• Название:

    2 нужда в Боге

  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: DOCX
  • или


Урок 2

Матф.5:3 «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.»

Пс.83:13 «Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!»

Только Бог! – это основание для блаженства.

«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.» (Матф.5:1-3)

Это начало знаменитой Нагорной проповеди Христа. Почему «Нагорной?» - потому что учил на горе. О чем учил Иисус? Он учил о том, каким людям принадлежит блаженство в Царствии Небесном. И начинает Он с того, что эти люди имеют «нищий дух». Давайте рассмотрим, кто это такие «нищие духом» и проверим себя, мы имеем «нищий дух».

- Как вы это понимаете? Кто это такие нищие духом?

Нищие духом - это те, которые сознают собственную беспомощность и полагаются на Божье Всемогущество. Они сознают свою духовную нужду и находят ее восполнение в Господе. Царство Небесное принадлежит таким людям, а в нем самонадеянность не является достоинством и самовозвышение является пороком. – такое определение есть в христианских словарях.

Эти слова нужно понимать так. Нищие люди – это те, кто ничего не имеет. Обычно нищие не стесняются просить помощи у других и признают то, что свою пищу и одежду получают как дар. Нищие духом в отличии от обычных нищих сознают, что ничего своего они в своей духовности (в душе) не имеют, так как все их духовные богатства (включая таланты и способности) они получили от Господа Бога. Эти люди ни чем не хвалятся и не гордятся перед Богом и перед людьми, а проявляют смирение и кротость, доброту и любовь к Богу и ближним. Такие люди просят у Бога духовной пищи и Господь Бог питает .

То есть нищие духом – это такие люди, которые не “осуетились в умствованиях своих” (Рим.1:21), осознали свою греховность и недостатки и отказавшись от эгоистических побуждений и гордыни, поняли, что без Бога они ничего не значат и не достигнут. Такая блаженная нищета Господом названа духовной. Она представляет собой определенное состояние человеческого ума и сердца, и характеризуется тем, что человек “упорству своего сердца” (Иер.23:17) противопоставляет открытость своей души перед Богом, когда человек свободен от тщеславных мыслей и злых дел. Только такой человек, который способен жить с Богом в сердце, сможет принять Благодать Божью и стать блаженным.

Иисус произносил эти слова не на греческом, а на арамейском языке, своего рода разговорном варианте древнееврейского языка того времени. нищие духом - иврит: анией а-руах

Слово "ани" (бедный, нищий) можно перевести также как "смиренный".

«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,» (Ис. 61:1)

«Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.» (Ис. 66:2)

смиренного и сокрушенного духом - иврит: ани унехе руах  

"Как мы также уже видели, все блаженства первоначально были высказаны не по-гречески, а на арамейском. А у иудеев было особое употребление слова нищий. На древнееврейском это они или ебион. Эти слова претерпели в древнееврейском четырехкратное изменение.

1. Первоначально они значили просто нищий. 2. Потом они получили значение не имеет никакого влияния или силы, помощи или престижа, потому что нищий. 3. А потом значение угнетенный и притесняемый людьми, потому что нищий. 4. И, наконец, ими стали определять человека, который, не имея никаких земных благ, уповает полностью на Бога.

Таким образом, в древнееврейском слово нищий употреблялось для характеристики скромного и беспомощного человека, полностью доверившегося Богу. Именно в таком смысле употребляет это слово псалмопевец, когда говорит: "Сей нищий воззвал - и Господь услышал и спас его от всех бед его" (Пс. 33,7).

Традиция

«… Того, кто нищ в духе, Писание рассматривает как того, кто принес все жертвоприношения, ибо сказано: «Жертва Богу - дух сокрушенный;» (Пс. 50:19) (Sanhedrin 43b)

«Кто будет в мире грядущем? Тот, кто кроток, смирен, не гордо входит или выходит (откуда-л.), и постоянно учится Торе, не требуя похвалы» (Sanhedrin 88b)

"Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его" (Пс 13:6); "Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою... я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце... Я же беден и нищ, но Господь печется о мне" (Пс 39:5,9,18); "избавит нищего, вопиющего" (Пс 71:12);

Эти и многие другие тексты пророков и псалмопевцев показывают, кто есть нищий (евр. ани) в ветхозаветной традиции: "Благочестивый, который тяготится в своем сердце сознанием, что он жалок и беспомощен, обращается к Богу, и не знает и не ожидает для себя никакой помощи, кроме той, которой он просит от милосердного Бога, есть истинный ани",.

     Итак, нищие Ветхого Завета — это люди определенного духовного склада, те, кто всецело связал свою судьбу с поиском и исполнением воли Бога. Теперь нищий Бога — это прежде всего служитель Всевышнего, а его здешнее положение, место среди людей уже не важны. Если он ищет и жаждет лишь исполнения воли Божией — он ани.


         Однако для понимания Нагорной проповеди надо вспомнить, что выражение нищие Израиля имело еще один, очень важный смысловой оттенок. Связанное с остатком Израиля, оно было пронизано острым эсхатологическим ожиданием. Еще раз напомним слова Давида: "Он ИЗБАВИТ нищего, вопиющего" (Пс 71:12). И сам этот псалом эсхатологичен по своему содержанию и говорит о пришествии Царства, которое пребудет, "доколе пребывает солнце" (Пс 71:17).
     Нищие Израиля — это "чающие утешения Израилева" (ср. Лк 2:25), обращенные всеми своими помыслами к восстановлению правды и обновлению мира. Ап. Павел, говоря о таком ожидании, употребляет однажды очень выразительное слово — apokarasokia, означающее "стояние с вытянутой вперед головою" (символ ожидания; пристальный взгляд, устремленный вдаль), "ибо тварь с надеждою apokarasokia ожидает откровения сынов Божиих" (Рим 8:19).
     Такая всепоглощающая надежда и была у нищих Израиля. Более того, она составляла как бы сущность их духовной жизни, и нельзя было сказать нищий, не сказав тем самым — "чающий".
    

- Как люди стают нищими духом?

Через понимание того: 1. Кто есть Творец, 2. кто есть они и 3. своей цели сотворения.

1. Давайте поговорим о Творце.

- Что вы знаете о Боге?

Наверное будет самым правильным, если мы хотим узнать истину о Творце, так это послушать, что Сам о Себе говорит Господь.

Давайте прочитаем, что говориться в Слове Божьем и запишем основные моменты, а затем сделаем общий вывод:

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;»(Втор.6:4)

- Что значит Един есть?

« Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.

И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. (1Пар.29:11,12).

Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.

Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.

Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.

Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.

Дивно для меня ведение [Твое], - высоко, не могу постигнуть его!

Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?

Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты.

Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.

Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! (Пс.138:2-17)

И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?" (Дан.4:32)

« Нет столь святого, как Г-сподь; ибо нет другого, кроме Тебя, и нет твердыни, как Б-г наш.

«Г-сподь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и поднимает.

Г-сподь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает.»

(1 Царств:2-10)

Пс.61:12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,

Итак, что из прочитанного мы можем узнать о Боге:

Чтобы иметь правильное понимание о Боге мы должны понять:

Истинность Его существования. Он есть, и если кто захочет понять это, то поймет. Размышляя логически, рассматривая творение, даже изучая науку.

Обязательность Его существования. Если мы говорим о себе как о творении, то обязательно должен быть Творец, иначе бессмысленна человеческая жизнь. Кроме того, Он есть причина всего, и у Него нет причины.

Он совершенный, Он не нуждается ни в чем, Он Сам есть источник всего.

Он независим от других. Нет ничего, что Его может заставлять быть таким или другим.

Единственность Его. Его невозможно ни с кем сравнить или уподобить.

Еще размышляя о Творце необходимо помнить, что мы не можем ничего сказать о Его качествах, ибо это есть ограничение Его, но есть те атрибуты, через которые Он являет Себя. Есть та активная форма, через которую Он проявляет Себя явно, но есть и то, что скрыто от нас и находиться в потенциале. Оно есть, но Он еще не явил так Себя миру. На протяжении истории мы видим, как Творец являл новое свое Имя. Имя говорит о том, как Он будет действовать, какое его желание.

Также, говоря о Боге, мы должны помнить о Его целостности и простоте. Человек имеет двойственную природу, но Бог – Он Един Есть. Его нельзя разделить, Он не сумма качеств, Он Тот, Который Есть.

2. Самое главное, что узнаем о себе, что мы - творение.

- Что это значит? Что не мы были инициаторами своей жизни, что все, что у нас есть – это дал нам Творец и что вся наша жизнь зависит только от Него.

- Мы знаем, что Он сотворил нас, но зачем?

« Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет

и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все.

От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,

дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:

ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род".

(Деян.17:24-28)

Давайте прочитаем еще одно место:

“ Один из книжников, слыша их прения и видя, что [Иисус] хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; (Мар.12:28-34)

Что значит «первая заповедь»? Это есть самая важная, для чего сотворен человек. Что самое важное нужно сделать человеку? Это познать то, что Господь Един есть. Это значит, что только Он и нет кроме Него другого: нет другого источника, все принадлежит Ему. Когда я это пойму, то я буду искать только Его, потому что у только у Него все. Я тогда буду «нищим духом».

Рассказывается в одной притче, как два человека заболели одинаковой болезнью и были приговорены. Оба молились. Один выздоровел, а второй — нет. Объясняет мудрецы: молитва первого была совершенна, а второй — достичь этого не сумел. Всевышний ищет в молитве нашей души, нашего чувства. Но какие из чувств должны быть внесены в молитву, чтобы поднять нас на новую высоту?

Главное ощущение в молитве — переживание нищего у чужого порога. У него нет еды, нет дома, он не знает куда идти. Он стучится в дверь и ждёт, чтобы кто-нибудь протянул кусок хлеба. Чувство это столь важно, что без него, молитва не засчитывается и требует повторения. Именно этот душевный настрой должен пронизывать молитву.

Один учитель говорил: «пусть даже в ежедневной молитве человека присутствовало всё: и благодарность, и радость, и признание величия Всевышнего, но не хватало одного — ощущения нищего перед закрытой дверью, — этот человек словно бы никогда не молился». Другими словами, то был прекрасный речитатив, но не молитва.

В псалмах есть одна молитва, которая начинается со слов: «Молитва нищего».

Почему так важна такая молитва? Потому, что у нищего разбитое сердце. Как это разбитое сердце? Что у нас в сердце? Наши желания, наша воля. Но у нищего уже нет своей воли, ни своих желаний. И такой человек блажен в своем уповании на Бога, потому что Библия говорит: Всевышний близок к обездоленным. Навстречу разбитым сердцам раскрываются Небесные ворота, и все их молитвы поднимаются вверх. Человек должен ощущать себя нищим, чтобы слова молитвы всегда беспрепятственно поднимались наверх.

Теперь вопрос:

- Являешься ли ты «нищим духом»?

- Почему ты так думаешь?

- Если ты не нищий духом, то почему? Что тебе не дает это сделать? Хотел ли ты быть нищим духом? А если ты не нищий духом, то можешь ли ты быть счастливым? Почему, те которые не нищие духом не могут быть счастливы?

И потому "блаженны нищие духом" значит:

Блажен человек, осознавший свою абсолютную беспомощность и уповающий только на Бога.

Нищий духом - это человек, который осознал, что материальные вещи не значат ничего, а Бог - это все.

Блаженна же нищета духа, когда человек осознает, что у него полностью отсутствует все необходимое для жизни, и когда он находит помощь и силу в Боге.

Иисус говорит, что таким нищим принадлежит Царствие Небесное. Почему это так? Если возьмем две мольбы из Молитвы Господней и сопоставим их:

Да приидет Царствие Твое; Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.

то поймем:

Царствие Божие - это общество, в котором воля Божья также совершенно воплощена на земле, как на небе. А это значит, что гражданином Царствия Божия может быть лишь тот, кто исполняет волю Божью; а волю Божью мы можем исполнять лишь тогда, когда осознаем полную нашу беспомощность, наше незнание и нашу неспособность совладать с жизнью и всецело доверимся Богу. Повиновение всегда основано на доверии. Царствие Божие принадлежит нищим духом, потому что нищие духом осознали всю полную беспомощность без Бога и научились доверять и повиноваться Ему. Таким образом, первое блаженство гласит:

"О блаженство человека, который осознал свою полную беспомощность и который полностью доверился Богу, потому что только так он может оказать Богу то абсолютное повиновение, которое сделает его гражданином Царствия Небесного!"