развиваются или разрешаются в нем, какие образные мотивы, важные для произведения в целом, в нем присутствуют; 3. Если возможно, указать, какие черты характера и личности героя (героев) проявляются в цитируемом фрагменте; 4. Охарактеризовать фрагмент в аспекте проявления в нем черт авторского стиля.
Ответ может включать контекстуальный и интертекстуальный комментарий. Контекстуальный комментарий объясняет исторические и культурные реалии, знание которых необходимо для адекватного понимания текста. Интертекстуальный комментарий выявляет и объясняет присутствующие во фрагменте литературные аллюзии.
Ответы на оба вопроса оцениваются отдельно. Оценка «отлично» за ответ дает 10 баллов, оценка «хорошо» - 7 баллов, оценка «удовлетворительно» – 3 балла. В сумму баллов за ответы на дополнительные вопросы будут включены баллы за работу на практических занятиях (кроме баллов за доклад) и бонусные баллы за работу по предыдущему разделу курса (литература 1870-х – 1910-х годов). Баллы, полученные по результатам собеседования, прибавляются к тем, которые были получены в течение семестра и за итоговую контрольную работу.
Критерии оценки (балльно-рейтинговая система).
«Отлично»: 81 – 100 баллов.
«Хорошо»: 61 – 80 баллов.
«Удовлетворительно»: 41 – 60 баллов.
Критерии оценки по видам работ:
Виды работ Максимальное количество баллов
Посещение занятий 5
Контрольная работа по текстам 1 15
Контрольная работа по текстам 2 15
Доклад на практическом занятии 15 (отлично – 15 б., хорошо – 10 б., удовлетворительно – 5 б.)
Итоговая контрольная работа 30
Собеседование по дополнительным вопросам 20
X