От Шуберта до Айвза

Формат документа: docx
Размер документа: 0.02 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


От Шуберта до Айвза29 ноября в зале Карельской государственной филармонии состоялся второй концерт Абонемента №1 «Вечера с Большим симфоническим оркестром», героями которого стали солист, лауреат международных конкурсов Лукас Генюшас (фортепиано) и Симфонический оркестр филармонии (дирижёр – Алексей Ньяга).
Первое отделение концерта было полностью посвящено фортепианной музыке. Его открыла фортепианная сюита «Вальсы» С. Прокофьева–Ф. Шуберта. Здесь слушателей ожидало двойное удовольствие: с одной стороны, это романтическая лёгкость и утончённость музыки немецкого композитора, а с другой – искромётный юмор и изобретательность самого Прокофьева.
Далее прозвучала его же Третья соната для фортепиано (op.28), которая является одночастной – что придаёт ей черты своего рода концертной пьесы, виртуозной и блестящей. И хотя изначально в программе абонемента в качестве солиста фигурировало имя другого выдающегося пианиста – Дмитрия Шишкина, слушатели нисколько не были разочарованы и получили массу удовольствия: виртуозная техника, глубокое извлечение звука и музыкальная чуткость Лукаса Генюшаса сделали его исполнение поистине ярким и волнующим.
Кульминацией первого отделения стал Концерт №1 для фортепиано с оркестром Мориса Равеля. Это произведение французский композитор создал сразу после возвращения из своей поездки в США, что нашло яркое отражение в музыке: первая и третья части пронизаны характерными интонациями и тембрами (которые сразу напоминают нам о Гершвине и его «Рапсодии в стиле блюз), синкопированными ритмами. Следует отметить, насколько профессионально со всеми поставленными задачами справились солист и оркестр, сумев объединить все внешне разрозненные элементы в единое целое. Вторая часть Концерта прозвучала удивительно тонко и лирично.
Программа второго отделения обладала уже серьёзным, философским характером: в нём прозвучали Симфония №3 Артюра Онеггера и «Вопрос, оставшийся без ответа» (для трубы, четырёх флейт и струнных) Чарльза Айвза. И для слушателей оба эти произведения потребовали большого эмоционального напряжения и отклика.
Как известно, Третья симфония А. Онеггера носит авторское название «Литургическая». Она была создана сразу после окончания войны, и несёт в себе отголоски страшных потрясений этой трагедии. Традиционно для французской симфонии этот цикл состоит из трёх частей: «Dies irae» («День гнева), «De profundis clamavi» («Из глубины взываю…»), «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир!»). Эти подзаголовки довольно ясно обозначают программу произведения: буря ужасных событий, полное боли размышление-молитва и образ страстно ожидаемого мира.
После столь мощного по своему замыслу и исполнению произведения, совершенно по-особенному прозвучала пьеса американца Ч. Айвза «Вопрос, оставшийся без ответа».
Музыка этого сочинения состоит из трёх пластов: соло трубы, квартет флейт и группа струнных. Согласно авторскому пояснению в партитуре, каждый из них несёт свою драматургическую функцию. Струнные (играющие в фактуре хорала, без пауз) изображают «молчание друидов, которые ничего не знают, ничего не видят и не слышат». Труба «интонирует ‘Вечный вопрос существования’, произнося его всегда одинаково» (эта тема проводится семь раз), а флейты символизируют поиски «невидимого ответа» на него.
Интересно, что хронологически «Вопрос, оставшийся без ответа» является одним из ранних произведений Айвза, однако впервые пьеса была исполнена лишь в 1946 году, спустя почти сорок лет после ее создания.
Способны ли мы осознать всё произошедшее, и никогда больше этого не повторять? Был ли смысл в войне и чем возможно измерить потери и победы? Удивительное, спокойное и отстранённое звучание струнной группы словно приобрели образ ушедшего прошлого – людей, навсегда оставивших этот мир и молча наблюдающих за теми, кто живёт здесь и сейчас. В эти последние пять минут концерта каждый прочувствовал одинокий, вопрошающий голос трубы как свой собственный, ищущий и ожидающий ответа.
Андрей Меркульев
студент Петрозаводской государственной
консерватории им. А.К. Глазунова