Романтизм. Франц Шуберт (3-5 кл.)

Формат документа: docx
Размер документа: 0.08 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Романтизм
XIX век стал веком становления и расцвета национальных композиторских школ в разных странах Европы, Германия подарила миру Шумана, Брамса, Вагнера; Австрия — Шуберта; Франция — Берлиоза, Бизе; Италия — Россини и Верди; Норвегия — Грига; Польша — Шопена, Монюшко; Чехия — Сметану, Дворжака; Венгрия — Листа, Эркеля. О русских композиторах этой поры мы будем говорить в следующем году. А следующее наше занятие мы посвятим новому направлению искусства второй половины XIX века — романтизму.
Романтизм — это идейное и художественное направление в культуре. Оно вмещается в один век - XIX. Полнее всего романтизм раскрылся в литературе, музыке, театре. Но сказался он и в живописи, науке, философии, даже в политике.
Новый, романтический взгляд на мир проявился в искусстве на рубеже XVIII и XIX веков. Еще раньше, в 70-е годы XVIII века в Германии появилось движение «Буря и натиск». Его представителей, среди которых надо, прежде всего, назвать писателей И. Гёте и Ф. Шиллера, интересовал внутренний мир человека, его яркие и сильные страсти. Вот это движение и стало предвестником настроений, лежащих в основе литературы на несколько десятилетий.
Романтики не мирились с окружающей действительностью. Одни от нее бежали, другие против нее бунтовали. Причин для недовольства и бунта было достаточно. Некоторых устрашила революционная буря, прокатившаяся по Европе в конце XVIII века, и они тосковали о старых порядках. Другие разочаровались в этой революции, которая вместо желанного мира, всеобщей свободы принесла разгул бессовестной корысти. Но были и такие, кто хотел что-то изменить в обществе.
Ведущим принципом романтизма стало противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника. Отсюда и пристальное внимание к внутреннему миру человека, анализ сложных душевных переживаний.
Сначала романтики отрицали все, вплоть до классицизма. Античному идеалу они противопоставляли искусство средних веков, экзотических стран. Именно романтизм открыл богатейшие сокровища народного творчества — песен, сказаний, легенд. Но, отрицая классицизм, они в то же время продолжали его достижения. На многих из них большое влияние оказало творчество последнего венского классика — Л.В.Бетховена.Принципы романтизма утверждали многие выдающиеся композиторы разных стран. Это К.М. Вебер, Ф. Шуберт, Г. Берлиоз, Ф.Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Вагнер, Дж.Верди.Все эти композиторы восприняли симфонический метод развития музыки. Но они стремились к большей конкретности музыкальных образов, более тесной связи их с литературой, другими видами искусства. Это привело к созданию программных произведений.
Главным достижением романтической музыки было чуткое, тонкое и глубокое выражение внутреннего мира человека, развития его душевных переживаний, В отличие от классиков, романтики не стремились показать конечную цель движения человека, его стремлений, достигаемых в борьбе. Для них важнее был сам процесс движения, а не его результат, Поэтому они, с одной стороны, тяготели к миниатюре, которая становилась частью большого цикла, например, сюиты. С другой — их влекли свободные композиции, в духе романтических поэм. Именно в эпоху романтизма появился новый жанр — симфоническая поэма. Велик их вклад в развитие симфонии, оперы, балета. Среди композиторов, в чьем творчестве развивались традиции романтизма, следует назвать имена И.Брамса, А. Брукнера, Г. Малера, Р. Штрауса, Э. Грига, Б. Сметаны, А. Дворжака и других.
Франц Шуберт (1797 –1828 гг.)
-3810-444500Среди современных Бетховену композиторов младшего поколения самым гениальным был Франц Шуберт.
Когда он появился на свет в Лихтентале, предместье Вены, Бетховен был уже известен как автор сонат, трио, квартетов. А спустя всего лишь полтора года после смерти Бетховена не стало и Шуберта. Они не были знакомы, хотя и жили в одном городе. О музыке Шуберта Бетховен почти ничего не знал. Незадолго до смерти, желая развлечь великого композитора, кто-то из друзей показал ему несколько песен Шуберта. Бетховена поразила сила лирического дарования их автора. «Поистине у этого Шуберта есть искра божья — воскликнул Бетховен.
Шуберт в XIX веке в какой-то степени повторил судьбу Баха в XVIII: очень небольшая часть его огромного наследия была издана при жизни. Его музыку знали только немногие люди из его окружения. И даже они не могли оценить масштаб его творчества просто потому, что знали его.
О Шуберте-симфонисте мир узнал только через10 лет после ого смерти, когда Р. Шуман нашел в его архиве последнюю симфонию — Большую до-мажорную. Неоконченная симфония находилась в забвении еще дольше. Ни одно его крупное произведение не было издано.
Он прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Как яркая комета пронесся он на романтическом небосклоне, оставив после себя огромное количество произведений: только песен им было написано более 600. Это был один из первых композиторов-романтиков.
Шуберт родился в 1797 году в семье школьного учителя. Музыка в жизни этого семейства занимала очень важное место. Дома постоянно устраивались музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, старшие братья на разных инструментах. Первыми учителями Франца были его отец и брат Игнац. И очень скоро мальчик тоже смог участвовать в домашних концертах. Кроме того, у мальчика был хороший голос, и он пел в церковном хоре. С одиннадцати лет он стал учиться в конвикте — специальной школе, где готовили певчих для церкви.
Конечно, сама атмосфера в конвикте мало способствовала развитию детей. Но для Шуберта это была важная школа: он играл в ученическом оркестре, иногда даже дирижировал им. Благодаря этому оркестру он знакомился с различными музыкальными жанрами, творчеством великих композиторов.
Яркие музыкальные способности воспитанника заметил знаменитый Антонио Сальери и стал учить его искусству композиции. Тем более, что первые опыты в этой области уже были: Шуберт создал к тому времени свои первые сочинения — фантазию для фортепиано и ряд песен. Но застенчивый ученик оказался упрямым: он писал песни на стихи немецких поэтов и не хотел писать блестящих арий в итальянской манере, как требовал его учитель. Сальери не знал немецкого языка и не понимал народной музыки и поэзии страны, где жил долгие годы, а ученик не понимал итальянского языка и был влюблён в родную поэзию.
Когда у мальчика, как и у всех подростков, стал ломаться голос, ему пришлось уйти из хора. Все знакомые музыканты говорили о его необычайной одаренности. Но отец решил, что профессия музыканта не для его сына: она требует предприимчивости, уверенности, внешнего блеска. Его мальчику, робкому, застенчивому, невзрачному, она принесет только горе и разочарования. Отец решил сделать из него школьного учителя и со временем передать ему свою школу.
Юноша был послушен и подчинился отцу. Но музыка жила в нем, влекла его — он не мог заниматься ничем другим. Тем более, что в Вене музыка звучала повсюду: на улицах, в парках, домах горожан, театрах. Шуберт слушал ее, учил детей в младших классах и сочинял. Мелодии переполняли его, он просто не успевал их записывать. Только за один 1815 год он сочинил 150 песен, причем каждая из них — яркая, новая, не похожая ни на что другое, а уроки в школе становились все ненавистнее.
Пришел день, когда робкий и мягкий юноша выдержал — он покинул родной дом. Положение было сложным, отец лишил его материальной поддержки. Зарабатывать на хлеб приходилось самому. Но это Франца не пугало. Он был счастлив своей свободой — свободой творчества.
Смерть горячо любимой матери снова привела юношу домой. Но отец оставался непреклонен в своем решении сделать из него учителя. Тогда юноша ушел навсегда. Это было в 1822 году. Уйдя из дому, молодой Шуберт оказался один на один с жизнью. Отец оказался прав - профессия музыканта не принесла Шуберту славы, громкого успеха, удачи в жизни. Она принесла ему страдания, нужду, заботу о куске хлеба. У молодого человека не было знатных покровителей. Единственным влиятельным его знакомым был А.Сальери. Но Шуберт не разделял его взглядов на музыку и не хотел просить у него помощи. Хоть он и был очень мягким человеком, он был очень горд.
Публичных концертов Шуберт не давал. При императорском дворе его не знали. Издатели платили ему гроши. Иногда ему предлагали напечатать его произведения без всякого вознаграждения.
В таких условиях Шуберту изредка удавалось выпустить в свет какие-нибудь танцы или дивертисменты для фортепиано, песни, вокальные ансамбли. Одна из жемчужин вокальной лирики в мире баллада Шуберта «Лесной царь» шесть лет ждала публичного исполнения и издания. Она была первым изданным произведением композитора (опус один), хотя Шуберт к тому времени был автором огромного количества произведений, в том числе сотни романсов.
Но если миниатюрные сочинения хоть иногда удавалось напечатать, крупные произведения так и оставались в рукописях, многие из них были утеряны бесследно. Плата за произведения плохо обеспечивала композитора, а для него этот доход был важнейшим источником существования. Поэтому многие свои сочинения он писал без инструмента - у него не было своего фортепиано, ему не на что было купить себе хороший костюм и, бывало, он несколько дней подряд питался только сухарями и кофе. Иногда у него не было денег, чтобы снять комнату.
Но никакие невзгоды не могли сломить Шуберта, ведь у него была Музыка. И эта музыка сыпалась из него как из рога изобилия. Он заканчивал одно произведение и сразу же начинал следующее. Бывали дни, когда он записывал до десяти песен. Мелодии приходили ему во сне, они рождались непрерывно, и композитор еле успевал записывать их на нотную бумагу. Из-под его пера выходили песни и фортепианные миниатюры, сонаты и пьесы для фортепиано, камерные ансамбли. Шуберт создал 18 произведений для сцены, среди которых были оперы и музыка к драматическим спектаклям. Не имея возможности услышать свои произведения в исполнении симфонического оркестра, Шуберт написал девять симфоний, в том числе знаменитую «Неоконченную симфонию». Эти годы были действительно расцветом его творчества.
Кроме музыки у Шуберта были друзья, которые не бросали его в трудную минуту. В течение четырех лет Шуберт жил поочередно, то у одного, то у другого друга. Он был всеобщим любимцем. И скоро вокруг него образовался кружок, в который входили поэты, художники, ученые, музыканты, одаренные и любознательные дилетанты. Молодые люди собирались для бесед и чтения, для музицирования и танцев. Музыкальные собрания кружка, на которых исполнялись произведения Шуберта, получили название «шубертиад».
Благодаря друзьям, музыка Шуберта постепенно завоевывала Вену, Именно они распространяли его произведения, собирали и хранили ноты, переписывали рукописи, организовывали концерты в домах богатых венцев. Из-за отсутствия денег композитор всегда страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали его ею.
Особенно много сделал для Шуберта певец Иоганн Фогль, которому понравились его необычные, простые песни. Он стал включать эти песни во все свои концерты, вместе с Фоглем Шуберт, никогда раньше не покидавший Вены, совершил гастрольную поездку в Верхнюю Австрию — родину певца. Во время концертов Шуберт аккомпанировал исполнителю своих песен.
Вслед за «Лесным царем» друзья композитора выпустили серию его романсов. Песенное творчество Шуберта завоевывало все большую популярность, и издатели вынуждены были с этим считаться. Появились отклики о произведениях Шуберта в прессе. Ровно через год после смерти Бетховена 26 марта 1828 года состоялся первый авторский концерт композитора. Увы, этот концерт оказался единственным. Успех его окрылил композитора. Он был полон планов и замыслов. В последний год жизни Шуберт, прославившийся своими песнями, все чаще обращался к оркестровым сочинениям.
Но, к сожалению, нищета и жизненные невзгоды отразились на здоровье Шуберта. Даже, несмотря на то, что в последние годы жизни он примирился с отцом, более спокойная домашняя жизнь уже ничего не могла изменить. Здоровье его было подорвано. Поэтому, когда осенью 1828 года он заболел тифом, врачи не смогли спасти его.
Как и Моцарт, но в еще более раннем возрасте, Шуберт безвременно погиб, сраженный болезнью и тяжелыми условиями жизни.
Слушание музыки: Ф.Шуберт, «Аве Мария», «Лесной царь», «Форель», «Серенада». Музыкальный момент f-moll, Вальс e-moll, Экспромт Es-dur.
Вокальное творчество
Песня была одним из излюбленных жанров романтического искусства. В ней отразилось тяготение романтиков к народности, желание во всем многообразии песенных форм раскрыть мир человеческих чувств и настроений.
И в творчестве Шуберта песня заняла одно из главных мест. Своими корнями вокальное творчество Шуберта уходит в народную музыку. Многие его мелодии очень похожи на народные, хотя все они — плод его собственного искусства. Они так же просты, искренни, доходчивы, что является важным качеством народного творчества. Шуберт никогда не использовал подлинные народные темы, но народная основа всегда проявляется в его песнях.
По словам известного музыковеда Б. Асафьева, Шуберт в области песни совершил то, что Бетховен совершил в области симфонии. Бетховен выразил и обобщил героические идеи своего времени, а Шуберт явился «певцом простых естественных помыслов» и глубокой человечности. Действительно, герой его песен простой человек. Маленький, несчастный человек, такой же, как он сам. И единственной опорой ему в жизни служит природа. Потому в песнях Шуберта мы слышим журчание ручейка, шелест леса, пение птиц. Именно им поверяет герой свои мысли и чувства.
За свою короткую жизнь Шуберт написал более 600 песен. Мы же вспомним лишь несколько из них.
Из песен, написанных в ранний период творчества, выделяются созданные на стихи немецкого поэта Гёте истинные шедевры вокальной лирики — «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь».
Песня Маргариты — отрывок из «Фауста» Гёте. Это по сути дела миниатюрная драма, рассказывающая о любви Маргариты к Фаусту, о ее тоске, предчувствии разлуки, одиночестве и страдании. Большое значение в передаче этих чувств играет фортепианное сопровождение, подражающее движению прялки. Но это не просто жужжание прялки. Именно сопровождение с первых же тактов передает ощущение беспокойства и скрытой тревоги.
Совсем по-другому написана баллада «Лесной царь». Баллада - это один из жанров народного творчества. Искусство романтизма, в котором проявился большой интерес к народному искусству, возродило балладную поэзию. Баллада — это повествование. Но в нем обязательно должны присутствовать элементы фантастики. Это уже не просто песня, а драматическая сценка, в которой участвуют три действующих лица: отец, скачущий на коне, больной ребенок, которого он везет с собой, и лесной царь. Баллада Шуберта рисует фантастическую картину: здесь и таинственный, окутанный мрачной мглой лес, и мчащийся сквозь этот лес отец с умирающим ребенком на руках, и фантастический образ грозного лесного царя, завлекающего в свое страшное царство бредящего ребенка.
У каждого из героев баллады своя музыкальная характеристика. Напряженность, ужас, мольба звучат в словах ребенка, вкрадчивость слышится в речах лесного царя. Отец успокаивает своего сына,
Фоном, который объединяет все части целого, служит фортепианное сопровождение. Оно, подражая топоту, стремительной скачке коня, пронизывает всю балладу единым моторным движением. Заканчивается баллада трагической речитативной фразой рассказчика: «В руках его младенец был мертв». Эта баллада, благодаря реализму своих образов, является одним из самых впечатляющих произведений Шуберта.
Особое место в творчестве Шуберта занимают его вокальные циклы. Известно, что один из самых ранних циклов создал Бетховен в 1816 году. Он назывался «К далекой возлюбленной». Композитор показал в нем единый образ героя в разные моменты его переживаний. Но расцвет песенных циклов приходится на творчество Ф. Шуберта, а затем Р. Шумана.
Надо отметить то, что подобные лирические циклы вообще характерны для романтического искусства. Они особенно были распространены в поэзии. Стихотворные циклы писал Генрих Гейне. Романтическая вокальная музыка многое почерпнула из поэзии. В основе песенных циклов лежит какой-либо поэтический сюжет. Разные этапы этого сюжета раскрываются в сменяющихся песнях и передают мысли и чувства героя. Очень часто в таких циклах композитор говорит от первого лица, как бы делая себя героем этих переживаний.
Шуберт написал два вокальных цикла: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Оба цикла Шуберта написаны на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Они являются биографическими записями от лица героя. Они даже сюжетно связаны между собой. В обоих циклах герой — скиталец, ищущий в жизни счастья и любви. Но на жизненном пути он все время сталкивается с непониманием и невзгодами. В первом цикле — «Прекрасная мельничиха» — это юноша, только вступающий в жизнь. В «Зимнем пути» это уже надломленный, разочарованный человек, у которого жизнь уже позади. Переживания героя в песнях Шуберта тесно переплетаются с жизнью природы, которая как бы связана с этапами человеческой жизни. В первом цикле фоном служит весенняя природа, во втором — суровый зимний пейзаж.
Цикл «Прекрасная мельничиха» написан в 1823 году. В нём раскрывается повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника — подмастерья, который полюбил дочь своего хозяина. Но прекрасная мельничиха предпочитает ему смелого охотника. В тоске и горе молодой мельник хочет броситься в чистые воды ручья и на дне его найти последнее пристанище.
Особой известностью из этого цикла пользуется песня «В путь». Во всем цикле большое значение имеет образ журчащего ручейка - верного друга и спутника юноши. В первой песне он как бы влечет юношу за собой в путь. На фоне этого журчания звучит простая народная по характеру мелодия.
Цикл «Зимний путь» появился спустя четыре года, в 1827 году. Он стал своеобразным продолжением «Прекрасной мельничихи». Но герой его — уже старый, одинокий, всеми покинутый странник. Он вынужден был уйти от той, которую любил, из-за своей бедности. Образ одиночества представлен здесь во множестве оттенков. И вновь рядом с ним природа. Но природа мрачная, зимняя — ветер, метель, каркающий ворон.
Уже первая песня — «Спокойно спи» — вводит в новый круг переживаний героя. Он прощается со своей прошлой жизнью, надеждами на будущее. Впереди — долгий, безрадостный путь.
Последняя песня цикла — «Шарманщик» — трагический, страшный, безысходный вывод из всего развития. В образе шарманщика — бездомного нищего бродяги как бы воплощена судьба художника, самого Шуберта.
Слушание музыки: Ф.Шуберт, Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».
Фортепианное творчество
Эта область творчества также принадлежит к числу крупнейших достижений композитора. Он создал для фортепиано огромное количество произведений. Причем в них так и не приблизился к современному ему концертному пианизму. Фортепианные миниатюры Шуберта писались именно для души. Они очень просты, выразительны, напевны. Рассчитаны они были для домашнего музицирования, и большинство фортепианных произведений композитора появились из импровизаций Шуберта на балах, где он услаждал слух своих друзей. Эти импровизации он потом записывал. Так появилось огромное количество сочинений: около 250 вальсов, около 50 маршей, 15сонат и 7 незаконченных сонат, 8 «Экспромтов», 6 «Музыкальных моментов», фантазии... Если продолжать перечислять, получится огромный список. Все эти произведения стали новым словом в истории фортепианной музыки.
Это новое прежде всего проявилось в танцах Шуберта — особенно вальсах, лендлерах и маршах.
То, что вальс проник в фортепианную музыку, подтверждало ее демократизацию, обращенность к широким слоям любителей искусства, простоте и доступности. Этот танец был завезен в Вену ансамблями деревенских музыкантов, игравших на уличных перекрестках, в ресторанах или танцевальных залах. Конечно, вальсы Шуберта близки бытовым танцам, но они возвышаются над этой развлекательной музыкой. У Шуберта вальс — камерная миниатюра, настоящая поэма, так много в нем лирики, обаяния, неповторимости, тонких красок. Яркий пример тому — знаменитый си-минорный вальс Шуберта.
Марш использовался Шубертом большей частью в произведениях для фортепиано в четыре руки. Ни один крупный композитор не уделил столько внимания четырехручной литературе, как Шуберт.
К концу творческого пути Шуберт создал жанр романтической фортепианной миниатюры. Это восемь «Экспромтов» и шесть «Музыкальных моментов». Эти новые для того времени названия, которые композитор первым ввел в музыку, выражали определенную авторскую идею. Каждая такая пьеса должна была запечатлеть один миг все время меняющейся внутренней жизни художника. Палитра настроений этих «мгновений» очень широка - от безмятежной лирики до бурных драматических взрывов. Наиболее известны «Музыкальный момент» фа минор и «Экспромт» ми бемоль мажор Шуберта.
Если говорить о фортепианном творчестве Шуберта в целом, оно во многом близко его песням. Здесь та же красота, выразительность, изящество, стройность. Как и песни, многие миниатюры написаны в трехчастной форме с контрастной средней частью. Эта форма потом получит большое распространение в творчестве композиторов-романтиков.
Слушание музыки: Ф.Шуберт, «Аве Мария», «Лесной царь», «Форель», «Серенада». Музыкальный момент f-moll, Вальс e-moll, Экспромт Es-dur.
Неоконченная симфония
В 1865 году один из венских капельмейстеров составлял программу концерта старой венской музыки. Для этого он перебирал кипы старинных рукописей. В одном неразобранном архиве он обнаружил неизвестную ранее партитуру Шуберта. Это была си минорная симфония. Она была исполнена впервые в декабре 1865 года — через 43 года после создания.
В то время, когда Шуберт писал эту симфонию, он уже был известен как автор прекрасных песен и фортепианных пьес. Но ни одна из написанных им симфоний не была публично исполнена. Новая си минорная симфония создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже — в партитуре. В фортепианном варианте сохранились наброски трех частей, но в партитуре композитор записал только две. Поэтому впоследствии она получила название « Неоконченной».
До сих пор во всем мире ведутся споры, является ли она незавершенной, или Шуберт полностью воплотил свой замысел в двух частях вместо принятых в то время четырех.
Существует мнение, что композитор собирался писать обычную четырехчастную симфонию. Его идеалом, к которому он стремился приблизиться, был Бетховен. Это доказала Большая до мажорная симфония Шуберта. А написав эти две части, он мог просто испугаться — так они не были похожи на все написанное в этом жанре до него. Вероятно, композитор не понял, что созданное им — шедевр, открывающий новые пути в развитии симфонии, счел симфонию неудачей и оставил работу.
Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности. Неоконченная симфония — новое слово в этом жанре, открывшее дорогу романтизму. С ней в симфоническую музыку вошла новая тема — внутренний мир человека, который остро ощущает свой разлад с окружающей действительностью. Если бы она прозвучала сразу же после написания, она могла бы оказать еще большее влияние на развитие музыки. Но мир узнал ее в то время, когда уже появились романтические симфонии Мендельсона, Берлиоза, Листа.
Первая часть симфонии написана в форме сонатного allegro. Она начинается медленным вступлением, тема которого играет роль своеобразного лейтмотива симфонии. Она рождается откуда-то из глубины в унисоне виолончелей и контрабасов. Она застывает, словно неразрешенный вопрос. А дальше — трепетный шелест скрипок и на его фоне — распев главной темы. Эту выразительную, словно молящую о чем-то мелодию исполняют гобой и кларнет.
Постепенно лента мелодии разворачивается, становится все более напряженной. На смену ей приходит мягкая вальсовая тема побочной партии. Она похожа на островок безмятежного покоя, светлую идиллию. Но эту идиллию прерывает оркестровое tutti. Драма вступает в свои права. Тема побочной партии как будто пытается пробиться на поверхность сквозь сокрушительные аккорды. И когда эта тема, наконец, возвращается, как сильно она изменена — надломлена, окрашена скорбью. В конце экспозиции все застывает. Разработка построена на теме вступления. Музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. И вдруг полное опустошение, остается звучать лишь одинокая тоскливая нота. Начинается реприза. Еще один круг драматического развития приходится на коду. В ней — то же напряжение, пафос отчаяния. Но сил для борьбы больше нет. Последние такты звучат как трагический эпилог.
Вторая часть — мир других образов. Это поиски новых, светлых сторон жизни, примиренность с ней. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет успокоения. Изумительной красотой отличаются обе темы этой части: и широкая песенная главная, и побочная, проникнутая тонкими психологическими оттенками.
Очень эффектно завершает композитор симфонию: постепенно затухает, растворяется начальная тема. Возвращается тишина...
Слушание музыки: Ф.Шуберт ,Симфония №8 «Неоконченная» I часть.