Лекция 1 Философия Древнего Востока

Формат документа: docx
Размер документа: 0.04 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Лекция 1 Философия Древнего Востока.
План.
Вопрос 1. Философия Древнего Китая.
Вопрос 2. Философия Древней Индии.
Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях — китайской и индийской.
Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен.
Восточная философия интровертна  (погружена внутрь человека), она носит нравственно-религиозный характер.
В развитии философской мысли Древнего Китая следует выделить два
основных этапа:
Первый этап (XII – VIII вв. до н.э.) – зарождение философских воззрений
(предфилософия), который характеризуется тесной связью с мифологией.
Специфика китайской мифологии заключается в том, что мифы предстают
как исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке» и т.д. Они служили примером для подражания. В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.
Первые философские учения (VIII – VI вв. до н.э.) – натурфилософскийпериод, в который оформлялась модель миро устройства через переосмысление мифологической модели мира. Эта модель базировалась на следующих двух идеях: – идея единства человека и мира – связь природных, социальных и нравственных явлений. В частности, распущенность правителя
– непрекращающиеся дожди, глупость правителя – непрекращающийся ветер и т.д.
Небо – Человек – Земля – это изначальная гармония великой природы и эту гармонию следует поддерживать и не нарушать. Небо – судьба, первооснова, первопричина всего существующего. Это высший объект почитания в Китае, синоним окружающего мира в целом.
Идея перемен, учение о действии противоположных сил – «ян» и
«инь» (света и тьмы, напряжения и податливости, мужского и женского); Каждая вещь содержит в себе начала «инь» и «ян». Последовательность перемен, их ритмичность и направленность объясняется взаимо превращениями «инь» и «ян», круговоротом жизненной энергией «ци».
Второй этап На VI – III вв. до н.э. приходится расцвет философской мысли.
Этот период называют «золотым веком» китайской философии, этапом
«соперничества ста школ». Выделяются шесть основных школ древнекитайской философии: конфуцианство (школа служилых людей),
Даосизм (школа сторонников учения о «Дао» и «дэ»), моизм, легизм (школа законников, фа-цзя), натурфилософская школа «инь-ян» и школа имен.
Древнекитайское конфуцианство представлено многими именами. Основоположник Кун Фу-цзы. Кун Фу-цзы (Конфуций) жил в 551 – 479 гг. до н.э. Главное сочинение Конфуция «Лунь-юй» («Беседы и наставления).
В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит цзюнь-цзы —
«благородный муж», идеализированный облик правителя. Конфуций считал, что в его время идеального правителя не было. Идеальные правители — святые «совершенно-мудрые» правили в древности. Результатом их правления являлось совершенное общественное устройство и передача
культурности (вэнь). Культурность и правильное общественное устройство — это две стороны единого«Пути» — Дао человека, который дано осознать и поддерживать не всем, а только образованным людям —чиновникам.
«Благородный муж», по Конфуцию, это «тот, кто способен
проявлять в Поднебесной пять [качеств], является «человеколюбивым».
Обязательное качество, которое цзюнь-цзы должен воспитать в себе — это
жэнь — гуманность. Гуманность у Конфуция трактуется весьма широко как
совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу, поэтому слово жэнь переводится еще и как «человечность», «милосердие», «доброта». Гуманный человек должен быть лишен эгоистических помыслов и все силы отдавать на благо других.
Столь же обязательным качеством цзюнь-цзы является следование долгу.
Долг — это моральное обязательство. Долг — это нормы отношений междупятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев,
мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного.
Следующее качество цзюнь-цзы—сяо — «сыновняя почтительность»,
благочестие и почитание старшего брата». Конфуций полагал, что если все
государство сверху донизу организовать как одну большую семью во главе сверховным отцом-государем, то никаких противоречий между народом и
правящим классом не будетКонфуций рассматривал семью как «микрокосм
порядка в государстве и обществе».
Ли — следующая категория конфуцианской этики и обязательное качество
«благородного мужа»; «правила», «ритуал». Ли включали в себя в широкомсмысле правила поведения на все случаи жизни.
Еще одно качество, которым должен был обладать цзюнь-цзы — это чжи —
«разумность».
Учение о «совершенном муже» у Конфуция является очень важным, это
основа идеальной социально-политической структуры общества.
«Благородному мужу» Конфуций противопоставляет «низкого человека».
Первый следует долгу и закону, второй думает о том, как получше устроится, и получить выгоду. Первый требователен к себе, второй к людям.
«Благородный муж» - член правящей элиты, он управляет народом.
Главным средством управления Конфуций считал силу примера вышестоящих нижестоящим и убеждение.
Даосизм
Практически одновременно с учением Конфуция в Китае появляется еще
одна философская система — даосизм. Основатель этой школы — Лао-цзы. «Дао- дэ цзин» — «Книга о Пути и добродетели», ставшая главным каноном даосизма.
Дао — одна из важнейших категорий даосизма и всей китайской философии.
Переводится это слово как «Путь». Конфуций видел в Дао олицетворение
верховных законов Неба, предписывающих создание определенного порядка в обществе, сумму социальных регламентов, дисциплины и этики.
В даосизме Дао — это всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения.
Дао — это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него. Дао никому не ведомо, оно недоступно для органов чувств Оно постоянно и неисчерпаемо. Даосские представления о Дао позволяют выделить ряд его интерпретаций.
1 Дао — это порождающее начало, генетически предшествующее миру
оформленных вещей. По представлениям даосов, Дао возникает в Пустоте и
туманности. Следовательно, Космос рождается в Пустоте.
2 Дао — Абсолютная пустота. Безграничная во всех отношениях.
3 Дао — как субстантивированная закономерность всего сущего, закон
спонтанного бытия космоса, общества и человека. Жить по закону Дао, означало: уважать мнение и действия других людей, относитися к ним по «человечески», не творить зла.
4 Дао — как принцип движения, как вечный источник движения. Главное
выражение Дао — «перемены» — изменение по принципу «то инь — то ян.
Это плавный переход одного в другое по закону всеобщего Дао: «одно инь,
одно ян и есть Путь».
К ведущей даосской концепции относится также и концепция У вэй —
приницип недеяния. У вэй — это отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, основанной на спонтанности, беспредпосылочности Дао. На принципе Недеяния в даосской философии основывается совершенное правление. Мудрый правитель следует Дао, опираясь на естественные свойства вещей, и не пытается упорядочить Поднебесную, используя законы, правила и ритуалы цивилизации, носящие внешний, искусственный характер.
Итак, даосизм — это философия, выражающая всю полноту человеческогобытия, его нерасторжимое единство со всем миром, это путь цельного
существования человека, в котором духовное начало и физическая природа
рассматриваются в единстве.
Вопрос 2 Философия Древней Индии.
В истории древнеиндийской философии можно выделить два основных этапа: 1 Ведический 8-6 вв. до н.э., 2. Буддизм.
Первым памятником религиозно-мифологической мысли, положившим
начало философской традиции в Древней Индии, своеобразной предфилософией были Веды («знания»), конец VIII в. до н.э.
Веды – священное знание, которое рассматривалось как «услышанное», т.е.
имеющее сверхчеловеческое происхождение. Веды (священный текст) являются одним из древнейших литературных памятников человечества. Они представляли собой четыре сборника текстов религиозного, общественно-политического и философского содержания.
В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа,
Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:
- самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;
- брахманы - книги, написанные индийскими жрецами (брахманами) и
адресованные прежде всего брахманам, в которых описывается правильность
совершения ритуалов и жертвоприношений;
- араньяки - книги лесных отшельников;
- упанишады (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.
Упанишадами завершается первый этап индийской философии - ведический.
Важнейшая идея Вед заключалась в том, что человек един с природой, он ее часть. Различие между растениями, животным и человеком непринципиально, и растениям, имеют тело и душу. Тело смертно,
душа вечна. Она невидимый двойник тела. С гибелью тела душа не погибает, она переселяется в другое тело и становится его двойником. Таким телом может быть не только человек, но и животное, насекомое, растение. Странствие, блуждание души по различным телам безначально и носит название сансары (буквально блуждание, странствие, переселение).
Сансара – это обозначение «круговорота бытия» – цепи непрерывныхсуществований, переселений. Представление о переселении души привело вИндии к требованию ахимсы (непричинение вреда, неубиение) всего живого.
Даже самозащита, в случае крайней необходимости, не оправдывает убийства.
Переселение души связано с законом возмездия или кармой. Карма
(действие, поступок, жребий) – совокупность всех добрых и дурных дел,
совершенных человеком в предыдущих существованиях, которые определяют его судьбу в последующих. Карма – личный нравственный закон (все зависит от активности человеческой личности). Это закон наказания и награды за совершенное в прошлых воплощениях. Дхарма (держать, поддерживать) – безличный закон.
Первыми текстами уже философского характера явились Упанишады («сидящий у ног учителя», «тайное учение»).
В Упанишадах доминирует проблема первоначала бытия, его первоосновы,
природа мировой души. Возникают две основные категории, которые становятся центральными понятиями древнеиндийской философии – Брахман и Атман в их единстве.
Брахман – безличное, абсолютное начало, космическая душа, которая
наполняет Вселенную и порождает все, что в ней находится. Атман (дыхание, «я») – это личное начало, индивидуальная душа, то собственное, «Я», самость, что есть во всем. Центральная доктрина Упанишад – идея единства Брахмана- Атмана, мира и человека.
В Упанишадах происходит демифологизация понимания космоса и акцентируется выяснение скрытой, «глубинной» основы микрокосма, обозначаемой преимущественно термином «атман», и макрокосма,
обозначаемой термином «Брахман». Под Брахманом понимается высшаяобъективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится. Вместе с тем, все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Брахмане. Атман — «душа» происходит от корня «as» — дышать, который в санскрите дал одну из форм глагола «быть».
Регулирует процесс перевоплощения закон кармы, в котором учитывается
количество совершенных человеком добрых и злых дел.
Согласно закону кармы каждый человек получает воздаяние соответственно
своим поступкам: хорошим или дурным. У каждого человека есть своя дхарма, закон образа жизни, установленный свыше. Уклонение человека от выполнения своей дхармы может привести к тому, что его душа возродится в телесной оболочке какого-либо другого существа.
Третье кардинальное понятие этики Вед — понятие мокши (освобождение отцепи перевоплощений). Такое освобождение провозглашается высшей жизненной целью.
Середина I тыс. до н.э. сыграла в истории Древней Индии особую роль.
Начиная с VI – V вв. до н.э. возникают философские школы. Их было 9 Они
делятся на ортодоксальные . (астика) и неортодоксальные (настика).
Ортодоксальные школы признают авторитет Вед и следуют заложенным вних традициям. Это школы: веданта, вайшешика, миманса, йога, ньяя и санкхья.
Неортодоксальные школы отрицают либо полностью, либо частично
ведийские основоположения. К этим школам относятся буддизм, джайнизм и
локаята (чарваки).
Джайнизм отрицает святость Вед, решающее влияние богов на судьбы людей и т.д. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы,
который регулирует связь индивидуальной души с природой. Карма трактуется как тонкая материя, соединяющая материальное и духовное в человеке. Душа может освободиться от влияния кармы в результате благих дел и аскетического поведения.
Таким образом, джайнизм пытается помочь человеку спастись, найти вечноеблаженство, оказаться в состоянии нирваны.
Все эти идеи нашли своеобразное отражение в буддизме - религиозно-
философской концепции, которая возникла в VI-V вв. до н.э. и упрочила свое
влияние в мире и сегодня, когда буддизм является мировой религией.
Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама, который постиг правильный жизненный путь в результате просветления (или пробуждения) и был назван Буддой, т.е. просветленным. Буддизм исходит из равенства всех людей в страданиях, потому все вправе избавиться от них. В основе буддийской концепции человека лежит идея перевоплощения (метемпсихоза) живых существ.
Буддийская мудрость выражается в так называемых четырех благородных истинах. Первая истина: есть страдание. Вторая истина: есть причина страдания. Третья истина: есть освобождение от страдания. Четвертая истина: есть путь, ведущий к освобождению от страдания.
Цель буддистов — освободиться от желания, и тем самым повернуть «колесо
дхармы» на земле.
Будда, как известно, указал на восьмеричный путь к освобождению, суть
которого в следующем.
Во-первых, это истинное воззрение («четыре благородных истины»),
во-вторых, истинное намерение (отрешение от привязанности к миру),
в-третьих, истинная речь (воздержание от слов, связанных с миром),
в-четвертых, истинные поступки (ненасилие и ахимса),
в-пятых, истинный образ жизни, в-шестых,
истинное усилие (бдительность в отношении дурных мыслей и поступков),
в-седьмых, истинное медитирование, и,
в-восьмых, истинное конечное сосредоточение.
Последнее как раз соответствует состоянию просветления, которому нет
Аналогов в нашей обычной жизни. Поэтому буддисты указывают нанепостижимое молчанием.
Важной составной частью буддийского мировоззрения выступает учение о
познании человеком себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцания в йоге. Как философская концепция и система медитационных техник йога возникает около I в. до н.э. и направлена на то, чтобы научить человека освобождаться от волнений жизни, страданий, оков телесно-материального, чтобы остановить поток перевоплощений. Это могут не все. Такое по плечу только "святым". Обыкновенные люди не могут полностью освободиться от связей с материально-телесным. "Святые" - это люди, достигшие нирваны, полностью освободившиеся от всего земного. Достичь нирваны чрезвычайно трудно, но можно. Как особое состояние его сложно представить рационально. Нирвану можно только ощутить. В состоянии нирваны нет времени, оно вечно; в нем прекращаются страдания, волнения, желания; в нирване человек достигает успокоения, избавляется от всего, что его волновало в жизни. По сути это бессмертие, вечность, конец мира.
Итак:
1 Важнейшей, определяющей особенностью философии Древней
Индии является то, что она возникает и развивается под воздействием
религиозно-мифологического мировоззрения.
2 Высшие ценности: освобождение человека от страдания,
бесконечного, беспрерывного круга рождений и смертей – «колеса сансары» и достижение нирваны – смысло-жизненной цели и этического идеала. Это
достижение возможно через нравственное самосовершенствование.
3 Проблемное поле древнеиндийской философии – это прежде всего
проблемы этико-психологического плана. В центре внимания не столько явления природы, окружающей человека, сколько сам человек, его духовный мир.