• Название:

    Философия танго Ани Лаврус Отключать мозги, а в...

  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: DOCX
  • или


Философия танго Ани Лаврус «Отключать мозги, а включать ощущения»

Аня Лаврус - преподаватель киевской танго-школы «Таngo de Mi Vida».

Аня, как случилось, что ты начала танцевать танго и сколько места в твоей жизни оно сейчас занимает?

Я могу точно сказать, с какого момента я захотела учиться танцевать аргентинское танго. Это конкретный момент в жизни, когда я впервые увидела фильм «Запах женщины». Знаменитая сцена, где слепой полковник приглашает танцевать девушку и под звуки «Por una cabeza» они импровизируют на танцполе. Я тогда еще не знала, что это именно аргентинское танго, даже танец мне не был знаком. Но я просто загорелась – хочу научиться!

К сожалению, тогда в Киеве еще не было места, официального, где можно было бы узнать про этот танец и научиться танцевать. Но я стала искать. Я перепробовала несколько танцев, т.е. бальное танго тоже прошло через мои руки. Но это все было не то, я это просто чувствовала<!-- CUT -->. И вот в 2005 году случайно совершенно жизнь меня столкнула именно с аргентинским танго, которое уже тогда было в Киеве.

Сказать, сколько места сейчас оно занимает в моей жизни, я не могу, потому что оно просто стало моей жизнью. Выделить какой-то кусок нельзя - я просто живу танго. Это не патетика, это действительно так. С одной стороны, это может показаться очень красивым и заманчивым, а с другой – это довольно тяжело. Потому что если живешь чем-то, действительно живешь, значит принимаешь все: и радостные стороны и тяжелые. Но я не жалею, что танго когда-то вошло в мою жизнь и заполнило ее практически на 90 процентов.

Насколько я помню, ты очень быстро научилась танцевать и как-то сразу выделилась на фоне других начинающих партнерш. Может, какие-то секреты, как ты так быстро научилась и стала так хорошо танцевать?

Мое обучение действительно пошло быстро, я это и сама видела. Секретов как таковых не было. Я могу просто сказать – это, видимо, действительно был именно мой танец. Как говорят: «Они нашли друг друга». Вот я и танго – мы нашли друг друга. Я, вообще, актриса по натуре. Театральный не заканчивала, но всегда любила играть. Танго как танец – это своеобразная игра, мини-театр. В котором актеры-танцоры, мужчина-женщина-пара. И мне страшно понравилось, что это не просто красивые движения под музыку, как было в других танцах. А здесь – своеобразная игра, то есть надо быть немного актрисой. Ну, вот, может быть, поэтому у меня так быстро пошло.

Я еще помню, что, кажется, на одном из уроков ты говорила, что продолжаешь заниматься, тренироваться. И не знаю, как сейчас, но когда ты начинала, ты практически ежедневно практиковалась дома, делала какие-то упражнения.

Да, конечно. Я и сейчас это продолжаю делать. И дома в том числе. Но в начале, когда я еще только знакомилась с танго, мне все приходилось узнавать впервые, и это было просто – вау! Действительно, многое из того, что я сейчас предлагаю уже своим ученикам на уроках, находилось просто в быту, на ходу. Когда иногда слышишь: «У меня нет времени на практику, идти в зал куда-то..», - я вспоминаю, что у меня тоже особого времени тогда не было, но надо было как-то работать. Ну, вот, я дома, например, ходила по коридору. Удобно - длинный коридор, шаги можно отрабатывать. А круговые движения обычно которые довольно трудно даются обычно начинающим? Я брала швабру. Швабра у меня изображала партнера. Плечи партнера – это перекладина, партнер достаточно неустойчивый…

То есть швабра переворачивалась?

Да, переворачивалась перекладиной наверх. И поскольку партнер неустойчивый, опираться на него сильно было нельзя. Приходилось контролировать свой баланс и при этом оставаться в центре... Вернее, в центре моего движения оставалась эта швабра... То есть, партнер.

Слушай, мне кажется, я нашел самый глубокий секрет танго – это швабра.

Ну, тогда добавь еще в арсенал офисное кресло, которое тоже крутится и вокруг которого тоже можно отрабатывать хиро, например.

На самом деле, я думаю, это такие вещи, которые могут пригодиться тем, кто учатся. Потому что, действительно, не у всех есть такие возможности часто практиковаться.

Найти возможность можно всегда. Есть такое выражение: "Было бы желание, а возможность найдется". Действительно, хорошо бы ходить чуть ли не каждый день в зал с паркетом, зеркалами.. Но очень многое можно отрабатывать дома или еще где-то. Многие ездят утром-вечером на работу в метро. Вот вам прекрасный шанс. Пол скользкий.Стойте, ждите поезд. Нагрузив одну ногу весом, сделайте несколько движений свободной ногой.Поверьте, этого никто не заметит. Никто не будет вообще обращать внимание. Вы спокойно это сделаете. Потом едете в вагоне – репетируйте заземление и баланс. Когда вагон дергает, я, например, сейчас уже давно не держусь за поручень. Мне даже прикольно. Я за счет баланса и заземления сама себя проверяю лишний раз. То есть вариантов – море.

Кого ты считаешь своими учителями в танго и кумирами?

У меня их было несколько. Понятно, что училась я у многих, перечислять всех долго. Но, конечно, у каждого человека, если он чему-то учился, есть один-два, в общем, несколько таких, которых он может назвать своими учителями.

Самым первым моим учителем в танго был Константин Приходько. Он тогда сам еще учился, но уже вел свою маленькую группу. И я случайно попала к нему. То есть с первыми шагами в танго меня познакомил именно Костя. Потом он же меня привел в «Дельфин», в школу Лены Допиро.

Таким образом я стала заниматься и у нее. То есть она – моя вторая учительница, которая тоже очень много сделала в моей танго-карьере. Третьей, я, пожалуй, могу назвать Валю Устинову из Москвы. Это очень известный преподаватель московский. У нее была первая школа аргентинского танго, которая вообще появилась в Москве. Я с ней познакомилась, когда она приезжала с семинарами в Киев. Потом я уже стала ездить к ней специально. Потому что она очень понравилась мне стилем своего танца, вообще подходом к танго, взглядом на роль женщины в танго. Я ее до сих пор называю – «моя танго-мама». Она очень умиляется каждый раз. Маленькая женщина, но очень сильная энергетика.

На сегодня, еще кого я могу тоже назвать своим учителем – это Сильвина Вальс. С ней я познакомилась позже, как раз на одной из московских танго-лабораторий, которые делает Валя Устинова. Это был апрель 2008 года. Вот там, в Москве, я первый раз увидела Сильвину Вальс «вживую» – и всё. Я просто обалдела и поняла, что хочу у нее учиться. Потом уже мы с ней встречались неоднократно и в Буэнос-Айресе, когда я приезжала, и в Москве, и в Киеве. Так что можно сказать, четвертый мой главный учитель танго – это Сильвина .

По поводу Буэнос-Айреса. Из наших бесед я знаю, что ты пропагандируешь поездки партнерш в Аргентину в качестве терапии. И много рассказываешь об особом отношении партнеров в Аргентине к партнершам. Может, пару слов из своих наблюдений по этому поводу?

Я не то что пропагандирую, я просто рассказываю то, что было. До того как я поехала в Буэнос-Айрес, из Киева там уже бывали несколько человек - тоже из мира танго. Но как-то всё было достаточно скрытно: съездили, поделились впечатлениями с ближайшими друзьями и всё. Я настолько была поражена тем, что там увидела и почувствовала, что не могла молчать. «Я захотела об этом поведать миру», как говорила фрекен Бок. Очень многое там или совпадало на 100% с тем, что рассказывали пресса, книги или побывавшие в Байресе люди, или наоборот, на 100% не совпадало. Расхожие штампы, шаблоны там, на месте, оказывались совершенно не тем, что ожидалось.

И первое, что меня там очень поразило, – отношение к женщинам. Понятно, когда я ехала туда, знала: это Родина танго, танго - это страсть, мужчина-женщина, мачо и т.д. Это всё конечно, ласкало душу тангеры и женщины. Но то, что я там увидела на самом деле, превзошло все мои ожидания.

У аргентинцев менталитет такой, что для них женщина - это не просто красивое, милое существо. Она для них – королева. Вот у них так воспитывается культ женщины. Мне рассказывали, что отцы аргентинские дочерей с детства воспитывают с этим лозунгом – «Ты - королева!». Поэтому когда девочки подрастают – это готовые королевы. Даже если там, может, ничего особенного, но она внутренне - королева. И она так себя несет, что, как говорят, хочешь-не хочешь… Это накладывает отпечаток на все отношения в аргентинском обществе между мужчинами и женщинами. В том числе и в танго. Танго, которое я видела до Буэнос-Айреса и в самом Буэнос-Айресе, отношение партнеров к партнершам, как себя ведут на милонгах, как приглашают и так далее… Это небо и земля.

Во-первых, там действительно на тебя смотрят, как на королеву. А в Европе партнеры избалованные. Здесь больше женщин. И забыта уже эта изюминка танго, что бороться надо было за право потанцевать с женщиной и женщина могла выбирать. В Байресе же, хотя там тоже бывало на милонгах больше женщин, но не так, как в Европе. В любом случае, когда попадаешь в Аргентину, сразу, просто по одним мужским взглядам ты вырастаешь в собственных глазах.

В Европе не принято такое откровенное восхищение. Наоборот, оно еще вызовет негативную реакцию. Скажут «сексуальное домогательство» еще и по морде заедут. В Аргентине – это искреннее восхищение женщиной. «Чика», «линда», «мухер» - это слова, которые они без конца тебе будут говорить. «Линда» - «красавица» - это не потому, что он хочет тебя куда-то заволочь. Он просто искренне восхищается женщиной. На милонгах – то же самое. И поэтому пожить в Буэнос-Айресе для женщины приезжей, не привыкшей к такому восхищению со стороны мужчин, – это действительно своего рода психотерапия.

Европейский менталитет сейчас женщину заставляет быть очень активной, сильной. Она, конечно, старается внешне себя поддерживать. Но вот это искреннее мужское восхищение – оно уже подзабыто в нашем обществе. Там же – это абсолютно природно. И женщина вначале в легком шоке. Она не верит себе, своим глазам и ощущениям. Что вокруг происходит? Как сказка! В сказках она читала такое. Потом, через несколько дней она к этому постепенно начинает привыкать. То есть уже не шарахается, когда ей просто говорят «линда», понимает, что это просто комплимент. А еще через пару дней – начинает приходить кайф. И если там пожить не 10 дней, а хотя бы месяц – это как-будто ты съездил на курорт, покупался. Только не в минеральных источниках, а вот в этом обожании. Вот так.

Да, интересно. Ну, вот я понял для чего партнершам, женщинам ехать в Буэнос-Айрес. Но получается, что мужчинам тогда в Буэнос-Айрес ехать совсем не обязательно. Или ехать? Что на твой взгляд может быть интересно партнерам в такой поездке?

Партнер - это, в любом случае, человек, который танцует танго. Танцевать аргентинское танго и не побывать на Родине аргентинского танго - это, на мой взгляд, нонсенс. То есть если ты уже на это дело подсел – надо поехать хотя бы раз в ту страну, которая родила это чудо. Потому что только попав туда, только побывав хотя бы немного там, можно понять суть этого явления – танго.

В этом я убедилась, Музыка, слова, движения – это все классно, это замечательно. Даже можно почитать историю танго, в Интернете, в книгах, преподавателей послушать. Очень красиво расскажут, как танго появилось в конце 19 века и так далее.

Но надо пожить в этом городе - не один день, и даже не целую неделю. Потому что если туда приехать, как туристу – тебе покажут очень красивое все, уже подготовленную для туристов картинку "История танго". Повозят по всем этим районам, покажут красивые знаменитые домики Ла Боки, выкрашенные яркими цветами, чтобы они на фотках хорошо смотрелись и так далее. И ты будешь счастлив – ты увидел город танго, ты понял, почему они такие все страстные. Потому что у них – солнце, радость... Ну, поработали немножко... А все остальное время – это танго, музыка и красота.

А вот если там пожить и побывать не только в этих туристических районах, походить по старому городу, пообщаться с местными… Начинаешь понимать немного, почему у них именно возникло такое явление, как танго. С такой ноткой - немножко надрыва. Да, страсть, конечно, есть, нельзя без страсти. Танго – танец чувственный. Но прятать всё только в такие полу-эротические отношения нельзя.

Танго действительно родилось на базе того, что люди тосковали. Страна эмигрантов. Это факт, что там больше мужчин, женщин мало. Тоска по оставшимся родным, по невестам, по любимым. Просто по Родине. И эмигранты, как правило, одиноки. Они едут сами. Да, у них там какие-то компании, но каждый внутри одинок. И вот это чувство одиночества, которое они хотели хоть как-то разбавить мимолетным объятием с женщиной – оно во многом объясняет, почему этот танец родился там. Но это надо только пожить там, чтобы это почувствовать. Вот я, честно говоря, только на второй свой приезд в Аргентину стала кое-что понимать. В первый это было… слишком много всего...

Ясно. Возвращаемся сейчас мы с небес, из Аргентины, на землю. И вопрос к тебе как к преподавателю: что, на твой взгляд, является самым трудным в изучении танго для тех, кто учится?

Как показал мой личный опыт - и когда я сама училась, и потом, уже когда я стала преподавать, - несколько моментов для современных людей, которые хотят учиться танцевать танго, являются сложными. Первый момент – это научиться находить контакт с другим человеком. Наше общество современное, и в частности европейское, оно загнало человека, личность в жесткие рамки. Бизнес, какие-то моральные устои... Надо быть сдержаннее, контролировать свои эмоции... Например, просто прикоснуться рукой к плечу мужчины для женщины это иногда бывает просто кошмар. И внутренне, психологически открыться другому человеку современный человек не может.

И вот это – одна из главных сложностей для тех, кто учится танцевать танго. Потому что в танго – не просто физическое соприкосновение руками... Вот мужчина обнял женщину, а она – его. В танго надо найти полный контакт со своим партнером.

Известно, что это танец-импровизация, он рисуется на ходу. Если мы не будем в паре друг друга понимать, чувствовать, танец просто не получится. Или механический будет.

Вот это очень сложно: заставить себя не бояться, просто не бояться открыться другому человеку, который стоит рядом с тобой. Это непривычно. А уж начинать потом чувствовать, отключать мозги, а включать ощущения… На мой взгляд, это одна из главных сложностей в обучении танго.

А вторая – это научиться не спешить. Потому что современный человек загружен массой информации. Он получил в наше время огромное количество возможностей чему-то учиться, что-то узнавать.

Причем с помощью всяких подручных средств, типа Интернета или каких-то аудиопрограмм, которые – вставил наушники, 5 дней подряд послушал и всё. Чуть ли не новый язык выучил. В танго такого не может быть. Современному человеку это очень трудно принять и понять. Как это?! Вот я смотрю - красиво танцуют! Я тоже так хочу и как можно быстрее! А если вспомнить, как начиналось танго... Ведь годами раньше учились. Первый год – это вообще человек не считался, что он чему-то научился. Он только учил шаги. И его не то что на милонгу не выпускали танцевать, а даже вот так, только издали приблизился, считайте. И только на второй, третий год...

Сейчас же за три месяца люди требуют дать им базовый курс еще и возмущаются, когда им говоришь: «Подождите». То есть изменилась ситуация. И вынуждены уже сейчас те, кто преподает танго, немножко подстраиваться под требования общества. Но <!-- CUT -->я стараюсь объяснить этот момент сразу. И предлагаю людям, которые ко мне приходят или которые у меня спрашивают что-то: «Не торопитесь! Поверьте, оно от вас никуда не уйдет. Вы научитесь.»

Если сказать образами, танго - как хорошее вино, которое надо выдержать. Или как любовь. Вот чувство, говорят, может быстро вспыхнуть. Но для того, чтобы оно настоящим стало, - оно должно созреть. Пройти испытания какие-то, временем хотя бы.

Или как вера в Бога. Она должна прийти. Не сразу. Кнопку не нажмешь, чтобы ты – рраз! – и поверил. Вот, то же самое с танго.

Время здесь, на мой взгляд, имеет очень важное значение. И нельзя сказать, что, вот, за три месяца вам дали базовый курс – все! И вы гарантировано знаете танго.

Танго – это только слово, которым называется танец. А на самом деле танго как явление - это целый мир.

Для того чтобы действительно понять, что такое танго, надо время.

Аня, что для тебя лично значит понятие «хороший партнер», ну и заодно, может быть ты захочешь добавить и о «хорошей партнерше». Как именно ты, лично, видишь этого «хорошего партнера» . Или чувствуешь... Или представляешь...

Для меня хороший партнер, это, во-первых, тот, который танцует С ЖЕНЩИНОЙ. А не сам по себе. Многие партнеры, имеющие очень хорошую технику, приглашают девушку в качестве орудия, с помощью которого они сейчас всем покажут, какие они крутые.

То есть - самовыражаются...

Да, они прекрасно обыгрывают музыку, они сами блистают, они ведут девушку так, что все просто ахают. Но если посмотреть на такой танец, даже со стороны заметно – он упивается собой, а девушка для него – только инструмент. А иногда, может, со стороны не сильно заметно, но партнерша, которая танцует с таким партнером, говорит: «Я чувствовала себя куклой. Бездушным инструментом. Он очень искусно мной водил, я просто удивлялась. Но внутренне он был не со мной, он просто мною водил.»

Для меня, в первую очередь, партнер, если он танцует ТАНГО, он должен танцевать его С ЖЕНЩИНОЙ. Это не значит, что он должен ее зажать в объятиях, чтобы у нее аж ребра хрустели. И вот это будет называться страстное танго-объятие. Объятие тоже может быть разным. Кто-то считает, что танго должно быть супер-страстным, кто-то наоборот – нежным, заботливым. Но мужское объятие должно быть такое, чтобы женщина почувствовала себя рядом с МУЖЧИНОЙ.

Техника, конечно, имеет значение. Но уже немножко ПОСЛЕ этого. Потому что с помощью техники он как раз и может показать свое отношение: что ради женщины он старался, выучил и доставляет ей удовольствие своей высокой техникой.

У меня возникает такой вопрос: если эта связь, о которой ты говоришь, выражается не в том, чтобы покрепче прижать партнершу, так в чем же тогда она выражается? Что это такое?

Вот мы в начале говорили, что один из самых сложных моментов для обучения – это найти контакт с другим человеком. В данном случае надо постараться почувствовать - не глазами прочитать, не мозгом просчитать, – что такое стоящий перед тобой партнер. Или партнерша. А именно - почувствовать энергетикой.

У всех нас есть кроме кожи, костей, которые можем почувствовать, есть вот эта аура – биоэнергетика. Ее мы не видим. Но каждый знает, что она есть - и у меня, и у каждого из нас. Рядом может стоять человек, и говорят: «Какая от него энергия идет хорошая!». Или наоборот – плохая. Мы всё это прекрасно чувствуем.

Когда человек становится танцевать танго, в пару, обнимает женщину, он должен часть этой энергии отдать ей. Женщина – отдаст часть своей энергии ему. Даже если объятие не будет такое, что хрустят кости, – будет контакт. То, о чем я говорила, - будет контакт на уровне танго. А не просто два тела соприкоснулись какими-то точками и стоят.

Это тоже приходит не сразу. Но этому научиться можно. И многие это могут подтвердить.

Может быть, еще несколько слов о том, какой ты видишь хорошую партнершу?

Что касается партнерши... я тоже могу сказать именно МОЕ видение хорошей партнерши, но оно немного будет опираться на отзывы о том, как я танцую как партнерша. Танго – очень природный танец. Как в природе – мужчина сильный, уверенный. Женщина в танго принимает на себя роль и образ как будто немного более слабого существа. Ведомого, которое следует за сильным лидером. Поэтому, с одной стороны, для меня все-таки лидер – мужчина. Я не сторонница мнения, что они пополам должны лидировать в танго или проценты лидерства высчитывать. И что женщина должна быть такой супер-гордой звездой, за которой охотится этот самый лидер. Есть выражение: «Женщина сильна своей слабостью». И тем не менее, мужчины за женщинами охотятся во все времена - за якобы слабыми. Вот это первое мое понятие: что женщина все-таки более мягкое и ведомое существо.

Но с другой стороны, если полностью расслабиться и сказать: «Я слабое существо, веди меня куда хочешь!» - это уже не совсем то, что в танго. Потому что танго – танец сильных людей. Сильных в том смысле, как оно когда-то зародилось. Слабый бы там просто не выжил. И действительно, только сильные, которые выживали в тех условиях, они танцевали этот танец. Они боролись за женщину, за право танцевать с этой женщиной.

А женщины, со своей стороны, тоже были сильными. Может, они не были супер-красавицами. Но внутренняя женская сила, гордость, ради которой мужчины, собственно, и дрались между собой, – она должна присутствовать. Поэтому в танго женщина должна проявлять активность. Но умеренную. Это должно быть и в движениях.

Я не люблю и сама не делаю огромное количество украшений, которые показывают, какая Я красивая. Все-таки я, когда танцую танго, я танцую в первую очередь для ПАРТНЕРА, а не для показа СЕБЯ. Вот, с моей точки зрения, это хорошая партнерша: танцуй для партнера и тебе вернется это сторицей.

То есть это какое-то соединение, с одной стороны, силы и, с другой стороны, слабости.

Да. Повторяю свою фразу: «Женщина сильна своей слабостью».

Мне трудно это понять...

Трудно это понять? Хорошо, тогда скажу такой образ. Тангера, на мой взгляд, должна сочетать в себе грацию кошки и движения змеи. Кошка – это мягкость, вкрадчивость, тоесть вот оно - такое мягкое, податливое. Змея – она тоже грациозная. Но для меня образ змеи, в данном случае, не отрицательный, а немного как гипнотизирующий. Змея в данном случае – это как гипноз, который мужчину за собой влечет, а не поддается ему полностью. И кажется, что она такая мягкая, хрупкая. На самом деле, змея если будет на тебя смотреть, и ты начнешь идти за ней, то ты сразу почувствуешь, насколько это – сила. Вот. Змея с кошкой.

Замечательно. Следующий вопрос: сейчас танго становится все более популярным в мире, в том числе в Европе, в Украине. В чем, на твой взгляд, секрет этой популярности танго? Что оно дает современному человеку? Почему такая популярность танго?

Популярность танго стала расти не вчера. Это, как известно, целая волна, еще 80-е годы. Сейчас оно всё больше набирает популярность не только как концертные выступления, как это было в начале, а именно как социальное явление. Когда танцует масса людей простых, обычных, для своего удовольствия.

Во-первых, возвращаемся к истокам танго. Одиночество. Современный мир часто делает человека внутри одиноким. Он занят, вроде бы, целыми днями и вокруг него – море людей. Тот же бизнес, работа, офис, на улицах люди, куча знакомых… Но внутренне мы одиноки. В танго, как в любом каком-то сообществе по интересам, ты находишь друзей.

И здесь можно позволить себе открыться. А это очень многие хотят сделать, только боятся. Боятся, что тебя обманут, предадут, посмеются над тобой, что ты – слабак. И вот в танго приходят люди, и они просто обалдевают от того, что здесь можно быть самим собой. Есть выражение: «В танго невозможно обмануть». Если человек танцует танго – встав в пару, он всегда все равно покажет себя настоящего. Вот поэтому многие и стремятся в этот мир. Где не просто музыка и танец, а где внутреннее ощущение – я могу открыться, я могу поймать такую же открытость со стороны другого человека. Вот это привлекает.

Ну и, конечно, просто очень красивое явление само по себе. Многие вечера танцев – дискотеки те же – они тоже привлекают много людей. Но танго, оно немного напоминает, все-таки, сказку. Красивую сказку. В бальных танцах тоже что-то от сказки есть: красивые костюмы, музыка. Но в бальных танцах человек ходит, учится, занимается, потом ему негде применить эти знания. Разве что какие-то соревнования, но туда единицы идут. А социальное аргентинское танго – по сути своей другой танец. Люди, научившись его танцевать, получают огромное удовольствие, продолжая танцевать на милонгах, для себя, каждый день, если есть возможность. Плюс для женщин - ну, и для мужчин тоже, но для женщин особенно – это возможность одевать красивые наряды, которые в простой жизни ты так не всегда оденешь. А туфли?! Одни туфли чего стОят!

А мужчинам, естественно, хочется увидеть в женщине именно красивое создание, а не только бизнес-леди в деловом костюме и с дипломатом под мышкой. Многие партнеры искренне говорят: «Я когда захожу на милонгу – у меня улыбка машинально на лице появляется. Какие красивые девочки наши! Все красивые! Я ее полдня назад в офисе видел – в очках, замученная вся. А тут я ее просто не узнаю!» Вот ради этих моментов, видимо, танго и становится все более популярным.

Я тоже могу сказать, что такой концентрации красивых девушек, как в танго, наверно, трудно еще где-то найти... Наша беседа подходит к концу. Может, что-то от себя ты хотела бы добавить, чего-то пожелать? Может у тебя есть какие-то заключительные комментарии?

Во-первых, хочется сказать всем, кто еще не танцует аргентинское танго: приходите и начинайте учиться! Вы не пожалеете! Вы не пожалеете о том, что вы попали в этот мир. Танго вас уже не отпустит. Но взамен потраченных «нервов, сил, времени» вы получите потрясающие новые ощущения, потрясающие новые знакомства.

Возможно, вы начнете ездить по разным странам, если не ездили. Те, кто даже не поедут далеко, получат ощущения внутренние и внешние в изменении самого себя. Например, однозначно, те, кто начинают танцевать аргентинское танго, заниматься, – у них резко меняется внешность.

Понятно, что блондинка не станет брюнеткой или рост не увеличится резко. Что меняется? Меняется осанка, меняется походка у человека. У мужчин и у женщин. Как я говорила: «Танго танцуют гордые люди». Благодаря тому что принципы постановки корпуса в танго специфические. За несколько месяцев регулярных занятий – даже самая начальная база – человек начинает двигаться В ЖИЗНИ по-другому: красиво, уверенно. И вот неоднократно были случаи, когда девушек знакомые спрашивали: «Ты что, влюбилась?» Или: «Что случилось??? Тебя не узнать! Ты как королева выглядишь!» У мужчин тоже спрашивали: «Что случилось?». Люди меняются внешне. А внешние изменения - это и внутреннее ощущение. Мужчины становятся увереннее.

Вот это лидерство, сначала вроде как вынужденное в танго: хочешь - не хочешь, но ты должен вести женщину. И это постепенно даже тем, кто был в жизни забит, затуркан начальством и пр., добавляет уверенности в себе. И мужчину через некоторое время просто не узнать. Он уверенный, он спокойный. Понятно, что он не станет супер-гениальным или не откроет закон Ньютона второй раз, но вот эта мужественность – однозначно появляется. Вот хотя бы ради этого можно прийти и научиться танцевать танго.

И единственное пожелание тем, кто все-таки решится и скажет «Всё. Я готов!». Повторяю свою мысль: «Не торопитесь». Очень жаль, когда человек, искренне желающий научиться, – он перегорает быстро. Потому что он сразу себя настраивает, что он затанцует, поймает вот этот кайф буквально в первые 2-3 месяца. А это невозможно, физически невозможно. Телу мало трех месяцев, даже полгода, чтобы вот это всё понять. И человек говорит: «Значит, это не МОЙ танец». И уходит. И танго теряет еще одного поклонника. Вот поверьте мне. Я тоже прошла через всё это и тоже вначале на себе немножко крест начала ставить, считая, что ВСЁ. Танго к вам придет. Оно придет. Только у кого-то раньше, у кого-то позже. И вы его дождетесь. Главное – не терять в это веру. И как говорил мастер Йода: «Да пребудет с вами ТАНГО!»