Афанасьева А; ПВ-913 4

Формат документа: docx
Размер документа: 0.02 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Возникновение и развитие системы налогообложения.
Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение и развитие неразрывно связано с возникновением и становлением государственности. Первые элементы государственного устройства начали возникать в период перехода человечества от кочевой к оседлой жизни и связанного с этим процесса разделения труда, что, в свою очередь, явилось основой для возникновения института частной собственности. В результате функции государства были значительно расширены. Появилась необходимость в защите прав собственности одних членов общества от посягательства других. С этой целью были образованы специальные государственные органы. Так как они не участвовали в материальном производстве, общество вынуждено было изыскивать денежные средства для их содержания. На разных этапах развития государства существовали различные источники формирования указанных средств, которые зависели от уровня развития общества, происходящих в нём процессов и т.д. В древнейшие времена финансирование государственных структур осуществлялось в основном в результате военных действий: награбленное имущество, эксплуатация рабов и т. д. Зачастую эти источники принимали организованные формы в виде установленной победителем дани, уплачиваемой побеждённым народом правителю на постоянной основе и в определенные сроки. Дань, таким образом, можно в определённой мере назвать прообразом налогообложения. По мере развития государственности наряду с платежами в пользу духовенства формировалась система регулярных платежей в пользу правящей верхушки. История Древнего мира содержит упоминание о существовании, например, в Древней Греции в VII-VI вв. до н. э. налогов, устанавливаемых пропорционально доходу их субъектов. Вместе с тем уплата указанных платежей возлагалась на жителей побеждённых территорий и иноземцев, а также других «неграждан». В Римской империи, например, жители провинций, являясь подданными империи, но не гражданами, должны были платить налоги. Свободные граждане налогов не платили, поскольку наличие подобной обязанности считалось проявлением зависимости. Однако не возбранялось и даже поощрялось добровольное внесение свободными гражданами денежных средств на нужды государства.
Таким образом, можно выделить следующие две основные предпосылки возникновения налогообложения. Во-первых, это расслоение общества на имущих (собственников) и неимущих в результате процесса разделения труда. Во-вторых, объединение собственников и создание первых государственных образований в целях защиты их интересов, в том числе для усиления власти над неимущими слоями населения.
Становление и развитие государственности и, соответственно, системы налогообложения происходило в разных частях планеты по-разному. Отличался также и характер важнейших источников существования органов государственной власти. В европейской части планеты, где широкое распространение получили рабовладение и частная собственность на землю, основные доходы приносили взимание налогов и в большей мере эксплуатация рабского труда. На Востоке становление государственности осуществлялось путём узурпирования власти верховным правителем. Рабовладение в этой части планеты не получило широкого развития, поэтому основным доходом были поступления, носящие налоговый характер.
В зависимости от уровня развития товарно-денежных отношений, вида политического устройства государства и степени правовой урегулированности общественных процессов применялись различные формы уплаты налогов. Применялось взимание налоговых платежей в денежном эквиваленте, в натуральной форме, нередко исполнение налоговых обязательств осуществлялось в форме различного рода трудовых и иных повинностей.
В Древние века налоги не играли существенной роли в источниках покрытия общественных расходов. И вызвано это было определёнными причинами: общественные расходы были невелики; использовались иные, неналоговые источники доходов.
С распадом рабовладельческого строя и развитием феодализма налоги стали играть более заметную роль в источниках финансирования государственной казны. Рост разделения труда, расширение торговли, развитие товарно-денежных отношений способствовали переходу к товарному, капиталистическому производству. В результате из всей массы товаров выделился один, ставший всеобщим эквивалентом, - золото. Это привело к замене натуральной формы отношений денежной. Вследствие этого и налоги стали уплачиваться в денежном выражении.
Развитие общественных отношений привело к существенному расширению функций государства, что потребовало увеличения денежных средств в его распоряжение. В конце XVII-начале XVIII вв. налоги становятся основным источником государственных доходов. При этом существенно увеличился и круг плательщиков налогов: ими становятся и наёмные рабочие и капиталисты.
В большинстве стран вплоть до XVII в. налоги не представляли собой единой, целостной системы, так как существовала так называемая система откупов. Налоги собирались откупщиками, которые не полностью передавали их в казну, а частично, нередко менее половины. Необходима была стройная, рациональная и обоснованная система налогообложения.
В конце XVII-начале XVIII вв. в Европе начался процесс демократизации общества. Решения по многим общегосударственным вопросам стали приниматься выборными органами власти. Теперь нужно было не просто объяснять, но и доказывать установление соответствующих налогов и их существование. Именно в этих исторических условиях начался активный процесс теоретического осмысления природы налогов, который материализовался в первые теории налогообложения. Основоположниками данных теорий явились А. Смит и Д. Рикардо, которые практически одинаково обосновали необходимость налогообложения как добровольного подаяния во благо развития нации. В основе их теории лежит определение налогов как цены за оказанные государством услуги населению. Эта идея стала исходным положением для появления и развития других теорий налогообложения.
В XVII-XVIII вв. Ш. Монтескье, Ф. Вольтером, В.Р. Мирабо и другими экономистами была разработана теория «общественного договора». Согласно данной теории налог представляет собой договорную плату граждан государству - за обеспечение их личной и имущественной безопасности. Мирабо в основу своей теории положил определение налога как предварительную плату за предоставление защиты общественного порядка. Суть теории общественного договора, по мнению Вольтера, состоит в том, что уплата части имущества в виде налога обеспечивает сохранение гражданину остального имущества.
Позднее (XVIII-XIX вв.) на базе аналогичных представлений о сущности налогов появилась «теория обмена», в соответствии с которой посредством налогов граждане покупают государственные услуги по военной и правовой защите. В начале XIX в. экономист Ж. Сисмонди разработал «теорию наслаждения». Согласно этой теории налог представляет собой аванс части состояния граждан для пользования услугами государства в перспективе.
По мнению Н.И. Тургенева - основоположника теоретических представлений сущности налогов в России, налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей. С.Ю. Витте, Ю.А. Гегемейстер, Е.Г. Осокин, В.А. Лебедев и другие российские экономисты рассматривали налоги преимущественно как средство обеспечения расходов государства.
Таким образом, несмотря на наличие в XVII-начале XIX вв. различных теоретических представлений о сущности и необходимости налогов, основной смысл практически всех их сводился к тому, что налоги платятся государству добровольно, на принципах эквивалентности как плата за оказываемые населению услуги.
Представление о налоге как о юридической обязанности граждан перед государством окончательно сформировалось только в XIX в. При этом теория налогообложения в этот период рассматривала налоги не только как источник пополнения государственной казны, но и анализировала их роль и место в экономике. Другое дело, что представители различных теоретических школ по-своему оценивали степень воздействия налогов на экономические процессы в обществе. Одни теоретики (представители так называемой маржиналистской школы) рассматривали налоги как средство уравнивания доходов. Они выступали за то, чтобы с ростом доходов должна расти и ставка налогообложения, и обосновывали необходимость установления необлагаемого налогами минимального уровня доходов. В конце XIX-начале XX вв. появились экономические теории, обосновывающие необходимость использования налогов для стимулирования экономической деятельности. А. Маршалл считал, что налоги являются регуляторами экономических процессов, а Дж. Кейнс определял их как встроенные стабилизаторы рыночной экономики. Последователи Кейнса развили его учение в направлении, получившем название «неокейнсианское». Они полагали, что налоги призваны обеспечивать устойчивый рост экономики, способствовать устранению диспропорций в ней. Противники этого учения выступали против использования налогов в качестве инструмента управления экономикой. Автор теории монетаризма Д. Фридмен рассматривал налоги только как регулятор денежного обращения, считая, что экономика может развиваться и регулироваться самостоятельно без активного вмешательства государства, государство должно снижать налоги и сокращать свои расходы. Снижение налоговой нагрузки с соответствующим увеличением средств у предпринимателей будет способствовать, по его мнению, повышению деловой активности, росту инвестиций и укреплению экономики. Наиболее полное представление об эволюции теории налогов и налогообложения даёт рис.