Август Ланин_Хаос

Формат документа: docx
Размер документа: 0.02 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Порядок «Хаоса»
В работе «Хаос» 1992 года Август Ланин обращается к человеческому первобытному, бессознательному. К тому, что существует на подкорке и отзывается в теле лишь ощущениями. Вкусами. Образами. Тактильными восприятиями. Музыкой в ушах. Пульсацией. Вибрацией.
Повторяющийся рисунок создает ритм, ритм закручивается в воронку, втягивая зрителя вглубь. Я вспоминаю «Танец» Матисса. Встречаюсь внутри с ощущениями, вызванными той работой. Матисс работал на упрощение, на отделение лишнего от сути. Ланин же усложняет, упрощая восприятие. Потому что хаос можно понять только тогда, когда все его части собраны вместе.
Эта работа музыкальная. Всмотревшись, можно услышать музыку. Она абстрактная, цветовые пятна вызывают образы. Она графичная благодаря линиям. Она реалистична деталями. И в то же время из-за композиционной многослойности мистична. Ирреальна. Сюрреалистична. Ланин симфонизирует сложную многоуровневую систему искусства. Посредством живописи передает музыку, цвет, ритм. Будит в зрителе восприятие других видов искусства. Точечно задевает наши ощущения, и они рябью вибрируют в нашем сознании.
«Хаос» одна из поздних работ. Я вижу тут смешение трех начал: плотского (сила, желание — лошади); духовного (чувства, мысли — женские фигуры); космического — (бессознательное, непостижимое — космические объекты, светящиеся шары). Все слои познания смешиваются. Закручиваются в вихре, создавая хаос восприятия (при этом четко структурированный). Пропорции искажаются. Прямая перспектива затягивает в небытие.
Живопись Ланина многомерна. Она — отражение сложного и хаотичного конца 20 века. Постмодернизм, парадигмальные сдвиги в культурной сфере, появление и укрепление цифровой сферы, где один канал передачи информации переходит в другой. Все эти черты как в кривом зеркале, незримо, скорее, ощущаемо отражаются в «Хаосе».
Объем сделанного художником и многоплановость его искусства предопределяют возможность изучения творчества Ланина в разных плоскостях: печатная графика 1950-х–1970-х гг., эксперименты в области синтеза искусств, цветомузыкальные архитектурные объекты 1960-х–1970-х гг., программная живопись второй половины 1970-х — 1990-х гг., проектная концептуальная архитектура и каркасная скульптура из металла 1990-х гг.
В случае с Ланиным перспектива искусствоведческой «археологии» его творчества выглядит так же многослойно, как и работа «Хаос» — в его произведениях нашли свое отражение академическая выучка, увлечение древнерусским искусством, теория и практика русского авангарда, новаторские художественные течения второй половины ХХ века. Анализ его работ может развиваться в поле интерпретации их сюжетно-образного и философского содержания. Особенно это касается программных поздних живописных произведений — в них художник никогда не ограничивается чисто визуальными эффектами, часто они представляют собой развернутое иносказательное повествование, в котором сопрягаются разновременные сюжеты.
Вернемся к «Хаосу». На мой взгляд, эта работа — идейный финал, итог, совокупность всего, что было сделано до. Три человеческих начала, три пласта исторического развития человека: архаично прошлое (физическое постижение бытия); духовное настоящее (местами чувственное (цветовые пятна), местами рациональное (линии)); необъяснимое, непостижимое, космическое будущее (технологическое). Все три измерения вместе — хаос. Хаос как единственная доступная человечеству форма познания мира и себя в нем.