ПНК-10. Нуйкина Наталья. Современный детектив, его художественные особенностив творчестве Бориса Акунина

Формат документа: docx
Размер документа: 0.02 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Современный детектив, его художественные особенности в творчестве Бориса Акунина
Циклизация – черта, издревле свойственная словесности. Может быть, особенно она характерна для массовой литературы. Читатель оной быстро привыкает к персонажам, странствующим из романа в роман, привязывается к героям душой, как к старым знакомцам, живет их радостями и горестями, как своими. Мир, обжитый такими давно родными, "знакомыми все лицами", - мир понятный и привычный. В нем, открыв очередную книгу серии, чувствуешь себя уютно и уверенно. Даже если в этой серии тут и там попадаются серийные убийцы и странствовать об руку с этими малосимпатичными героями приходится из грязного кабака в вертеп разврата... Не случайно самый отличительный вид массового кино –это сериалы. Притом подчас такие, что срок их просмотра почти соизмерим с земным сроком, отпущенным телезрителю. Люди любят читать (смотреть) романные циклы и "мыльные оперы", что приносит издателям и продюсерам, авторам и режиссерам успех и деньги.
В том, что Борис Акунин задумал объединить девять романов об Эрасте Фандорине в один цикл, ничего оригинального, конечно, нет. В классике детективного жанра было немало таких консолидирующих фигур - сыщиков и расследователей всякого рода. Литературные предки у Фандорина весьма почтенные, с хорошей репутацией: мистер Шерлок Холмс, мисье Эркюль Пуаро, мисс Марпл... Старый прием безотказно действует и в нынешней российской беллетристике детективного жанра: следователь Настя Каменская, произведенная на свет писательницей Александрой Марининой. Все так. Но...
Невзирая на вышесказанное, осмелюсь утверждать, что Борис Акунин как создатель "фандоринского" проекта оригинален. Прежде всего, никто иной не декларировал и вроде бы не декларирует свой сериал как осознанный литературный проект, не демонстрирует – решительно, смело, откровенно – собственную стратегию успеха: «Все жанры классического криминального романа в литературном проекте Б.Акунина "Приключения Эраста Фандорина». В книгах «дорогого» варианта «Приключений Эраста Фандорина», выпускаемых издательством «Захаров», романы из этой «великолепной девятки» снабжены соответствующим жанро указующим эпитетом: «Азазель» - «конспирологический детектив», «Турецкий гамбит» - «шпионский детектив», «Левиафан» - «герметический детектив», «Смерть Ахиллеса» - «детектив о наемном убийце», «Особые поручения» - «повесть о мошеннике и повесть о маньяке», «Статский советник» - политический детектив, «Коронация, или Последний из романов» - «великосветский детектив» ... Правда, искушенный читатель не может не заметить, что «детективоведение» ведать не ведает о таком жанре, как «детектив о наемном убийце». Не было такого жанра в классические времена - за неимением спроса на киллеров, род занятий коих еще не был тогда престижной высокооплачиваемой профессией. «Повесть о мошеннике и повесть о маньяке», равно как и «конспирологический» и «герметический» детективы - тоже отнюдь не традиционные жанровые термины. Был в тридцатых годах позапрошлого века в русской литературе такой жанр – «светская повесть». Так-то романтическая повесть из жизни высшего общества. А о "великосветском детективе" и не слыхивали. Вполне классичны разве что «шпионский» да «политический» детективы.
X