75иСоната Шуберта b

Формат документа: docx
Размер документа: 0.02 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Соната Шуберта b-dur
Главную роль в формировании шубертовского фортепианного стиля сыграла песня с ее лирическими образами и принцип песенности в целом..Совершенно особое место в творчестве Шуберта занимает жанр фортепианной сонаты. В большинстве шубертовских сонат раскрывается лирическое содержание. Его герой – поэт и мечтатель с богатым и сложным внутренним миром, с частой сменой настроений. Это соната лирико-жанровая, с преобладающим повествовательным характером развития и песенным тематизмом. Сонатный жанр приобретает характерные для творчества Шуберта особенности:1.если в классической сонате традиционным был контраст активной главной темы с более лирической побочной. У Шуберта эти темы значительно сближаются, взаимодополняя друг друга. Главная тема тоже становится лирической, более мягкой, песенно закругленной и неторопливой .2.в результате иным становится и соотношение частей сонатного цикла. Вместо традиционного классического контраста быстрой, энергичной 1-й части и медленной лирической 2-й, дается сочетание двух лирических частей в умеренном движении;3.в сонатных разработках господствует не борьба конфликтных начал ,а прием варьирования. 4.сонатные репризы у Шуберта редко содержат значительные изменения;5.оригинальная особенность шубертовских менуэтов и скерцо – их одинаковая близость к вальсу.6.финалы сонат обычно носят лирический или лирико-жанровый характер;7.порядок следования частей в сонатах Шуберта более традиционен, чем у Бетховена. На втором месте всегда медленная часть, за которой следуют менуэт или скерцо (в 4х-частных циклах) и затем финал. В отличие от Бетховена, Шуберт никогда не писал 2х-частных сонат.
Соната си бемоль мажор (1828 год) – последняя и наиболее известная Соната Шуберта. Ее первая часть Molto moderato далеко выходит за рамки традиций классицизма, полная певучих мелодий, она переменчива, меняются краски, настроение, происходят неожиданные тональные сдвиги и смены формы движения. Но у этого потока есть грозный и неумолимый страж: неоднократно являющаяся тихая, но грозная трель в басовом регистре, которая останавливает движение. Вторая часть Andante sostenuto до диез минор написана в трехчастной форме. Обрамляющие разделы очень печальны, середина полна надежды. Третья часть, Скерцо, полна радости, а середина ее озадачивает острыми синкопами. И финал, Allegro ma non troppo, полон радостного движения. Только вторгается в этот поток стремительная грозная минорная тема, но напряжение рассеивается, и кажется, что всё хорошо. Фортепианные сонаты Шуберта (из них 15 законченных), которые он сочинял начиная с 1815 года, отличаются изумительным образным богатством. Подобно бетховенским сонатам или песням самого Шуберта, каждый фортепианный цикл ярко индивидуален Неожиданные вспышки драматизма чередуются в них с моментами сосредоточенного созерцания, жанровые эпизоды — с экстатическими озарениями. В них много великолепных песенных тем, гармонических и тембровых находок. В последних лучших сонатах (A-dur, B-dur, 1828) композитора начали привлекать также и крупные, масштабные формы, виртуозность. К самым выдающимся образцам фортепианной музыки можно отнести вторую часть последней B-dur'ной сонаты (1828).,. Она написана в трехдольном размере, но характерные жанровые признаки сближают ее с маршем . Маршевые темы, подобно вальсовым, часто проникают в сонатно-симфонические произведения Шуберта, придавая им иногда танцевально-бытовой, иногда героический оттенок.Выдержанная ритмическая фигура, ассоциирующаяся с поступью, пунктированный ритм, аккордовая фактура, трехчастная контрастная форма.Музыка, насыщенная глубоким трагизмом, полна динамики и драматичности.
В первой части привлекает внимание характерно шубертовский песенно-вариантный тип развития основной темы.