Соперничество между последователями Христа. Марка 9 33-41

Формат документа: docx
Размер документа: 0.03 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.




Теги: Вовк А.А.
  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Соперничество среди последователей Христа
Мк. 9:33-41
Вступление
Сегодня нам предстоит затронуть актуальную тему – тему соперничества. Соперничество терзает церковь на протяжении веков, поэтому библейское освещение данной проблемы и указание на ее решение является очень актуальным.
Проповедь называется «Соперничество среди последователей Христа». Прежде всего, прочитаем отрывок, лежащий в основании этой проповеди.
«Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня. При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк. 9:33-41).
С момента грехопадения конкуренция стала неотъемлемой частью существования всего живого на земле. Растения борются друг с другом за место под солнцем (одни растения вытесняют другие, закрывая солнечный свет и забирая более длинными корнями влагу). В животном мире конкурентная борьба проявляется постоянно (идет борьба за право доминировать на какой-либо территории, одни виды животных вытесняют другие). Человек, являющийся виновником грехопадения, также захвачен соперничеством.
Соперничество проявляется во всех сферах человеческой жизни. Мужчины соперничают друг с другом, стремясь быть сильными, богатыми, успешными, влиятельными, все реже – умными. Женщины соперничают друг с другом за право считаться самой привлекательной, обладающей особым вкусом, знанием жизни. В последнее время женщины конкурируют не только с женщинами, но и с мужчинами, стремясь быть финансово независимыми, сделать карьеру в бизнесе или даже в политике.
Соперничество наблюдается и среди людей искусства, и среди простых рабочих, и среди чиновников, и среди тех, кто не обладает никакой властью, и среди законопослушных граждан, и среди преступников.
Соперничество между людьми может стать целью их жизни, так, что даже дети продолжат начатое с кем-либо соревнование. Представители одной из самых богатых семей Америки XIX века устроили между собой соревнование, благодаря которому в Нью-Йорке появилась гостиница «Вальдорф Астория». Соперничество началось между теткой и ее племянником.
Кэролайн Астор хоть и была всего лишь супругой одного из Асторов, тем не менее, на своих визитках писала «Мисс Астор». Она всячески пыталась продемонстрировать свою принадлежность к богатой семье, появляясь перед гостями во всех своих бриллиантах (за что за глаза ее называли люстрой). Ее племенник Вильям Астор, живший с ней по соседству, был этим крайне недоволен. Вильяма раздражало, что она, а не его жена считалась законодательницей мод, и именно на ее приемы высшее общество так любило собираться. Желая в первую очередь досадить тетке, а не заработать, Вильям снес свой старый дом и на этом месте, рядом с домом своей тетки, построил гостиницу. Элегантная вилла Кэролайн из-за строительной пыли, шума и грязи стала практически непригодной для жизни, к тому же рядом с тринадцатиэтажным отелем она казалась лачугой.
Овдовевшая к тому времени Кэролайн перебралась в другой квартал, и вскоре высшее общество о ней забыло. Но ее сын Джон Джейкоб IV затаил на кузена обиду. Он даже хотел построить на своем участке рядом с отелем большую конюшню в надежде, что зловонный запах будет отпугивать посетителей.
Соперничество с кем-либо может длиться очень долго и требовать огромных материальных затрат.
Порой соперничество подталкивает людей к самым тяжелым преступлениям.
Как известно, царь Ирод, стремясь уничтожить своего политического соперника, родившегося Царя Иудейского (Иисуса), приказал убить всех младенцев, живущих в Вифлееме и его окрестностях.
Царь Саул, завидуя успехам Давида, его популярности, пытался убить его.
Конкуренция, ведущая к ненависти и убийствам, в политической или экономической сфере ужасна. Но гораздо хуже этого конкуренция в религиозной сфере, среди тех, кто считает себя поклонниками Бога.
Первое убийство, совершенное на земле, было связано с соперничеством в религиозной сфере. Поклонение Авеля Бог принял, оно было угодно Богу, а поклонение Каина Он отверг. И Каин вместо того, чтобы учиться у брата правильному поклонению, убил Авеля.
Лжепасторы Израиля, книжники, фарисеи, первосвященники, предали на смерть своего религиозного конкурента, истинного Пастора, Иисуса Христа.
На мой взгляд, истинная церковь в наши дни терпит серьезное поражение из-за проблем, связанных с соперничеством. Даже среди отдельных верующих и целых церквей, исповедующих одно богословие и максимально близких друг к другу в том, что касается философии служения, порой наблюдаются недопонимания, ссоры, конфликты. В большинстве случаев причина этого – зависть и соперничество.
Слово Божье называет соперничество грехом.
«Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Рим. 13:13).
Словом, переведенным как «ссоры», обозначали предательство, разногласия, вражду, конкуренцию, борьбу за право поступать так, как тебе угодно, не обращая внимания на урон, наносимый другим. Заметьте, Павел ставит ссоры и зависть в один ряд с распутством и пьянством. Если вы завидуете и соперничаете с кем-либо в церкви, это то же самое, как если бы вы впали в блуд или оказались в алкогольной зависимости.
Среди тех, кто относит себя к последователям Христа, соперничество возникает как внутри одной группы (поместной церкви), так и между различными христианскими группами.
Знаете ли вы, как проявляется данная проблема, и как ее решать? Для поиска ответа на данный вопрос обратимся к отрывку, прочитанному в самом начале.
Прежде всего, поговорим о выявлении и решении проблемы соперничества внутри одной христианской группы.
I. Соперничество внутри одной христианской группы
«Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (стихи 33-37).
Внутри небольшой группы ближайших учеников Христа царило соперничество. Они смотрели друг на друга в первую очередь не как на близких дорогих сотрудников, братьев по общей вере, а как на конкурентов. Уединение Иисуса с тремя учениками на горе Ермон вызвало резкое негодование среди остальных учеников и только усилило соперничество. Каждый из учеников хотел занимать самое близкое положение к Учителю, рассчитывая, что это поможет занять наиболее высокий пост в политическом царстве Иисуса, которое они ожидали при своей земной жизни.
Обратим внимание, каким образом проявляется данная проблема.
1. Проявление проблемы
«Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше» (стихи 33-34).
Придя в Капернаум и оказавшись в доме (речь идет о доме, в котором Иисус регулярно останавливался), Господь спросил учеников: «о чем дорогою вы рассуждали между собою?» Сын Божий спрашивает не потому, что не знает, а потому, что желает указать на проблему самим ученикам. На вопрос Учителя не прозвучало никакого ответа. Ученики молчат, так как стесняются своего недостойного поведения, им стыдно признаться, о чем они говорили.
Мы можем удивляться, пытаясь представить спор взрослых мужчин, претендующих на роль главенствующих среди двенадцати учеников.
Петр, как самый импульсивный, мог начать разговор: «Наверное, именно я буду сидеть по правую руку от Иисуса в Его Царстве, поэтому уже сейчас можете считать меня старшим среди вас». Другие могли возмутиться: «Почему именно ты? Не тебе ли Иисус сказал: «Отойди от Меня, сатана» (Мк. 8:33). Нам Он такого не говорил». Несомненно, сыновья Зеведея, Иаков и Иоанн, требовали, чтобы именно их признали большими среди всех. В будущем они не постесняются обратиться к Иисусу со следующим требованием:
«[Тогда] подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10:35-37).
Очевидно, остальные ученики предлагали свои кандидатуры. Когда Иаков и Иоанн потребуют, чтобы Иисус считал их первыми, другие не останутся равнодушными: «И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна» (Мк. 10:41). Знаете, почему они негодовали? Потому что сами хотели сесть выше других в Царстве Мессии.
Ученики ошибочно думали, что путь к величию в Царстве Христа лежит через конкурентную борьбу друг с другом. Подобные ошибки совершаются и в современных церквах. Это происходит, когда кто-либо борется за право считаться лучшим музыкантом, певцом, певицей, незаменимым хористом, ближайшим помощником пастыря, прослыть самой духовной сестрой, лучшим душепопечителем, поваром и так далее.
Когда человек втянут в такую борьбу, то он не желает признавать вклад ближних в дело созидания церкви, раздражается, слыша благодарность в адрес своих конкурентов, он не желает благополучия ближним, а завидует, замечая их успех.
«Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа!» (Еккл. 4:4).
Даже в самой небольшой группе последователей Христа, состоящей из двенадцати человек, смогла возникнуть напряженная атмосфера соперничества.
Увидев, каким образом проявляется проблема, поговорим о ее решении.
2. Решение проблемы
«И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (стихи 35-37).
Понимая, насколько серьезно угрожает ученикам проблема соперничества, Иисус сел и приступил к наставлениям (как известно, раввины обычно садились, переходя к официальной части своего учения). Господь стал объяснять ученикам, как достигается величие в Его Царстве. Величие в Царстве Божьем достигается не самопревозношением, не стремлением занять высокое положение в этой жизни, а готовностью занять самое низкое положение в служении («кто хочет быть первым, будь из всех последним…») и стремлением жить для других («…и всем слугою»). Служение ребенку является иллюстрацией, примером такой смиреной самоотдачи.
В современной культуре и обществе много говорится о правах ребенка, в нашей стране появляются чиновники, занимающиеся защитой прав детей, в западных странах дети являются самым защищенным слоем общества. Но во времена Христа именно ребенок был самым бесправным из всех людей. В греко-римском мире отец мог приказать убить свою новорожденную дочь и не понести за это наказания. Служение ребенку считалось унизительным для мужчин, это был удел только лишь женщин.
Но Иисус, прежде чем произнести наставление, взял ребенка, поставил его среди учеников и обнял его. Греческий текст подчеркивает, что речь идет об очень маленьком ребенке, который только начал ходить.
Урок здесь очевиден: служение наименее уважаемым людям из последователей Христа, тем, кто в своей незначительности подобен детям, – вот путь к подлинному величию. Такое служение подобно служению самому Христу, а служение Христу есть служение Богу Отцу. Если вы хотите победить соперничество, тогда займитесь самым незначительным и незаметным служением, помогайте самым немощным из последователей Христа. Как отметил Джон Райл, с точки зрения мира, величие – это возможность править, а с точки зрения христианина, величие – это возможность послужить. Чем меньше члены поместной церкви стремятся в смирении служить друг другу, тем больше среди них будет развиваться соперничество.
Итак, мы уже достаточно сказали о проявлении и решении проблемы соперничества между верующими внутри одной христианской группы (поместной церкви). А теперь поговорим о соперничестве между различными христианскими группами (поместными церквами, союзами, деноминациями, конфессиями).
II. Соперничество между различными христианскими группами
«При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (стихи 38-41).
Грех соперничества, живший в сердцах учеников, проявлялся не только в конкурентном противостоянии друг другу внутри их группы, но и в противостоянии за пределами этой группы.
Выражалось данное противостояние следующим образом:
1. Проявление проблемы
«При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами» (стих 38).
Видимо, обличение Иисуса настолько взволновало Иоанна, что он решил рассказать о происшествии, беспокоившем его. Когда ученики встретили незнакомого человека, изгоняющего бесов именем Иисуса, они запретили ему это делать. Этот человек не был лжеучителем или нечестивцем, он искренне верил в Иисуса и служил, как мог. Но ученики считали, что право служить, распространять Евангелие Царства принадлежит только им и тем, кто непрестанно следует за Христом. Более того, ученики считали, что обладают правом разрешать или запрещать кому-либо служить.
Как отмечает один из исследователей, «апостолы относились к Иисусу несколько по-собственнически. Разве Он не призвал только их и никого больше быть постоянно с Ним? Разве Он и теперь совершенно намеренно не посвящает большую часть времени их обучению? Их было двенадцать, как и двенадцать колен Израилевых, и это давало их группе ощущение завершенности, они больше ни в ком не нуждались и никому не позволяли присоединиться к себе. Они чувствовали себя правыми, запретив постороннему пользоваться именем Иисуса и изгонять бесов».
Успешное изгнание бесов человеком, не принадлежащим к официальной группе последователей Иисуса, вызвало недовольство учеников еще и потому, что его успех выделялся на фоне их неудачи («Мы следуем за Иисусом и не смогли изгнать беса из мальчика, а он не следует за Иисусом и изгоняет»).
На протяжении многовековой истории церкви немало людей было уверено в том, что не только для служения, но и для спасения необходимо официально принадлежать к их религиозной организации. Католики всегда подчеркивали эксклюзивное право своей церкви на посредничество между человеком и Богом. Папа римский Бонифаций VIII (1294-1303) выражал свои претензии так: «Мы заявляем, утверждаем и постановляем, что для получения спасения абсолютно всем людям необходимо находиться под властью римского Понтифика». Православная церковь так же утверждает идею своей исключительности. Даже некоторые протестанты проявляют дух «сектанства», когда с пренебрежением относятся к служителям, не связанным с их объединением, союзом или деноминацией.
Некоторые идут еще дальше, наиболее ревностные сторонники своих религиозных групп заявляют: «Если человек не принадлежит к нашему братству, он не только не может быть служителем, но даже не может быть настоящим христианином».
Согласитесь, проблема весьма серьезная. Каким же должно быть ее решение?
2. Решение проблемы
«Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (стихи 39-41).
Для избавления от соперничества на межцерковном уровне необходимо усвоить следующие уроки.
Первый урок. Никто не обладает исключительным правом на служение Христу.
«Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня» (стих 39).
Если человек служит и приносит добрые плоды (освобождает людей от бесовского влияния), он, конечно же, не станет злословить Сына Божьего, поэтому никто не имеет права запрещать ему служить, никто просто не обладает такими полномочиями.
Второй урок. Относитесь к другим христианским группам как к своим союзникам.
«Ибо кто не против вас, тот за вас» (стих 40).
Не следует смотреть на другие христианские группы, как на своих соперников, противников. Того, кто не противится евангельской истине, следует воспринимать как союзника. Именно так поступал апостол Павел, что видно из следующих слов: «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Флп. 1:18).
Если человек не принадлежит вашей поместной церкви, не связан с вашей деноминацией, не связан с вами лично, и даже просто не проявляет к вам должного уважения или того хуже, негативно относится к вам, но учит истине, то вы должны относится к нему как к союзнику и радоваться успехам его служения.
Третий урок. Признавайте ценность служения других христианских групп.
«И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (стих 41).
Этими словами Иисус одобрил служение незнакомца. Даже если человек совершит самое небольшое служение, «напоит вас чашею воды во имя Мое», что гораздо меньше изгнания бесов, он будет вознагражден Господом в вечности, «не потеряет награды своей».
Ученикам следовало не запрещать человеку, изгоняющему бесов, служить, а признать его служение ценным, высказать одобрение и поддержку. Когда сердце человека охвачено завистью и соперничеством, он не желает признавать ценность служения своего конкурента, даже несмотря на наличие добрых плодов.
Когда вы слышите об успешном и благословенном служении какого-либо человека, не принадлежащего к нашей церкви, помните, ни у кого нет права препятствовать такому служению, считайте этого человека своим союзником на ниве Божьей, одобряйте его служение, признавайте его ценность, благодарите Бога за это служение.
Заключение
В заключение подведем итог всему сказанному сегодня.
Соперничество – это серьезный грех. Оно подталкивает людей ко многим другим грехам, побуждает завидовать, мстить и даже убивать.
Соперничество охватило все человечество. К сожалению, оно проявляется и среди последователей Христа. Христиане могут соперничать как внутри одной общины, так и с верующими из других церквей. Даже отдельные церкви, религиозные объединения способны конкурировать друг с другом.
Для того чтобы удалить грех соперничества из своего сердца, в смирении служите ближним, даже самым немощным из них, радуйтесь самому незначительному служению, относитесь ко всем проповедникам истинного Евангелия, как к своим союзникам, признавайте ценность их труда, помните, ни одна христианская группа, ни одна организация, никто не обладает эксклюзивным правом на служение Господу.