Шуберт - Gloria

Формат документа: docx
Размер документа: 0.03 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.




Теги: Шуберт - Gloria
  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Аннотация на произведение
Ф. Шуберта
«Gloria»
Общие сведения о произведении и его авторах.
Данное произведение «Gloria» - часть мессы G-Dur Ф. Шуберта
Глория — древний христианский богослужебный гимн, входящий в состав католической мессы латинского обряда и англиканской литургии. Назван по первым словам. Первая фраза гимна — «Слава в вышних Богу и на земле мир, людям Его благоволения» представляет собой ангельскую песню, прозвучавшую во время поклонения пастухов и приведённую во второй главе Евангелия от Луки. Как правило, музыка глории исполнена монументальности, величия, торжественной праздничности.
Латинский текст:
Gloria in excélsis Deo et in terra pax homínibus bonae voluntátis.
Laudámus te. Benedícimus te. Adorámus te.
Glorificámus te. Grátias ágimus tibi propter magnam glóriam tuam,
Dómine Deus, Rex cæléstis, Deus Pater omnípotens.
Dómine Fili unigénite, Jesu Christe.Dómine Deus, Agnus Dei, Fílius Patris.
Qui tollis peccáta mundi, miserére nobis.Qui tollis peccáta mundi, súscipe deprecatiónem nostram.Qui sedes ad déxteram Patris, miserére nobis.Quóniam tu solus Sanctus. Tu solus Dóminus, Tu solus Altíssimus, Jesu Christe.
Cum Sancto Spíritu in glória Dei Patris. Amen.
Русский перевод:
Слава в вышних Богу и на земле мир, людям Его благоволения.
Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе,
славословим Тебя, благодарим Тебя, ибо велика Слава Твоя.
Господи Боже, Царь Небесный, Боже Отче Всемогущий.
Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе,
Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца,
берущий на Себя грехи мира — помилуй нас;
берущий на Себя грехи мира — прими молитву нашу;
сидящий одесную Отца — помилуй нас.
Ибо Ты один свят, Ты один Господь, Ты один Всевышний, Иисус Христос,
Со Святым Духом, во славе Бога Отца. Аминь.
Франц Петер Шуберт (1797 - 1828) - австрийский композитор, основоположник романтизма.
Родился Шуберт в пригороде Вены в многодетной семье. Еще в детстве в биографии Франца Шуберта было проявлено большое увлечение музыкой: он играл на скрипке, фортепиано с раннего возраста. В 11 лет он поступил в придворную капеллу, где стал обучаться теории, а также игре на других инструментах.
Первые произведения Шуберта были написаны в 1814 году. Песенная музыка Шуберта была продолжением стиля Бетховена. Первую популярность композитор Шуберт ощутил в 1816 году после написания баллады «Лесной царь». Дальнейшее творчество Шуберта еще более раскрыло его мелодический талант. Особенно отмечены песни, симфонии Шуберта из сборников «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».
«Серенада» Шуберта из сборника «Лебединая песня», а также песни «Приют», «У моря» обрели мировую известность. Некоторые произведения, например, неоконченная симфония Шуберта (си минор), большая симфония и прочие, являются продолжением музыки Бетховена.
На протяжении всей биографии творчество Шуберта было очень производительным. Великий композитор написал около 600 песен. Вальсы Шуберта составляют большую долю среди 400 танцев, написанных для игры на фортепиано в 4 руки. Не смотря на это, почти всю биографию Франца Шуберта преследовал недостаток средств. Скончался Шуберт 19 ноября 1828 года на 32 году жизни от тифа.
Первый австрийский романтик, создатель новых жанров — романтической песни и фортепианной миниатюры, — Шуберт не чурался и старых духовных жанров, причем не только в юные годы. На протяжении всей жизни он писал мессы. Едва покинув венский конвикт, 17-летний Шуберт создал Первую мессу, прозвучавшую под его управлением в октябре 1814 года в связи с 100-летием церкви в Лихтентале — пригороде Вены, где он родился. Сольную партию сопрано пела Тереза Гроб — первая и единственная любовь композитора, которую на протяжении 3 лет он надеялся назвать своей женой. Именно с этим счастливым чувством связывают исследователи бурный расцвет творчества Шуберта в 1815—1816 годах. Особенно плодовитым оказался 1815-й, принесший более 200 сочинений, среди них 2 мессы. Вторая месса была создана всего за 5 дней, 2—7 марта и, предположительно, вскоре исполнена в той же церкви в Лихтентале, что и Первая.
Анализ средств музыкальной выразительности.
Данный отрывок написан в сложной трехчастной форме, где первая часть в простой двухчастной форме. Первая часть включает 39 тактов (22 и 17), вторая – 24 такта (с 40 по 63), реприза – 23 такта. Вторая часть контрастирует с крайними частями за счет тональности, характера и исполнения солистами.
Мелодия главной темы исполняется партией сопрано, и имеет яркий, ликующий, жизнеутверждающий характер (такты 3-12). Во второй части характер становится более изящным, плавным.
Размер произведения – (аlla breve), не изменяется. Ритм несложный, преобладают и .
Основная тональность – D-dur. Вторая часть написана в параллельном h-moll, реприза возвращает нас в первоначальную тональность. Такая смена тональностей традиционна и характерна для классицизма.
Фактура гомофонно-гармоническая. Главную тему, как в крайних частях, так и в середине исполняет партия сопрано. Фактура оркестра плотная, насыщенная, постоянно сохраняется пульсация и .
Гармония простая, ясная, преобладают трезвучия, D . Такая гармония дает ощущение устойчивости, уверенности, надежности, что отражает характер отрывка.
В начале произведения стоит обозначение темпа allegro maestoso (быстро, торжественно). В течение произведения не меняется. Перед второй частью (такт 39) находится фермата на паузе. Быстрый темп прекрасно сочетается с ликующим, восторженным характером произведения, и характерен для этой части.
Динамика очень разнообразна. В первой части встречаются f, ff, p; в оркестре подвижные нюансы. Вторая часть преимущественно звучит на динамике p, но перед репризой есть cresc., а сама реприза полностью звучит на f.
Вокально-хоровой анализ.
Произведение написано для смешенного четырехголосного хора, солистов и оркестра.
Партия сопрано.
Диапазон: ре первой октавы – ля второй октавы. Тесситура неудобная, большое количество высоких нот создают опасность форсированного звучания. У солистов встречается divisi.
Партия альтов.
Диапазон: до первой октавы – до второй октавы. Тесситура удобная.
Партия теноров.
Диапазон: ре малой октавы – соль первой октавы
Могут доставить неудобства низкие ноты, на нижнем участке диапазона.
Партия басов.
Диапазон: фа большой октавы – ре первой октавы
Поскольку бас в первую очередь исполняет роль гармонической основы, в его партии встречается большое количество скачков, которые тяжелы для такого малоподвижного голоса.
Диапазоны солистов.
Сопрано: соль первой октавы – соль второй октавы
Бас: си большой октавы – ми первой октавы
Возможные трудности строя:
Быстрый темп
Большое количество переходных нот, скачков, сложных для интонирования мест
Способы преодоления:
Выстраивание на ферматах гармонического строя, полного звучания аккорда
Достижение легкого, полетного звучания, борьба с форсированным, грубым звуком в быстром темпе
Выстраивание ансамбля хора и оркестра, для максимальной поддержки оркестром звучания хора
Возможные трудности в ансамбле:
Дикционно-орфоэпическом (произнесение в быстром темпе текста на иностранном языке)
Темповом
Приемы работы:
Разъяснение певцам содержания текста
Предоставление транскрипции на русском языке
Работа над развитием дикционных навыков, упражнения на дикцию
Не допускать ускорения темпа
Также следует уделить внимание работе над такими видами ансамбля, как ансамбль между солистами, между солистами и хором, хором и оркестром.
Дирижерские и исполнительские трудности:
Соответствие стилю католической духовной музыки
Соответствие эпохе и стилю композитора
Сочетание управления хором и оркестром
Список использованной литературы:
Усова И. Хоровая литература: — М., Музыка, 1988.
Романовский Н. В. Хоровой словарь: — М.: Музыка, 2005.
Любарский В.К. Письменная аннотация на хоровое произведение (методические рекомендации): — М., 2001.
Гоголин М.Р. Работа студента над аннотацией хорового произведения // Учебное пособие. – Вологда: ВГПУ, 2003.
Самин Д. К. 100 великих композиторов: — М., Вече, 2008.