• Название:

    Католики в храме.


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: DOCX
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

МОЁ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ВИДЕОРОЛИКА о. ГЕОРГИЯ МАКСИМОВА О ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕБЫВНИЯ КАТОЛИКОВ НА ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ

Прочитал недавно критический разбор Д. Малышева по поводу видеоролика о. Георгия Максимова «Католики в храмах, как к этому относиться». Решил посмотреть, что же там говорит о. Георгий по этому поводу после того, как он отмечал правильный приём в Болгарии Папы Франциска, где не было никаких компромиссов. Я думаю многие уже видели и выступление и самого о. Георгия, и читали разбор Малышева и ответ Малышеву от о. Георгия. Это обсуждалось и на православных сайтах и группах. Хочу сказать своё мнение по этому поводу. Что бросается в первую очередь в речах о. Георгия - это его надменно-назидательная подача информации, в которой сквозит абсолютная уверенность в свой правоте. Он грамотно использует психологические приёмы, чтобы у его слушателей выработалось нужное мнение об его оппонентах. Это и заставочка в ролике, и многократное повторение ключевых слов. У слушателей должно выработаться устойчивое мнение, что противники его мнения все раскольники, они вне Церкви.

А они, что себя объявляли вне Церкви, или их автоматически за противлению нынешнему экуменическому курсу записали в раскольники. Оговорюсь, что есть конечно и те, кто ушёл осознанно в раскол, перейдя в другие раскольнические организации. Также о. Георгий Максимов приводит изречения святых и примеры пребывания католиков на службах и различных церковных мероприятиях католиков и инославных. Старательно многократно проговаривая, что их никто поганой тряпкой не гнал. В его речах звучит забота о погибших еретиках, что вот мол они, находясь в православных храмах на службах глядишь и перейдут в православие и оставят свои заблуждения. Только почему-то результатов не видно. А что на деле. Как мне ещё несколько лет назад на Рождественских чтениях в Москве священники из Белоруссии рассказывали, что католические приходы в Белоруссии растут в геометрической прогрессии. А теперь Белорусский Экзарх митрополит Павел призывает молиться за католиков в алтаре на службах. Что видим на Украине. Уже греко-католические приходы с Запада Украины крепко обосновались и в Киеве. Теперь видимо нам этого надо ждать в России. Только уже потом будет поздно, и поганой тряпкой их не выгнать, когда их будет у нас столько, сколько китайцев в Сибири. Но у о. Георгия другое видение. Он проявляет заботу о заблудших еретиках. А почему такой заботливой любви нет у о. Георгия к противникам этих пребываний латинян в храмах. Ведь любовь нелицеприятна. А мы только от него и слышим: РАСКОЛЬНИКИ…..РАСКОЛЬНИКИ…..РАСКОЛЬНИКИ. А почему же у этого известного батюшки блогера не появится инициатива организовать какое-то церковное совещание, чтобы с любовью уврачевать появившееся нестроения в Церкви. Или наша церковная бюрократическая машина решилась пройти катком по своим противникам, проявляя заботливую «любовь» к несчастным бедным еретикам, заботясь об их спасении, и забыв о спасении своих братьев во Христе, старательно выводя на покой или за штат, тех кто иного мнения об обстановке в Церкви. Хорошо если за штат или на покой, а когда выносят приговор – ОНИ РАСКОЛЬНИКИ. Т.е. бежите от них, как от прокажённых. Не лицемерие ли это. Дело митрополита Никодима Ротова живёт и побеждает.

А может дело и причина вовсе и не только в пребывании католиков в храмах. Да и у меня на службах в храме бывали миряне католики, и мусульмане были. Правда об их пребывании на службе не знал, это после того уж как они приняли решение принять православие. И крестил я их в православие. И стали они моими прихожанами. Мне кажется, что дело в недоверии православных людей к своему священноначалию, и к их действиям в отношении инославных. У нас православных в последнее время пытаются выработать устойчивый условный рефлекс в отношении к католикам и их пребыванию в православных храмах в своих облачениях. И когда мощи святителя Николая привозили в Россию на поклонение настойчиво проговаривали, что всё это благодаря встрече с папой.

Кстати на Святой Горе Афон вне богослужения католикам разрешается войти в храм, приложиться к иконам и святым мощам. Никто их "погаными тряпками" оттуда не гонит и не оскорбляет, принимают с любовью и терпением. Но никто и никогда не дает им, ни антидор, ни великую агиазму. Трапезу им предлагают отдельно от православных, либо в другой маленькой трапезной, либо после всех паломников. Тем более во время богослужения в храм они не допускаются, а разрешается им молиться только в "нарфике", или, если зимой холодно, то, максимум их пускают в притвор храма. При этом всех православных из притвора просят перейти в храм. И никто из них (инославных) не обижается, а наоборот это служит им на пользу для пробуждения "доброго беспокойства", как говорит прп. Паисий Святогорец.

На Афон их (инославных) никто не приглашает. Количество инославных туристов четко ограничивается при выдаче "диамонтириона" (права въезда на Святую Гору). Никто не позволяет инославным на Святой Горе ходить в культовой одежде, а только как простым мирским людям (это комментарий афонского монаха).

Любовь конечно мы должны проявлять ко всем. Как говорил прп. Феодосий Киево-Печерский:

Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, – будет ли то жид или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерден, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но и в будущем они будут чужды вечных благ.

Но прп. Феодосий ещё и говорил:

Мы же, живущие в Православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос. Чадо, если тебе нужно будет даже умереть за святую свою веру, с дерзновением иди на смерть. Так и Святые умирали за веру, а ныне живут во Христе. Ты же, чадо, если увидишь иноверных с верными спорящих, лестью хотящих отвести их от правой веры, – помоги православным. Этим как бы овцу избавишь от пасти льва. А если смолчишь и оставишь их без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане.

Если скажет тебе противящийся: “Ваша вера и наша вера от Бога”, то ты, чадо, ответь так: “Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит писание: “Един Бог, едина вера, едино Крещение” (Ефес. 4, 5).

Не слышишь ли ты апостола Павла, глаголящего: “Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал. 1, 8). Вы же (латиняне), отринувшие проповеданье апостольское и Святых отец, восприняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Поэтому не подобает нам с вами служить и к Божественным тайнам вместе приступать, ни вам к нашим, ни нам к вашим, потому что вы мертвы и мертвую жертву приносите, а мы живому Богу – чистую, непорочную, чтобы жизнь вечную наследовать.

Тако бо было писано: “Воздается комуждо по делам его” о Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава. Аминь”.

Конечно практику м. Никодима Ротова - совместного причащения с католиками у нас слава Богу не проводят, но у нас почему-то везде в официальных источниках патриархии стали прописывать, что католики и прочие еретики – это Церкви, а не церкви.

Как мы можем доверять нынешнему нашему духовенству (не всем), когда видим, что многие променяли Крест Христов на объятия с вавилонской блудницей. Как говорил прп. Серафим Вырицкий:

"Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, - говорил батюшка, - с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен".

А Господь разве не говорил: Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?

Не сказал ли Господь Своим ученикам: И так бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Как не вспомнить слова прп. Амвросия Оптинского, что Папа и есть предтеча антихриста. А его теперь братом нашим величают. А Папа, что-то и не делает никаких подвижек в сторону православия, а только ещё больше проявляет свой антихристов дух. А Божия Матерь разве не говорила про латинян, что они её враги и враги Христа. Конечно если заблудший хочет спастись, то нужно протянуть руку помощи. Но кого мы спасём, если вера наша лицемерна, по словам святителя Тихона Задонского. И вспоминаются слова покойного патриарха Павла Сербского: Никого не приведете вы к Богу, если сами Богу не близки, никого не поведете вы путем Божьим, если сами не пошли этим путем по жизни.

ГОСПОДЬ НАМ ГОВОРИТ: БЕРЕГИТЕСЬ, ЧТОБЫ КТО НЕ ПРЕЛЬСТИЛ ВАС.

Кому нам верить? Отцу Георгия Максимову или святым отцам?

ПРЕПОДОБНЫЙ АНАТОЛИЙ ОПТИНСКИЙ (ПОТАПОВ):

"Чадо мое, знай, что в последние дни, как говорит Апостол, наступят времена тяжкие (2 Тим. 3,1-6). И вот, вследствие оскудения благочестия, пойдут в Церкви ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Св. Отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной брани. От этого ереси будут распространяться всюду и прельщать многих.

Враг рода человеческого действовать будет с хитростью, чтобы склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы о Святой Троице, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать переданное Св. Отцами и от Святого Духа учение Церкви, сами его дух и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни.

Еретики возьмут власть над церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении. Но Господь не оставит Своих рабов без защиты и в неведении. Он сказал: "По плодам их узнаете их" (Мф. 7,16). Вот и ты по действиям еретиков старайся отличить их от истинных пастырей. Это – духовные тати (воры), расхищающие духовное стадо, и войдут они во двор овчий – Церковь "перелазя инуде", как сказал Господь, то есть пойдут путем незаконным, употребляя насилие и попирая Божий уставы.

Господь именует их разбойниками (Ин. 10,1). Действительно, первым шагом их будет гонение на истинных пастырей, заточение их, ссылка, ибо без этого нельзя им расхитить овец. Посему, сын мой, когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети.

Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не терпит благочестия. Узнавай сих волков в овечьей шкуре по их горделивому нраву, сластолюбию и властолюбию: это будут и клеветники, и предатели, сеющие вражду и злобу. Истинные рабы Божии смиренны, братолюбивы и Церкви послушны.

Большое притеснение будет от еретиков и монахам. И монашеская жизнь будет тогда в поношении: оскудеют обители, сократятся иноки, а те, которые останутся, будут терпеть насилие. Однако, ненавистники монашеской жизни, имеющие только вид благочестия, будут стараться склонить иноков на свою сторону, обещая им покровительство и житейские блага, непокорным угрожая изгнанием. От сих угроз будет у малодушных тогда большое уныние, но ты, сын мой, если доживешь до этого времени, радуйся, ибо тогда право верующие, но не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно стояние в вере, по слову Господа: "Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным" (Мф. 10, 32, 33).

Бойся Господа Бога, сын мой, бойся потерять уготованный венец, бойся быть отторгнутым от Христа во тьму кромешную и муку вечную. Мужественно стой в вере Православия и, если нужно, с радостью терпи изгнание и другие скорби, ибо с тобою будет Господь и святые Мученики и Исповедники: они с радостью будут взирать на твой подвиг.

Но горе будет в те дни монахам (епископы тоже монахи), кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: "Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит". Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать.

Но Бог сильнее врага и никогда не покинет Своих рабов. И истинные монастыри будут пребывать до скончания века, только избирать будут для этого пустынные и уединенные места.

Не бойся же скорбей, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажит человека от благодати и разлучит со Христом, потому повелел Господь считать еретика за язычника и мытаря (Мф. 16, 17).

Итак,

укрепляйся, сын мой, в благодати Иисусом Христом, с радостью спеши к подвигам исповедничества и переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2,1.2), рекшего: "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2,10). Ему же со Отцем и Святым Духом Честь, Слава и Держава во веки веков.

Аминь.

Святой Преподобный Серафим Саровский:

«... Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за это Гнев Божий поразит их.

Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их.» Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима, и сказал: «Не помилую их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут отстоять далеко от Меня!»

Преподобный Лаврентий Черниговский:

- Антихрист будет короноваться как царь в Иерусалимском великолепном восстановленном храме с участием российского духовенства и Патриарха. Будет свободный въезд и выезд из Иерусалима для всякого человека, но тогда уж старайтеся и не ездить, потому что все будет сделано, чтобы «прельстить" (Мф. 24;24)! Он будет сильно обучен всем сатанинским хитростям и будет делать знамения ложные. Его будет слышать и видеть весь мир. Своих людей он будет «штамповать" печатью сатаны, будет ненавидеть православную Россию.

Святитель Архиепископ Аверкий (Таушев): “Наше время походит на последнее. Соль обуевает. В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное сбивчивое неправильное понятие по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены, или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Но это – попущение Божие. “Сущие во Иудее да бегут в горы!” – такими словами характеризовал современную ему церковную жизнь, еще свыше ста лет тому назад, наш великий российский светильник, подвижник и духовный писатель – наставник православно-христианского благочестия святитель Игнатий (Брянчанинов)…

… Не с гораздо ли большим правом мы можем повторить эти грозные, предостерегающие слова его в наши дни? Ибо как раз в этом-то отношении – в отношении полного духовно-нравственного упадка, дошедшего, кажется, уже до крайних пределов, жизнь за эти последние сто лет, особенно со времени катастрофического крушения нашей Родины – России, действительно далеко ушла вперед. Печальный «прогресс», ясно свидетельствующий, по богомудрым словам святителя Игнатия, о приближении конца!.. Куда же идти дальше, если те, кому вверены человеческие души для руководства ими ко спасению, ведут их не ко спасению, а к вечной погибели?!”

Слова эти были сказаны Архиепископом Аверкием в 1967 году,

А о скором воцарении антихриста разве не говорили такие святые, как прп. Серафим Вырицкий, прп. Лаврентий Черниговский. Прп. Гавриил Ургебадзе говорил, что антихрист не просто стоит на пороге, а ломится в двери.

Конечно нужно избегать разного рода крайностей, чтобы не удалиться в раскол, но и спать как нас некоторые призывают нельзя. Как говорит отец Андрей Ткачёв: спите в своих каютах, доверьтесь капитану, вы всё равно ничего не понимаете в управлении кораблём. А если я не доверяю капитану дело спасения своей души, я не хочу спать в каюте. Я верю больше Евангелию и святым отцам и своему духовному чутью. И не только я в таком состоянии обеспокоенности за Церковь. Мы хотим бодрствовать, хотим видеть, что происходит с управлением корабля, куда мы плывём. Мы хотим высказать свои опасения. Наша Церковь соборная, а не папистская,, чтобы строго выполнять то, что нам сверху повелевают. А если мы хотим принять какие-либо действия и сказать свой слово, чтобы нас услыхали, так нас теперь надо выбросить за борт корабля, который не принадлежит капитану и объявить всем, что они РАСКОЛЬНИКИ. Правильно говорил Антоний Великий: Настанет время, когда люди будут безумствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить: ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас.

Пишу это свой отзыв на выступление отца Георгия Максимова, не чтобы навязать своё мнение кому-либо, а что бы мы сами порассуждали о том, что происходит сейчас и кому нам верить. Не стоит ли прекратить всю эту экуменическую возню ради мира в собственном доме. Помоги всем нам Господь и да сохранит нас от ересей и расколов.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О СТОЯНИИ ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ:

Преподобный Иоанн Дамаскин:

Братия, станем на скале веры и на церковном Предании, не изменяя пределов, которые положили святые отцы наши, не давая места желающим вводить новое и разрушать строение святой кафолической и апостольской Церкви Божией; ибо если дать свободу всякому желающему, то понемногу будет разрушено все тело Церкви.

Преподобный Максим Исповедник:

Желаю и молюсь, чтобы вы были резки и непреклонны с еретиками только касательно сотрудничества с ними в их извращенной вере. Ибо полагаю человеконенавистничеством и уклонением от Божественной любви потакать заблуждению, отчего уже впавший в него еще больше повреждается.

Преподобный Феодор Студит:

Господь бо заповедует не умолчать, когда вера в опасности. Когда дело касается веры, никто не может сказать: а я кто такой (чтобы говорить)? Священник ли я или правитель? Никак. Солдат ли? Или земледелец? Нет, я нищий человек, заботящийся только о хлебе насущном; не мое дело говорить или заботиться об этом. Увы, камни вопиют, а ты молчишь и остаешся беспечным!

Святитель Фотий Константинопольский:

В вопросах веры даже самое малое отклонение уже является смертным грехом. Знай же, что даже одно малое нарушение Предания позволяет небрежение ко всем догматам.

Святитель Геннадий Схоларий (ХV в.):

Проверяйте своих епископов в одном только отношении: узнавайте, православны ли они, не учат ли они догматам, противным истинной Вере, и не сослужат ли они с еретиками или с раскольниками.

Преподобный Серафим Саровский:

Что приняла и облобызала Святая Церковь – все для сердца христианина должно быть любезно. Что Церковь положила на семи Вселенских Соборах, – исполняй. Горе тому, кто одно слово прибавит к сему или убавит.

Хранит Господь, яко зеницу ока Своего, людей Своих, то есть православных христиан, любящих Его и всем сердцем и всею мыслию и словом и делом день и нощь служащих Ему. А таковые есть хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устами исповедающие благочестие, Ею преданное.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Весь род человеческий — разряд существ погибших... Одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных Им таинств. Напрасно ж, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль... как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят в ад... Христиане! Познайте Христа! — Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицаетесь Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства... Вы говорите: "еретики те же христиане". Откуда вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличить от чада клятвы — богохульной ереси! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию... Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святого... Новейшие [ереси] наиболее стремятся отвергнуть действия Святого Духа: с ужасными хулами они отвергли Божественную литургию, все таинства, все, где Вселенская Церковь всегда признавала действие Святого Духа: они называли это установлениями человеческими, – дерзче: суеверием, заблуждением!.. Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святой...

Не думайте, что такое незнание (христианства) — маловажный недостаток! Нет! Его следствия могут быть гибельны, особенно ныне, когда ходят в обществе бесчисленные книжонки с христианским заглавием, с учением сатанинским. При незнании истинно христианского учения, как раз можете принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель. Богохульник не спасется!.. Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и святых отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая Церковь выдает за святых!); изучите в святых отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писаний и живой веры изучите Христа и христианство.

Святитель Феофан Затворник:

Сохраните, что Господом и святыми Его апостолами передано Церкви и что одно поколение христиан передает другому... Вы только это соблюдите, а все прочее уже само собою приложится вам. За чистотою веры последует осенение благодати. Благодать с верою созиждут святыми и непорочными сердца ваши. Чистые же сердцем Бога начинают зреть еще здесь, — узрят Его несомненно там, и будут вечно зреть и блаженствовать в сем зрении. Это небольшое напоминание прошу принять, как ПОСЛЕДНЕЕ ЗАВЕЩАНИЕ.

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский:

Будем вспоминать с любовью и благоговением древних и новых ревнителей и защитников Церкви: апостолов, святителей, мучеников, преподобных и прочих святых — и их славную победу над всеми врагами веры и благочестия и сами будем подражать их святой ревности. Будем твердо вести вверенный нашему духовному руководству народ православный к животу и благочестию. Ныне времена не лучше, чем времена Ария и Македония, или целое столетие бывшей иконоборческой ереси, из-за которой славно и победоносно пострадали многие св. отцы Церкви, коих слава неувядаема и полна вечного торжества и радости. И мы не боимся нынешних лаятелей на Веру и Церковь, ибо Подвигоположник наш и всемогущий Глава Христос всегда с нами есть и пребудет до скончания века, и нынешнее смутное время послужит только к большей славе Церкви Божией. Святой же Архистратиг Божий (Михаил) не престанет предстательствовать за нас пред Господом.

Старец Макарий Оптинский:

Сердце болезнует, что ныне так много восстают на мать нашу Церковь, чада, возрожденные ею св. крещением и воспитанные млеком православного учения, оставившие оное и заразившиеся духом западного вольномыслия... Да и не попустит Господь восторжествовать тьме над светом. Видно, что есть подвизающиеся на поприще воинствующей Церкви против лживых нападений на нее.

Старец Анатолий Оптинский (Потапов):

Ереси распространяются всюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы Пресвятой Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет искажать переданные Св. Отцами от Духа Святаго учение Церкви, и самый дух его и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни... Посему, сын мой, как увидишь нарушение Божественного чина в Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, – знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут до времени скрывать свое нечестие или будут искажать Божественную веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети... Не бойся же скорби, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажает от благодати и разлучает со Христом.

Архиепископ Иларион (Троицкий):

Потому люди и начинают рассуждать слишком самоуверенно о делах веры, что допускают возможность существования какого-то христианства, не только независимого от Церкви, но даже и враждебного Церкви. Наше время — время всяких подделок и фальсификаций. Церковь подменена христианством; живая жизнь — отвлеченным учением. Стираются в сознании многих границы между Православием и ересью, между истиной и заблуждением...

Выплыло в современном религиозном сознании какое-то неведомое Церкви всехристианство. Православие и католичество поставлены на одну ступень. Появилось несколько церквей — православная, католическая, даже протестантская, англиканская и т.д., хотя, казалось бы, должно быть ясно, что у Одного Главы может быть лишь одно тело.

Слишком часто говорят теперь о недостатке жизни в Церкви, об "оживлении" Церкви. Все эти речи мы затрудняемся понимать и весьма склонны признать их совершенно бессмысленными. Жизнь в Церкви иссякнуть никогда не может, ибо до окончания века в ней пребывает Дух Святой (Ин. 14, 16). И жизнь в Церкви есть. Только бесцерковные люди не замечают этой жизни.

Архиепископ Серафим (Соболев):

Экуменизм не будет праздновать свою победу, пока не заключит все Православные Церкви в свое экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы! Памятуя его сущность и его цели, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь – отступление от Православной веры, предательство и измена Христу.