Рассел Ш., Кэри М._Постструктурализм и терапия+Кутузова Д.

Формат документа: docx
Размер документа: 0.03 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Постструктурализм и терапия – о чем это все?
Отрывок из книги Шоны Рассел и Мэгги Кэри «Нарративная терапия в вопросах и ответах»
Нарративная терапия находится под сильным влиянием постструктуралистских идей. И, тем не менее, многим из нас непросто бывает разобраться в том, что же такое постструктурализм. Хотя эта тема достаточно сложная, наша статья будет краткой. Мы решили сосредоточиться на нескольких областях и попробовали предложить некоторые ответы на часто задаваемые вопросы. Мы не говорим, что эти ответы – правильные или единственно возможные, мы просто надеемся, что они окажутся полезными. Мы и сами многому научились, собирая их в одной статье.
Для начала стоит сказать, что для того, чтобы объяснить значение постструктурализма, необходимо показать, чем же он отличается от структурализма. Мы проводим данную границу, поскольку для это нас единственный способ объяснить, в чем состоит различие. Также мы хотели бы отметить, что не имели намерений обидеть или проявить неуважение, к тем, кто предпочитает работать в структуралистских моделях. Все мы работаем по-разному, и создаем свои уникальные пути в терапии. Здесь мы всего лишь пытаемся объяснить, как мы понимаем постструктуралистские идеи и каково их влияние на нашу работу.
Что такое структурализм и как он повлиял на мир психотерапии?
Однажды наступил момент – иногда его называют научной революцией – когда различные люди в Европе стали верить, что Вселенная и все в ней может быть понято посредством изучения и открытия законов (структур), управляющих всеми физическими феноменами. Лежащее в основе этого предположение заключалось в том, что существуют некие фундаментальные, неизменные структуры, управляющие всем, от космоса в целом до поведения мельчайших частиц. Чтобы узнать больше об этих структурах, были разработаны определенные методы научного исследования. Также было принято положение о том, что объективное научное исследование может дать надежные, валидные и универсально приложимые результаты знания физического мира. Этот подход привел к очень существенному развитию в области физических наук, к изобретениям и технологиям, которые разошлись по всему миру и во многих смыслах преобразили его.
Неудивительно, что эти структуралистские идеи стали влиять и на социальные науки. Ученые из различных научных дисциплин (антропология, лингвистика, социология, психология, семейная терапия) стали искать базовые внутренние «структуры» в людях, семьях, обществах, культуре, языке и т.д.. Среди последствий внедрения структуралистской перспективы в социальные науки было представление о том, что людей можно изучать тем же способом, что и объекты. Это представление также повлекло за собой восприятие людей как неких отдельных единиц, не связанных с другими. Структурализм также подразумевал, что возможно изучать других людей с нейтральной позиции невмешательства. Именно это мировоззрение привело к огромному количеству открытий в физических науках. Структуралистские идеи стали очень популярны, особенно в том, что касается профессионального знания. Эти идеи захватили весь мир, и теперь в нем очень мало сфер, куда не пришли структуралистские идеи.
Эти представления, без сомнения, повлияли на мир психотерапии. В рамках психологии влияние структуралистских идей привело многих из нас к убеждению, что если мы хотим знать «истину» о человеке, нам нужно содрать верхние «слои» «я». Структурализм подразумевает, что где-то там, глубоко, мы можем найти «внутреннее я» и, соответственно, «истину» об идентичности человека. Эти идеи привели многих в мире психотерапии к убеждению, что «поведение» людей складывается под воздействием этих фундаментальных структур. Психотерапевты и другие помогающие специалисты начали разрабатывать самые разные методы интерпретации поведения людей, как если бы оно каким-то образом было связано с работой этого «внутреннего я», внутренней «психики», или внутренней «природы». Когда кто-то действовал желательным способом, подобное поведение рассматривалось как проявление хорошо функционирующего «внутреннего я». Когда кто-то вел себя менее желательным способом, это могло рассматриваться как проявление какого-то дефекта, расстройства или искажения внутренней природы бытия человека.
Влияние структурализма может и до сих пор быть прослежено в мире психотерапии. Структурализм побуждает терапевтов и других помогающих специалистов верить, что наша роль заключается в знании эмоциональных и психологических «истин» о тех, с кем мы работаем, что наша роль – уметь или иметь возможность интерпретировать и диагностировать существующее поведение, как если бы оно каким-то образом было связано с функционированием «внутреннего я», внутренней природы или психики человека, и что наша роль далее заключается в том, чтобы выработать то или иное лечение для человека, о котором идет речь.
Очевидно, что разные терапевты и психологи делают все это очень по-разному! Мы просто пытаемся объяснить наше понимание структурализма и перечислить некоторые общие тенденции в отношении того, как структурализм повлиял на мир психотерапии.
Что такое постструктурализм и какое отношение он имеет к миру терапии?
Постструктурализм – это способ мышления, подвергающий сомнению некоторые из предположений структурализма. Истоки постструктурализма могут прослеживаться в работах различных французских философов, например, Мишеля Фуко и Жака Деррида. Это философское течение уже некоторое время влияет на все области, которые были захвачены структуралистскими способами мышления.
Чтобы попытаться объяснить некоторые различия между структурализмом и постструктурализмом, мы составили таблицу. В левой колонке мы перечислили некоторые из основных предположений структурализма, в середине мы перечислили некоторые из предположений постструктурализма, а в правой колонке – некоторые из вызовов, которые, по нашему мнению, бросает терапевтам постструктурализм.
Мы бы хотели также сказать, что терапевты очень по-разному используют постструктуралистские идеи. В данной таблице мы просто хотели обозначить некоторые основные различия между структурализмом и постструктурализмом, и некоторые идеи, которые, как нам кажется, постструктурализм вводит в мир терапии.
Структурализм Постструктурализм Терапевту, работающему в постструктуралистской парадигме, важно
Цели Поиск и исследование глубинных структур или сущностных истин о людях Привлечение внимания к последствиям поиска глубинных структур или сущностных истин. Одно из последствий – довлеющие нормы и идеи общества о том, как должны выглядеть жизни людей, чтобы считаться здоровыми. Помогать людям (там, где это им важно) прекратить сравнивать свою жизнь с предписаниями социальных норм о том, какой должна быть жизнь. Подвергать сомнению принятые в качестве само собой разумеющихся идеи и положения.
Задачи Объективация глубинных структур или сущностных истин Формирование видения исходя из того, во что мы верим, и из нашей собственной истории и опыта Подвергать сомнению свои суждения, не интерпретировать, не быть экспертом в жизни людей
Что формирует жизнь «Я»? Глубинная структура, например, «внутреннее я» формирует нашу жизнь Язык и его использование: что и как люди говорят и делают, как они относятся друг к другу. Исследовать смыслы, которые приписываются жизненным событиям, и то, каким образом они организуются в истории о себе и других. Это «Я».
Что такое проблемы? Наши проблемы, связаны с неким «внутренним я». Наши идеи, проблемы и качества являются продуктами культурно-исторического контекста. Все они были созданы, сформированы с течением времени в конкретных контекстах. Отделять внешние идеи и проблемы от человека во время терапевтических бесед.
Взгляд на идентичность Наши идентичности фиксированы, согласованы и неотъемлемо присущи нам. Их можно обнаружить в нашем «внутреннем я». Наши идентичности постоянно создаются и пересоздаются из множества подчас противоречащих друг другу историй. Мы разные во взаимоотношениях с другими людьми, с общественными организациями и с институтами общества. Знать, что терапевтическая беседа в какой-то степени будет влиять на идентичности человека и самого терапевта. Привлекать позитивно поддерживающих свидетелей к работе. Способствовать насыщенному развитию предпочитаемых историй идентичности.
Только ли на терапию повлиял постструктурализм, или же это более широкий феномен?
Постструктурализм – широко распространенное течение! Начиная с 60-х годов двадцатого века постструктуралистские исследования экспоненциально развивались во многих областях, включая критическую философию, культур-антропологию, лингвистику, теорию литературы и социологию. Связанные с постструктурализмом исследования, преобразования и изменения происходят также в сфере искусства, образования, архитектуры, а также математики и физики.
Всегда ли бывает так трудно понять постструктурализм, и если да, то почему?
Постструктурализм трудно понять вовсе не всегда, но иногда это так. И причин этому много. Некоторые из постструктуралистских идей были сформулированы философами, и читать эти философские работы бывает иногда достаточно сложно. Чтобы понять все, что они пытаются донести до читателя, требуются определенные усилия. Некоторые из этих авторов изначально писали не по-английски (в основном по-французски), поэтому их работы требовали перевода, что не сделало чтение данных текстов более легким. Еще одна причина, почему постструктуралистские идеи иногда бывает трудно понять – мы к ним просто не привыкли. Структуралистские способы понимания и мышления были очень широко распространены в последние триста лет или около того, поэтому постструктурализм кажется чем-то незнакомым и иногда приводит в замешательство. Более того, многие из нас задумались о существовании структурализма только потому, что нас познакомили с постструктурализмом. Осознать эти способы понимания нашего социального мира и различия между ними может быть непросто. Так же, как с любым непривычным для нас феноменом, когда мы пытаемся понять постструктурализм, нам требуется натренировать свой ум, чтобы разобраться, с чем мы согласны, с чем не согласны, и прийти к собственному пониманию.
Что кажется вам наиболее полезным в применении постструктуралистских идей в терапии?
Вот несколько ответов разных терапевтов на вопрос, что же они находят полезного в постструктуралистских идеях.
•Понимание, что наши идентичности не фиксированы, что они всегда создаются, пересоздаются. Оно дает мне по-новому взглянуть на то, что происходит в кабинете терапевта. В результате я прихожу к мысли, что мы, терапевты, занимаемся помощью людям в создании и пересоздании их идентичности. Мне эта идея нравится.
•Идея о том, что идентичность создается во взаимоотношениях с другими людьми, а не присуща внутренне человеку, побуждает меня к созданию аудитории, которая засвидетельствовала бы изменения, совершаемые человеком в своей жизни. Приглашаю ли я при этом каких-то конкретных людей прямо в кабинет, или мы отправляем письма, чтобы они узнавали о совершающихся продвижениях, – я всегда очень серьезно думаю о том, кто был бы лучшим свидетелем для этого нового достижения.
•Признание того, что наши идентичности созданы в социальном взаимодействии, означает, что я теперь обращаю больше внимания на то, каким образом наши жизни оказываются под влиянием истории, культуры, гендера, сексуальности, класса и других, более широких отношений власти.
•Мне кажется, я всегда был терапевтом, который очень внимательно относится к тем, кто ко мне обращается, и я всегда старался узнать, какие изменения терапия внесла в их жизнь. Теперь я еще более настроен расспрашивать тех, с кем работаю, о том, что для них происходит. Я не могу сказать, что полностью понимаю постструктурализм, но мне нравится идея, что я не могу знать «истину» об идентичности других людей. Это очень мне созвучно, и всегда было созвучно, теперь я просто иначе понимаю, почему.
•Применяя постструктуралистские идеи, я начинаю осознавать, что мое мнение, мое понимание никогда не объективно, никогда не нейтрально, не свободно от ценностей. Это побуждает меня критически относиться к моим собственным взглядам и не навязывать свою точку зрения другим людям. Это заставляет меня как бы работать, стоя на цыпочках, и мне кажется, что это хорошо.
•Постструктуралистские идеи помогают мне внимательно относиться к моментам, местам, событиям, способам бытия, которые не соответствуют «нормам». Теперь я чаще готова их признавать. Конечно, я не говорю о вещах, которые могут причинить боль другим, просто о каких-то странностях в жизни. Я теперь готова замечать, как по-разному люди решают проживать свою жизнь, я готова исследовать историю и значение этого для людей; эти беседы очень интересны для меня.