ЛЕКЦИЯ №1 Философия и ее гуманистический смысл

Формат документа: docx
Размер документа: 0.05 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Лекция №1
По учебной дисциплине «Философия»
Тема: «Философия, ее гуманистический смысл и предназначение»
План
1. Мировоззренческая природа философии.
2. Предмет (структура), функции и значение философии в жизни человека и общества.
Цель лекции: дать представление о специфике предмета философии, определить ее структуру, место и роль в жизни человека и общества.
Задачи лекции: уяснить понятие «мировоззрение», его структуру и исторические типы; дать представление о мировоззренческой природе философии, специфике ее как науки, показать значение философии в жизни человека и общества.
Основные понятия темы: философия, мировоззрение, мироощущение, миропонимание, миропредставление, рефлексия
Литература:
1. Философия : учебник / В.А. Канке. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 291 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_59bf7a05664af9.21257219. - ISBN 978-5-16-104472-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/9778182. Философия : учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 432 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN . - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/10079983. Философия : учебник / под ред. проф. А.Н. Чумакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 459 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-105820-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/908022Дисциплина «Философия» относится к базовой части дисциплин гуманитарного и социального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по всем направлениям бакалавриата и специалитета.
В ИЯЭиП, на кафедре «Радиоэкология и экологическая безопасность»
«Философия» читается на 1 курсе в 1 семестре.
Общее количество часов – 108 – это 3 кредита.
Аудиторных – 54 часа,
Самостоятельная работа – 54 часа.
Лекций – 9 – 18 часов, семинаров и ПЗ – 18 – 36 часов. Итог –экзамен.
Экзамен выставляется по рейтингу.
«Есть много наук, которые приносят
больше пользы, чем философия, но лучше ее нет ни одной».
Аристотель
Введение
ХХI век – век глобальных проблем человечества вступил в сложный этап своего развития. Контуры и очертания формирующегося социального пространства ХХI века расплывчаты, неясны и двусмысленны. Современный мир вошел в тупиковую ситуацию. С одной стороны, человечество дальше идет по пути социально-экономического прогресса, позволяющего удовлетворять растущие потребности человека и общества, а с другой стороны – этот прогресс может привести всю мировую цивилизацию к гибели. Стремительное развитие событий на планете ставит перед исследователями социума ряд принципиальных и сложных вопросов. «Куда все же движется современный мир: к апофеозу «планетарного разума» или господству «планетарного тоталитаризма», к новым достижениям человеческого духа и к прорыву в духовно-экологическую цивилизацию или к вселенскому хаосу и тяжелейшему, многослойному кризису человеческого рода?»
На эти вопросы у частных наук нет ответа, точнее они их не ставят и не могут разрешить. Разрешение их лежит только в плоскости философского знания.
Именно философия объясняет нам, что идет переход от одной цивилизации к другой – от индустриального общества к постиндустриальному. Процесс переходности или транзитивности связан с духовным антропологическим кризисом самого человека и поиском им новой системы ценностей.
Роль философии в настоящее время велика и в первую очередь для реализации гуманистических идеалов. Только через призму философии могут быть решены проблемы самого человека и человечества в целом в условиях, когда мир переживает сложный духовный кризис.
Изучение философии - это один большой урок, который помогает воспитывать культуру - разумно мыслить, помогает научиться свободно, контролировать движения мысли, доказывать и отрицать. Естественно, что наука мыслить не может возникнуть из ни откуда, овладение ею требует усилий, напряжение интеллектуальных способностей. Философия необходима и для правильной ориентации в будущей профессии, а главное для углубленного понимания жизни во всей ее сложности. Все это, очень тесно связаны между собой, философские аспекты знания, что довольно-таки важно, обширный философский кругозор, выходящий далеко за узкие рамки специальности.
Обращаясь к философии, отметим, что в сравнении с предметами других дисциплин он более проблематичен – труден для конкретизации. Поэтому во многом прав современный фр. Ж.Делез, когда сказал, что на вопрос «что такое философия?» можно ответить лишь в позднюю пору жизни, когда человек сможет говорить на философские темы конкретно. Но тогда возникает естественный вопрос: можно ли понять, что есть философия в 17 или 18 лет?
Для ответа приведем еще на одно высказывание, рос. ф-фа начала ХХ в. Б.В. Яковенко, который отмечал; «Каждый человек (даже безграмотный крестьянин или красноармеец) в своей душевной сущности, неизбежно и всегда философ, свое миросозерцание так или иначе, ясно или смутно, решительно или неуверенно он выказывает в своем поведении, в своих высказываниях, в своих помыслах, в своих построениях, в своих переживаниях».
Учитывая и это авторитетное мнение, попытаемся разобраться в вопросе о философии пусть и не абсолютно, но «более» конкретно.
Мировоззренческая природа философии.
Начнем с самого слова «философия», его этимологии (этимология - наука об истории, первозначении слов). Термин «философия» впервые встречается у древнегреческих мыслителей Гераклита и Пифагора (VI в.до н.э.) и образован от от двух слов («филео» и «софия») «любить мудрость».
Итак, термин «философия» дословно означает любовь к мудрости, соответственно, философ -это мудрец, если точнее - друг мудрости. Пифагор говорил, что «Филео» - любовь к философии рождает три плода: дар хорошо думать; дар хорощо говорить; дар хорошо действовать.
Стремясь уточнить, что есть мудрость уже первые философы встретились с трудностью. Мудрость всегда людьми увязывалась со знаниями. И не просто с многознанием. Как сказал один из первых греческих философов Гераклит Эфесский (540-480 до Р.Х.): «Многознание уму не научает». Мудрое знание- это особое знание: знание не только внешних явлений, а внутренней сущности вещей. Платон придал термину философия новое значение: «Философия –это учение о мире в целом», «природе вещей», имея в виду не конкретность вещи, а то общее, что присуще всем вещам.
Далее понимание содержания философского знания изменялось, оставляя что-то из прежних представлений о ней: к размышлениям о сущности Бога, к трактовке философии как «науки наук», до современных - как размышлении о мировоззренческих проблемах.
Но вернемся к истокам философии. Итак, Философия зарождается в глубокой древности, около 2,5 тысяч лет тому назад, между VIII – VI в.в. до н.э. (до Р.Х.), в трех регионах нашей планеты - Индии, Китае и Древней Греции. Зарождается, по-видимому независимо друг от друга, но при этом в течение примерно 200 - та лет, что говорит о единстве развития человеческой истории и культуры. Каковы причины появления философии в Древнем мире, как самостоятельной формы духовности – в Древней Греции?
Возникновению философии способствовали ряд причин – факторов.
Объективные факторы (предпосылки, связанные с развитием общества) - социально - политические и культурно-исторические: разделение общества на классы, появление государства, появление свободных граждан, отделение умственного труда от труда физического, рождение понятийного мышления, которое оперирует понятиями, категориями.
Во-первых, когда уже наличествовало разделение труда, когда умственный труд отделяется от физического и приобретает особую значимость и ценность.
Во-вторых, экономическое разделение труда и появление социально-неоднородного общества, классов обусловило возрастание значения отдельной личности. Как бы человек научался отличать себя от других, себя от общества, себя от мира. Поэтому и появляется возможность иного способа понимания, да и познания мира, получения знания о мире. Хотя мифология еще тяготела над людьми, но она не единственная форма познания и понимания мира. Все отчетливее проявляется отделение субъекта и объекта познания. Каковы же основные черты мудрости и мудрствования?
Следует отметить, что они есть уже формы индивидуального мышления, а не коллективного. Источником знания, его предпосылкой и основанием является жизненный опыт отдельного человека, обладающего исключительными умственными способностями. Во-вторых, мудрец пытается уже более рационально, то есть на основе понятий, а не только образов, объяснить мир и понять его так, как он существует на самом деле, а не в воображении и фантазии. И апеллирует уже к фактам своего индивидуального жизненного опыта. Он уже сознательно пытается поставить и ответить на такие вопросы как, что является основой и сущностью бытия мира, един ли мир и что является основой его единства, вечен ли мир и т.д. Он уже на основе жизненного опыта и понятийного мышления объясняет в обобщенной форме первопричины бытия мира. Мудрствование было первой формой рационального, а не фантастического и сверхъестественного понимания мира.
И все же мудрец, а их, как правило, не бывает много, апеллировал к своему жизненному опыту как проверке подлинности своего знания о мире. И в этом плане мудрствование еще не вполне свободное мышление, поскольку оно зависело от богатства индивидуального длительного опыта жизни. Вот почему мудрецом нельзя стать в 20 лет, хотя и в 20 лет можно быть умным. Поэтому мудрец обладал исключительным авторитетом, поскольку в обычном представлении людей мудрец знает обо всем и видит то, что не видят другие. Более того, мудрец выполнял и социально-важную роль – он вырабатывал рекомендации и давал советы как подлинно правильно надо жить и действовать, чтобы избегать ошибок и оформлял эти рекомендации в афористически сжатую форму, не вызывающую ни у кого сомнения.
Правда, мудрец нередко апеллировали к мифу, как аргументу и доказательству, доступного для не мудрецов и непросвещенных. Но он стремится уже апеллировать и к разуму, к здравому смыслу как доказательству. Мудрствование уже не мифологизированный, но и еще не вполне рациональный тип объяснения мира. Оно ограничено, поскольку любой жизненный опыт ограничен сам по себе. Но мудрец уже был "властителем" умов, а не только Бог. Мудрость и мудрствование и явились непосредственной интеллектуальной предпосылкой собственного рационального описания, объяснения и понимания мира – философии и философствования.
Но мало объективных предпосылок.
Субъективные факторы (предпосылки, связанные с развитием самого человека и его духовного мира):
1) Духовное развитие - осознание человеком бытия в целом, самого себя и конечности границ своего существования. Человеку открывается глубина мира и собственная значимость. Человек осмысливает мир и себя как проблему. Этот духовный процесс имел решающее значение для развития философии.
Этот процесс по К. Ясперсу называется – «осевое время» и длится 6 столетий – с VIII – II в.в. до н.э. Именно в это время жили великие мудрецы: в Китае: Конфуций, Лао-цзы. По своей внутренней сути их учения построены как медиумные и оккультные. Они учат тому, как «общаться» с окружающим миром, как устанавливать гармонию в обществе, как воспринимать и трактовать «веления Неба». Жил великий мудрец в Иране - Заратустра – мудрец, астролог, звездочет, основатель зороастризма, религии древних арийцев (персов), в Индии были написаны Упанишады, в Греции рождали свои идеи – Фалес Милетский Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Ксенофан, Парменид, Зенон.
2) древние философы указали на 2 источника из которых рождается философия. Это психологические способности, заложенные в природе Человека - это способность человека УДИВЛЯТЬСЯ – Аристотель IV в. до н. Это способствует ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ человека.
Человеку умственно развитому необходима непрерывная работа мысли. Декарт – «Я мыслю, значит я существую».
– это способность человека ПЕРЕЖИВАТЬ. Переживание – это человеческое отношение к миру и самому себе. А самим сильным переживанием является переживание времени. Именно смерть по Сократу является вдохновляющий гений философии (смерть). Человек не только познает мир, но и живет в нем, а значит переживает историческое время, события с ним связанные, социальные и природные явления, процессы, вырабатывает отношение к ним. Человек понимает, что смертен и его жизнь конечна, а в чем же смысл жизни человека? Поиск ответов на этот вопрос по Сократу и есть вдохновляющий гений философии (смерть).
Возникновению философии способствовало дальнейшее совершенствование человеческого разума и условий жизни людей, а это привело к замене миросозерцания на мировоззрение.
Миросозерцание базируется на интуитивном постижении мира или мироощущении. Мировоззрение нуждается в миропонимании природы, ее осмыслении с помощью понятий, в отличие от наглядно-образного миросозерцания.
И действительно, большинство современных философов предметом философии считают мировоззренческие проблемы. Раздумья над этими вопросами и есть современная конкретизация любви к мудрости. Но что есть мировоззрение? Это понятие хотя и ближе, и доступнее, чем «философия», но оно так же требует конкретизации - уточнений.
Сложное слово русского языка «мировоззрение» состоит из двух - «мир» и «зрящий» на него умом, т.е. человек. Т. образом, М. есть отношение двух элементов - Я и не-Я, т.е. всего остального (людей, явлений, вещей).
Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, определяющих его отношение к миру, и позволяющих найти свое место, обрести смысл и цель жизни.
Мировоззрение - это основанные на знаниях о мире в целом представления человека о своем месте и предназначении, система отсчета, в которой индивид выражает свое отношение к вещам, событиям, к другим людям.
Примерами мировоззренческих проблем являются поиски и ответы на вопросы: «что есть мир, вселенная?», «можно ли ее познать?», «что есть добро, красота?», «для чего живет человек?»», «в чем смысл жизни в целом и общественной, и человеческой, в частности?» и др.
Субъектно-объектные отношения в системе человек –мир.
Формы или основы мировоззрения – этапы развития самого познавательного процесса
Мироощущение является первоначальным элементом, соединяющим человека (как субъект) и мир (как объект). Мироощущение выступает в качестве эмоционально-психологической основы мировоззрения. Оно достаточно динамично, включает в себя многообразие чувств и настроений.
Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений. Оно имеет аффективную эмоциональную окраску и тесно связано с ценностно-оценочными представлениями. Мировосприятие - это пассивное созерцание человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.
Другими словами, это восприятие мира как оно нам кажется без претензии на адекватное представление мира. В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.
Достоинство мировосприятия в том, что оно является предпосылкой миропонимания и мировоззрения. Недостаток мировосприятия кроется в его феноменально окрашенной субъективности.
Миропонимание — это рациональная, интеллектуально-познавательная сфера, особая форма освоения мира в системе гносеологического отношения субъекта к объекту. Опираясь на чувственный материал мировосприятия, миропонимание оперирует категориями определенности, обусловленности и целостности. С помощью этих категорий обеспечивается процесс упорядочивания информации о мире.
Недостаток миропонимания заключается в невозможности построить единый категориальный каркас освоения мира. Кроме того, любое чувственное восприятие, возведенное в статус понятия, есть определенная мера ограничения, огрубления, формализации, а стало быть, и какой-то невосполнимой информационной потери.
Мироотношение – это побуждение к активности, это активная или пассивная жизненная позиция человека к тому миру, в котором он живет. Без этого компонента получится не мировоззрение, а картина мира: хорош мир или плох, а мне до этого никакого дела нет, ибо я в нем просто живу.
Таким образом, мировоззрение включает 4 компонента: мироощущение и мировосприятие – это чувственные, эмоционально-психические сферы. Миропонимание – это рациональная, интеллектуально-познавательная сфера и мироотношение –это активная или пассивная жизненная позиция человека к тому миру, в котором он живет. В мировоззрении неразрывно соединены особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру: его чувства и разум, сомнения и убеждения, знания и оценки и более или менее целостное понимание человеком мира и самого себя.
Процесс выработки мировоззрения является общественной потребностью, а поэтому это еще и социально-исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества. На определённом этапе развития осознание человеком мира, в котором он живёт, самого себя и своего места в этом мире становится условием дальнейшего социального развития.
Соответственно, мировоззрение в широком смысле представляет собой совокупность преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов на мир и человека в их сложных соотношениях. Здесь следует подчеркнуть, что мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления о мире, а лишь предельное обобщение основополагающих взглядов на мир и место в нём человека.
Структура мировоззрения (содержательная)
В структуре мировоззрения выделяются четыре основных компонента:
1. Познавательный компонент. Базируется на обобщённых знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Знания - знаково оформленная система идеальных образов, форма социальной и индивидуальной памяти. Они представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа и эпохи.
2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные указания и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определёнными общественными регуляторами (императивами).
Ценности и оценки – положительно значимая вещь или идея
Идеалы, идеи и нормы. Идея – это мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. Идея формируется как звено, связующее субъект и объект. В зависимости от состояния ценностей (подлинные или ложные) и полноты знания, идея может проявиться в форме идеала или идола.
Убеждения - элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия.
3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определённой психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.
Эмоциональный мир человека определяет, прежде всего, его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне». (Кант И. Соч. в 6-ти т. М., 1965. Ч.1. С.499-500).
4. Практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрения носило бы крайне абстрактный, отвлечённый характер. Даже, если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно всё равно проектирует, стимулирует определённый тип поведения.
Особенностями мировоззрения является: интровертность – центрированность вокруг Я. Эта самость выявляется – ощущается, представляется и осознается (рефлексируется) человеком лишь в соприкосновении с миром, с инаковостью - с не Я.
Для обычного человека его собственная уникальность обнаруживается «через зеркало» увиденного, услышанного, почерпнутого из мнений ближайшего окружения (родных и близких, учителей, коллег по работе, знакомых). Но городская болтовня и кровное родство –не все, что составляет горизонт человеческой жизни. Вдумываясь в сущность своего Я, рефлексируя- («оборачиваясь назад» с лат.), мы с удивлением обнаруживаем парадокс – мы далеко не всегда правы. Но лишь «проблемное сознание - путь к подлинной индивидуальности, сингулярности» (индивидуальности) ( П.Слотердайк).
- Другая особенность мировоззрения - его опосредованность («сокрытость»). В отличие от других переживаний, мыслей, мировоззренческие – как бы отдалены от непосредственных чувств и мыслей об отдельных вещах. Зачастую они не замечаются самим индивидом. Думая, рассуждая о ком-то (или чем-то) как о красивом/безобразном, злом/добром, разве размышляем мы над тем, что есть «красота» или «добро?» Нет, мы уже как бы знаем, что это такое.
-Третья особенность - мировоззренческие чувства, представления, мысли предельно абстрактны (односторонни и отвлечены) от отдельных конкретных явлений а так же трансцендентны - выходят за пределы прошлого и настоящего опыта в будущее. Они, являют собой сплав реального и желаемого. Действительно, всеобщие термины: «истина», «причинность», «жизнь», «вселенная», «мир», «добро», «любовь», «счастье» включают наши мнения как о сущем, так и о должном.
Откуда они у людей? эта нацеленность не только на сущее, но и на должное, по греч. «деонтичное»? - Загадка. Но они есть у каждого. По выражению английского историка А.Тойнби «огонек всеведения пронизывает саму суть homo sapiens». Немецкий философ К.Ясперс в работе «Введение в философию» воспроизводит два диалога. Услышав от взрослого, что все, что его окружает, создал Бог, мальчик мгновенно задет следующий вопрос: «А кто создал Бога?». Другой пример: сын спрашивает у отца: «Почему Бог добр?» Получив ответ-«потому, что он вылечил тебя от кори», малыш вопрошает- «а кто ее на меня наслал?».
Наличие в сознании субъекта «горизонтных», целей, (потенциальных регулятивных идей) австрийский психолог Альфр. Адлер назвал «фиктивным финализмом». Например, некоторые люди строят свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженный труд и немного удачи позволят достичь почти всего. Это утверждение зачастую фикция, ибо многие из тех, кто напряжено работает,не получают того, что заслуживают. Однако, главное в том, что такие цели определяют устойчивость психики и мотивируют нашу деятельность.
Подобные цели недостижимы, но необходимы, ибо побуждают к людей к действям и многое объясняют в их поведении. Горизонтное, мировоззренческое видение в той или иной мере присуще любому индивиду, является неотъемлемым св-вом, (по лат. «атрибутом») человека. Но вот даль и отчетливость этих линий будущего у разных людей различна.
- Исходный принцип мировоззрения, которым руководствуется каждый человек, является предпочтение им одного из двух элементов структуры М.: либо не-Я (Мира) («мира за окном», ситуации, обстоятельств.) над Я-сознанием, либо, наоборот, приоритетность Я (желаний, мыслей, представлений) над внешним. 1е метериалисты, 2-е –идеалисты. Для идеалистов, по выражению одного философа, «идея собачности» важнее всех собак, вместе взятых». По-видимому, истина где-то посередине – в гармонии человека с миром, обозначаемой словом «жизнь», ведь сознание почти всегда тесно сплетено с практикой, внутренняя жизнь -с внешней.
Исторические типы мировоззрения:
Во временном, историческом аспекте различают три типа мировоззрения мифологическое, религиозное и философское.
Каждый тип обладает особенностями, с которыми предлагаю кратко ознакомиться.
Мифология. Исторически первой формой описания, объяснения и понимания мира (миропонимания) была мифология и мифомышление. Мифология (от греч. – миф – сказание, легенда, логос – слово, учение) есть образное, наглядно предметное, непосредственно чувственное описание, объяснение и понимание мира.
Отметим кратко некоторые ее особенности и черты:
Во-первых, носителем мифологии и мифомышленя являлись социальные коллективы и общности (род, племя). Вот почему многообразие мифов, хотя сюжеты практически одни и те же.
Во-вторых, в мифах и мифологии превалировало отождествление человека и мира, рода и племени с окружающим миром и природой, а не различие.
В-третьих, для мифологии и мифомышления характерно образное, наглядное, непосредственно чувственное и фантастическое описание, объяснение и понимание мира. Фантастическое в данном случае понимается как приписывание реальным предметам и явлениям; их свойствам сверхъестественное происхождение. Как бы отсутствие подлинного знания о свойствах компенсировалось вымыслом и фантазией, воображением. Реальным свойствам придавали магический характер, свойства чуда, волшебства.
В-четвертых, сказания, предания, обретая словесную форму бытия, закреплялись в традициях и обычаях, которым необходимо было следовать и обязательно соблюдать, поскольку в них закреплялся коллективный опыт.
В-пятых, для мифологии и мифомышления мир существует как вечно постоянное и неизменное, в котором отсутствует понятие времени: прошлого, настоящего и будущего. Мир предстает и понимается как вечно один и тот же, как повторение одного и того же.
В-шестых, можно сказать, что мифология и мифомышление это формы мышления, в котором фиксируется тотальная зависимость людей от окружающего мира.
В-седьмых, мифология и мифомышление - это нерациональная форма объяснения и понимания мира.
Следует отметить, что мифология и мифомышление отражали реальные процессы жизни в фантастической форме, но более доступные конкретно-предметному пониманию. Вот почему мифология и мифомышление никогда не исчезнут из бытия человеческой истории.
Второй, исторически более поздней формой и способом описания объяснения и понимания мира была религия.
Для религиозного мировоззрения, второго исторического типа мировоззрения, характерно следующее:
1. В отличие от синкретичности, нерасчлененности мифологического мировоззрения, человек себя уже выделяет и появляется свобода выбора. Если в предшествующие времена племя четко и жестко контролировало все поведение и любое отклоняющееся от норм поведение (нарушение табу) наказывалось смертью или изгнанием из племени, то теперь такого контроля нет, и только от человека зависит, поступит ли он так, как считается правильным, или совершит грех, поступив неправильно.
Имеет место также разделение земного и потустороннего (сверхчувственного, сакрального, божественного).
2. Главное вера, при этом особых разумных доказательств и обоснования не требуется. Религия объясняет бытие не с точки зрения его познаваемости и саморазвития, а как проявление воли высшего божества, непостижимого для человеческого сознания.
Если философии присущи логический анализ, обобщения, аргументированные доказательства и выводы, религия основана на безоговорочной вере. Религиозное сознание проявляется на идеологическом уровне – в теологии, этике, теософских доктринах церкви, и на уровне психологическом – как стереотип поведения и эмоциональных состояний верующих. Социально значимой формой религии является культ, в котором складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий.
Философия как особая форма М. Следует еще раз подчеркнуть, что мировоззрение является более широким понятием, чем философия. Философия – это рационально-теоретическая часть мировоззрения.
В отличие от мифологии и религии, философское мировоззрение является рационально-теоретическим (лат. ratio – разум). Если религия не требуют каких либо доказательств и разумного обоснования своих положений и основывается исключительно на вере, то в философии, являющейся первой исторической формой теоретического сознания основанного на понятийном мышлении, обоснование и доказательство имеют первостепенное значение, на веру ничего не принимается. Кроме этого, для философии характерно свободомыслие, конкуренция различных точек зрения, что благотворно сказывается на прогрессивном развитии самой философии, а для религиозной веры характерна необходимость строго придерживаться определенных религиозных догм.
Философия есть проясненное (аргументированное и конкретизированное) мировоззрение. Философствовать - значит прояснять базовые мировоззренческие понятия. Философия отличается более глубокой степенью осознания и интенсивностью переживания мировоззренческих проблем. С точки зрения современной философии (К.-О.Апель) философия есть рефлексия, прояснение значений и смыслов мировоззренческих слов – посредников между Я и миром. Народная мудрость, (по греч. «фронезис») выраженная в пословицах, поговорках так же отличается глубиной обобщений. Говорят: «Ты видишь соломинку в чужом глазу, а в свое- бревна не замечаешь»… Верно, но давайте спросим себя, а почему это так? Поразмыслив обнаружим, что для видения бревна, да и любого отчетливого видения необходима дистанция. Ею-то и могут служить мнения не только ближнего окружения, а также наций и культур, но и человечества в целом. Чем больше выпуклая «линза-зеркало» мнений, тем отчетливее изображение мира и моего Я в нем.
а) в отличие от здравого смысла философия опирается не только на ближайший, но на всеобщий, общечеловеческий опыт;
б) в отличие от мифологического мировоззрения, разделяемого коллективно- доверчивого философия понятийна и критична;
в) в отличие от религии, философия более критична аргументирована. Ее ответы представляют, скорее, знание-веру, чем веру-знание. Она рассчитывает на силу человеческого разума и воли, а не на помощь Сверхсущества.
Итак, в сравнении со всеми другими формами М., философия более аргументированное и парадоксальное знание-вера, но при том - и более глубокое.
Многоцветен и язык философии. Его отличает богатство форм выражения: не только понятия, но и художественные образы, например, в литературе. Так, философские идеи глубоко освещали в поэмах, новеллах, баснях, романах: древнеримский поэт Лукреций Кар, французский просветитель Д. Дидро, украинский просветитель-баснописец Г.Сковорода, великие русские писатели Л. Толстой, Ф.Достоевский, французский драматург, писатель Ж.-П. Сартр.
Итак, философия – это прояснение, конкретизация сущностно-всеобщих, мировоззренческих понятий (категорий), центрированных вокруг моего Я. Главные источники философствования - духовно-практический опыт человечества, научные знания и история философии; т.е. оперирует глобальными, комплексными фактами.
Философия – не игра ума, в отличие прагматизма рассудочных мыслей. Она - мировоззрение деятельностное. Философ – не тот, кто учит и учится, но тот, кто и реализует свое мировоззрение в поступках.
Трудности овладения философским мышлением заключаются в том, что поднимаясь по ступеням познания жизни к более глубинным и универсальным ее свойствам, в стремлении «объять необъятное», индивид вынужден абстрагироваться от непосредственных наблюдений за конкретными фактами, все более отдаляться от них. Это создает опасность полного погружения в виртуальный мир. Поэтому ресурсы философии – повседневное сознание, наука являются и источником, и полем проверки ее обобщений.
Т.о.:1) предмет философии – мировоззренческие проблемы: идивидуального Я через призму общечеловеческого Я и Мира, согласование уникальных, индивидуальных и общечеловеческих предпочтений.
2) всеобщий, интегральный характер философского знания, ориентация на дальние горизонты, а философы- это «специалисты по обобщениям», умеющие говорить конкретно о выявленных в ходе обобщениях сущностях;
3) разнообразие средств познания, связь со другими сферами жизни человека: наукой, искусством, моралью, обыденным сознанием.
П вопрос
Предмет (структура), функции и значение философии в жизни человека и общества.
Структура философии. С точки зрения эволюционной, динамической, в европейской истории, обоснованно полагает немецкий философ К.-О. Апель, можно выделить три исторически сменявших друг друга парадигмы (с греч. «образец») стиля философствования: онтологическую метафизику, метафизику познания и метафизику языка. Метафизикой с эпохи Средневековья называют иногда философию. Первая форма был распространена с Античной эпохи до нового времени. Древнегреческие философы стремились обнаружить первопричины «архе» вещей и явлений природы «фюсиса», открыть их всеобщую основу – субстанции («оусию») мира. «Первофилософия» включала три главных компонента: онтологию – учение о бытии, учение о человеке, которое сейчас именуют философской антропологией и теологию – учение о сущности богов или Бога. Теология – главный предмет философии средневековья.
В Новое временя предметом пристального внимания философов становится наука, научное познание. Традиционную, онтологическую метафизику сменила метафизика познания или гносеология. Философия современности (К.-О. Апель) – это метафизика языка – рефлексия о знаках, философская семиотика. Философы, ученые, культурологи заметили, что именно в знаках (материальных заместителях мыслей и предметов) слито отношение Я и мира, человека с вещами и с другим человеком.
В философии выделяют несколько разделов, число которых растет по мере освоения человеком мира:
1) онтологию- учение о сущем, о бытии (мире в целом);
2) гносеологию –учение о познании и его возможнщостях;
3)Аксиологию - учение о ценностях;
4)социальную философию – учение о предельных сущностях общественных явлений, о развитии обществ.
5) философскую антропологию- учение о человеке;
6) философию истории;
7) этику - учение о смысле и содержании нравственности;
8) эстетику – учение о красоте, прекрасном и безобразном;
9) Философию науки и техники – учение о сущности научного познания, тенденциях научно-технической эволюции… философию жизни, гендерную философия (половая), философию молодежи и т.д. Иными словами, древо философии разрастается, число ветвей и листьев на нем увеличивается, ибо «философствовать можно по поводу любой вещи, обо всем» - как верно подметил известный русский философ Н.А.Бердяев.
В заключительной части лекции вернемся к разъяснению ранее данного определения ее цели – значения философии в жизни общества и человека. Для этого определим ее функции (с лат. – «исполнение», «осуществление»).
Принято выделять несколько главных функций философии:
1. Знание предмета философии позволяет считать главной ее функцией мировоззренческую. Мировоззренческие знания глубоко спрятаны в сознании. Используя известный мифологический образ дерева, можно представить мировоззрение корнями человеческого сознания, на соках которых вырастает ствол, листья, цветы и плоды – его дела и поступки. Так, если студент уклоняется от изучения гуманитарных дисциплин, то причиной тому не только лень, но и установка – реализовать лишь одну свою способность- стать профессионалом в каком-либо деле. «Узкое» развитие дает и скромный, однобокий результат, подобно тому, как дерево, окруженное зданиями, или другими деревьями имеет искривленный вид и плодоносит в несколько раз хуже, чем открытые свету с разных сторон. Так называемые «физики» часто говорят, что философия, другие гуманитарные дисциплины, нужны для «общего развития». При этом они не замечают парадоксального смысла этого высказывания: того, что ему можно придать не пренебрежительный, а высший смысл. Человек прекрасен, когда гармоничен, а не тогда, когда модно одет, или когда на Шварценеггеровских туловище и шее носит дистрофичную голову.
2. С мировоззренческой функцией связана методологическая. Учение о методах – это изучение способов, средств достижения цели. Одним из всеобщих методов познания является, например, исторический метод, который позволяет исследовать объекты в течение всего пути эволюции знаний о них. Это способствует новым открытиям, т.к. в истории предмета можно уловить скрытые тенденции, подобно тому, как невидимые вблизи предметы различимы лишь с некоторой дистанции.
3. Еще одной важной функцией Ф. является гуманистическая: любовь к мудрости открывает дорогу любви к человеку.
4. Реализацией этой любви является практическая функция. А поскольку высшей формой практики считается этика, то ее можно назвать еще этической. Философия отличается от философствования тем, что человек-философ не только теоретизирует, но и реализует предлагаемые мировоззренческие установки держит за них ответ, а не так как идеолог свободы немец Т. Адорно, который, когда вышедшие по его наветам на улицу студенты хотели ворваться в возглавляемый им Институт, просто позвонил в полицию.
Если же Вы не согласны с этим принципом, то испытаете правоту этой мудрости «задним числом» - когда-нибудь ответ держать все равно придется.
Обобщение функций, фиксируют понятия «роль», «назначение», т.е.: «зачем нужны философские знания студенту не-гуманитарию?» и «почему во всех вузах философия является обязательной дисциплиной?». Ответ: Философия нужна потому, что специалист – в первую очередь человек, умеющий мыслить и переживать, а затем уже профессионал. Поэтому с ней должен быть знаком каждый homo alphabetikus.
Цель философствования – самопознание, рефлексия (с лат. –оборачиваться назад)
Философия как синтез теории и действия позволила перейти обществу от «стадного» к человеческому состоянию (К. Маркс). С нею, как отмечает автор одного из популярных учебников по философии В. Канке, намного труднее стать «обезьяньей цивилизацией, чем без нее». Философия активно участвует в выработке жизненной стратегии человека. Осознающий свое предназначение, принципы поведения индивид становится сильнее, действует уверенно.
В современном «обществе потребления» наблюдается тенденция «завершить» философию, уйти от ее главных тем – поиска высшего смысла бытия, гармонии, «золотого сечения» между Я и миром и др. Эгоистичный, «одномерный» (Х.О. и Гассет) человек безразличен не только к помыслам другого,но и к своим собственным. Когда при встречах мы спрашиваем: как дела? и получаем такой же идиотский ответ: «все окей», то это указывает на самозамкнутость сознания (в психологии- это верный признак умственного помешательства), обессмысливание своего Я.
Вывод. Целью преподавания философии в высшем учебном заведении является формирование у студентов определенных мировоззренческих и методологических установок, то есть воспитание культуры философского мышления, его логичности и доказательности, развитие умения самостоятельно рассуждать по широкому кругу социально-политических, естественно-научных и технических проблем современности, а также развитие навыков применения полученных знаний в целях гармонизации отношений человек и природа, человек и общество.