3 билет. Вокальные циклы Шуберта

Формат документа: docx
Размер документа: 0.02 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


3 билет. Вокальные циклы Шуберта.
«Прекрасная Мельничиха» (1823г.)
История создания
1) В этом цикле Шуберт создает типичную романтическую концепцию мира и человека. Герой цикла – странник, скиталец. Он ищет счастье, которое видит в любви, но так и не находит ее, т.к. мечта недосягаема. Герой умирает. Для Шуберта смерть – это светлый сон, поэтому последняя песня «Колыбельная ручья».
2) Написан цикл на стихи Мюллера. Стихи Мюллера — незатейливая повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья.
3) «Прекрасная мельничиха» обрамлена двумя песнями — «В путь» и «Колыбельная ручья», которые являются своеобразным вступлением и заключением. Цикл как бы распадается на две фазы: первая из десяти песен (до «Паузы», № 12) — это дни светлых надежд; во второй — уже иные мотивы: сомнение, ревность, печаль. Последовательная смена настроений, определяемая движением от радости к горю.
4) Есть побочная, но очень важная линия, рисующая жизнь другого «персонажа» — ручейка. Его журчание отражает психологическое состояние героя.
Анализ песен
1. «В путь» B-dur. Пролог. Идёт от третьего лица. Герой-юноша. Полон надежд и бодрого духа. Песня близка немецкой народной. Мелодия мажорная по звукам трезвучия. (T, D, T). Ритмически определенная. Басы и фигурация-типа ручей. Штрих, приносящий элемент изящества-эффект эха. Форма куплетная.
2. «Куда?» G-dur. Близка первой: тот же герой, идущий вдоль ручья. Звучат трезвучные обороты. Преобладает мажор. В названии типичный романтический вопрос. Он заставляет кое-что изменить. Шуберт остроумно выстраивает тональный план. G-dur. Каждое четверостишие поворачивает в новую тональность-> невозможно сделать куплетную форму. Здесь она строфическая: ощущаем квадратные периоды, но по музыке они различны.
3. «Стой» C-dur. Завязка. Герой обрел цель. Энергичный дух.
4. «Благодарность ручью» G-dur. Темп замедляется, герой остановился. Спокойное ласковое звучание. Первые колебания в душе героя. Тональное мерцание (соль мажор – соль минор)
5. «Праздничный вечер» a-moll. Сценка. С этой песни гачинается раскрытие граней чувств любви.
6. «Любопытство» H-dur. Практически состоит из одних вопросов. Герой подзеркаливает сам себя. Сам хочет понять любит, не любит. Шуберт отступает от песни народного типа и создает романс. Песня из двух разделов: 1) бесконечные тихие вопросы-> звучание чуткое, осторожное. 2) вопросы, задаваемые на фоне жужжания ручья. Томительная, журчащая атмосфера. Появляется декламация, практически речитатив. И в этот момент меняется тональность. G-dur. Возникает яркое сопоставление терций. Заметный музыкальный штрих.
7. «Нетерпение» 8. «Утренний привет» 9. «Цветы мельника» 10. «Дождь слёз»
11. «Моя» D-dur. Радостное состояние. Мельничиха сказала, что любит его. Горделивый характер. Близок маршу. Форма не куплетная, а трехчастная. В середине B-dur. Опять яркое терцовое сопоставление мажорных тональностей. Мелодия отличается. Здесь появляются достаточно виртуозные распевы, приближающие эту песню к оперному ариозо.
12. «Пауза» B-dur. Исчезает образ ручья. Не нужен герою собеседник. Он счастлив. Теперь он поэт. Сидит и наслаждается на лютне. Состояние души спокойное, умиротворенное. Это передает импровизация лютни. Свободная форма. Мелодия и текст кажутся не самостоятельными. Перелом наступает в «Охотнике».
13. «С зелёной лентой лютни»
14. «Охотник» c-moll. Появляются иные средства муз. языка. Мелодия отрывистая. Звучит в быстром темпе и без единой паузы. Тревога отражается в мелодии, в аккомпанементе. Ф-но исполняет ту же мелодию, что голос, каноном. Необычное явление для романса. Здесь канон воспринимается, как нечто чужеродное. Фанфарная интонация. Два больших куплета.
15. «Ревность и гордость»
16. «Любимый цвет» h-moll. Образ, характерный для романтиков. Человек глубоко страдает. Взволнован, но свою тревогу он показать не хочет. Старается сдержать это состояние. Какие-то элементы музыкального языка драматические, а другие это сдерживают. Напряженность, очень выразительная мелодия с уменьшенными интервалами, интонации вздоха. Этому вторит басовый подголосок. И по вертикали образуются диссонирующие аккорды. Сдерживающие факторы: медленный темп, ритмическое остинато на доминанте (фа#) воспринимается, как трагическая кульминация.
17. «Злой цвет» 18. «Засохшие цветы»
19. «Мельник и ручей» Развязка. Необычное строение: трехчастна. В виде диалога. 1 и 3-голоса мельника, 2-голос ручья. 1,3-g-moll. Мелодия lamento (жалобы, плачь). Гармонический минор. Сумрачная гармония низкой второй ступени. 2-шестая минорная. Ручей пытается утешить героя, но мельника уже не утешить. И возвращается g-moll в третьем разделе.
20. «Колыбельная ручья» E-dur. Эпилог. Однообразна. В этом её выразительность. Жанр колыбельной. Ласковые интонации: «спи, усни, спи, усни…». Настораживает постоянный остинатный ритм. 6-7 куплетов, и всё одно и то же. Последний куплет «Высока, недоступна небесная даль…»
«Зимний путь». (1827)
История создания. Второй вокальный цикл. Также написан на стихи Мюллера. Между двумя циклами всего 4 года. Видна эволюция Шуберта, как романтического художника. Мировоззрение меняется, словно жизнь. Герой автобиографичен.
Сравнение содержания и образов с Прекрасной Мельничихой.
ЗИМНИЙ ПУТЬ. Герой: Взрослый, мудрый. Испытал жизненный опыт. Уже разочарован в жизни. Пережил печаль любви. Ищет забвения, а не счастья. Образы природы: Зима; скованная холодом; застылое (как и ручей, он спрятан подо льдом и ответить не может; другие звукоизобразительные приёмы: карканье ворона; крик петуха; свист, вой ветра; скрип старого флюгера; мертвая музыка (шарманщик); рожок. Драматургия: Конфликт: столкновение прошлого (страдания) с настоящим (серая, тяжкая реальность); почти нет сюжета; лирический дневник-> включает более узкую гамму чувств: от светлой печали, до безнадежной скорби; нет светлых, бурных чувств; НО эти чувства раскрываются подробнее, при этом герой сам более сдержан. Роль фортепиано: Медленный, мерный, тяжелый, так как путь идёт в никуда. Лейт-ритм шага. Конец: Присоединяется к шарманщику-странству; воспринимается трагичнее; его жизнь без надежды, цели, идеала; аллегория: современный художественный романтик на таком же положении в обществе, как и шарманщик. Поэтические метафоры: Жизнь человека. Преодоление трудностей, разочарований. Тема одиночества, скитальчества. ПРЕКРАСНАЯ МЕЛЬНИЧИХА. Герой: Наивный юноша, полон чувств и надежд. Образы природы: Лето; живая природа; звуки леса, ручья, дождя. Драматургия: Сюжетная новелла, насыщенная контрастными образами; конфликт, происходящий в реальном времени. Роль фортепиано: Постоянное журчание. За счет образа ручья. Конец: Импульсивный мельник бросается в ручей.
1) В цикле 24 песни. Внутренне он делится на разделы: два больших и группы песен. «Почта» - рубежная песня. До нее есть светлые воспоминания, а после появляется полная безнадежность. Есть пролог и эпилог. Это своеобразное обобщение (исходная точка и вывод).
2) Народно-песенных мотивов гораздо меньше. В мелодии преобладает декламационное начало.
3) Раскрываются глубокие лирико-психологические образы. Музыкальный язык более приспособлен к передаче сложных лирико-психологический переживаний.
4) Усложнен тонально-гармонический язык, диссонансы, сложные соотношения мажора и минора.
5) Преобладают куплетно-вариационные формы.
Анализ песен
1. «Спокойной спи». Движение на ритме шага. Синкопированные акценты. Подчеркнуты ум7 и sF. Мелодическая декламация с нисходящими секундами. Куплетно-вариационная форма. Большинство в d-moll, последний куплет начинается с мажорного запева. Возвращаясь в ре минор еще более трагедизирует.
2. «Флюгер» 3. «Застывшие слезы» 4. «Оцепенение»
1. «Липа». E-dur. Куплетно-вариационная форма. Сопоставляются светлые воспоминания и тяжелая действительность.
* Вступление – воспоминание о летнем пейзаже.
* 1й куплет – воспоминание о светлом, близость народным мелодиям.
* 2й куплет – e-moll, ритм шага.
* 3й куплет – кульминация, теряется квадратность структуры. Появляются отдельные возгласы. Светлый мир разрушается. В фортепианной партии буря
* 4й куплет – возращение к E-dur. Печальные ощущения потерянного счастья.
2. «Водный поток» 7. «У ручья» 8. «Воспоминание» 9. «Блуждающий огонёк»
10. «Отдых»
11. «Весенний сон» - Самая яркая. A-dur, a-moll. Романтическое представление о мире. Две строфы одинакового значения. Первый раздел как мечта, а второй – вторжение криков, звуков постоялого двора. Третий – вывод.
12. «Одиночество». 13. «Почта». 14. «Седины». (Седая голова) 15. «Ворон».
16. «Последняя надежда». 17. «В деревне». 18. «Ненастное утро». (Бурное утро) 19. «Обман». 20. «Путевой столб». 21. «Постоялый двор». 22. «Мужайся!». 23. «Мнимые солнца». (Ложные солнца).
24. «Шарманщик». а-moll. Воплощение тоски и одиночества. Это не монолог, а именно песня. Форма AAB. Автобиографическая песня. Трагическое осознание судьбы. Песня от первого лица