Шуберт.

Формат документа: docx
Размер документа: 0.04 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Контрольная работа по теме «Шуберт».
Подкалюк Валерия 1 курс ПЦК «Эстрадное пение».
1. Франц Шуберт (1797-1828) – великий австрийский композитор, автор 9 симфоний, шестисот вокальных композиций и огромного количества музыки для фортепиано. Его творчество не утратило своей актуальности и сегодня.
Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в пригороде Вены. Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепьяно – старший брат.
В шестилетнем возрасте Франц Петер поступил в приходскую школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего мальчика” в столичную придворную капеллу.
До 1816 г. Шуберт бесплатно учился у А.Сальери. Он постигал основы композиции и контрапункта.
Композиторский талант проявился уже в подростковом возрасте. Изучая биографию Франца Шуберта, следует знать, что в период с 1810 по 1813 гг. он создал несколько песен, пьес для фортепьяно, симфонию и оперу.
В 1813 г. у него начал ломаться голос и он был отчислен из хора.
Путь в искусство начался со знакомства Шуберта с баритоном И.М. Фоглем. Он исполнил несколько песен начинающего композитора, и они быстро обрели популярность. Первый серьезный успех молодому композитору принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”. Январь 1818 г. был обозначен выходом в печать первой композиции музыканта.
Краткая биография композитора была богата событиями. Он познакомился и подружился с А.Хюттенбреннерем, И. Майрхофером, А. Мильдер-Гауптман. Являясь преданными поклонниками творчества музыканта, они часто помогали ему деньгами.
В июле 1818 г. Шуберт уехал в Желиз. Преподавательский опыт позволил ему устроиться учителем музыки к графу И. Эстерхази. Во второй половине ноября музыкант возвратился в Вену.
Особенности творчества
Знакомясь с краткой биографией Шуберта, следует знать, что в первую очередь он был известен как автор песен. Музыкальные сборники на стихи В.Мюллера имеют огромное значение в вокальной литературе.
Песни из последнего сборника композитора, “Лебединая песня”, приобрели известность во всем мире. Анализ творчества Шуберта показывает, что он был смелым и оригинальным музыкантом. Он не шел по дороге, проторенной Бетховеном, а выбрал свой путь. Особенно хорошо это заметно в квинтете для фортепьяно “Форельный”, а также в Си-минорной “Неоконченной симфонии”.
Шуберт оставил немало церковных сочинений. Из них наибольшую популярность обрела Месса №6 Ми-бемоль мажор.
1823 г.был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. В кратком содержании биографии музыканта говорится о том, что он претендовал на должность придворного фице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайглю.
Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепьяно и песни композитора.
Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года. За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важное – реализовать свой удивительный дар.
2. Романтизм – это художественное направление в культуре, характеризующееся изображением сильных страстей, идеального мира и борьбы личности с обществом.
Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной. Получают развитие песенные жанры, в том числе ,баллада.
3. В семье Шуберта (как и вообще в немецкой бюргерской среде) музыку любили, но допускали лишь как увлечение; профессия музыканта считалась недостаточно почетной. Начинающему композитору предстояло пойти по стопам отца. В течение нескольких лет (1814-18) школьная работа отвлекала Шуберта от творчества, и все же он сочиняет чрезвычайно много. Если в инструментальной музыке еще видна зависимость от стиля венских классиков (главным образом В. А. Моцарта), то в жанре песни композитор уже в 17 лет создает произведения, полностью выявившие его индивидуальность. Гений Шуберта вырос на почве давних музыкальных традиций Вены. Классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен)
4. Вокальные сочинения Шуберта:
Op. 6
№ 2 D 542 , Дуэт "Антигона унд Oedip" [ 'Ihr Хох Himmlischen'] в течение двух голосов и фортепиано (1817) 
Op. 11
No. 1 D 598 , квартет "Das Dörfchen" [ 'Ich rühme мир майн Dörfchen Hier'] для двух теноров, двух контрабасов и фортепиано (1817, вторая версия [ранее D 641]) 
No. 2 D 724 , квартет "Die Нахтигаль" [ 'Bescheiden verborgen им buschigten Gang'] для двух теноров, двух контрабасов и фортепиано (1821 или ранее) 
Op. POSTH. 104
D 930 , Трио "Der Hochzeitsbraten" [ 'Ach Liebes Herz, дого Теобальд, деваха реж нур diesmal raten'] для сопрано, тенора, баса и фортепиано (1827)
Op. POSTH. 111
№ 1 Д 189 , Кантата «Об умирает Фройд» [ «Фройд, schöner Götterfunken»] для передачи голоса, унисон хора и фортепиано (1815) 
Op. POSTH. 112
No. 1 D 985 , квартет "Gott им Ungewitter" [ "Du Schrecklicher, Wer канн VOR реж унд deinem Доннер Stehn?] Для сопрано, альта, тенора, баса и фортепиано (1815?) 
5. Прекрасная мельничиха» (1823), —состоящий из двадцати песен, называют музыкальным «романом в письмах». Каждая песня выражает отдельный лирический момент, вместе же они образуют единую сюжетно-повествовательную линию с определёнными этапами развития и кульминацией.
В цикле представлена сюжетно-повествовательная линия с
определенными этапами развития:
– начало путешествия юноши (песни 1 – 4);
– праздничный вечер, встреча с прекрасной девушкой (песни 5, 6);
– зарождение чувства влюбленности (песни 7 – 10),
– драматическая кульминация, совпадающая с «точкой золотого
сечения» цикла (песня 11 – «Моя»),
– «перелом», связанным с появлением нового персонажа (песня 14 –
«Охотник»),
– смятение, страдание, душевные терзания (песни 15 – 17),
– переход к тихой грусти, печальной умиротворенности и
драматическое заключение (песни 18 – 20).
Заслуживает внимание тональный план цикла, который так же отражает основные сюжетные «повороты» повествования. «Рамочные» песни разделены самым дальним расстоянием по квинтовому кругу, а именно, тритоном: от Си бемоль мажора («Странствование») до Ми мажора («Колыбельная песня ручья») ― в который юноша-мельник находит смерть.
Сквозной образ цикла – ручей (изобразительный фон) – тематическая
арка. От № 1 («В путь») юноша отправляется в путь вслед за ручьем. К № 20
(«Колыбельная ручья») юноша, пройдя путь, находит покой на дне ручья.
Тема любви переплетается с романтикой странствований, воспетой многими поэтами шубертовского поколения (наиболее ярко — в стихах Эйхендорфа). Большое место в цикле занимают романтизированные картины природы, окрашенные душевными переживаниями рассказчика.
6. В цикле Шуберта«Прекрасная мельничиха» ручей это не деталь пейзажа. "Ручей"-это чувства, появляющиеся как буря,печаль,к примеру: Полон отчаяния №15, «Ревность и гордость»; буря чувств, душевное смятение героя находят отражение в столь же бурном журчании ручья. Образ ручья вновь возникает в №19, «Мельник и ручей». Это сцена-диалог, где печальной минорной мелодии героя противостоит ее мажорный вариант — утешения ручья; в конце, в противоборстве мажора и минора, утверждается мажор, предвосхищающий окончательный вывод цикла — №20, «Колыбельная ручья». Она образует арку с №1: если там герой, полный радостных надежд, отправлялся в путь вслед за ручьем, то теперь, пройдя скорбный путь, он находит покой на дне ручья. Бесконечно повторяющаяся краткая попевка создает настроение отрешенности, растворения в природе, вечного забвения всех горестей.
7. «Зимний путь» — один из самых крупных циклов, он состоит из 24 песен. И построение, и эмоциональный склад его резко отличны от «Прекрасной мельничихи». Какое-либо развитие сюжета отсутствует, странствия героя не имеют ни начала, ни конца. Мрачные настроения утверждаются уже в №1 и господствуют до последнего. Лишь изредка их озаряют светлые воспоминания, ложные надежды, и по контрасту жизнь становится еще мрачнее. Мрачна и окружающая героя природа: снег, покрывший всю землю, замерзший ручей, блуждающий огонек, заманивающий в глухие скалы, ворон, ожидающий смерти странника. В спящей деревне героя встречает лишь лай цепных псов, путевой столб указывает туда, откуда нет возврата: дорога приводит на кладбище. Простота мелодии и формы сближает песни цикла с народными. В известной мере «Зимний путь» соприкасается с «Прекрасной мельничихой» и служит как бы ее продолжением. Но различия в драматургии циклов весьма существенны. В «Зимнем пути» нет развития сюжета, и песни объединяются самой трагической темой цикла, настроениями, ею определяемыми.
8. «Серенада» на стихи Рельштаба — самое популярное сочинение Шуберта, своего рода эмблема его творчества. Мелодичная,певучая, гитарное сопровождение, простая форма с обилием повторов имеют бытовые истоки, но отмечены тонкой одухотворенностью. Наиболее драматичная из песен на стихи. «Лебединая песня» — в соответствии с легендой, гласящей, что лебедь поет свою песню перед смертью. «Серенада» на стихи Рельштаба — самое популярное сочинение Шуберта, своего рода эмблема его творчества. Красивая, певучая, сразу запоминающаяся мелодия, гитарное сопровождение, простая форма с обилием повторов имеют бытовые истоки, но отмечены тонкой одухотворенностью.
9. Всего симфоний у Шуберта было 9. Симфония 1 D-dur (1813)
Симфония № 2 B-dur (1814–15)
Симфония № 3 D-dur (1815)
Симфония № 4 c-moll ("Трагическая", 1816)
Симфония № 5 B-dur (1816)
Симфония № 6 C-dur ("Малая", 1817–18)
Симфония № 8 h-moll ("Неоконченная", 1822)
Симфония № 9 C-dur ("Большая", 1825?) Симфония№8 Шуберта создавалась изначально как переложение для двух фортепиано, и в фортепианной редакции сохранились наброски трех частей симфонии, но в партитуре композитор записал только две и не возвращался более к ней. Именно по этой причине она и получила название Неоконченной.
10.
1 часть
Начинается сосредоточенной темой басов, создающей образ тягостного размышления, печальной непреложности. Это своеобразный эпиграф. В развитии частей он играет важную роль. Затем на фоне трепетного, словно чем-то скованного движения скрипок, гобой и кларнет распевают задумчиво печальную мелодию. На смену ей идёт другая — вальсовая, юношески порывистая, светлая и ласковая. Обе темы песенны. Но уже в первой возникают тревожные акценты, а развитие второй прерывают резкие вторжения трагических аккордов, предвестников драмы. В разработке бурное волнение усиливает, обостряет контрасты, наконец получает выход в беспокойном «беге» скрипичных пассажей, в грозном, как веление судьбы, звучании темы — эпиграфа. Возвращающаяся в репризе тема не приносит успокоения, и потому, в конце вновь, подобно неразрешенному вопросу, появляется тема-эпиграф.
2 часть
Музыка погружает в атмосферу глубокого поэтичного лирического высказывания. Певучие темы сменяют друг друга, варьируя оттенки мечтательного состояния — то светлого, то чуть грустного. Лишь изредка оно нарушается кратковременными, но напряженными взлетами — отголосками недавней драмы.
11. квинтет «Форель» ор. 114 для фортепиано и четырех струнных инструментов (1819) и октет для двух скрипок, контрабаса, кларнета, валторны и фагота (1824).
Оба произведения, задуманные как «легкая» музыка для домашних концертов, представляют собой романтизацию инструментального дивертисмента XVIII века. В них ощущается непосредственная близость с песнями и танцами венской улицы. Внешне октет написан по образцу бетховенского септета. Благодаря общности замысла этих двух произведений, структуры и инструментального звучания, особенно ярко проступает различие между классицистским стилем Бетховена и вольным языком поющей и вальсирующей Вены у Шуберта.
Квинтет, одно из самых вдохновенных созданий композитора, насыщен духом национально-австрийской музыки. Шубертовская песня «Форель» легла в основу четвертой части как тема для виртуозных вариаций. В финале явственно слышатся ритмы и мелодические обороты славянских народных танцев. В музыке Западной Европы эти «сюиты» оказались последними образцами такой «легкой» инструментальной музыки, которая по своей поэтичности, вкусу и мастерству не уступает серьезному инструментальному искусству «возвышенного» плана.
12. В своём время Шуберт жил музыкой,с которой он не мог расстаться.Так как его жизнь была тяжела и так коротка.
Длинноты я понимаю как «затянутость». И они присутствуют в произведениях Шуберта. Он оставил нам эти великолепные звуки,чтоб мы прочувствовали и прожили эти моменты