ДЕТЕКТИВ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Ванькова. 19ИПД1

Формат документа: docx
Размер документа: 0.03 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


ДЕТЕКТИВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Приключенческая литература для детей и в детском чтении, ее значение
Приключенческие жанры выполняют, прежде всего, развлекательную функцию. Они способствуют развитию мышления ребенка и его воображения. Так же влияют на эмоциональное состояние ребенка, так как в процессе чтения ребенок сопереживает героям произведения.
В литературе приключенческие жанры связаны с жанрами фантастики и детектива. В приключенческих жанрах отражаются т обстоятельства, в которых герой проходит различные испытания, в жанрах фантастики и детектива проявляет себя «закрученный сюжет», который все-таки можно представить реально.Черты этих жанров, которые зародились в конце XVIII—XIX вв. в основном сохраняются и сегодня. Это:1. Морские приключения, о которых писали многие знаменитые авторы, начиная от Вальтера Скотта, Фенимора Купера, капитана Марриета, Жюля Верна, Луи Жаколио, Эмилио Сальгари и других (а у нас от неведомого автора «Гистории о российском матросе Василии Кариотском»), А. Бестужева-Марлинского, Константина Станюковича до Леонида Соболева, автора романа «Наследник из Калькутты» Роберта Штильмарка, Валентина Пикуля и других писателей XX в.2.Сухопутные приключения — путешествия в таинственные страны, дремучие леса, безлюдные пустыни и т. п. Тридцатые—сороковые годы XIX в. в России были ознаменованы появлением приключенческих романов Фенимора Купера, творчество которого ценили М. Ю. Лермонтов и В. Г. Белинский; в 50—60-е гг. выходят в свет приключенческие романы Томаса Майн Рида, а его «Всадник без головы» (1865) в 1868 г. был переведен на русский язык и приобрел особую популярность у детей в России. И сегодня в активе детского чтения и другие романы Майн Рида. Сюда же относятся проза Г. Эмара, часть произведений Жюля Верна и многих других писателей на Западе, а у нас произведения В. Арсеньева, некоторые романы и повести И. Ефремова и др.3. Существует мощное «приключенческое» ответвление и в исторической романистике. Это произведения В. Скотта, А. Дюма, Понсон дю ТерраЙля, у нас же М. Загоскина, Вс. Соловьева, Д. Мордовцева и ряда других писателей XIX в., а в XX в. — Л. Чарской, Л. Пантелеева, А. Рыбакова, Л. Кассиля, С. Алексеева, В. Катаева, отчасти В. Пикуля и др.
Определение жанра детектива, особенности детектива для детей
Детекти́в (от лат. detectio «раскрытие», англ. detect «открывать, обнаруживать»; detective «сыщик») — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся победой справедливости.
Детективный жанр пришёл в детскую книгу в начале XX века на волне всеобщей популярности рассказов про знаменитых сыщиков. Первыми авторами этих рассказов были известные писатели Эдгар По и Артур Конан Дойль, но уже довольно скоро детективы стали массовой литературной продукцией, выходившей в виде романов, повестей, очерков и комиксов. Историями о хитроумных сыщиках и бесстрашных детективах зачитывались не только взрослые, но и дети. Критики и педагоги, ведавшие проблемами детского чтения, относились к этому крайне негативно, упрекая “сыщицкую” литературу в низком художественном уровне, брутальности и “бездуховности”.
Если в зарубежной детской литературе пик популярности детективных историй приходится на середину XX века, то расцвет отечественного детектива для детей происходит на наших глазах. Во многом это вызвано тем “детективным бумом”, который переживает сегодня вся отечественная литература. Успех детектива принято связывать с общим процессом демократизации литературы, значительно изменившим наши представления об этом жанре. Современный детектив последних десяти лет открыл много новых писателей - от А.Марининой и Б.Акунина до Д. Донцовой, книги которых можно назвать общенародным чтением. И хотя детские писатели стремятся не повторять своих коллег по литературному цеху, надо признать, что развитие детского детектива идёт в общем русле детективной литературы. И не только отечественной, поскольку пишущие для детей и подростков авторы во многом ориентируется на зарубежный детский детектив с его давними традициями и наработанными литературными приёмами.
Детский детектив не уступает “взрослому” в обилии бытовых картин и житейских наблюдений.
Не ставя себе задачу анализа причин преступлений (этого нет и в детективах для  взрослых), авторы описывают криминальную среду и деятельность органов  правопорядка, жизнь верхов и социальных низов. И хотя часто речь идёт об общеизвестных фактах, они обладают для подростка новизной и приоткрывают ему заманчивый мир взрослых людей. Этот мир дополняется реалиями жизни молодёжной среды с актуальными для подростка проблемами. Среди них отношения с ровесниками, родителями и учителями и, конечно, с представителями другого пола (без описания романтической дружбы между юным сыщиком и его подругой не обходится ни один подростковый детектив).
Детский детектив - один из немногих жанров, который позволяет в рамках беллетристики говорить с ребёнком или подростком о социальных проблемах.
Детский детектив — призрачный жанр. Он абсолютно искусственный — пересаженный и выращенный; в отличие от литературы ужасов для детей. Ужасы имеют длинные глубокие корни в страшном детском фольклоре и отвечают за терапию страхов, русские ужастики — пародийны, не всем нравится — но факт налицо: жанр существует, активно развивается, имеет субкультурную поддержку. За что отвечает детский детектив? Детская литература жизнеспособна, если она функциональна — пресловутое высмеянное исследователями «чему научит эта книга?» — но, тем не менее; детский детектив отвечает за дружбу — каждый раз это история о том, как дети хорошо работают в паре или вообще большой группой — в любом массовом жанре должна быть привязка к субкультурному; детский детектив отвечает за то, как дети общаются внутри детского сообщества — Эрих Кестнер, Энид Блайтон, Поль Берна, Екатерина Вильмонт... Детям дана загадка, они ее разгадывают совместными усилиями; мир детский и взрослый противопоставлены в такой конструкции — взрослые либо не понимают детских игр, либо злодеи (детей легко поймать и заставить молчать) — по сути, детский детектив в представлении масс не что иное, как разновидность литературы приключений, текстов развлекательного характера.
Поэтому детского детектива как жанра и текста возможностей почти нет. Очень мало кто из авторов использует детектив как перспективу разгадки тайны или ребуса ребенком как особым героем. Сложно сказать, чего ждешь от «хорошего» детского детектива; я задаю вопрос детям: «ты хочешь поразвлечься, приключения почитать, или про настоящие убийства?». Детский детектив — отличный повод поговорить о тех самых пресловутых границах детской литературы и границах круга детского чтения. Чисто теоретически, ни один родитель, конечно, не хочет знать, что в книге, которую читает его ребенок за чаем, вот прямо сейчас идет детальное описание трупа, синего, татуированного, скрученного в бублик в холодильнике. Дилемма. При всех своих рассуждениях о том, что должно быть, а чего не должно — в детской литературе все спецы, все были детьми — взрослые обожают, когда дети читают взрослые книги. Взрослую книгу они позволят ребенку прочитать любую — вообще неважно про что! Это же так потрясающе — моя зайка уже в десять лет прочитала всю Агату Кристи, всего маркиза де Сада и всего Эмиля Золя (это я была такая десятилетняя девочка)! Тогда не парьте книжным продавцам мозг своими идиллическими требования к детской книге, ваш ребенок уже начитался о людях плохого.
Взрослые элементарно не понимают разницы между взрослой и детской литературой.
В нескольких родительских списках чтения на лето попадались рассказы Честертона об отце Брауне. Я пытаюсь объяснить родителям, что мне оскорбительна мысль о Честертоне как об обязательном чтении в школе, у него текст такой завитушный, такой страдальческий; к нему надо самому прийти, к Честертону-то, доползти на коленях сквозь тексты восемнадцатого и конца двадцатого века, безжалостные, о потери человеческого облика, возращении к природе, сначала как к естественному, потом как к животному началу, чтобы оценить смирение и нежность, всю эту жемчужность Честертона, мятежность и потерянность маленького человека. Детскую литературу детской делает не тематика и стиль изложения, а изначальное обращение писателя к ребенку-реципиенту как к основному читателю при задумке и написании текста, а сколь он там детский или взрослый получился на выходе, и куда его поставят в магазине, и что скажет Милонов — это уже дебаты под семечки; но ни Дойл, ни Кристи, ни Честертон не обращаются к детям как к основным читателям.
У детектива несложная тематика — греха, зла. Детское фэнтези с ней успешно справляется уже полвека. Сложно понять, что ты хочешь сказать, поставив ребенка-реципиента в рамки расследования. Вот на этом спотыкаются все авторы, и в итоге заданная Кестнером схема детских связей — ребенок даже в незнакомом городе найдет друзей — оказывается основной, диктующей.
Но возможна и более перспективна сейчас, в эпоху как раз ослабления субкультурных детских связей, другая схема детского детектива — перенесенная, опять же, из взрослой — герой-ребенок как герой-чудак. Есть же священники, раскладывающие преступления, есть старые девы, есть и дети-следователи — герои-чудаки, фрики. В такой схеме как раз идут описания скрюченных синих трупов.
"Приключения Калле Блюмквиста" Астрид Линдгрен как классический детский детектив.
Создавшая Малыша и Карлсона Астрид Линдгрен знакомит читателей с Кале Блумквистом — юным сыщиком, которому могут позавидовать многоопытные детективы.
Калле Блюмквист живёт в провинциальном тихом городке и мечтает стать сыщиком. И ему удаётся с помощью своих друзей распутать несколько преступлений.
Калле Блюмквист мечтает стать великим сыщиком и переехать жить в Лондон.
Он весело проводит время со своими друзьями, играет в войну с другими ребятами.
В городе появляется дядя Эйнар, который оказывается преступником, Калле помогает полиции его разоблачить.
В городе происходит таинственное убийство, свидетельницей которого становится Ева-Лотта.
Еву-Лотту пытается убить преступник и даже подсылает девочке отравленный шоколад.
Но Калле и тут удаётся изобличить преступника и сдать его полиции.
Главная мысль
В настоящих преступлениях нет ничего привлекательного.
Повесть учит дружбе и взаимовыручке, учит наблюдательности и внимательности. Учит находить выход из сложных ситуаций, никогда не сдаваться и не отчаиваться. Учит помогать органам правопорядка.
Всемирно известная детская писательница А. Линдгрен - создательница таких сказочных персонажей, как Карлсон, Пеппи Длинный чулок и Мио - в своей трилогии о маленьком сыщике обратилась к детективному жанру. Так, в 1946 году вышла в свет первая книга из серии «Приключения Калле Блюмквиста». Повесть и ее главный герой сразу полюбились читателям, и они с нетерпением ждали продолжения истории. Писательница за это произведение получила первую премию литературного конкурса. В 1951 году выходит продолжение приключений малыша Калле. Завершение трилогии публикуется в 1953-м. Позднее Астрид Линдгрен сказала, что, создавая историю приключений маленького сыщика, хотела отвлечь детскую аудиторию от триллеров, пропагандирующих насилие.
Детектив-вундеркинд
Главный герой произведения, мальчик по имени Калле, обладает множеством типичных навыков, характерных для персонажей детективного жанра. Он любит загадки и головоломки, обращает внимание на незначительные детали, ускользающие от взора остальных людей. Обычная игра по поиску и изучению улик в раскрытии придуманных происшествий однажды превращается в расследование настоящего преступления. На протяжении действий, описанных в трех книгах, Калле Блюмквист, а также его верные друзья Андерс и Ева-Лотта, помогают полиции в раскрытии преступлений. Им придется столкнуться не только с мелкими кражами, но и помогать расследованию убийств, похищений и ограблений. Большинство описанных историй в трилогии подчиняются общему принципу детективного жанра. Калле Блюмквист – сыщик, от пристального внимания которого не ускользают подозрительные личности, мотив, детали или улики, пропущенные полицией. Он готов идти вперед, чтобы узнать, как можно больше о человеке или мотиве для раскрытия преступления. Это не всегда бывает безопасно, поэтому добавляет интриги и держит в напряжении. Характерные черты Прекрасными особенностями трилогии являются не только искрометный юмор, сопровождающий читателя на протяжении всего повествования, но и красочное описание места действия. Калле Блюмквист и его друзья живут в небольшом городке, построенном вдоль реки и окруженном прекрасной природой. Яркое описание дает читателю возможность мысленно побывать в шведском предместье. Здесь можно увидеть маленькие аккуратные домики красного цвета с белой каймой и распахнутыми большими окнами, украшенными белоснежными занавесками, старый заброшенный замок на вершине холма и цветущие каштановые деревья. Все очень мирно и спокойно, что является замечательным контрастным фоном для расследования преступлений.
Черты жанра школьной повести и детского детектива в "Повести Алика Деткина(Очень страшная история)" Анатолия Алексина.
«Очень страшная история» — остросюжетный иронический детектив для детей Анатолия Алексина. Состоит из двух частей — «Тайна старой дачи» (1968, издана в 1969 году) и «Покойник оживает и начинает действовать» (1987, издана в 1992 году). В 1986 году на киностудии им. Горького режиссёр Никита Хубов снял одноимённый фильм по первому детективу.
Сюжет
Тайна старой дачи
Иронический детектив с подзаголовком «Детективная повесть, которую сочинил Алик Деткин» написана от лица шестиклассника как бы им самим и стилизована под «пробу пера» юного писателя. Действие происходит в неназванном городе (во второй части выясняется, что это Москва), в котором хорошо известен писатель Глеб Бородаев, пишущий приключенческо-мистические повести. Классный руководитель Алика Святослав Николаевич организовывает литературный кружок имени Бородаева, куда набирает пятерых литературно одарённых учеников из его класса: самого Алика, Наташу Кулагину, Валю Миронову, Андрея Круглова (Принц Датский) и Генку Рыжикова (Покойник). Шестым и почётным членом становится их одноклассник Глеб Бородаев-младший, который приходится внуком писателю. В классе открывается выставка, посвящённая жизни и творчеству писателя. Разбирая его творчество, ребята узнают о его самой популярной книге «Тайна старой дачи», в которой рассказывается про некого человека (в тексте зовётся просто Дачник), который в ночь под Новый Год таинственно исчез на загородной даче, не оставив никаких следов и его так и не нашли. Причём дача, которая описана в книге, существует и в реальности (там же Глеб Бородаев-старший и написал книгу, когда снимал её). За всем этим на Глеба обрушивается слава и почёт, к которым он был совершенно не готов.
Так проходит год, и Святослав Николаевич уходит на пенсию, а вместо него появляется новая руководительница, молодая Нинель Фёдоровна, которая ничего до этого не слышала о Бородаеве и поэтому закрывает выставку, посвящённую ему, предлагая начать основательное изучение творчества Пушкина. В то же время она не против предложения ребят съездить вместе с членами кружка на ту самую дачу, которую ребята очень жаждут увидеть (Алик жаждет этого больше всех, потому что хочет разгадать тайну исчезновения Дачника). Через некоторое время Нинель приглашает весь класс на стадион, где она готовится к теннисным соревнованиям на первенство города. Из-за этого на родительском собрании родители многих учеников устраивают скандал, потому что стадион был очень далеко, а Нинель позволила ребятам съездить туда без сопровождающих. Впрочем, об этом скоро забывают, потому что вот-вот должна состояться поездка. Однако в назначенный воскресный день Нинель не приходит, потому что, по словам Глеба, переезжала в новостройку и заболела ангиной. Видя нерешительность ребят, Глеб предлагает поехать самим и даже признаётся, что события, описанные в повести, имели место и в реальности: на той самой даче действительно таинственно исчез человек. Ребята заинтересовываются, и Глеб при них звонит Нинель из школы и спрашивает разрешение, на что Нинель, по его словам, отвечает согласием. Женский голос в трубке слышит и Алик.
Шестеро подростков садятся в поезд и едут на станцию Антимоновка. От станции Глеб ведёт их очень запутанной дорогой. На даче они обнаруживают молодого человека по имени Григорий, чья тётя является владелицей дачи. Бородаев-старший часто снимал эту дачу и знал Григория. Выясняется, что знаменитую книгу писатель написал в подвальном помещении, где устроил себе небольшой кабинет, и ребята хотят его посмотреть. Племянник проводит их в подвал, после чего неожиданно запирает дверь снаружи под предлогом, что так они смогут узнать тайну исчезновения Дачника. Ребята, хоть и в состоянии паники, сохраняют спокойствие. Со слов Алика, Наташу беспокоит даже не их заточение, а то, что она должна к семи часам вернуться домой, потому что её мама больна. Положение ещё больше усугубляется тем, что ребята находят в подвале скелет и приходят к выводу: это скелет Дачника. Чтобы хоть как-то не дать друзьям раскиснуть и самому не впасть в панику, Алик предлагает устроить нечто вроде внепланового заседания их кружка, где предлагает Мироновой, Покойнику и Принцу что-нибудь сочинить про сегодняшний день. Миронова сочиняет подробную литературную зарисовку своих действий с самого утра вплоть до заточения. Когда она рассказывает про то, как Глеб звонил Нинели, Алик внезапно находит в одной её фразе некий особый смысл, но пока никому его не раскрывает. Затем он просит Глеба повспоминать что-нибудь из жизни его дедушки, и Глеб вспоминает, что на столе, который стоит здесь в подвале, есть мемориальная табличка с надписью, которую он зачитывает им вслух «Здесь в течение одного года, трёх месяцев и семи дней была написана повесть „Тайна старой дачи“». Разговорив Глеба, Алик узнаёт, что в этом подвале его дед старался нагнать на самого себя страху для большего вдохновения. После чего Алик изучает найденный скелет и понимает, что он не настоящий: это муляж, подаренный Бородаеву за выступление в подшефной школе и поставленный им здесь в подвале для вдохновения. Объясняя всем свою догадку, Алик случайно смотрит на мемориальную табличку и замечает ещё одну улику, о которой тоже никому не говорит. После этого следует описание мыслей Алика, где он начинает понимать, что их неожиданное заточение явно выгодно Глебу (Алик не даёт читателям точного объяснения, почему он так решил). Придя к выводу, что и поездка, и заточение были заранее спланированы Глебом, Алик обследует подвал и наконец находит замаскированную дверь, через которую ребятам удаётся протиснуться наружу. Снаружи ребята слышат гудок тепловоза, который даёт Алику ещё одну улику. Прибежав на станцию, ребята выясняют, что Алик перепутал расписание и их поезд уже ушёл, а следующий будет только через 4 часа, из-за чего домой они попадут только к 11 часам вечера. Чтобы как-то сообщить о себе родителям, ребята решают вернуться на дачу, потому что там есть прямой телефон в город.
Алик отвлекает на себя Племянника, заманивает его в подвал и запирает там. Добравшись до телефона, они предупреждают своих родителей о том, что вернутся поздно. Когда звонит Глеб, следуют мысли Алика о том, что семья Глеба заранее знала, что они задержатся допоздна. Дождавшись времени прибытия поезда, ребята собираются уходить, но Наташа замечает, что Племянника лучше выпустить, потому что тогда «они все будут не лучше его». Тогда Алик отводит Глеба в сторону и у них происходит краткий разговор, в котором Алик чётко даёт понять читателю и самому Глебу, что за всем этим стоит последний, но не раскрывает пока причин этой догадки и мотивов Глеба. Чтобы Глеб искупил вину, Алик предлагает ему разыграть небольшой спектакль: они не хотели выпускать Племянника, а он хотел, тогда они его связали и ушли, но он сумел вырваться, спустился в подвал и отпер дверь. При таком раскладе Племянник вряд ли будет сердит на Глеба. Ребята уходят из дома по направлению к станции и через какое-то время их догоняет Глеб, сообщив, что Племянник действительно не тронул его и Глеб, улучив момент, сбежал с дачи. Далее ребята бегут на прибывающий поезд и успевают в последний момент. Алик отзывает Глеба в дальний конец вагона, где их никто не может слышать, и просит Глеба наконец во всём, признаться. Глеб волнуется и просит, чтобы рядом с ним была Наташа (он хочет, чтобы Наташа знала — Глеб совсем не хотел, чтобы Наташа опоздала домой к больной матери). Наташа подсаживается к ним, что Алика даже радует, и он сам начинает вместо Глеба рассказывать правду. Глеб Бородаев хотел вернуть себе утраченный почёт, для чего ему было нужно, чтобы Нинель уволили из их школы, чтобы потом заново открыть литературный кружок имени его деда. Поездка на злополучную дачу даёт ему возможность осуществить этот замысел. По совпадению так получается, что накануне Нинель переезжала в новую квартиру, где не проведена телефонная связь, из-за чего она не могла связаться со школой и сообщить, что поездка откладывается. Но Глебу очень нужно, чтобы они туда поехали, так как история со стадионом показала, что если Нинель ещё раз предоставит им самостоятельность, то её уволят. Чтобы ребята действительно думали так, он, как выясняется, подговаривает свою двоюродную сестру изобразить Нинель в телефонном разговоре, где она, якобы, разрешает им поехать самим. А чтобы ребята ещё больше загорелись желанием туда поехать, он врёт им, что события той знаменитой повести происходили на самом деле. Однако на мемориальной табличке в подвале, которую Глеб зачитывал им вслух, была несколько иная надпись, гласящая, что повесть «Тайна старой дачи» «…была придумана и написана», и, следовательно, всё, что было описано в повести, было лишь выдумкой писателя. Приехав на станцию Антимоновка, Глеб ведёт их к даче длинной запутанной дорогой, чтобы они думали, что дача расположена от станции очень далеко (именно это понял Алик по гудку тепловоза). Далее по его плану Племянник (с которым он был в сговоре) запирает их в подвале и должен держать там до позднего вечера, чтобы у всех у них в городе переполошились родители, которые снова устроят скандал, и Нинель будет уволена. Наташа, выслушав всё это, говорит, что их вина ничуть не меньше вины Глеба, потому что они сами возвели его на этот «пьедестал почёта», на который он даже не хотел идти, и что они присвоили ему славу, которую он в действительности не заслужил, потому что это слава его деда. Повесть имеет открытый конец: Алик спрашивает у Наташи, стоит ли им прощать Глеба, Наташа отвечает, что не знает, и затем говорит: «Если слабый и глупый человек жесток — это противно. Но если и смелый жесток — это страшно».
Покойник оживает и начинает действовать
Продолжение, написанное через 20 лет, отличается «потяжелевшей» атмосферой повествования и более «взрослыми» рассуждениями героя. После раскрытия заговора Глеба Бородаева Алик Деткин становится знаменитостью школы, где с подачи учительницы Муры открывают уголок его имени; в то же время Глеба подвергают остракизму. Наташа Кулагина опасается, что Алик станет «прежним Глебом» и демонстративно не замечает его популярности, несколько даже от него отдалившись. В разгар обрушившейся на него славы и почёта Алика вызывают в школьную канцелярию к телефону. На том конце мужской голос представляется следователем прокуратуры со станции Антимоновка, который сообщает, что Алику и остальным шести членам литературного кружка предъявлено обвинение в убийстве. Он требует, чтобы ребята приехали на старую дачу для прояснения обстоятельств, и настоятельно советует, чтобы они никому не рассказывали об их поездке (голос следователя кажется Алику знакомым). Ребята больше удивлены таким событием, чем напуганы, и поэтому соглашаются все поехать. Покойник неожиданно заявляет, что им нечего волноваться, потому что он «защитит их и найдёт истинного виновного».
В электричке Алик становится свидетелем того, что Покойник по ошибке протягивает контролёру вчерашний билет. На даче их встречают трое молодых людей, представившихся следователями правоохранительных органов. Здесь и выясняется, что Алика и компанию обвиняют фактически в убийстве Племянника Григория, который, оставшись запертым в подвале, якобы умер там от голода (то есть Глеб обманул ребят, сказав, что выпустил Племянника). Во время этого Алик смотрит на почтовый ящик и замечает, что на нём нет жестянки с номером дома, зато есть жестянка с надписью «Рыжиковым». Вдруг слышится крик из подвала и выясняется, что Племянник жив. Покойник кричит ребятам, чтобы они бежали на станцию, а сам выхватывает у одного из следователей из руки ключ от подвала, который до этого никто не видел (Алик заостряет внимание на этом факте). Прибежав на станцию с ребятами и догнавшим их Покойником, Алик выясняет, что прокуратуры на станции Антимоновка нет.
Наташа считает, что Глеб невиновен, и просит Алика доказать это. Уже в обратной электричке услышав от Покойника, что у него есть старший брат, студент-юрист, Алик понимает, почему голос и походка «следователя» казались ему знакомыми. Алик срывает едва начавшийся триумф Покойника, доказав, что последний сам всё и подстроил: с помощью брата, изображавшего следователя, Покойник решил инсценировать освобождение разъярённого Племянника с риском для себя и «спасти» остальных ребят, окончательно втоптав Глеба в грязь. Накануне он поехал на дачу и провёл репетицию «освобождения», поэтому знал, в какой руке «следователь» держит ключ от подвала. Чтобы скрыть тот факт, что дача с некоторых пор принадлежит не тёте Племянника, а его, Покойника, семье (поэтому брат Покойника остался на даче, а не пришёл на станцию вслед за Покойником), он решил оторвать жестянку со своей фамилией с почтового ящика, однако в осенних сумерках ошибся и отодрал вместо неё номер дома. Всё это Покойник затеял потому, что хотел отобрать у Алика славу и, как следствие, расположение Наташи Кулагиной. Об этом догадывается сама Наташа: «приговор из Наташиных уст был для Покойника „вышкой“». Таким образом, Алик возвращает любовь Наташи, но одновременно приобретает врага в лице Покойника.
X