Макаревич Г.А. Философия глобального эвол1314

Формат документа: docx
Размер документа: 0.11 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.



ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Гуманитарные дисциплины»
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Методические рекомендации для магистрантов и аспирантов
Философия глобального эволюционизма
Могилев 2014
УДК 1
ББК 87.25
М 54
Рекомендовано к опубликованию
учебно-методическим управлением
ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «14» апреля 2014 г.,
протокол № 10
Составитель канд. фил. наук, доц. Г. А. Макаревич
Рецензент канд. фил. наук, доц. Н. А. Силин
Метод. разработка предназначена для магистрантов. Проблема глобального эволюционизма – наиболее актуальная в науке и философии. Существуют различные подходы к её решению. Один из современных подходов связан с системно-синергетической парадигмой. В метод. разработке достаточно основательно рассматриваются диалектика и синергетика, дается характеристика глобального эволюционизма как интегративного исследования, учитывающего динамику развития неорганического, органического и социального мира.
Учебное издание
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Ответственный за выпуск часть 1 Н. Н.Алексейчикова
Технический редактор Т. А. Рыжикова
Компьютерная верстка Н. П. Полевничая
Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Печать трафаретная. Уст.-печ. л. . Уч.-изд.л. Тираж 31 экз. Заказ .
Издатель и полиграфическое исполнение
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Белорусско-Российский университет»
ЛИ № 02330/375 от 29.06.2004 г.
212000, г. Могилев, пр. Мира, 43
ГУ ВПО «Белорусско-Российский
университет», 2014

Содержание
Системно-эволюционная парадигма в современной философии и естествознании. Динамизм бытия: движение и развитие3
Понимание диалектики в истории философии. Современные дискуссии о диалектике6
Диалектика как философская теория развития8
Альтернативы диалектики. Диалектика и синергетика15
Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал для понимания проблем современной научной картины мира21
Философский словарь24
Вопросы для размышления27
Темы рефератов27
Список литературы28

1 Системно-эволюционная парадигма в современной философии и естествознании. Динамизм бытия: движение и развитие
Начиная с середины XIX в. в естественных науках доминирует эволюционная концепция, рассматривающая природу как процесс постепенного, плавного накопления изменений, приводящих к качественному скачку. Первоначально термин «эволюция» использовался локально, при исследовании отдельных объектов природы, главным образом биологических, изменяющихся на основе естественного отбора. Впоследствии принципы эволюционизма распространяются на изучение космоса и социума и, в конечном счете, приобретают глобальный, универсальный характер.
Со второй половины XX в. науке разрабатывается общая теория систем и системный метод, направленный на изучение объектов как целостной совокупности элементов, имеющих упорядоченную структуру. Философия изучает общие принципы системного исследования (целостность, структурность, взаимосвязь системы и среды, иерархичность и т. д.). Исследуемый объект воспроизводится как система структурно организованных и взаимодействующих элементов.
В последние десятилетия XX в. в научной методологии наблюдается синтез эволюционного и системного подходов; результатом явилось создание системно-эволюционной парадигмы, суть которой в изучении нестационарных, эволюционизирующих систем. Примерами данного синтеза являются теория нестационарной Вселенной, синергетика, глобальный эволюционизм.
Системно-эволюционная парадигма позволяет изучать природу как открытую, сложноорганизованную, саморазвивающуюся систему, изменяющуюся в процессе эволюции.
Один из принципов системно-эволюционной парадигмы - динамизм, универсальная изменчивость систем и объектов действительности. Для обозначения изменений, происходящих в мире, используются философские термины «движение» и «развитие».
Проблема движения интересовала мыслителей с древних времен. Некоторые философы (Фалес, Гераклит) понимали движение как бесконечное возникновение и уничтожение, абсолютную изменчивость вещей («Все течет, все изменяется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»), другие (Парменид), напротив, отрицали движение, обосновывали стабильность, неподвижность бытия, которую Зенон пытался обосновать посредством апорий («Ахиллес и черепаха», «Стрела» и др.). Своеобразный итог этим спорам подвел Аристотель, считавший, что движение - неотъемлемый атрибут бытия. Оно идентично изменению и представляет актуализацию потенциального. В новое время движение понималось как способ существования материальных объектов, и в соответствии с наукой своего времени отождествлялось с механическими процессами. В определении понятия «движение» разногласий, по сути, не было, его связывали с многообразными изменениями бытия. Как таковое, оно универсально охватывает все процессы, происходящие во Вселенной, от простого перемещения тел до мышления человека.
В мире существуют различные виды изменений. Они делятся на количественные и качественные. Количественные представляют собой изменения параметров объектов: перемещение в пространстве, изменение температуры, увеличение-уменьшение и т. д. Такие изменения воспроизводимы и обратимы во времени.
Качественные изменения связаны с появлением новых, ранее не присущих объекту существенных свойств. Они делятся на обратимые и необратимые. К обратимым относятся изменения агрегатных состояний вещества, химические реакции, взаимопревращение кинетической и потенциальной энергии и т. д.
Философию интересуют необратимые качественные изменения, которые приводят к развитию системы. Развитие может быть связано с повторением, цикличностью каких-либо свойств или процессов (стадий биологических изменений организма, воспитания и образования личности), а может иметь креативный характер, т. е. приводить к возникновению принципиально нового, ранее не существовавшего (научные открытия, научно-технические новации, создание художественных произведений).
Развитие имеет направленный характер. Любые, даже случайные изменения системы взаимосвязаны, возникают как результат предшествовавших взаимодействий и порождают последующие. Развитие как направленное изменение обеспечивает преемственность существенных свойств старого в новом качественном состоянии.
Исходя из изложенного, можно определить развитие как качественное необратимое направленное изменение объектов.
Среди философских теорий развития можно выделить эволюционистскую модель Г. Спенсера (1820–1903), до сих пор популярную среди биологов. Согласно Г. Спенсеру, эволюция имеет всеобщий характер и все системы развиваются путем появления новых элементов (дифференциаций), их последующей интеграции в рамках новой системы, пока не обретут равновесие с внешней средой и не адаптируются к миру. Противоположной моделью развития является эмерджентизм (Д. Александер, Г. Плеснер, А. Бергсон), суть которого состоит в абсолютизации скачкообразного характера развития. Согласно эмерджентизму, новое качество не может быть объяснено исходя из старого; между высшей и низшей ступенью развития - онтологический разрыв, который нередко заполняется с привлечением понятий типа «божественная воля», «творческий порыв», «космическая генетическая программа» и т. д. Эмерджентные концепции представляют действительность «как системы спонтанно образующихся и функционирующих уровней мирового бытия» [1, с.480].
Наиболее адекватной концепцией развития является диалектическая, т. к. она свободна от недостатков эволюционизма и эмерджентизма и рассматривает постепенные эволюционные и коренные качественные изменения в их взаимосвязи и взаимопереходах.
2 Понимание диалектики в истории философии. Современные дискуссии о диалектике
Диалектика - неоднозначное понятие. В истории философии в данный термин вкладывался различный смысл, и она рассматривалась в трех основных аспектах: онтологическом (учение о развитии бытия), гносеологическом (учение о развитии познания), логическом (диалектическая логика).
Слово «диалектика» (от греч. Dialektike - искусство вести беседу) в Древней Греции отождествлялось со словом «диалог, направленный на достижение истины». Наиболее эффективно этим методом пользовались Сократ и Платон, которые побуждали собеседника прийти к истинному знанию логически, посредством индукции (движения мысли от частных фактов к общим выводам).
Древние мыслители также заметили, что развиваются не только мысли, но и объективный мир. Не различая движения и развития, они рассматривали взаимодействие и взаимопереходы противоположных начал как основание изменчивости мира, пытались воспроизвести диалектику бытия.
В Средние века диалектика была перенесена в сферу теологии, она использовалась для обоснования религиозных догматов, в качестве как «искусство различения истины и лжи», причем приоритет всегда отдавался религиозному знанию. Как писал Гегель, это была «варварская диалектика рассудка».
Значительный вклад в разработку диалектического метода внесла классическая немецкая философия. И. Кант использовал диалектику как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, претендующего на абсолютные знания. По мнению И. Канта, разум запутывается в противоречиях с самим собой, оказывается неспособным познать Бога, космос, душу человека. Обнаружив противоречия, И. Кант не связал их с развитием и истолковал как непоследовательность, ограниченность рационального познания.
Классическим образом использования диалектического метода стала философская система Гегеля. Как писал Ф. Энгельс, Гегель впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном изменении и развитии, и попытался раскрыть внутренние связи предметов и явлений. По сути, он разработал основные принципы, законы и категории диалектики. Однако диалектика Гегеля была идеалистической, в ее основании лежит абсолютная идея, которая творит мир из самой себя. Логические категории, природа, общество есть результат саморазвития абсолютной идеи. Все многообразные виды и формы развития Гегель «втискивает» в триаду (тезис - антитезис - синтез), которая, как и любая схема, оказывается недостаточной для понимания развития. За пределы «диалектики понятий» Гегель фактически не выходит.
Материалистическая диалектика К. Маркса и Ф. Энгельса была переосмыслением диалектического метода Гегеля на основе исследования экономических отношений буржуазного общества и достижений естествознания. В работе «Капитал» К. Маркс представляет буржуазное общество как экономическую систему, развивающуюся от возникновения до последних десятилетий ХIX в. на основе преодоления внутренних противоречий. Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» обосновывает идею эволюции применительно к природе и возникновению человеческого общества. Как видно, системно-эволюционный подход к изучению природы и общества использовался в марксистской философии.
Идеалистическую диалектику Гегеля и материалистическую диалектику называют «классической» в отличие от современной «неклассической» [2, с.214].
Современные дискуссии о диалектике
В неклассической философии отношение к диалектике неоднозначно. В отечественной философской литературе преобладает позитивное отношение к диалектике, ее принципы и законы составляют методологическое основание философствования. В зарубежной философии - различные версии диалектики, некоторые из них заслуживают внимания.
Экзистенциалистская версия наиболее последовательно проявляется у Ж.-П. Сартра.
Ж.-П. Сартр противопоставляет бытие-в-себе (материальный мир, который дан сознанию как нечто косное, аморфное, не имеющее в себе источника движения, - царство антидиалектики) и бытие-для-себя (изменчивое, подвижное духовное бытие, субъективный мир человека, содержащий импульс самодвижения, самоотрицания). Бытие-в-себе и бытие-для-себя – антиподы, и одновременно между ними синтетическая связь. Бытие-для-себя (сознание) подвергает бытие-в-себе (внешний мир) неантизации (отрицанию), но это отрицание не означает уничтожения. Человек как бы переплавляет внешний мир в своей субъективности, «окутывает» его сознанием и тем самым формирует свойства своей личности, творит свой способ бытия в мире.
Ж.-П. Сартр переосмысливает диалектику с позиции экзистенциализма. Он использует ее применительно к конкретным ситуациям. По его мнению, не следует втискивать события, действия, личности «в заранее отлитые формы». «Диалектика есть реальное движение некоторого складывающегося единства, а не исследование уже сложившегося единства» [3, с.67]. Историю человеческих отношений он понимает как «целую диалектику»: «влияния, расхождения, единомыслие, новые расхождения, непонимание, недоразумения, отречения, преодоления и т. д.» [3, с.40]. Анализируя множество противоречий в действиях и поведении людей, он делает вывод, что надо исходить не из требований метода, а из реальности. Не отрекаясь от марксизма, Сартр считает, что марксизм много внимания уделяет тотальному, всеобщему, он утратил понимание того, «что есть человек». Следует «вернуть марксизму человека» [3, с.81].
Негативная диалектика Т. АдорноНемецкий философ Т. Адорно разрабатывает «негативную диалектику» как «способ противоречиво мыслить о противоречиях» [4, 179]. По его мнению, современная действительность заслуживает лишь негации, отрицания. В обществе, где свобода заменена тотальной зависимостью, гуманизм - дегуманизацией, разум утратил истинно человеческие свойства (саморефлексия, творчество) и низведен до процедуры формального автоматизма «стереотипов, действований по правилам, узаконенным лишь силой привычки» [4,с.179], перечеркнуты все идеалы Просвещения. Исторический прогресс и преемственность в развитии исключаются. Поэтому в гегелевской триаде (тезис - антитезис - синтез) следует устранить третий элемент и сосредоточить внимание на жестком отрицании, преодолении технократической реальности. Диалектика должна быть негативной, делающей акцент на антитезисе.
Французский философ П. Рикёр, как и некоторые другие, использует элементы диалектики для анализа человеческой личности, имеющей противоречивый характер. Личность есть, с одной стороны, самотождественое, сохраняющееся с течением времени, с другой - «в состав тождественного входит иное». Усваивая общественные ценности и модели поведения, «самость» развивается, приобретает новые свойства.
Элементы диалектического метода используются в герменевтике при сопоставлении авторского замысла текста и смысла, вкладываемого интерпретатором, в неотомизме, где диалектика предстает как диалог человека с Богом и т.д.
В целом, в современной философии имеет место, по меньшей мере, три варианта отношения к диалектике.
Признание ее значимости как главного философского метода.
Интерпретация и использование отдельных понятий и принципов.
Полное или частичное отрицание значения диалектики для философии и науки.
Примером последнего может быть позиция немецкого философа К. Поппера, который в статье «Что такое диалектика?» пишет, что диалектика «бесплодна и бесполезна» в методологическом отношении. «Если теория содержит противоречие, то из нее вытекает все на свете, а значит, не вытекает ничего». Возможно, К. Поппер имеет ввиду формально-логическое, а не диалектическое противоречие, т. к. объяснить развитие безотносительно к преодолению противоречий представляется весьма затруднительным.
Диалектика как философская теория развития
В русле отечественной традиции исследование философских проблем с использованием диалектического метода представляется наиболее эффективным и актуальным, т. к. позволяет рассматривать мир и отдельные его сферы как целостные системы, развивающиеся эволюционно по специфическим универсальным законам.
Диалектика есть учение о наиболее общих связях и развитии природы, общества и познания, а также метод, соответствующий этому учению. Из этого определения следует, что в основе диалектики лежит два фундаментальных принципа: принцип развития и детерминизм. О развитии как качественном, необратимом, направленном изменении объектов уже излагалось. Детерминизм - учение о всеобщей закономерной связи и взаимообусловленности предметов и явлений.
Развитие материальных и духовных явлений происходит в соответствии с законами диалектики: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.
Центральное место в диалектике занимает закон единства и борьбы противоположностей, который в учебной литературе называют по-разному: закон взаимодействия противоположностей [1, с.490], закон диалектической противоречивости [2, с.222] и т. д. Во избежание разночтений следует использовать традиционное название.
По мнению Гегеля, противореч - «демиург нового в мире», суть, ядро диалектики, т. к. преодоление противоречий позволяет объяснить «самодвижение», «саморазвитие» объектов. Чтобы понять, что такое противоречие и какую роль оно играет в развитии, надо начать с анализа какого-либо конкретного процесса (обмен веществ в организме, превращение кинетической энергии в потенциальную и т. п.). В любом процессе нечто одно (А1) переходит в нечто другое (А2), сохраняя основные качества (а):
А1 аА2 , где а - то, что переносится от А1 к А2.
Так, поднятый вверх камень обладает той же самой энергией, которая сообщена ему процессом поднятия. Кислород, усвоенный организмом в ходе обмена веществ, есть тот же самый, который существовал ранее в окружающей среде. Для обозначения равенства, одинаковости объектов и их свойств используется понятие тождества.
Тождество бывает абсолютное и относительное. Первое может быть в математике, формальной логике, но в реальной действительности тождество всегда относительно, т. е. оно содержит в себе различие. Суть диалектики в том, что она вводит различие в само определение тождества. Одни и те же вещества, усвоенные животными, преобразуются в их организме в различные белки, жиры, углеводы. Энергия, сообщенная камню при поднятии, из кинетической превращается в потенциальную.
Различие в тождестве показывает внутреннюю неоднородность тождества, его способность к изменениям. Оно может быть сколь угодно малым или большим, в процессе эволюции оно нарастает или уменьшается. В случае нарастания различие превращается в противоположность. Аристотель понимал противоположности «как наибольшее различие между объектами (свет и тьма, жизнь и смерть, война и мир)».
Диалектика не ограничивается характеристикой противоположностей как «наибольших различий», она связывает их с движением, развитием.
Согласно диалектике, выделяют следующие виды противоположностей.
Противоположности, существующие за счет нейтрализации или уничтожения одной из сторон (добро и зло, свет и тьма, война и мир). В буддистском сочинении «Джаммапада» сказано: «Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она».
Противоположности, существующие за счет поляризации тождества, когда одна сторона невозможна без другой (северный и южный полюс Земли, полюса магнита, положительный и отрицательный заряд электричества).
Противоположности существуют как относительно самостоятельные сущности (производство и потребление, природа и общество, протон и нейтрон).
Для каждого из видов противоположностей характерно нечто общее: они взаимно предполагают и исключают друга. Для обозначения взаимосвязи противоположностей используется термин единство, для обозначения их взаимоотрицания, взаимоисключения - термин борьба. Единство и борьба противоположностей, вместе взятые, составляют противоречие. Противоречие  - отношение противоположностей, в котором они взаимно предполагают и отрицают друг друга, т.е. не могут существовать друг без друга, и вместе с тем, сохраняют самостоятельность.
Социальные противоречия проявляются в деятельности людей и могут принимать специфические формы: содействие (сотрудничество, взаимоподдержка), конфликт (существенное разногласие, столкновение взглядов и действий), антагонизм (непримиримое противоречие), нейтралитет (невмешательство в действия противоположной стороны), гармония (согласованность в действиях), дисгармония (несогласованность, разлад).
Существуя в различных видах и формах, противоречия присущи объекту или системе на всем протяжении их бытия, но само наличие противоречия к развитию не приводит. Новое качественное состояние возникает лишь тогда, когда найден способ преодоления или разрешения противоречия. Так, преодоление социальных конфликтов может произойти путем переговоров, соглашений или военных действий; жизнь есть постоянное согласование процессов ассимиляции и диссимиляции, нарушение которой ведет к смерти; для развития производства необходимо потребление производственной продукции и т. д. Следует отметить, что противоречия не преодолеваются раз и навсегда, разрешение одних противоречий приводит к возникновению других, и так без конца, пока система существует и развивается.
Исходя из изложенного, можно определить закон единства и борьбы противоположностей, суть которого в том, что всякое движение и развитие происходит в результате взаимодействия противоположностей, нахождения способа преодоления противоречий.
Эволюционное изменение системы предполагает не только непрерывность, плавность развития, но и «прерыв постепенности», скачкообразный переход от одного качественного состояния в другое. Взаимосвязь прерывности и непрерывности развития характеризует закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.
Рассмотрим основные категории данного закона. Качество есть совокупность существенных свойств предмета, составляющих его специфику, отличающих данный предмет от всех остальных. Гегель определял качество как «тождественную с бытием определенность» предмета. «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть», и теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть (7, с.228). Как видно, предмет сохраняет свое качество, пока существует, и утрачивает его при переходе в иное качественное состояние.
Количество характеризует величину, продолжительность существования, интенсивность развития свойств предмета. Согласно Гегелю, количество «безразличная» к бытию, внешняя определенность предмета. Оно нередко обозначается числом, но при рассмотрении общественных явлений или свойств человека уместнее говорить о степени развития свойств.
Качественная и количественная характеристика взаимосвязаны, т.к. они принадлежат одной и той же системе или предмету. По меткому замечанию Гегеля, «качество есть в-себе-количество, а количество - в-себе-качество». Для обозначения их единства, взаимосвязи используется понятие мера. Мера — это определенный количественный интервал, в рамках которого сохраняется данное качество.
Количественные изменения в пределах меры не приводят к изменениям качества, но при нарушении меры происходит скачок от одного качественного состояния к другому (возникновение жизни на Земле, выделение человека из животного мира, изобретение мобильных средств связи, компьютеров и мн. другое).
Формы скачков зависят от свойств объекта и внешних условий его развития. Скачки отличают по продолжительности, по отношению к сущности предмета, по направленности и т. д.
По отношению к общественной жизни наряду с термином эволюция, используется термин революция. Революция - глубокое качественное преобразование в социальной или научной сфере, подготовленное длительными эволюционными процессами. Как правило, революционный переворот понимают как необходимый элемент эволюционного развития, как результат поиска новых форм и способов качественных изменений. Например, теория относительности А. Эйнштейна означала революционный переворот в физике, и когда автора спросили, как ему удалось создать ее, он ответил «Я постоянно думал о ней».
Итак, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений состоит в том, что постоянные количественные изменения, нарастая, приводят к качественным изменениям при условии нарушения меры.
Действие данного закона можно проиллюстрировать некоторыми примерами. Если ракете придать скорость 1 000, 2 000, 7 910 м/с, она упадет на Землю. Но если скорость увеличить всего на одну единицу (7911 м/с), то ракета оторвется от Земли и станет ее спутником. При достижении скорости 11 189 и 16 662 м/с космический корабль становится межпланетным или межзвездным соответственно.
В социальной сфере также происходят качественные преобразовании при нарушении прежней меры. Простой владелец денег может стать предпринимателем, если сумма средств, авансируемая на производство, достигает величины, позволяющей использовать наемных работников.
Закон отрицания отрицания лучше называть законом диалектического отрицания, так как развитие далеко не всегда происходит по схеме двойного отрицания.
Можно выделить два вида отрицания: деструктивное и конструктивное. Деструктивное (от лат. destructio — разрушение) ведет к распаду, разрушению системы, она перестает существовать (смерть живого организма, размолотое зерно). Конструктивное ведет к развитию системы, ее совершенствованию, это и есть диалектическое отрицание.
Диалектическое отрицание - имеет следующие формы.
Отрицание-трансформация  - изменение свойств системы при сохранении интегрирующей структуры (превращение юноши во взрослого человека).
Отрицание-снятие - изменение интегрирующей структуры при сохранении системы (компьютеризация производства).
Отрицание-синтез - отрицание по схеме Гегеля (тезис - антитезис - синтез).
Диалектическое отрицание представляет собой не просто уничтожение старого качества, но сохранение и перенесение в новое качество существенных элементов старого.
Таким образом, закон диалектического отрицания выражает связь между старым и новым качеством в процессе развития, суть которой в преемственности, то есть усвоении элементов старого в новом качестве (эволюция живых организмов, история общества, развитие науки, техники и т. д.).
Преемственность в развитии науки выразил Н. Бор в принципе соответствия: новая, более общая теория должна включать в себя старую в качестве предельного или частного случая. Так, механика И. Ньютона - частный случай релятивистской механики А. Эйнштейна при условии, что частное от деления V2 (скорости материальной системы) на С2 (скорость света) близко к нулю.
Нередко в философии используется термин «отрицание отрицания». По сути дела , это - отрицание-синтез, когда система переходит в свою противоположность ( происходит одно отрицание), а затем существенные свойства системы повторяются во втором отрицании. Классический пример с ячменным зерном, которое прорастает, превращаясь в свою противоположность, а затем развивается в колос, повторяющий исходные свойства зерна. Некоторые объекты действительно развиваются по схеме двойного отрицания, для иллюстрации которого используется спираль. Но спиралеобразный характер развития - всего лишь схема, в которую не следует втискивать все многообразие реальных процессов.
Основные законы диалектики, характеризуя различные аспекты развития, действуют не порознь, а одновременно, но при этом каждый из них обладает относительной самостоятельностью, объясняя источник развития, его механизм и связь нового со старым.
Наряду с развитием, важнейшим принципом диалектики является детерминизм - учение о закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности предметов и явлений действительности. Внутреннее основание многообразных связей и взаимодействий действительности составляет причинность, т. е. такая форма связи, когда одно явление (причина) с необходимостью порождает другое (следствие). Беспричинных явлений в мире не существует, есть лишь такие причины, которых мы пока не знаем.
Для классической философии был характерен лапласовский детерминизм (назван по имени основателя Лапласа), сформировавшийся на основе механистической картины мира. К его отличительным чертам относятся: сведение многообразных связей бытия к причинно-следственным; признание жестокой, однозначной связи между причиной и следствием; отрицание случайностей; понимание свободы как познанной необходимости [1, с.497].
Главный недостаток лапласовского детерминизма - фатализм: если все события однозначно определяются прошлыми причинами, то в мире существует жесткая необходимость, отсутствует вариативность событий, а для человека нет свободы выбора.
Начиная с конца XIX в. в науке происходит ряд открытий, которые привели к опровержению лапласовского детерминизма. Это и принцип неопределенности в квантовой механике, и непредсказуемость мутаций в биологии, и теория вероятности, и теории нестационарной Вселенной, и идеи новой научной дисциплины  - синергетики. В настоящее время можно говорить о современном детерминизме, обогащенном новыми научными идеями. К его специфическим чертам относят следующие.
Признание объективного характера случайности в природе и обществе. Хаос и случайность - атрибуты бытия, свободы и творчества, общественных событий.
Понятие «детерминизм» шире понятия «причинность». Наряду с причинностью, существуют функциональные, системные, целевые детерминации.
Различные формы детерминации имеют разное значение на разных уровнях детерминации (функциональные связи преобладают в биологических системах, целевые — в социальных). Чем выше система в эволюционном процессе, тем сложнее и многообразнее типы связей.
Причинные связи имеют нелинейный (вероятностный) характер и требуют нелинейной логики научного мышления как современного варианта диалектической логики [1, с.498–499].
Для полноты картины следует отметить, что современные научные теории нередко истолковывают с позиции индетерминизма, отрицающего закономерный характер всеобщей обусловленности явлений и процессов мира полностью или частично.
К связям детерминации относят закономерные, функциональные, причинные связи внутри систем или между ними, а также связи, выраженные философскими категориями: необходимость и случайность, возможность и действительность, сущность и явление и др.
Любые события и действия порождаются причинностью, выражающей генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (причина) порождает определенный результат (следствие). Все, что происходит в мире, имеет причины, беспричинных явлений не существует. Суть причинности в том, что явления зависят друг от друга, они не могут возникать из ничего или быть порожденными какой-либо сверхъестественной силой. Поиск причин возникновения явлений - важнейшая задача науки. Причинное объяснение  - элемент рациональности человеческого бытия, противостоящее иррациональному поиску знамений, вере в приметы и прочим суевериям, которыми так богата жизнь современного человека [1, с. 500].
Причина и следствие диалектически взаимосвязаны. Причина во времени предшествует следствию, но следствие становится причиной другого явления. Так, дождь, как следствие определенных метеорологических условий может стать причиной хорошего урожая, который, в свою очередь, становится причиной укрепления экономического могущества государства. На взаимодействие причины и следствия влияют условия, которые необходимы для наступления данного события, но сами по себе его не порождают. В зависимости от условий одна и та же причина может иметь различные следствия.
Всеобщность причинно-следственных связей не означает однолинейности, безальтернативности развития. Оно происходит в реальном мире, где кроме внутренних действуют внешние причины и, наряду с необходимостью, существуют случайности. Необходимость - внутренние, существенные, закономерные связи предметов и явлений. Так, смерть живого организма неизбежна, поскольку определяется его внутренними процессами. Случайность, как правило, зависит от внешних обстоятельств, она может быть, а может и не быть. Продолжительность жизни во многом определяется внешними факторами: образом жизни, материальными условиями, духовными интересами.
Гегель отмечал, что необходимость и случайность не следует мыслить отдельно друг от друга, они взаимосвязаны. Любой процесс развития является необходимым, подчиняющимся законам, но реально осуществляется через множество случайностей. Необходимость неизбежна, но она обнаруживается через случайность, которая придает необходимости вариативный характер. Необходимость как бы пробивает себе дорогу через массу случайностей. Экономические реформы, проводимые правительством, диктуются необходимостью развития экономического потенциала страны, но в их реализации не может быть жесткости и однозначности, в конечном счете все зависит от конкретной деятельности людей, имеющих различные интересы, взгляды, цели. Переплетение, столкновение, направленность этих стремлений приводит к определенному результату, выражающему необходимость в случайной форме.
Развитие бытия связано с превращением возможного в действительное. Действительность  - актуальное, наличное бытие, в котором реализованы какие-либо возможности. Возможность  - потенциальное бытие, нечто нереализованное, не состоявшееся, это некоторая тенденция развития, которая реализуется или нет.
Действительность содержит в себе различные возможности, которые делятся на реальные и формальные. Реальные превращаются в действительность при наличии определенных условий, формальные возможности имеют низкую степень вероятности осуществления. Однако со временем и формальные возможности могут воплотиться в действительность. Когда-то возможность полета человека в космос была формальной, а затем осуществилась в действительности.
Невозможное коренным образом отличается от возможного, противоречит законам природы. Поэтому невозможно создание вечного двигателя, бессмертие человека, невозможно существование духовного отдельно от материального.
Итак, развитие и детерминизм — основные принципы диалектики, выражающие закономерные отношения действительности. Развитие объясняется исходя из законов диалектики, детерминизм обнаруживается в многообразных связях и взаимодействиях предметов и явлений, которые воспроизводятся в мышлении в виде категорий диалектики. Подробнее законы и категории диалектики можно изучить по учебной литературе [1, 2, 5, 6].
4 Альтернативы диалектики. Диалектика и синергетика
Альтернативы диалектики - противоположные или отличные от диалектики концепции развития и методы познания. Исторически сложились следующие альтернативы диалектики: метафизика, догматизм, релятивизм, софистика, эклектика. В настоящее время к ним относят также синергетику.
Метафизика. Термин ввел в I в. до н. э. систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский, обозначив им рукописи Аристотеля по философии, которые он расположил после («мета») произведений по физике. Отсюда - «то, что после физики» - метафизика. Термин закрепился в философии и с течением времени приобрел два значения:
метафизика как учение о сверхчувственных причинах и началах бытия;
метафизика как философский метод, противоположный диалектике.
Второе значение связано с Гегелем, который справедливо полагал, что если метафизика пытается найти абстрактные и неизменные начала бытия, то она антидиалектична.
Противоположность диалектики и метафизики как двух концепций развития и методов познания состоит в различном понимании связей предметов и явлений, в понимании источника и движущих сил развития, в понимании механизма перехода от старого качества к новому. Все эти различия хорошо просматриваются в таблице 1.
Таблица 1 Противоположность диалектики и метафизики
Диалектика Метафизика
1 Все предметы и явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Определяющее значение имеют внутренние связи 1 Предметы и процессы обособленны друг от друга или их связи слабо выражены. Определяющее значение имеют внешние связи
2 Изучение предметов в их развитии, т. е. в качественном, необратимом изменении 2 Отрицание сущности развития как качественных преобразований
Диалектика Метафизика
3 Единство и взаимопереходы качественных и количественных изменений, прогресса и регресса, абсолютного и относительного в развитии.
Единство и взаимодействие противоположностей 3 Односторонность в понимании мира: либо количественные, либо качественные изменения, либо прогресс, либо регресс и т. д.
Для метафизики «да есть да, нет есть нет, что сверх того, то от лукавого» (Ф. Энгельс), т. е. метафизика мыслит противоположностями
4 Источник, движущаяся сила развития - преодоление внутренних противоречий 4 Источник развития - внешние силы, внешний толчок
5 Преемственность в развитии, т.е. усвоение существенных элементов старого в новом качестве, диалектическое отрицание 5 Метафизическое отрицание старого, отбрасывание, устранение его существенных элементов как препятствия на пути развития
Таким образом, метафизика - концепция понимания мира и метод познания, которые отрицают или упрощенно рассматривают развитие, взаимосвязи и взаимодействие предметов, отрицают роль противоречий в развитии.
Догматизм. Термин был введен греческими скептиками Пирроном и Зеноном, отрицавшими возможность истинного знания и обвинявшими в догматизме философов, дававших утвердительные суждения о предметах.
Догматизм - одно из проявлений метафизического способа мышления. Термин происходит от греческого слова «догма» (мнение, учение). Догма - положения, принимаемые за истину без доказательств на основе веры или авторитетного мнения, без опытной и теоретической проверки. Соответственно, догматизм - тип мышления, основанный на догмах. Догматизм исходит из неизменных, раз и навсегда данных истин, знаний, схем, которые не могут существенно изменяться в процессе познания. С позиции догматизма истина имеет абсолютное значение, она верна для любой конкретной ситуации, не зависит от реальных условий развития. Наиболее ярко догматизм проявился в средневековой схоластике, он составляет характерную особенность религии (догматическое богословие), его элементы обнаруживаются в идеологии, науке, личных убеждениях человека. Догматизм утверждает абсолютность истины и отрицает ее относительный характер. «Не замечать многого, ни в чем не быть независимым, во всем односторонность» (Ф. Ницше о догматизме веры).
Релятивизм — противоположность догматизму и одновременно диалектике. В отличие от догматизма релятивизм преувеличивает значения относительности истины, релятивизм исходит из постоянной изменчивости предметов и явлений, отрицает их устойчивость, стабильность. Он утверждает, что всякое знание может быть истинным, поскольку «человек есть мера всех вещей» (Протагор), и именно он устанавливает, что истинно, что неистинно, что нравственно, что безнравственно. Все зависит от того, кто это знание использует, т. е. объективной истины не существует (есть истина в науке, но есть истина в религии и во всяком ином мистическом учении). Интересно, что ограниченность релятивизма понимал еще Сократ, который говорил, что «мнений много, но истина одна.
Релятивизм как разновидность метафизики проявляется в научном принципе «конвенциализм», утверждающем, что в основе научных теорий лежат произвольные соглашения ученых, выбор которых определяется соображениями удобства, целесообразности, «экономии мышления» и т. д. Релятивизм обнаруживается также в неопозитивизме (Р. Карнап), в герменевтике с ее основополагающим тезисом о плюрализме интерпретаций текста.
Софистика возникла еще во времена Сократа, который противополагал софистике диалектику как метод выведения истинного знания в процессе беседы, диалога. Софизм (от греч. «хитрая уловка, измышление») - логически неправильное рассуждение, выдаваемое за истину. Отсюда следует, что софист - человек, который сознательно строит ложные умозаключения в корыстных целях. Примером может быть древний софизм «Рогатый»: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рогов, следовательно, ты их имеешь». Ошибка здесь состоит в неправоверном заключении от общего правила к частному случаю, который это правило не предусматривает.
Софистика — рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики. Софистика - субъективистское истолкование произвольно выбранных софистом альтернатив, с помощью которых можно доказывать все, что угодно. По свидетельству Аристотеля, одна афинянка поучала своего сына: «Не вмешивайся в общественные дела, потому что, если ты будешь говорить правду, тебя возненавидят люди, а если ты будешь говорить неправду, тебя возненавидят боги». Но это высказывание можно повернуть по-другому: «Ты должен участвовать в общественных делах, потому что, если ты будешь говорить правду, тебя будут любить боги, а если ты будешь говорить неправду, тебя будут любить люди».
Как видно, софистика придерживается релятивизма, она утверждает, что, если истина относительна, то истинным может быть любое суждение, умозаключение и т. д. В наше время софистика широко используется некоторыми политическими деятелями (например, принцип «двойных стандартов»), средствами массовой информации, рекламой. Так, тележурналисты нередко с помощью софистических уловок пытаются доказать, что в истории советского общества нет ни единого светлого пятна , а лишь ошибки, а эпоха Брежнева - застойный период, что явно противоречит исторической действительности.
Эклектика - механическое объединение в одном учении разнородных, несовместимых элементов, заимствованных из противоположных концепций; использование и подтасовка с тенденциозными целями вырванных из контекста фактов, формулировок, цитат [2, 247]. В настоящее время эклектика широко используется в рекламе, в СМИ. Она не является ни теорией развития, ни научным методом, антидиалектична по сути своей (бегущая строка в теленовостях, информация в Интернете). Опасность эклектики в том, что она соответствует обыденному сознанию, которое по природе своей эклектично, и с ее помощью можно сформировать какое угодно массовое сознание и направить его в антиобщественных массовых действиях.
Особое место среди современных альтернатив диалектики занимает синергетика (от греч. «совместное действие»). Данный термин ввел в научный оборот немецкий философ Г. Хакен в 60-е гг. ХХ в. Большой вклад в разработку синергетики внесли многие исследователи и научные коллективы, среди них бельгийская школа, возглавляемая И. Пригожиным, лауреатом Нобелевской премии, создавшая первую нелинейную модель синергетики химических процессов, основанную на идеях неравновесной термодинамики.
Синергетика — направление межотраслевых исследований, изучающее процессы самоорганизации в открытых развивающихся системах.
Системы бывают равновесные и неравновесные. В равновесных системах господствует порядок, линейность, возможен лишь один вариант эволюционного движения. Состояние систем в момент времени tn обусловлено их состоянием в момент времени tn-1 и, в свою очередь, обусловливает состояние tn+1, и потому перспективы эволюции вполне предсказуемы.
В неравновесных системах господствует хаос, нелинейность развития, возможны разные варианты эволюции. В соответствии с этим переходом системы из состояния в момент времени tn в состояние, соответствующе времени tn+1 рассматривается как итог пересечения различных тенденций, зависящих не только от исходного состояния системы, но и от случайных факторов. Перспективы эволюции неравновесных систем непредсказуемы.
Синергетика изучает неравновесные системы. Если равновесная термодинамика признает эволюцию лишь в сторону увеличения энтропии системы, что ведет к неупорядоченности, хаосу, то в неравновесной термодинамике «при определенных условиях энтропия становится прародительницей порядка» [8, с. 681].
По утверждению Пригожина, «увеличение энтропии не сводится к увеличению беспорядка, ибо порядок и беспорядок существуют как два аспекта и дают нам различное видение мира» [8, с. 681]. Одна из основных работ И. Пригожина (в соавторстве с И. Стенгерсом, 1986 г.) называется «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой». Классическим для синергетики является пример Пригожина о двух взглядах на Венецию, которая с высоты птичьего полета выглядит как упорядоченная городская структура, а изнутри городская жизнь предстает как хаотическое движение.
Согласно синергетике, один из определяющих факторов эволюции - флуктуации (от лат. «колебание, случайное отклонение»). Флуктуации - случайные отклонения системы от некоего среднего состояния (движение электрона, поведение человека, социальная революция). Они являются результатом пересечения различных тенденций, которые взаимодействуют и налагаются друг на друга. По мнению И. Пригожина и И. Стенгерса, именно флуктуации «определяют глобальный исход эволюции системы, создают возможности нелинейного и многовариантного развития».
Точка пересечения случайных факторов и одновременно выбор системой одного из возможных вариантов развития есть бифуркация. В философской литературе бифуркация иллюстрируется ситуацией бегуна, который покинул свой дом и достиг пересечения трех дорог. Прямая дорога продолжается через шаткий мостик. Если бегун будет продолжать свой путь через мостик, он может потерять равновесие и упасть на одну из «твердых дорог», пересекающихся под ним [8, с. 682]. Таким образом, «бифуркационный переход - это объективация (выбор системой) одного из возможных вариантов развития, каждый из которых предполагает переход системы в состояние, радикально отличное от исходного» [8, с. 682].
Вблизи бифуркационной точки сильно неравновесная система оказывается чувствительной к самым незначительным флуктуациям. Если в равновесных системах малые флуктуации постепенно «затухают» и не приводят к радикальным изменениям, то в неравновесном состоянии системы происходит «разрастание малого», и небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенном новом направлении. Подобная ситуация описана Р. Брэдбери в рассказе «И грянул гром», это - «эффект бабочки», когда убийство одной бабочки путешественниками на машине времени в прошлое привело к необратимым изменениям настоящего и будущего. Г. Николис и И. Пригожин сформулировали тезис о том, что в принципе полет мухи в Кембридже может привести в общему изменению климата в Индии [8, с. 683].
Подобный феномен обозначается в синергетике посредством понятия «порядка через флуктуацию» или «порядок из хаоса», когда отдельная флуктуация или их комбинация приводит к тому, что старая система не выдерживает и разрушается, и в данный момент невозможно предсказать, в каком направлении она будет развиваться дальше.
В синергетике пересматривается принцип детерминации. Не необходимость, закономерность как таковая определяет развитие, а «усиление микроскопической флуктуации» приводит к реализации одной из возможностей. Важнейшее концептуальное положение синергетики: не существует линейной причинности, но это не означает индетерминизма. Между причиной и следствием нет однозначной связи, но мир развивается не произвольно; в синергетике формируется новый тип детерминизма: самоорганизация неравновесной системы происходит за счет «малых флуктуаций» и причины их усиления могут быть предметом рационального анализа.
Итак, в саморазвитии неравновесных систем определяющая роль принадлежит флуктуациям, которые могут быть очень малыми, но, нарастая и усиливаясь, они приводят к радикальным изменениям, суть которых в альтернативном выборе системой одного из вариантов эволюции. Одна из новых идей в синергетике - «концепция динамического хаоса, раскрывающая механизмы становления новых уровней организации» или порядка. По мнению В. С. Степина, «важно различать синергетику как научную картину мира и синергетику как совокупность конкретных моделей самоорганизации, применяемых в различных областях знания (физике, химии, биологии, нейрофизиологии, экономических науках и т. д.)» [9, с. 67].
На основе синергетики пересматривается общенаучная картина мира, в нее включаются представления о воспроизводимости открытых систем и их развитии, описываемые в терминах динамического хаоса. Среди принципов синергетической картины мира выделяют: «нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, динамическая иерархичность» [9, с. 67].
В настоящее время синергетический подход используется в различных науках. Так, современная медицина задается вопросом: «Сколько хаоса нужно человеку, чтобы оставаться здоровым; сколько хаоса может вынести человеческий организм, чтобы не заболеть» [8, с. 685].
Она использует синергетические идеи при исследовании иммунных систем в онкологии, психологии, психотерапии и т. д. По оценке И. Пригожина, биосфера в целом и ее компоненты, живые и неживые, «существуют в сильно неравновесных условиях», именно из хаоса возникают многообразные формы жизни. Синергетический подход может прояснить связь живой и неживой природы, а также процесс возникновения и эволюции жизни на Земле. Основатели синергетики полагали, что она может рассматриваться как «путеводная нить» в чрезвычайном многообразии естественных наук и привести к становлению новой картины мира.
Идеи синергетики используются в философии постструктурализма и постмодернизма. Они находят применение в социальной философии, рассматривающей общество как сильно неравновесную, неустойчивую динамическую систему. И. Пригожин высказывал мнение, что можно ожидать повышенной нестабильности общества, т. к. оно находится в стадии бифуркации. Общество - самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, оно связано с различными интересами, взглядами, действиями социальных субъектов. В обществе огромную роль играют флуктуации, здесь не может быть жесткой детерминации деятельности людей, его развитие невозможно предсказывать, конструировать. «Мир таков, какой он есть, вследствие всего, что предшествовало настоящему моменту».
Итак, проблема развития - одна из центральных в философии, ее осмысление позволяет глубже понять мир и место человека в этом мире. За многовековую историю философии и науки выработались различные концепции развития; в современном мире наиболее актуальными являются диалектика и синергетика, представляющие различные подходы к изучению действительности. Между ними существует несомненное сходство: и диалектика, и синергетика изучают самоорганизующиеся, саморазвивающиеся системы. Для самоорганизующихся процессов характерны противоречивые тенденции: устойчивость и неустойчивость, организации и дезорганизация, необходимость и случайность, порядок и хаос. Однако эти тенденции, а также принципы развития истолковываются в синергетике и диалектике неоднозначно.
Диалектика в объяснении развития исходит из объективных закономерностей (среди них - законы диалектики), синергетика избегает термина «закономерность» и предпочитает говорить о «бифуркациях», «фазовых переходах», «самопроизвольных переходах системы в новое состояние». Диалектика рассматривает преодоление противоречий как внутренний источник, причину движения и развития, синергетика делает акцент на флуктуациях, «малых влияниях». Один из принципов диалектики - детерминизм, случайность понимается как форма проявления необходимости; синергетика отрицает детерминизм или сводит его к отдельным сферам универсума, а случайность связывает с выбором одной из множества возможностей. Внутренняя противоречивость системы, отрицание отрицания, переход количественных изменений в качественные переосмысляются в синергетике как неравновесность, нестабильность, эволюция и коэволюция системы.
Более подробно соотношение диалектики и метафизики можно изучить по учебнику [2, с. 249–253].
Диалектику и синергетику едва ли следует рассматривать как абсолютные альтернативы. Синергетическая концепция самоорганизации явилась естественнонаучным уточнением и развитием принципа самодвижения материи. Однако соотношение диалектики и синергетики еще недостаточно изучено.
5 Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал для понимания современной научной картины мира
Многие современные ученые связывают дальнейшее развитие естественных и гуманитарных наук с эволюционно-синергетической парадигмой, вобравшей в себя принцип системности.
Как известно, все в природе: галактики, звезды, планеты, живая и неживая природа — движется и развивается. Эволюция может привести к усложнению, повышению уровня организации системы (прогресс) или к понижению этого уровня (регресс).
Принцип эволюционизма уходит корнями в античную философию, которая обосновала идею изменчивости мира (Фалес, Гераклит, Демокрит). В XVIII в. идея развития получает естественнонаучную аргументацию (Д. Дидро, Ж. Б. Ламарк и др.). Своего расцвета эволюционное учение достигает в XIX в. (Г. Гегель, Ч. Дарвин, К. Маркс). Позднее было введено понятие энтропии и выдвинута гипотеза «тепловой смерти Вселенной», что послужило толчком к созданию более сложных моделей эволюции (А. Эйнштейн, А. А. Фридман, Г. А. Гамов и др.).
Большой вклад в разработку эволюционной концепции внес В. И. Вернадский, который полагал жизнь космическим явлением и изобразил эволюцию биосферы с момента ее возникновения до настоящего времени. Он представлял жизнь как «буфер» между космосом и «косным», т. е. неживым веществом Земли, способным использовать космическую энергию для преобразования планетарного вещества. По мнению И. В. Вернадского, пленка жизни, возникшая на поверхности Земли, многократно ускоряла все процессы ее эволюции за счет способности поглощать и утилизировать энергию космоса, и прежде всего Солнца, и трансформировать с ее помощью земное вещество. «Наша планета и космос представляются как единая система, в которой жизнь, живое вещество связывают в единое целое процессы протекающие на Земле с процессами космического происхождения» [10, с. 14]. Появление человека - носителя Разума — многократно ускорило эти процессы. «Породив человека, природа изобрела еще один могучий катализатор мирового процесса развития» [10, с. 14,15].
По мнению И. В. Вернадского, воздействие человека на природу все более возрастает, и человек должен принять на себя ответственность за окружающую среду. Биосфера должна превратиться в ноосферу - сферу разума.
Термин «ноосфера» был введен Э. Леруа, затем использовался П. Тейяром-де-Шарденом. Вернадский понимал ноосферу как «такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направить развитие биосферы в интересах Человека, его будущего» [10, с. 14,15].
Концепция бионоосферы имеет глубокий методологический смысл для понимания эволюционных процессов. Не противопоставление, а коэволюция космоса, природы и разумной человеческой деятельности - необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. Но вступление человечества в эпоху ноосферы не может произойти автоматически, оно предполагает коренную перестройку деятельности и сознания людей, смену стандартов поведения и идеалов.
Как видно, В. И. Вернадский рассматривал космос и биосферу как открытые, эволюционно развивающиеся и взаимодействующие системы. Во многих естественных науках вплоть до середины XX в. преобладало изучение закрытых равновесных систем, а неравновесные процессы понимались как второстепенные отклонения, которыми можно пренебречь при объяснении объекта.
Так, в космологии долгое время господствовала концепция стационарной Вселенной, согласно которой Вселенная не подвержена эволюции, в ней не происходит существенных изменений, она статична, стационарна. Затем было введено понятие энтропии и создана концепция «тепловой» смерти Вселенной, что послужило толчком к созданию более сложных моделей мира. На основе теории относительности А. Эйнштейна, исследований А. А. Фридмана, Э. Хаббла и др. была создана концепция нестационарной Вселенной, в соответствии с которой Вселенная неравновесна, нестабильна, находится в состоянии эволюции (теория расширяющейся Вселенной). Вселенная расширяется из начального сверхплотного, сверхгорячего состояния в результате Большого взрыва. Теоретически расширение Вселенной предсказано А. А. Фридманом, экспериментально проявляется в виде закона Э. Хаббла, установившего зависимость между красным смещением галактик и расстоянием до них линейным образом, т. е. все галактики разбегаются со скоростью, пропорциональной расстоянию между ними.
Эволюционные идеи характерны не только для современной космологии, но и для многих других естественных наук (геологии, биологии, физики и т. д.). Обоснованию идей глобального эволюционизма служат кибернетика, общая теория систем, синергетика.
В конце XX в. естествознание и философия приступили к разработке теоретических и методологических оснований модели универсальной (глобальной) эволюции, связывающей в единое целое происхождение Вселенной, Солнечной системы, планет, неорганической и органической природы, возникновение жизни на Земле, человека и общества. «В этой концепции Вселенная определяется как развивающееся во времени единое целое, а вся история Вселенной от Большого взрыва до возникновения общества как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой» [10, с. 241].
Исходя из того, что «эволюция состоит в интеграции более простых элементов в целостные образования более высокого уровня…, характеризуемые новыми качествами», выделяются наиболее важные фазы (виды) эволюции окружающего нас мира [10, с. 241–242]:
космическая эволюция (Большой взрыв, образование элементарных частиц, атомов, молекул, возникновение галактик, звезд, планет и т. д.);
химическая эволюция (образование системы химических элементов и соединений, возникновение органических соединений и т. д.);
геологическая эволюция (образование структур земной коры, гор, вод и т. д.);
эволюция протоклетки (самоорганизация биополимеров и хранение информации на молекулярном уровне и др.);
дарвиновская эволюция (развитие видов растений и животных, их взаимодействие, возникновение экосистемы на Земле);
эволюция человека (развитие труда, языка, мышления);
эволюция общества (разделение труда, общественная и государственная организация, культура);
эволюция информации и обмена информацией (хранение и развитие знаний, наука, СМИ).
Итак, глобальный эволюционизм - интегративное исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. Он опирается на идею единства мироздания, представление о мире как огромной эволюционизирующей системе. Современная философия отводит глобальному эволюционизму одно из центральных мест в современной научной картине мира [12, с. 75], рассматривает его как соединение идеи развития с идеями системного подхода, т.е. его теоретическим основанием является системно-эволюционная парадигма. Важная роль в обосновании идей глобального эволюционизма принадлежит синергетике, которая представляет теорию самоорганизации и методологию исследования открытых нелинейных (диссипативных) систем.
Н. Н. Моисеев, один из разработчиков концепции глобального эволюционизма, выделил его исходные положения.
Вселенная представляет единую саморазвивающуюся систему.
Эволюция системы имеет направленный характер, она происходит по пути усложнения, роста разнообразия, уменьшения стабильности. Во всех процессах, происходящих во Вселенной, присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие.
Во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно.
В мире господствуют законы, являющиеся принципами отбора. Из множества возможных виртуальных состояний система отбирает наиболее реальные.
Принципы отбора допускают существование бифуркационных состояний, из которых возможен переход объекта во множество новых состояний, в результате чего эволюция оказывается принципиально непредсказуемой.
Главное в теории универсального глобализма Н. Н. Моисеева заключается в том, что «все, что вокруг нас, и мы сами суть частицы одного целого, имя которому ВСЕЛЕННАЯ, или УНИВЕРСУМ, - оно развивается как целое, им управляют общие законы самоорганизации. Постараться понять это общее и есть, может быть, главная задача науки, любой ее ветви, растущей из единого корня… И все знания, которые дают естественные науки, и знания гуманитарных дисциплин, и искусство, и духовный внутренний мир человека, - все это служит познанию Человека. Это ступени познания его включенности в Природу» [13, с. 21].
Эвристический потенциал глобального эволюционизма в том, что он позволяет выстроить новую картину мира, основанную на универсальности принципа эволюции, представляющей единый процесс развития неорганической и органической природы от Большого взрыва до возникновения жизни и разума на Земле.
Глобальный эволюционизм позволяет рассматривать человека как объект космической эволюции, закономерно возникший на определенном этапе функционирования Вселенной. Глобальный эволюционизм - базисный принцип современной научной картины мира, на основе которого «весь мир, его бытие осмысливается в терминах процесса, динамики, постоянного становления» [12, с. 78].
Философский словарь
Альтернатива (франц. Alternative «один из двух») - необходимость выбора одной из двух или нескольких возможностей, которые взаимоисключают друг друга; любая из таких возможностей.
Амбивалентный - двойственный, характеризующийся одновременным проявлением противоположных свойств.
Антиномия (греч. anti - против и nomos - закон) - неразрешимое противоречие между двумя противоположностями, каждая из которых признается логически доказуемой.
Бифуркация (англ. fork - вилка) - пересечение в одной точке различных возможностей. Бифуркационный переход - выбор системой одного из возможных вариантов развития, каждый из которых радикально отличается от исходного.
Биосфера (греч. bio - жизнь, shpaira - шар) - жизненная оболочка Земли, имеющая в связи с этим своеобразную геолого-физико-химическую организованность (известняки, ископаемые, кислород и т. д.).
Взаимосвязь - взаимоотношение и взаимодействие предметов и явлений в процессе движения и развития.
Глобальный (универсальный) эволюционизм - интегративное исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального мира. Весь мир понимается как огромная эволюционизирующая система.
Движение - любое изменение в природе или обществе.
Дедукция (лат. deduction - выведение) - рассуждение от общих принципов, законов, правил к частным фактам и положениям.
Диалектика (греч. dialektike - искусство вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а также метод, соответствующий этому учению.
Диалектическое отрицание - отрицание, в ходе которого устанавливается связь между старым и новым качеством, суть которой в том, что существенные элементы старого усваиваются в новом качестве.
Догматизм - метод мышления, основанный на догмах, принимаемых за истину на основе веры или авторитетного мнения, без доказательств и учета конкретных условий.
Диссипативные системы - открытые, нелинейные системы, находящиеся в состоянии динамического равновесия (например, живой организм).
Индетерминизм (греч. in - не, determinare - определять) - философское учение, отрицающее либо объективность причинной обусловленности в мире, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке.
Индукция - рассуждение от частных фактов к общим выводам.
Иррациональное (лат. «неразумный») - находящееся за пределами разума, алогическое, несоизмеримое с рациональным мышлением или даже противоречащее ему (чувства, эмоции, вера, фантазии, интуиция, бессознательное).
Иррационализм - направление в теории познания, ограничивающее или отрицающее познавательные возможности разума и выделяющее в качестве основы познания иррациональные элементы человеческой психики.
Категория - предельно общие, фундаментальные философские понятия, отражающие существенные свойства предметов и явлений.
Конвенциализм (лат. conventionalis - соответствующий договору) - философское истолкование науки, согласно которому в основе научных теорий лежит произвольные соглашения (конвенции) между учеными, выбор которых регулируется соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления» и т. п.
Метафизика - учение о сверхчувственных причинах и началах бытия; философский метод, рассматривающий предметы и явления вне их внутренней связи и развития, отрицающий роль противоречий как внутреннего источника, причины развития.
Научная картина мира (НКМ) - теоретическое описание мира в целом на основе систематизации и интеграции знаний, полученных в различных областях научного поиска.
Ноосфера (греч. noos - ум) - сфера взаимодействия природы и общества, в границах которой определяющим фактором развития становится разумная человеческая деятельность.
Парадигма (греч. «пример, образец») - исходная концептуальная схема, модель постановки и решение проблем, доминирующая в научном сообществе на протяжении определенного исторического периода. Изменение парадигм является научной революцией.
Противоречие - взаимодействие противоположностей, их единство и взаимопереходы.
Развитие - необратимое, направленное изменение предметов и явлений от одного качественного состояния к другому.
Рационализм (лат. ratio - разум) - направление в теории познания, признающее разум основой познания и поведения людей.
Релятивизм (лат. relativus - относительный) - признание относительности, условности, субъективности познания.
Синергетика - одна из альтернативных диалектике теорий развития, изучающая открытые, самоорганизующиеся, саморазвивающиеся системы в неравновесных условиях.
Система (греч. systema - целое, составленное из частей) - целостная совокупность структурообразующих элементов.
Структура - упорядоченная, закономерная взаимосвязь и взаимодействие элементов данной системы.
Случайность - явление, возникающее в результате действий внешних, несущественных причин, отличается необязательностью и неопределенностью; представляет реализацию одного из множества вариантов, возможностей развития.
Фатализм - мировоззренческая позиция, рассматривающая каждое событие и поступок человека как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Флуктуация - случайные изменения в развитии неравновесной системы, приводящие систему в состояние неустойчивости и определяющие результат самоорганизации. «Небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении» [8, с. 683].
Хаос (беспорядок) в синергетике - способность случайных флуктуаций порождать новые организационные порядки, фактор самоконструирования нелинейной среды («порядок из хаоса») [8, с. 877].
Эвристика - совокупность методов, направленных на развитие продуктивного мышления и творческого решения научных проблем.
Эволюция и революция. Эволюция (в широком смысле) - синоним развития; постепенные, нарастающие изменения в природе и обществе, которые могут привести к усложнению, повышению уровня организации системы. Революция - коренные изменения системы, приводящие к качественным преобразованиям.
Вопросы для размышления
Что такое диалектика? Как изменялось содержание этого термина в истории философии?
Общие и различные черты материалистической и идеалистической диалектики.
Что такое «закон» и «закономерность»? Каковы особенности законов диалектики?
Объясните высказывание И. Канта: «Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей». Согласны ли Вы с этой мыслью?
Как вы оцениваете два взаимоисключающих суждения? Ф. В. Гегель: «Все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы»; Д. Майер (биолог): «Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа».
Могут ли быть решены антиномии И. Канта?
Формальная и диалектическая логика: сходство и различие.
Сравнительный анализ лапласовского и современного детерминизма.
В чем отличие возможного и невозможного?
Раскройте сущностные черты синергетики.
Что такое глобальный эволюционизм и каковы его особенности?
Темы рефератов
1 Современные дискуссии о диалектике и ее месте в структуре философских знаний.
2 Диалектика и синергетика.
3 Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.
4 Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал.
Список литературы
Философия: учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М. : Норма, 2008.
Данильян, О. Г. Философия : учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. - М. : ЭКСМО, 2007.
Сартр, Ж. П. Проблемы метода. Статьи. / Ж. П. Сартр. - М. : Академический Проект, 2008.
Румянцева, Т. Г. Современная западная философия / Т. Г. Румянцева [и др.] - Минск : Выш. шк., 2000.
Философия. Курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В. Л. Калашникова. - М. : ВЛАДОС, 1999.
Балашов, Л. Е. Философия : учебник / Л. Е. Балашов. — М. : «Дашков и К°», 2008.
Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1974.
Можейко, М. А. Синергетика. Всемирная энциклопедия : Философия ХХ век / М. А. Можейко. - Минск. : Харвест, Современный литератор, 2002.
Степин, В. С. Синергетика и системный анализ. Синергетическая парадигма / В. С. Степин. - М. : Прогресс–Традиция, 2004.
Бондарев, В. П. Концепции современного естествознания : учебное пособие для студентов вузов / В. П. Бондарев. — М. : Альфа–М, 2003.
Добронравова, И. С. Синергетика как общенаучная исследовательская программа. Синергетическая парадигма / И. С. Добронравова. - М. : Прогресс–Традиция, 2004.
Рябоконь, М. В. Диалектика и принцип глобального эволюционизма / Н. В. Рябоконь // Инновационные образовательные технологии - Минск: 2010. - № 2.
Моисеев, Н. Н. Восхождение к Разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям / Н. Н. Моисеев. - М. : ИздАТ, 1993.