• Название:

    Философия танго Ирины Петриченко Танго – это жи...

  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: DOCX
  • или


Философия танго Ирины Петриченко "Танго – это живая субстанция"

Ирина Петриченко - преподаватель московской школы «Tango Asi».

Почему из тех многих фестивалей, которые были в этом году в Украине, ты приехала именно на этот?

Мне нравится как место проведения фестиваля, так и его формат, который отличается от мероприятий, проводимых в Украине. Отличительной чертой фестиваля является то, что здесь акцент перенесен на танцевание. Саша (Александра Котельницкая) назвала его фестивалем диджеев, но фактически для тех, кто приехал сюда, это фестиваль милонг. За шесть дней фестиваля у нас было двенадцать милонг с совершенно разным настроением, потому что это двенадцать разных диджеев. Интересно, что люди танцуют полдня и потом еще всю ночь, и это не надоедает. Хорошее настроение, хорошая атмосфера делают это возможным.

Часто, когда мы едем на фестиваль, мы загружаем себя уроками так, что некогда порадоваться общению с людьми и не остается сил увидеть город и потанцевать. Но, на самом деле, если каждый сам себе задаст вопрос, зачем он едет на фестиваль, он, наверное, ответит: чтобы танцевать! Здесь это есть на двести процентов.

Кроме того, это Львов. Я здесь второй раз зимой, и хотела бы приехать летом. В этом городе есть что посмотреть, где погулять, найти комфортное по деньгам жилье. Особенно отмечу, что это рай для кофеманов, сластен и гурманов.

Дневные милонги, по-моему,– это интересная находка…

Да, конечно. Очень важно, чтобы дневные милонги тоже были. В этом году это особенно комфортно, много танцоров живут в гостинице, где проводится фестиваль. И это супер удобно: поднялся – ты уже на милонге, спустился – и ты уже в номере. Город маленький, для тех, кто живет не в гостинице, дорога с милонги тоже не особенно обременительна.

Я еще заметил, что ты много наблюдаешь за тем, что происходит на танцполе, как пары танцуют.

Мне кажется, что все, когда сидят на милонге, смотрят на танцпол. Я не то чтобы смотрю туда дабы оценить, как-то отметить: это – лучше, это – хуже, технично – не технично. Нет! Я смотрю на танцующие пары, на танец!

Но ты преподаватель, на что ты обращаешь внимание, когда смотришь на танцующую пару?

Когда я на милонге – я не преподаватель, и никогда не смотрю на танцпол с этой точки зрения. На что я обращаю внимание? Я могла бы сказать так: либо люди танцуют, либо ходят. Либо их танец содержит энергию, и он связан с музыкой, а они связаны друг с другом. Либо это какой-то набор гимнастических упражнений, и они могли бы с таким же успехом танцевать поодиночке или что-то другое, не танго.

В любом случае, если говорить об уровне танцевания тех, кто приехал в этом году, – он вырос. На танцпол смотреть приятно. На танцполе есть разное. Я смотрю на то, что приятно:)

Из моих предыдущих интервью несколько человек упомянули тебя как того человека, у которого они больше всего взяли. Мне интересно, как ты сама училась, как тебе удалось достичь этого уровня и статуса преподавания?

Мне приятно это слышать. Я не стремилась, чтобы достичь какого-то статуса преподавания. Я продолжаю учиться и учусь до сих пор при любой возможности. Люблю уроки разных преподавателей, разного стиля, разных уровней, это всегда интересно: либо с точки зрения чего-то новенького, либо с точки зрения того, как им удается донести свою мысль до учеников.

Фактически методология преподавания танго складывается в период пока я сама это делаю, в аргентине тоже, потому что его раньше не преподавали, последние 10-15 лет это только появилось как какая-то преподавательская деятельность, и сейчас они тоже столкнулись с тем, что, наверное, может придётся даже, в некоторых моментах, договариваться, что говорить и как это делать, потому что всё это на самом деле выстраивается на наших глазах.

Танго очень пластично, оно меняется, нельзя когда-то научиться и оставаться в этих представлениях и ничего не менять, жизнь меняется, мы меняемся, танго меняется , нужно быть всё время в этом течении., нужно постоянно в этом купаться, что-то новое узнавать, что-то м.б. привносить, м.б. нет, нужно быть всё время в процессе, тогда получится и танцевать хорошо и преподавать хорошо.

Я всё время ищу как можно более простые способы, и как можно меньше деталей, чтобы донести необходимую мысль. Как говорит одна моя подруга аргентинская: танго это очень просто - раз, два, три, то есть не 10, 20, 50.

То есть деталями можно перегрузить человека?

Они не нужны, с ними можно работать индивидуально, когда хочется сделать что-то очень конкретное. Но в принципе, они не нужны, чтобы научится танцевать. Это может очень замедлить путь в танго. Есть вещи необходимые, есть достаточные.

То есть отличие хорошего преподавателя от просто преподавателя в том, что он знает, как отсечь лишнее, что говорить, не перегружать деталями? Этим определяется класс преподавателя?

Да, это должно быть просто, понятно и конкретно. Потому что те, кто учатся, должны получить достаточно понятные для себя и конкретные представления о том, как что-то сделать. И танго – это не академическая дисциплина. Не нужно заканчивать ни консерваторию, ни хореографическое училище, чтобы его танцевать.

Возвращаясь к тому, что ты говорила по поводу пластичности танго. Ты в московском танго мире практически с его зарождения. Мне интересно, как оно за это время изменилось?

Поменялось очень сильно, оно всё время меняется. Оно то становится очень хорошим, то падает невозможно низко. Сейчас огромное количество танцующих в Москве. Но процентное соотношение, тех, кто хорошо танцует, всё равно остаётся прежним.

Я слышал от нескольких человек о кастовости, которая присуща Москве и москвичам… Это когда с гостями не танцуют? Я слышала от многих людей из регионов, что им трудно на милонгах в Москве, – значит, проблема есть.

В любом месте, стране, городе, где появляешься впервые, что-то такое будет. Я совсем недавно была в Будапеште, пришла на фестивальную милонгу и просидела два часа. Признаться мне не очень хотелось танцевать, потому что было довольно уродливо, всё, что было на танцполе, но я не заметила особого стремления и в этой стране. То есть появились новые лица, на них никто не обратил внимание, это присуще не только Москве.

Это общий тренд?

Он не общий, просто есть места, где это есть и есть места, где этого нет. В силу национальных особенностей, того как сложились взаимоотношения в сообществе, наверно много факторов. Мне кажется, что дело не в кастовости. Что касается Москвы, огромное количество школ, огромное количество людей на милонге, я прихожу сейчас на милонгу и понимаю, что 90% людей я не знаю, понятно, что я и не буду активно стремиться танцевать с новыми людьми, потому что я пока не понимаю, кто это. Именно из-за этого – потому что много лиц. Это какой-то немножко защитный механизм, а не потому что «кто-то зазнался».

Мне кажется, многое зависит от каждого конкретного гостя, от его открытости и активности. Я танцую практически с каждым, кто меня приглашает, если я отказываю, то это ни как не связано с уровнем танцевания. Т.е это м.б. новичок, это могут быть его первые шаги, но я вижу, что он танцует со мной, он пытается установить эту связь, он пытается, что-то вместе со мной сделать, я могу компенсировать ошибки. Но если человек, который выходит со мной на танцпол, танцует один, что-то там такое выделывает, а меня использует просто как "тряпку повозить", я с таким человеком танцевать не буду. Он может быть какого угодно о себе мнения, и какого угодно уровня, и он может быть кто угодно в иерархии.

Могу дать маленькую рекомендацию, как вести себя в новом месте: знакомьтесь, разговаривайте с теми людьми, которые сидят или стоят рядом, перемещайтесь, ищите возможность контакта с большим количеством людей. Подойдите к организаторам милонги, фестиваля, представьтесь, попросите познакомить вас с кем-то. Это увеличит шансы, хотя не даст гарантии.

Есть ли у тебя те, на кого ты ориентируешься, у кого надо учиться, на кого равняться?

Равняться ни на кого не надо. Всё равно мы выбираем каких-то танцоров и преподавателей, исходя из своих особенностей, пристрастий. Пообщавшись с огромным количеством преподавателей в Аргентине, я выделила для себя некоторую группу, которую я могу рекомендовать, потому что я уверенна, что могу им доверять. Они могут быть хорошими танцорами, но плохими преподавателями и тогда я не буду рекомендовать у них учиться.

Хороший преподаватель – это человек, который не будет стремиться научить тебя «делать, как я». Это очень важно, чтобы преподаватель нашел способ включить механизмы самореализации каждого ученика, учитывал его особенности. Учитесь у тех и равняйтесь на тех, кто вас восхищает, и кому вы доверяете. Для себя я этот вопрос решила, пообщавшись с огромным количеством маэстрос в Буэнос-Айресе. Но ничьи уроки не прошли даром, я благодарна всем, с кем занималась.

Как часто ты ездишь в Буэнос-Айрес?

Раз в год стараюсь ездить. Т.е. езжу каждый год.

Что это тебе дает?

Если провести аналогию – любой инструмент требует настройки. Мне через какое-то время нужно поехать туда, чтобы мое тело настроить.

Это как с камертоном?

Да. Я там танцую на милонге и понимаю, как моё тело настраивается. Я приезжаю, и как бы я не танцевала хорошо, я чувствую, что танго по капельке уходит. Т.е иногда оно появляется или нет, но такое тело, которое танцует, такая я, которая танцую в Буэнос-Айресе, – это совсем другое. И я этот момент всегда ловлю: вот, вот оно!..

А что можно сказать о преподавателях, которые пока не были в Буэнос-Айресе? Как они могут этот момент передать?

Никак. Им нужно получить этот опыт.

То есть каждому преподавателю обязательно нужно съездить туда?

Конечно, если он или она преподают аргентинское танго. Нужно пожить в Буэнос-Айресе, познакомиться с культурой, понаблюдать, как всё устроено. Потанцевать с аргентинцами и аргентинками, почувствовать атмосферу милонги. Нужно это почувствовать. Кто бы чего не объяснял – пока сам не столкнешься с этим телесно, эмоционально…Танго не садится в самолёт. Потому что, вроде бы всё то же самое, но это совершенно не то, что танцевать в Буэнос-Айресе. И тело ведёт себя подругому, и как то, ну всё совершенно по другому. Ну вот, не перелетает оно через океан. Нужна та атмосфера. Кроме того, есть много преподавателей и танцоров, которые никуда не выезжают, соприкоснуться с ними можно только там, в Аргентине.

Мне удалось застать многих Маэстрос, кого уже нет в живых. Я не могу передать словами, как много они мне дали в плане мировоззрения, представлений о танго. Я танцевала на милонгах и с Карлосом Гавито (Carlos Gavito), и с Пупи Кастилье (Puppi Castillo), и с Эль Тете (El Tete). Гавито подвозил меня домой после милонг и говорил о танго, о музыке. Представляешь, он после многих часов на милонге садился в машину и еще долго не трогался с места, слушая танго! И с каким восторгом слушая! А потом выдыхал и говорил: «Я слышу это уже страшно сказать сколько десятков лет, и каждый раз эта музыка вызывает во мне волнение и трепет». Сейчас у меня больше понимания, о чем они тогда говорили, – на всё нужно время и опыт.

У тебя большой опыт преподавания. Что, на твой взгляд, самое трудное?

Самые простые вещи. Выделить главное из второстепенного и понять, на каких самых основных принципах всё строится и от них не отступать. Потому что самое сложное - это понять, как мы взаимодействуем в паре, что это за тип связи, как распределены роли. Об этом все знаю вроде бы, все говорят, но когда я приезжаю на какой-нибудь семинар и спрашиваю, кто ведёт, а кто следует в танце, традиционный ответ, что мужчина ведёт, а женщина следует. И вот это самый большой лажняк, потому что в танго мужчина провоцирует движение женщины, но следует за её реакцией, на свою провокацию, и вот если танцор этого не поймет, он так и не приблизится к танго. Роль мужчины гораздо сложнее, чем вести. Потому что - если он ведёт, а она следует, он идёт сам.

Шаги, структуры – это только инструментарий, то, с помощью чего мы взаимодействуем, а не самоцель.

Я думаю, что те люди, которые выделили меня как своего преподавателя, которые что-то получили, вероятно, мне удалось добиться того, чтобы они это сделали. Чтобы мужчина не думал, что то, что он повернул свои плечи, вызывает движение женщины. Потому, чтобы женщина повернулась, её надо повернуть, а не себя. И так с каждым элементом танго. Сместить акценты с себя на неё, нужно делать с ней нечто конкретное, нужно понимать, куда она идёт, когда, комфортно ли ей, а не просто её абстрактно уважать. Вот это самое сложное, найти движение пары, через движения другого человека, а не через своё собственное.

У меня такое впечатление, что это особенно трудно для новичка, потому что он сам думает, как сделать этот шаг…

Нет. Акценты не расставлены.

То есть, это в самом начале не донесён этот момент? Т.е. не парьтесь, как вы идёте, а думайте как вы ведёте партнёра.

Не ведёте, а как вы вызываете её движения, которое вы будите сопровождать и как вам его сопровождать, чтобы это стало общим движением.

И так же нужно точно понимать, какие роли у нас есть в танго. Это слишком абстрактно, быть женщиной, быть мужчиной. Они должны быть конкретными. Есть роль, е танго, мужская - решать куда, когда, и какой длины это всё будет, шаг, какой он динамики движения, женщин - реагировать на стимул не обдумывая.

Как говорит опять же моя подруга: слишком много поэзии, танго нет. Потому что нужно сделать что-то конкретное.

А что еще относится к базовым вещам, кроме связи?

Всё остальное проще. Потому что из этого уже проще будет понять, как это технически складывается.

Очень часто преподаватели используют какие-то образы, метафоры, потому что напрямую не всегда доходит. Типа: держите партнершу, как голову ребенка… и т.п.

Ужасный образ:).

Ты сама используешь такие вспомогательные образы?

Наверное нет. Так чтоб обязательно. Я всё время что-то добавляю, убавляю и я всё время стараюсь понять, аудитория готова слышать образность или нет. Потому что все разные, и, как правило, за урок я одно и то же скажу и в терминах технических, и в терминах эмоциональных, метафорических. Возвращаясь к метафоричности, иногда это работает, иногда нет.

Когда я в первый раз поехала в Буэнос-Айрес, вообще не говорила ни на каких языках, мне бы это никак не помогло. Я общалась с преподавателями, у которых не было методологии, мне было интересно позаниматься со стариками, и они передавали это через ощущения. Они клали руки на себя и передавали, то, что они делают и это дало много больше. Вспомогательные образы – это дополнение, добавка, соус, но не основное блюдо.

Но некоторые вещи нельзя передать через ощущения. Иногда нужно использовать язык как средство для того, чтобы вызвать это ощущение…

На мой взгляд, хорошо работает сочетание. Нет такого, что только через ощущения или только... вообще, чем меньше, через голову, тем лучше, особенно для дам. Мы можем сколько угодно обдумывать, то как мы это можем сделать, но мы можем это обдумывать по поводу себя при взаимодействии с другим человеком, это как правило не срабатывает, потому что нам нужно думать о том, что делать с ним.

Ты заметила, что вырос уровень танцевания. Что ты можешь сказать тем партнерам, которые считают, что они танцуют недостаточно хорошо, что им рано идти на милонги или страшно пригласить потанцевать преподавателя? Что можешь посоветовать?

Я ничего не могу посоветовать, если мужчина весь в рефлексиях, то, что тут можно посоветовать. Мне, честно говоря, это непонятно, какая-то совершенно не мужская позиция. Мужик сказал, мужик сделал. Если хочется...охота, должна быть пуще неволи Должен быть интерес. . Желание обычно превозмогает страх. Ну и пусть учатся…

Я рассказываю такую историю часто, когда такие вопросы задают. Я была в Стамбуле, и меня пригласил танцевать паренёк, который знал, что я хорошо танцую и что преподаватель из Москвы. Я не знала, сколько он на тот момент танцует, и он делал всего три шага, но я с ним танцевала про по часу по полтора, настолько это было любопытно. Я от него заражалась, таким его восторгом от того, как мы с ним взаимодействуем в паре. Он весь был внутри пары, он так ликовал внутри от того, что что-то возможно, он так получал удовольствие, от того, что он получает какой-то вот такой контакта кого-то другого, он так радостно танцевал, что мне даже из этой пары уходить не хотелось. Оказалось, что к тому моменту, он танцевал всего несколько месяцев. И когда он спросил меня сколько я танцую и я ему сказала, что 10 лет, он так закрыл голову руками, т.е если бы он возможно это знал, он бы и не решился, а может быть и решился. Мне понравилось, что ему хотелось, страсть, как хотелось потанцевать, и ему было интересно, больше, чем страшно.

То есть если поставить вопрос, что для тебя значит хороший партнер, то это тот, которому интересно?

Которому хочется больше, чем страшно.

Возвращаясь к кумирам. Ты сознательно не называешь каких-то имен? Это не мое упущение? Кумиров нет?

Сознательно. Не хочу никого обидеть, нечаянно не упомянув. Есть люди, которых я люблю, у которых я училась, и у которых продолжаю учиться. И всем говорю, что я ученица Грасиелы Гонсалес. То, какая я сейчас, это то, что со мной сделала Грасиела, может быть сейчас чуть больше, потому что я что-то такое уже набираю больше своего и из разных источников. Я её никогда не копировала, и не копирую. В любом случае, человек который, что-то изменил во мне который в мня как-бы танго загрузил, это она.

Были конечно и другие, я очень много взяла у Хаверо, мне очень нравится общаться с Себастеном Марсо, есть и клан других преподавателей прекрасных, с которыми я взаимодействую, но это не кумиры, а личности. Милена Плепс, я многое использую, то, что у неё взяла, Нита Гарсия их много. Кумиры - нет, интересные танцоры, интересные преподаватели - да.

Многие люди собираются ехать в Буэнос-Айрес. Говорят, что там нужно пробыть минимум месяц. Как бы ты посоветовала построить эту поездку, чтобы максимум взять от нее?

Я бы посоветовала, особенно если это первый раз, не стараться максимум взять. Я бы посоветовала приехать туда, просто с открытыми глазами и сердцем, и попытаться понаблюдать, понять, почувствовать, что это такое, а не гоняться за химерой.

Не нужно брать у 250 преподавателей по 100 уроков в день, ходить на все милонги без сознания и падая от усталости. Не увидеть города и его окрестностей…

Нужно ехать туда просто открытыми и без особых ожиданий. Попробовать увидеть что-то новое для себя. Понять или почувствовать, как это устроено, брать ровно столько, чтобы можно было это попробовать на вкус.

Следующий раз, можно будет для себя что-то исключить, выбирать какие-то направления. У меня каждый раз другая поездка, идеологически получается, но первый раз не нужно стремится объять не объятное, обязательно научится, вернуться от туда, супер продвинутым, этого не случится – во-первых.

А во-вторых, танго – это такая живая субстанция. Она тоже человека должна принять. Танго может и не показаться, не показать своё настоящее лицо. Чтобы танго показало свое настоящее лицо, нужно быть к этому готовым, открытым и спокойным. Без ажиотации, без фанатизма, без анализа.

То есть если ехать с жесткими убеждениями…

Тогда можно получить большое не удовольствие, от поездки. Потому что, тогда танго будет этого человека ломать через колено или он это будет чувствовать, что его ломают, через колено, скажет, что там всё плохо, всё не таки всё не то, и это будет много негатива.

Исходя из сказанного: не важно, на какой срок ехать?

Абсолютно. Просто это большой перелёт, другая климатическая зона, другое время. Всё равно будет ломка, всё равно нужно будет перестроиться, поймать этот темп, подстроится под время. Всё равно там, несколько дней будешь без сознания. Нужно спокойно, там, через неделю, прийти в себя и уже от того, что ты видишь полноценно получать удовольствие.

Возможно, у тебя есть наблюдения, какие ученики быстрее продвигаются и за счет чего?

Я могу тебе сказать совершенно точно, что никогда вначале, нельзя строить никаких прогнозов относительно людей, которые пришли. Люди, у которых моментально, что-то получается, совсем не обязательно затанцуют. А те, кто долгие и упорные, и у них ничего толком не получается и вот уже отчаянье, совсем не значит, что будут хорошими танцорами или там, плохими танцорами, это вообще не связанные вещи. Если, кто-то, что-то хватает достаточно быстро в начале, на выходе м.б. ни что и наоборот. У каждого свой темп, своё время и никаких прогнозов я уже давно не выстраиваю.

То есть приходит человек видно, что он…

Не видно. Видно, что сейчас, у него получается или не получается. Но это не то же самое, что строить прогноз. Всё будет зависеть от его упорства, упрямства, любопытства. От того, сколько времени он готов посвящать этому.

Из тех вопросов, которые я запланировал, я уже задал всё. Теперь, возможно, у тебя есть что-то, что ты хотела бы акцентировать для тех, кто учится. Возможно, что-то наболело.

Я просто хочу предостеречь от некоторых вещей, во-первых, что касается того, когда выходить на милонгу, определение своего уровня, вот я там ещё возьму уроков, а потом только когда-нибудь буду танцевать - это всё ложное. Потому что, чтобы танцевать, нужно танцевать.

Потому что, сколько бы ты правильно не сделал в танцклассе, на милонге всё равно может не сработать, потому что здесь другие законы действуют, здесь есть общее движение, много пар, другая атмосфера. Т.е уровень танцевания, количество уроков, милонга, это такие вещи , которые так вот на прямую не связаны.

Чтобы танцевать, нужно танцевать - это первое.

Второе. Сейчас стало много школ и преподавателей. Возможно, это хорошо. Но как правила люди начинают преподавать, не осознавая того, что просто на этом этапе, они почувствовали, что они что-то умеют, но это ещё не танцевание. Мне кажется, что у нас отсутствует одна вещь, которая европейцам не даёт так быстро двигаться, как аргентинцам.

Сначала все пробуют танцевать, берут уроки и вдруг начинает, что-то получаться и некоторые вещи вроде бы получаются уже достаточно уверенно, возникает некоторая эйфория, что ты это уже без вопросов можешь.

Это значит, что пришло время найти таких же единомышленников, таких же людей, которые достигли какого-то уровня, чтобы объединиться, для совместных практик, чтобы активно друг с другом танцевать, делиться идеями, тусоваться, приходить на милонги, перемешиваться и весь этот уровень приподнимать ещё повыше. А не создавать 10 школ, где все разойдутся, будут редко встречаться на милонгах и не будет время на то, чтобы этот рост осуществлять.

Там в Аргентине, они объединены в группки, даже те, кто преподает, и они вместе собираются, чтобы попрактиковаться. Это даёт им возможность, вот этот пласт людей с каждым разом удерживать на высоком уровне.

У нас произошло то, что вот этого сегмента нет. Люди, которым кажется, что они чему-то научились, они открывают школу, вместо того, чтобы найти таких же людей, с кем они будут активно взаимодействовать ещё какое-то время и ещё вырасти.

Да эти люди привлекут новых людей, эти люди опять дойдут до того потолка, который они легко бы расшибли если бы сделали это вместе и вышли бы на новый уровень. Вместо того чтобы подниматься, это расслаивается. Только милонги не достаточно, чтобы это сделать.

Чтобы свой собственный уровень подрастить, ты должен потанцевать, с кем-то чуть вы уровня или с кем-то, кто с этим работает, иначе, это всё тот же бульон с теми же ингредиентами, никакого другого супа не будет, только этот.

Я еще хочу вернуться к тому, с чего мы начинали. Мы говорили, что кто-то просто ходит, а кто-то танцует. Где тут эта мистика, в чем различие между ходящими и танцующими.

Мне кажется, это очевидно. Это как (если говорить о речи) пробубнить, что-то на одной ноте и без знаков препинания, совершенно скучно и собеседник уже умрёт или уснёт, через 10 минут и как читать стихотворение с выражением или говорить, раскрашивая это интонацией, тоном, высотой.

Звучит одна и та е музыка. Эта разница может быть как на уровне вычленения музыкальных составляющих, так и на уровне телесном?

Интерпретируется, безусловно. Как это перенести в танго? Либо тело эту музыку проживает и выражает и эта экспрессия есть в шаге, либо нет.

Я недавно слышал выражение: впустить музыку в тело. Это, конечно, образ такой, метафора,

Ни о чем да. Я бы сказала другую метафору - выпустить музыку из тела. Чтобы она вырывалась из тела, а не складывалась там.

Кажется, я ушел в сторону от наболевшего. Может быть, что-то еще?

Нет, пожалуй, всё. Я сказала о том, что вот эти две вещи, которые меня расстраивает: что люди сами себя ограничивают и в том и в другом, и в том, чтобы начать танцевать, и в том, чтобы расти. Не осознавая этого, может быть.

В принципе, я был согласен с тем мнением, что чем больше школ, тем лучше. Потому что приходят новые люди. И эти ученики со временем всё равно разбираются, кто лучше, и перетекают …

Да, обучаются делать оче, болео, открывают свою школу и выращивают таких же. И всё это будет много какого-то уровня, но это не будет хороший уровень. Да танцоров становится больше, но хороших танцоров не становится больше.

По поводу обилия танго фестивалей, мне кажется это тоже какой то стандарт...

Безусловно. Мне кажется, что сработало бы это, например, ещё в Одессе, где есть море, солнце и всё есть для того, чтобы провести световую часть дня на пляже, а потом плясать. Вот где нет такой обязаловки, напряжённого ритма обычного фестиваля, структурированного на уроке, потому что это тогда лишает возможности наслаждаться тем, что есть вокруг.