1_Ф.Шуберт. Творческий облик - копия

Формат документа: docx
Размер документа: 0.02 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Франц Шуберт. Творческий облик (1797 – 1828)
ДЕТСТВО И ГОДЫ УЧЕНИЯ
Франц Шуберт родился в 1797 г. в предместье Вены – Лихтенталь. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря.
В семье очень любили устраивать музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, а братья Франца – на различных инструментах.
Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Вскоре мальчик смог принимать участие в домашнем исполнении струнных квартетов, играя партию альта.
Маленький Франц обладал прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре, где исполнял, подобно Гайдну, трудные сольные партии. Отец был доволен успехами сына.
Когда Францу исполнилось 11 лет, его поместили в конвикт – школу, где готовили церковных певчих.
Обстановка учебного заведения благоприятствовала развитию музыкальных способностей мальчика. В школе был ученический оркестр, где он играл в группе первых скрипок. А иногда исполнял обязанности дирижера.
Репертуар оркестра был разнообразен. Шуберт познакомился с симфоническими произведениями различных жанров (симфониями, увертюрами), квартетами, вокальными сочинениями. Он признавался своим друзьям, что симфония Моцарта соль минор потрясла его. Высоким образцом для него стала музыка Бетховена.
Уже в те годы Шуберт начал сочинять. Его первые произведения – фантазия для фортепиано, ряд песен.
Юный композитор пишет много, с большим увлечением. Часто в ущерб другим школьным занятиям. Выдающиеся способности мальчика обратили на него внимание знаменитого придворного композитора Сальери, с которым Шуберт занимался на протяжении года.
С течением времени бурное развитие музыкального таланта Франца стало вызывать у отца тревогу. Хорошо зная, как труден был путь музыкантов, даже таких всемирно известных, как Гайдн, Моцарт, Бетховен, отец хотел уберечь своего сына от подобной участи.
В наказание за чрезмерное увлечение музыкой он даже запретил ему в праздничные дни бывать дома. Но никакие запреты не могли задержать развитие природного дарования мальчика.
ГОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАСЦВЕТА
Не закончив курс обучения, Шуберт ушел из конвикта. Три года он служил помощником учителя, обучая детей грамоте и другим начальным предметам.
Но влечение его к музыке, желание сочинять становится все сильнее. Появляются такие замечательные песни, как «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» на слова Гёте, сонаты, симфонии.
Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпела неудачу. Молодой композитор окончательно решил посвятить себя музыке и оставил преподавание в школе. Его не страшила даже ссора с отцом.
Вся дальнейшая недолгая жизнь Шуберта представляет собой творческий подвиг.
Испытывая тяжелую материальную нужду и лишения, он неустанно творил, создавая одно произведение за другим.
В течение нескольких лет (с 1817 по 1822 год) Шуберт жил поочередно то у одного, то у другого из своих товарищей. Некоторые из них были друзьями композитора еще по конвикту.
Позже к ним присоединились разносторонне одаренный в области искусства Шобер, художник Швинд, поэт Майрхофер, певец Фогль и другие. Образовался тесный кружок молодых людей, душой которого был Шуберт.
Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Его лучистые глаза отражали доброту, застенчивость и мягкость характера.
Во время встреч друзья знакомились с художественной литературой, поэзией прошлого и настоящего. Обсуждали различные вопросы, критиковали общественные порядки. Но иногда встречи посвящались только музыке Шуберта (они получили название «шубертиад»).
В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, тут же сочинял свои экосезы, вальсы, лендлеры и др. танцы. Многие из них так и остались незаписанными.
Не меньшее восхищение вызывали песни Шуберта, которые он часто исполнял сам.
Неустроенность быта, веселые развлечения – ничто никогда не могло отвлечь Шуберта от творчества – бурного, непрерывного, вдохновенного. Он работал систематически, изо дня в день. Закончив одну пьесу, он тут же приступал к другой.
Шуберт сочинял музыку с необычайной быстротой. В отдельные дни им создавалось до десятка различных песен! Музыкальные мысли рождались непрерывно. Композитор едва успевал заносить их на бумагу. Если не было ее под рукой, то писал на обороте меню, на обрывках, клочках.
Нуждаясь в деньгах, он особенно страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали ею композитора. Музыкальные мысли посещали его и во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать их. Поэтому не расставался с очками даже ночью.
В этот период, кроме песен, Шуберт написал два своих замечательных произведения – «Неоконченную симфонию» и цикл песен «Прекрасная мельничиха».
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
Круг произведений последнего десятилетия жизни Шуберта очень широк и разнообразен. Он пишет:
Симфонии сонаты для фортепиано квартеты
Квинтеты трио мессы оперу массу песен и много другой музыки. Но при жизни композитора его произведения исполнялись редко. Большая часть их так и осталась в рукописи.
Не располагая ни средствами, ни помощью влиятельных покровителей, Шуберт почти не имел возможности издавать сочинения. Жанр песни, главный в творчестве Шуберта, считался тогда более пригодным для домашнего музицирования, чем для открытых концертов. Песни не причислялись к значительным музыкальным жанрам.
В то время блестящая и развлекательная музыка Иоганна Штрауса и известного композитора Ланнера вмела огромный успех. Но ни одна опера Шуберта не была поставлена, ни одна симфония не была исполнена оркестром.
Мало того: ноты его лучших седьмой и восьмой симфоний были найдены лишь много лет спустя после смерти композитора.
Робость, неумение устраивать свои дела, нежелание просить, унижаться перед влиятельными лицами были также немаловажной причиной постоянных материальных затруднений Шуберта.
Но, несмотря на постоянное безденежье, композитор не желал пойти ни в услужение к князю Эстергази, ни в придворные органисты, куда его приглашали. Временами Шуберт не имел даже фортепиано и сочинял без инструмента.
Материальные невзгоды помешали ему жениться на любимой девушке. Он был беден, голоден, несчастен, но независим. А главное, ничто не мешало ему сочинять музыку.
И все же венцы узнали и полюбили музыку Шуберта. Она сама проложила путь к их сердцам. Подобно старинным песням, передаваясь от певца к певцу, его произведения постепенно приобрели глубоких почитателей. Это были простые люди Вены и ее предместий.
Большую роль сыграл здесь выдающийся певец того времени Иоганн Михаэль Фогль – артистически исполнявший песни Шуберта под аккомпанемент автора.
Вместе с Шубертом Фогль три раза совершал концертные поездки по городам Австрии.
Необеспеченность, непрерывные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье композитора. Организм его был истощен. Примирение его с отцом в последние годы жизни, более спокойная домашняя жизнь уже не могли ничего изменить.
Прекратить сочинять музыку Шуберт не мог – в этом были цель и смысл его жизни. Но творчество требовало огромной затраты сил, энергии, которых становилось меньше с каждым днем. Настроение часто было упадническое, печальное. Это настроение отразилось и на характере музыки последнего периода.
Если раньше Шуберт создавал в основном светлые, радостные произведения, то за год до смерти он пишет песни, объединяя их общим названием «Зимний путь».
В 1928 г. стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт его произведений. Он имел огромный успех и принес композитору большую радость. Его планы на будущее стали более радужными. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он продолжает сочинять. Однако, Шуберт заболел тифом и умер. Ослабевший организм не выдержал нагрузки. Осенью 1828 г. скончался.