• Название:

    O том как к Юсуфу мир ему пришли его братья про...

  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: DOCX
  • или


Рассказ о том как к Юсуфу мир ему пришли его братья просить зерно.

Засуха, постигшая Египет, не обошла и соседние земли Шам и Кан’ан, где так же начался сильный голод. Пророк Якуб (мир ему) решил отправить своих сыновей к египетскому царю, рассказать ему о своем положении и просить у него зерно. Они взяли с собой мед, оливы и многое другое и прибыли во дворец к Юсуфу (мир ему). Они заговорили с ним на арамейском языке. Юсуф (мир ему) спросил: «Кто вы?» «Мы – дети пророка Якуба», – ответили они. Юсуф (мир ему) спросил: «Сколько вас, братья?» «Двенадцать, – был ответ. Но один пропал, другой остался вместе с отцом, а остальные десять перед тобой». С того времени, как братья бросили Юсуфа (мир ему) в колодец, прошло сорок лет. Братья его не узнали, а он узнал их, но скрыл это от них и сказал: «Если вы говорите правду, приведите ко мне того брата, которого вы оставили с отцом, и принесите письмо, написанное отцом, свидетельствующее о том, что вы – его дети». Это озадачило детей Якуба (мир ему). Они сказали, что отцу очень трудно расставаться с тем братом. Юсуф (мир ему) поставил перед ними условие, что они получат зерно только в том случае, если оставят одного из братьев в залог. Никто из них не захотел остаться, поэтому они решили бросить жребий. Жребий выпал Шам’уну и его оставили в залог. Юсуф (мир ему) дал им много зерна, а деньги за него он тайно вернул им, и проводил гостей с большим уважением и почетом.

По возвращении домой братья рассказали отцу о том, как учтиво египетский царь встретил их, и добавили, что если бы даже их родной брат был царем Египта, он непринял бы их лучше. Когда отец спросил о Шам’уне, они рассказали, что оставили его в залог. Также они рассказали ему о том, что египетский царь просил, чтобы отец позволил им взять с собой и Буньямина. Якуб (мир ему) не поверил им и не выполнил их просьбу. Когда они стали настаивать, он напомнил им случай с Юсуфом (мир ему). Но сыновья долго его уговаривали, и он, наконец, разрешил им, но с одним условием, что они дадут клятву возвратиться только вместе с Буньямином. Сыновья дали отцу клятву и собрались в путь. Они были один прекраснее другого, и чтобы их не сглазили, отец повелел им не входить в город всем через одни ворота. Ворот в городе было четыре. Братья разделились и, как научил их отец, вошли через разные ворота, и вместе предстали перед Юсуфом (мир ему).

Тайно радуясь встрече со своими братьями, Юсуф (мир ему} поприветствовал их. Они рассказали, каких отец был доволен и благодарен ему. Он угостил их и рассадил по двое. Оставшись один, без пары, Буньямин загрустил, вспомнив о своем брате Юсуфе (мир ему).

Юсуф (мир ему) решил, что нельзя оставлять гостя в таком плохом настроении и сел с ним рядом. Он также лег с ним в одну постель. Юсуф (мир ему) не мог насытиться его запахом. Утром он спросил его имя, расспросил о его семье. Тот перечислил имена всех братьев. Юсуф (мир ему) спросил: «Ты хотел бы, чтобы я оказался твоим потерявшимся братом?» «Откуда у меня может быть такой брат, как ты? Ведь ты не сын Якуба», – печально вздохнув, сказал он. Тогда Юсуф (мир ему) раскрыл тайну, обнял его, говоря о том, что они – родные братья. Вспомнив о прошлом, братья плакали слезами радости. После этого Буньямин захотел остаться с Юсуфом (мир ему). А Юсуф (мир ему) напомнил ему о том, что отцу будет очень трудно расстаться с ним, и добавил: «Чтобы задержать тебя здесь, необходима веская причина». И они решили спрятать в груз Буньямина сах (мерку) царя. Братья заполнили мешки, подготовились выйти в путь. Но стража остановила их, известив, что потерялась мерку (сах) царя. Они начали стыдить братьев: «И это ваша благодарность за столь радушный прием? Никто, кроме вас, не мог ее украсть».

Гости заволновались и начали отрицать их обвинения. Они рассказали, как они в пути надевали мешки на морды верблюдов, чтобы те не ели траву с чужой территории. «Как мы можем быть ворами, если мы вернули царю деньги за купленное зерно, которые мы обнаружили только дома, когда приехали за Буньямином?» – обиделись они.

«На какое наказание вы согласны, если у кого-то из вас обнаружится эта мерка?» – спросили их. «Того, у кого обнаружится эта мерка, мы согласны оставить в вашей тюрьме на год», – ответили они. Так их отец наказывал воров. Досмотрели вещи каждого из братьев; остался один Буньямин.

Когда очередь дошла до вещей Буньямина, царь, будто бы из доверия к нему, сказал, что его можно не обыскивать. Но братья не согласились, они хотели развеять все сомнения, и настояли на том, чтобы заглянули и в мешок Буньямина. Когда же мерку царя обнаружили в мешке Буньямина, братья от стыда не знали, что говорить, и огорченно глядели на Буньямина. Они стали упрекать его: «Дети Рахил кроме бед, ничего хорошего нам не принесли». В ответ на это Буньямин еще громче сказал: «Это вы стали бедой для детей Рахил». Те не унимались: «Как он сейчас украл, так и его брат в свое время украл». Юсуф (мир ему) не промолвил и слова, сделав вид, что ничего не знает.

Судя по рассказам ‘алимов, в книге «Бадаи’» сказано, что, когда Юсуф (мир ему) был маленьким, он украл у тети яйцо, чтобы отдать попрошайке. Также сказано: Юсуф (мир ему), будучи маленьким, сломал золотой крест дедушки (отца Рахил) и выбросил на улицу.

В «Араисе» упоминается о том, что после смерти матери Юсуф (мир ему) воспитывался тетей. Якуб (мир ему) соскучился по сыну и попросил Рахмат вернуть его. Она тоже очень любила Юсуфа

(мир ему) и искала повод, чтобы оставить его у себя. Она попросила Якуба оставить Юсуфа (мир им) у нее еще на несколько дней, и тот согласился. После истечения срока она одела Юсуфа (мир ему), чтобы отвести к отцу. Под пояс Юсуфа (мир ему) она надела другой пояс – пояс наследства (пояс, который она унаследовала), и стала искать его, будто бы он потерялся. Пояс обнаружили у Юсуфа (мир ему). По закону шариата того времени вору полагалось быть рабом хозяина украденной им вещи, чего и хотела Рахмат. Этот случай послужил причиной тому, что братья сказали Буньямину: «Как он сейчас украл, так и его брат тоже когда-то украл». Пояс тот оставил в наследство пророк Ибрахим (мир ему), по традиции он должен был принадлежать старшему. Поскольку в роду Исхака (мир ему) старшей была Рахмат, Якуб (мир ему) оставил пояс у нее.

Юсуф (мир ему) повелел принести ему мерку, которую нашли у Буньямииа. Когда ее принесли, он постучал по этой мерке палочкой, которая была в его руках, как по барабану, и прислушался. Затем, обращаясь к братьям, он сказал: «Эта мерка рассказывает обо всем, что с вами произошло. Она говорит о том, что всего вас было двенадцать братьев, и одного вы продали за бесценок». Услышав это, Буньямин быстро встал и начал делать ду’а царю, после этого он попросил царя спросить у мерки, жив ли Юсуф (мир ему). Царь египетский снова постучал палочкой по мерке, и ответил, что Юсуф (мир ему) жив и добавил, что скоро они получат о нем весточку, повелев братьям уехать без Буньямина. Они начали уговаривать его отпустить Буньямина, ибо не смеют предстать перед отцом без него. Каждый из них был го¬тов остаться вместо Буньямина, но царь не согласился. Тогда самый умный из братьев, Шам’ун, встал и сказал; «Вы возврати¬тесь к отцу, расскажите ему обо всем случившемся, что царь ко¬варно задержал Буньямина. А если отец не поверит, пусть спро¬сит караванщиков из Кан’ана (которые приезжали на торговать)».

Сам же Шам’ун решил остаться с братом и сказал, что без отцовского разрешения не уйдет из Египта. Совесть не позволила ему поехать к отцу без Буньямина, ибо он не смог выполнить данное отцу именем Всевышнего обещание. Остальные девять братьев вернулись к отцу, сообщили ему печальную весть о том, что Буньямина пришлось оставить, и рассказали ему обо всем случившемся.

Измученный тоской по Юсуфу (мир ему), ослепший от слез, Якуб (мир ему) не поверил им. Он сказал себе: «Фа сабрун джа-мил» (терпение – прекрасно) и успокоил себя тем, что такова воля Всевышнего. В то время, когда он в таком подавленном состоянии сидел в михрабе, кто-то зашел к нему, не отворяя дверей и не попросив разрешения. Якуб (мир ему) спросил: «Кто ты?» Вошедший ответил: «Я ангел Израил, прибывший к тебе с единственной целью посетить тебя и передать салаи Всевышнего». Тогда Якуб спросил Израила о Юсуфе (мир им), попросил рассказать правду о нем, жив ли он. Израил обрадовал Якуба (мир им), сказав, что он пришел поздравить его, и поведал о том, что Юсуф (мир ему) стал царем, какого еще не было и сказал, чтобы он не беспокоился о нем. Когда Израил (мир ему) сказал, что приближается время избавления от этой печали, Якубу (мир ему) стало лучше, его тело, утомленное тоской, вдруг помолодело. В надежде увидеть Юсуфа (мир ему) написал письмо египетскому царю. В этом письме он писал о своем роде, описал беды, которые его постигли. Рассказал о том, что сам принадлежит роду, на который Всевышний ниспослал горе, поведал о том, что потерял самого дорогого сына – Юсуфа (мир ему). Добавил, что в роду его не было воров, и выразил недовольство тем, что там, в египетском царстве, задержали Буньямина. Далее пригрозил сделать царю плохое ду’а, если он не вернет Буньямина, и отправил сыновей в Египет с этим письмом.

Они прибыли туда в третий раз, вручили письмо царю и стали ждать ответа. Юсуф (мир ему) пошел с письмом к себе, поцеловал его и долго плакал над ним. Прочитав, показал своим детям письмо их деда. Затем сел на трон, пригласил своих братьев, поговорил с ними, сказал, что прощает Буньямина, и разрешает ему вернуться домой, и спросил, есть ли к нему вопросы. Братья поведали о трудном положении, в каком они находились и попросили царя о помощи зерном.

Юсуф (мир ему) снял корону и спросил: «Помните ли вы, как когда-то избавились от брата Юсуфа?» (мир ему). Этот вопрос насторожил их, заставил спросить царя, не он ли Юсуф (мир ему). Юсуф (мир ему) ответил: «Да, а это – мой брат», – и приблизил к себе Буньямина. «Хотя ваше коварство отделило нас друг от друга, милость Всевышнего помогла нам встретиться, вознаграждение за терпение и богобоязненность праведных не пропадут», -сказал! Юсуф (мир ему). Братьям стало очень стыдно, они попросили прощения у Юсуфа (мир ему). На голове Юсуфа (мир ему) был наследственный знак. В «Араисе» сказано, что такой же знак был и на голове Сарат, Исхака, Якуба (мир им). Когда Юсуф (мир ему) снял корону, они увидели этот знак, и им стало ясно, что царь – их брат. Когда Юсуф (мир ему) рассказал о том, что было с ними в детстве, их сомнения окончательно рассеялись.

Затем Юсуф (мир ему) расспросил братьев о состоянии отца, и они сказали, что он ослеп и совсем ослаб. Тогда он велел братьям вернуться домой и затем приехать к нему вместе с отцом и родственниками. Он приготовил принесенную из Рая рубашку, которую надел на него ангел Джабраил (мир ему), когда братья бросили его в колодец, отправил эту рубашку отцу и сказал, что она вернет ему зрение.

Самый старший брат Яхуз попросил разрешения пойти к отцу с этой рубашкой, поскольку с рубашкой, запачканной кровью Юсуфа (мир ему), к отцу подходил он. Юсуф (мир ему) дал ему такое разрешение.

Якуб почувствовал запах Юсуфа (мир им) еще тогда, когда братья покинули египетскую землю. Яхуз отошел от каравана и отправился домой пешком, разутый и с непокрытой головой. Он осилил расстояние в восемьдесят фарсах за неделю, прибыл к отцу и накинул на его лицо ту рубашку. В тот же момент к Якубу (мир ему) вернулось зрение, он помолодел, и вся семья возрадовалась этому.

Когда Яхуз прибыл с вестями о Юсуфе, Якуб (мир им) в первую очередь спросил о здоровье Юсуфа (мир ему). Яхуз рассказал отцу, что народ чтит Юсуфа, и что его царство очень велико. Тогда Якуб (мир ему) сказал: «Зачем мне его царство? Вы скажите, какой религии он следует». Он очень обрадовался, узнав, что Юсуф (мир ему) следует Исламу, и сказал, что в таком случае его благополучие истинно. Попросив у отца прощения, дети попросили также, чтобы он молился за них Милостивому и Щедрому. Он сказал: «Потом попрошу у Аллаха», и простил их. С наступлением пятничной ночи, ближе к рассвету, Исраил (т.е. Якуб) (мир ему) предстал перед Всевышним. Он умолял Аллаха простить их в этот час, когда не отвергаются мольбы. Это время совпало с десятым числом месяца Мухаррам, днем Ашура’, и это была пятничная ночь.

И из-за того, что он попросил Аллаха в это столь ценное для молитвы время, Милостивый принял его мольбу. И ему было ниспослано вахью. что Он простил ему и им, всем. И Юсуф (мир ему) простил братьев. Поэтому все они окунулись во всеобщее прощение.

Затем Якуб (мир ему) вместе с сыновьями и всеми родственниками стал собираться в Миср (Египет). И всего собралось идти туда семьдесят два человека, женщины и мужчины.

Когда, пройдя земли Кан’ана, они начали подходить к землям Мисра, Якуб (мир ему) с удивлением увидел войско, построенное для их встречи. Среди этого войска был и Юсуф (мир ему), царственный, как лев. Аллах, «подняв покрывало», дал Якубу (мир ему) знать, что это Юсуф (мир ему). Об этом ему рассказал архангел Джабраил (мир ему). Юсуф (мирему) слез с коня и пошел к отцу. Он хотел первым поприветствовать отца, но Джабраил (мир ему) не дал ему этого сделать, и отец начал приветствие. «Ассаламу ‘алайка, о тот, который убирает печаль», – сказал он, и оба обнялись. От радости они заплакали до потери сознания. Когда же пришли в себя, Юсуф (мир ему) сказал: «О, мой отец, зачем ты пролил обо мне столько слез, ведь мы бы встретились и в Судный день?»

«Я боялся, что ты отошел от веры, и что из-за этого не встретимся и на том свете», – ответил, оправдываясь, Якуб (мир ему).

Ангелы, которые плакали от жалости к Якубу (мир ему), проливавшему слезы по Юсуфу (мир ему), обрадовались, видя, что они встретились. Царь Мисра Раян и все войско спешились. И все, склонив головы, упали ниц – таков был приветственный обычай у жителей Мисра. Так возвеличилась эта радостная встреча. В довольствии и достатке провел Якуб (мир ему) в Мисре двадцать четыре года. Затем к нему пришел ангел Джабраил (мир ему), сказав, что души предков соскучились по нему, и объявил ему о смерти. Тогда Якуб (мир ему) собрал сыновей и спросил: «Кому будете поклоняться после моей смерти?» «Кроме твоего и твоих родителей Господа Аллаха мы больше никому не будем поклоняться», -ответили они. «Не умирайте иначе, кроме как в Исламе», – строго наказал им Якуб (мир ему). Затем он завещал Юсуфу (мир ему) похоронить его там, где похоронены его родители. Кончились дни, отпущенные Якубу (мир ему), и он умер, и по завещанию Юсуф (мир ему) похоронил его в Байту-ль-Мукаддасе. Исхак и Ибрахим (мир им) тоже были похоронены там.

Смерть Айса и Якуба (мир ему), которым в утробе матери были сделаны ду’а, пришлась на один день. Оба близнеца были похоронены в одной могиле, и конец их пришел, как и начало. Прожив сто сорок семь лет, Айс и Якуб (мир ему) отправились в гости к Всемогущему. И на этом мы завершаем краткий пересказ повествования о Юсуфе (мир ему), приведенного в Коране. He зря в Коране приведены повествования о пророках – посланниках, и не для развлечения рассказывает Аллах о них Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Ведь Аллах не нуждается в развлечении. В них Ахмаду (да благословит его Аллах и приветствует) давалось успокоение и напоминание умме. Для тех, кто читает их с чистым сердцем, истории пророков обладают морем значений и являются ключами мудростей и кладезью полезного; они наставляют детей на истинный путь, если прочесть внимательно. Они основы крепостей, укрепляющих сердца му’мина. Они драгоценные кладовые в которых Милосердный скрыл тайны. Также они извещают раскаявшихся людей о том, что врата милости Его открыты. Кроме того, они являются и словом Знающею скрытое, Который даст знания всем. Oни еще свидетельствуют о том, что Он – Всемогущий и Его peшения находятся в слове «Кун» (Будь). Оценка невнимательного же, если даже и прочтет он эти истории, не пойдет дальше слова «хорошо». Тот же, кого Всевышний одарил содействием {тавфикам), заглянет в сокрытое и обогатится баракатом (благословением). Дай, Аллах, нам- тем, кто сделал выводы, прочитав эти истории, баракат пророков- посланников.

О Аллах, не оставляй без шафа’ата (заступничества) Твоих верных рабов, и нас, любящих хороших людей и нуждающихся в них.