Шуберт

Формат документа: docx
Размер документа: 3.24 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Франц Пе́тер Шуберт (1797—1828), австрийский композитор.
«То, что сделал Бетховен в области симфонии,…то Шуберт сделал в песне-романсе – лирике простых природных промыслов и глубокой человечности» Б. Асафьев
Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано и привили ему любовь к музыке.
Благодаря красивому голосу в 11 лет (с 1808 по 1812 г.) он был певчим Венской придворной капеллы, одновременно обучаясь в конвикте (хоровое училище-интернат). Здесь наставником Шуберта по композиции был до 1816 г. Антонио Сальери.
С 1814 г. Шуберт учительствовал в школе отца, правда, не чувствуя особой склонности к этому и начал писать музыку.
В годы работы в школе, с 1814 по 1817 год, им создано множество произведений. Шуберт понял, что нашёл жанр, который сделает его ни на кого не похожим. Им оказалась песня, где волшебно сливались музыка и поэзия - две стихии, к которым композитор питал одинаковые симпатии. В 1818 г. он оставил преподавание и всецело занялся творчеством. Уже за время своей недолгой работы в школе Шуберт создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1816 г.; на стихи И. В. Гёте).
В течение нескольких лет Франц жил у своих друзей, обожал шумные вечеринки, был заводилой и душой компании.
Маленького роста, плотный, очень близорукий – он обладал каким-то обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза. А нежный цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность.
Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание. Сам же он отличался жизненной непрактичностью.
Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823 г.; на стихи В. Мюллера) -— простая и трогательная история любви скромного подмастерья и дочери хозяина мельницы. Это один из первых вокальных циклов в истории музыки.
В 1820 г. состоялось первое публичное исполнение произведений Франца Шуберта, принесшее ему первый успех. Примерно в это же время зародились и весёлые музыкальные сборища, затевавшиеся то в доме кого-то из приятелей композитора, то в небольшом кафе. Они получили название «шубертиад».
«Серенада» Шуберта из сборника «Лебединая песня», а также песни «Приют», «У моря» обрели мировую известность. Некоторые произведения, например, неоконченная симфония Шуберта (си минор), большая симфония и прочие, являются продолжением музыки Бетховена.
Материальные невзгоды помешали Шуберту жениться.
Любовь к Каролине Эстергази, его ученице, завершилась увольнением. Свои чувства, покидая замок, он выразил гимном Великой Матери Мира, известном под названием «Ave Maria» («Третья песня Эллен»). Так из несчастной любви родилось произведение, которому суждено жить века, неся утешение и радость людям.
В 1823 г. Шуберт стал почётным членом Штирийского и Линцкого музыкальных союзов. В 1827 г. им был написан ещё один вокальный цикл на стихи Мюллера — «Зимний путь». Уже посмертно, в 1829 г., вышел последний вокальный сборник композитора — «Лебединая песня».
Известность Шуберта росла, песни вошли в моду. Не смотря на это, почти всю жизнь Франц Шуберт испытывал недостаток средств.
В 1828 г. были опубликованы его важнейшие сочинения, состоялся сольный концерт. На вырученные деньги Шуберт купил фортепиано - он давно мечтал обладать этим «королевским инструментом».
Но долго наслаждаться приобретением не довелось – донимали недовольные соседи (Шуберт музицировал после 23:00), а затем заболел брюшным тифоми 19 ноября 1828 года умер в Вене.., не дожив до 32 лет.
Похоронен на кладбище Веринг, рядом с Бетховеном, на похоронах которого в минувшем году нес погребальный факел. На его надгробии высекли эпитафию

«Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды».
Мы с вами уже знакомились с творчеством этого композитора – баллада «Лесной царь»
«ЛЕСНОЙ ЦАРЬ» перевод В.ЖуковскогоКто скачет, кто мчится под хладною мглой?Ездок запоздалый, с ним сын молодой.К отцу, весь издрогнув, малютка приник;Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» —«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:Он в темной короне, с густой бородой».—«О нет, то белеет туман над водой».
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;Веселого много в моей стороне:Цветы бирюзовы, жемчужны струи;Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит:Он золото, перлы и радость сулит».—«О нет, мой младенец, ослышался ты:То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моейУзнаешь прекрасных моих дочерей:При месяце будут играть и летать,Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей:Мне, вижу, кивают из темных ветвей».—«О нет, все спокойно в ночной глубине:То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой:Неволей иль волей, а будешь ты мой».—«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит;Младенец тоскует, младенец кричит;Ездок погоняет, ездок доскакал...В руках его мертвый младенец лежал.
За год до смерти Л. Бетховена поэт Людвиг Рельштаб обратился к композитору с просьбой написать музыку к своему стихотворению «Серенада», но тяжёлая болезнь не позволила Бетховену воплотить мечты поэта. Музыку к серенаде написал Ф. Шуберт.
СЕРЕНАДА (франц. serenade, итал. serenatа, «вечерняя музыка» или «вечернее развлечение»)
Кроме вокальных сочинений Шуберт много писал для фортепиано: 23 сонаты (из них 6 незавершённых), фантазия «Скиталец» (1822 г.), «Экспромты», «Музыкальные моменты» и др. В период с 1814 по 1828 г. написаны 7 месс и «Немецкий реквием» (1818 г.) — основные сочинения Шуберта для солистов, хора и оркестра.
Для камерного ансамбля композитор создал 16 струнных квартетов, 2 струнных и 2 фортепианных трио и др. Он писал также оперы («Альфонсо и Эстрелла», 1822 г.; «Фьера-брас», 1823 г.) и три незавершённые..“Третья песня Эллен”, более известном широкому слушателю, как “Аве Мария” (1827г)
Задание:
Записать тему и законспектировать текст (все, что подчеркнуто выписать).