• Название:

    Кирилл и Мефодий

  • Размер: 0.06 Мб
  • Формат: DOCX
  • или


Протопресвитер Гавриил Костельник

ВИКЛЯТИ СВЯТЫЕ - КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

Епископ Няради

Эта моя разведка - ответ на книжечку: «Жизнь свв.Кирилла и Мефодия », еп.д-р.Дионисий Няради, Львов, 1927.

Еп.Няради - известная личность в кругах нашего галицкого духовенства, хотя он не галичанин, а югославский украинские, епископ всех униатов в Югославии, с центром в городке Крижевце, недалеко от Загреба.А для меня епископ Няради еще ближе.Он происходил из того самого украинского села в Югославии (Руский Керестур), что и я; я помню его еще как студента богословия; от III класса гимназии он был моим воспитателем (префектом, затем ректором) в малой семинарии в Загребе.Ему я не одно доброе дело благодарен; между прочим, и то, что он выслал мне изучать теологию во Львове.Еп.Няради (умер 1940 г.) был человеком святой жизни и очень много сделал добра для украинскому в Югославии.Однако мы никогда не сходились во мнениях: он жил «созданными» понятиями, а я сам создавал себе понятие.Во времена второй Польше мы вполне разошлись во взглядах на церковную унию.

Еп.Няради остался убежденным униатом, как нас воспитано, а я пришел к совершенно иных взглядов.Понятно, что я не мог довериться ему полностью.Все же я всегда критиковал его политику, вытекающую из «униатского духа» и состояла в том, что еп.Няради и подавляющая часть его духовенства (за редкими исключениями) вели хорватскую политику, оппозиционную к югославскому правительству.Дошло даже до того, что еп.Няради однажды прочитал мемориал протеста хорватского (католического) епископата перед королем Александром.Тот мемориал должен прочитать загребский архиепископ Бауэр, но он при чтении расплакался и пришлось тот документ читать еп.Няради, которого хорватский епископат как своего секретаря выслал из Бауэром к королю в Белград.

Когда еп.Няради мне это рассказал (он приезжал ежегодно в Галицию), я остро критиковал его, сказав: «Ой, Преосвященный, почему Вы даете себе использовать хорватском епископатом, который на то выбрал Вас своим секретарем, чтобы« грека »(православных) бить« греком ».Ваша фамилия мадьярское (ньяр - лето; Няради - летний, а вы - украинские и униат; униаты-хорваты - это коренные сербы, которые в XIX в. Сделались хорватами только благодаря унии, а Вы сербскому королю читаете упреки от имени хорватского епископата. Все это приводит к тому, что и Вас, и унию сербы возненавидели.

Взгляните на нас в Польше, сравните, как католики обращаются с унией, - это для Вас не секрет.Я бы вас, всех униатов Югославии, дал хоть на год под католическую Польшу, чтобы вы до ума пришли.

Югославское правительство почел вам юрисдикцию на всю Югославию; ваши священники получают от правительства не только плату, но и приложения на женщине и детей, как и православные, а римо-католические целебсы делают себе обиду из того, что православные священники получают больше, и вы такие «несправедливости» ставите перед глазами королю, хотя для Вашего духовенства это не обида, а добро.Ваши священники на железных пользуются скидкой до половины цены билета, имеют полную свободу во всем.Вы должны бы руки целовать сербам за их благосклонность.Хотел бы я видеть, как это было бы, если бы католики-хор-ваты получили власть над православными и униатами.(Я тогда не мог того предусматривать, а еп. Няради не дожил до того, как хорватский фашист Павелич в 1941 - 1945 pp., Словно бесноватый, разрушал все, то православное и сербское).Вы, Преосвященный, - так я продолжал, - должны сами уговаривать своих священников-хорватов, чтобы они возвращались к своей сербской сознания.- Очистите унию от той нечестии, что она повсюду денационализирует народ в пользу римско-католических народов.Вы хотите, чтобы уния ширилась, то неужели вы хотите, чтобы она сербов превращала в хорватов.Разве это чистая дело?Вы приставайте к сербам, а бросьте хорватов ... ».

Епископ ответил, что это невозможно, что он надеется удержать унию при помощи хорватов.Все трудности я понимал так же хорошо, как и он.Приставать к сербам, это означало возвращаться к Православию.

Еп.Няради был найправовирниший из униатов, мысленно он никогда не выходил за установленные вульгарные взгляды, искусственно созданные римлянами «ad usum catholicum» (для потребления католиков).

Такова и его книжечка о жизни святых.Кирилла и Мефодия.Такое все, что он вообще написал.

А я бросился к источникам, чтобы проверить так называемые католические взгляды.


 

II ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯТЫЕ

В своей книжечке еп.Няради говорит: «Если кто найдет в книжечке-то неясное, или захочет что-то подробнее знать, пусть напишет мне письмо, а я ему радостно разъясню, или дам ему прочитать другие, большие книги о свв.Кирилла и Мефодия ».

Именно эти слова побудили меня написать этот ответ на книжечку моего уважаемого воспитателя.Какая уверенность в него!Итак, помиряймось!Очевидно, еп.Няради рассчитывал только на простой народ, однако его обращение не исключает также и вопрос такого «неверного Фомы», как я.Еп.Няради, идя утоптанным путем римлян, выставляет славянских апостолов как первых униатов, а их Церковь, как первую униатскую Церковь, которая, хотя вышла из лона византийской Церкви, принимает за святую правду, будто Рим в споре с Византией святой и в полном праве , а Византия и вообще православные - это как отступники от истинной Христовой Церкви, потоптали евангельскую науку и святые права апостольского престола наместника Христова, римского папы.И будто так свв.Кирилл и Мефодий являются.небесными опекунами унии.Еп.Няради выразительно пишет: «Поэтому и сейчас они являются крупнейшими заместителями всех тех, которые трудятся над церковным соединением».

Именно здесь возникает мой вопрос и мой вопрос: А где же делась Кирилло-Мефодиевская Церковь на Моравии и в Паннонии?Кто ее уничтожил?Немцы, моравский король Святополк, который предался немцам?А Рим нет?Собственно - Рим, в первой и высшей инстанции.В тех, даже «больших», книгах, которыми зачитывался еп.Няради, это, не написано, потому что они написаны не для правды, а только для глорификации Рима.Но есть исторические, совершенно определенные и ясные доказательства!

Итак, Кирилл и Мефодий были бы в небе такие незамысловатые, чтобы специально заботиться униатскими миссионерами, которые имеют в виду дело, которое Рим всегда уничтожал, должен уничтожать и будет делать это до тех пор, пока не перестанет отождествлять «католицизм» с «римством» ( латинства)?

Папа Лев XIII в 1880 г., в энциклике «Grande munus» провозгласил Кирилла и Мефодия вселенскими святыми в Римской Церкви.Почему же так поздно - аж после 1000 лет?Потому что в Римской Церкви всегда верховодит политический момент.Именно в те времена в римском клире созрела сознание, что фирма Апостолов Славян можно будет хорошо использовать для интересов Римской Церкви.

Это уже было время, когда национальное сознание у всех славянских народов очень возросла.Итак, Рим хотел сыграть на этом живом чувстве, чтобы славян привлечь к себе.С тех пор в словинцив, чехов и хорватов образовались общества под фирмой свв.Кирилла и Мефодия, с целью пропаганды унии.У поляков это до сих пор не удалось, потому что они имеют «искренние католические» (т.е. римские) взгляды на унию.Поляки хотят латинизации и полонизации, а свв.Кирилл и Мефодий отнюдь не могут служить как фирма для таких стремлений.

Но когда из-под внешней политуры отгрести настоящее лицо римских тенденций, оно окажется таким же, какое имеют «унийные» аспирации польского клира.

Римская Церковь только потому провозгласила Кирилла и Мефодия святыми, что их тела лежат на ее территории: тело св.Кирилла в Риме (не знают где), а тело св.Мефодия раза в Велеграде, на Моравии (также не знают где).Итак, Римская Церковь может хвастаться, будто те святые свидетельствуют о ее правду.Если бы тела тех святых лежали где-то на территории православной церкви, то Славянские Апостолы никогда не дождались бы верхом святости в Римской Церкви, как, например, никогда не дождется того сербский святой Савва, хотя он также имел некоторые отношения с Римом, как и Кирилл и Мефодий.

Рим в своей жажде власти ведет, прежде всего, политику, а политика - переменная.111,0 1000 лет назад Рим викляв и осудил на гибель, то впоследствии, когда увидел, что из этого может извлечь пользу, канонизировал как святое.Через тысячу лет после своей смерти Кирилл и Мефодий таки дождались в Римской Церкви канонизации, но пошли они в могилу как викляти Римской Церковью.На протяжении тысячелетия римляне не интересовались ими, потому и не знают, где собственно гробы Славянских Апостолов.Если бы здесь была какая-то ошибка, которую более поздние века разоблачили бы, то все было бы еще в порядке.Но Рим викляв не так лица Апостолов Славян, как их дело, их Церковь, ее принципы, форму, стремление.

Буквально по тем же причинам Рим викляв Апостолов Славян и их Церковь, из которых викляв царьградской патриархов и их Церковь.Очевидно, на то есть римские историки, чтобы все это «выгладить».

Когда я прочитал книжку еп.Няради о Кирилла и Мефодия, я себе с болью сердца подумал: Бедный ты, ревнителю унии, которой римляне отобрали ум, чтобы «глядя, не видел, и, слушая, не слышал» и жертвовал все свои силы для тенденции своих собственных врагов и еще возлагал на них все свои святые большие надежды ...

Идем к историческим источникам, злополучный ревнителю унии, чтобы ты наглядно убедился, для кого ты работаешь и на кого положил свои святые надежды.


 

III БОЛГАРСКАЯ ДЕЛО

Болгарский князь Борис крестился, видимо, 864 p., принимая христианство из Константинополя.Его крестным отцом был византийский царь Михаил, поэтому Борис принял в крещении имя Михаил.

Но через два года, боясь политической зависимости от Византии, Борис потребовал миссионеров от папы Николая I и от немецкого короля Людовика, а греческое духовенство прогнал.Папа принял эту просьбу болгарского князя с большой радостью и послал ему двух епископов как своих легатов и священников.

Это было время, когда на Царгородскому патриаршем престоле сидел Фотий, с которым Рим вел упорную борьбу сначала просто потому, что папы пользовались всяким случаем, чтобы показать себя выше царьградской патриархов, а что предыдущий патриарх Игнатий, смещен с престола регентом Вардой, апеллировал к папы, то папы его поддерживали, а на Фотия бросали громы и таким способом над обеими царгородского патриарха старшувалы.

Чтобы усмирить царьградской патриархов, папы охотно поддерживали дружеские связи с цареградских императорами.А римские историки во веки веков запятнали царьградской Церковь «цезарепапизмом»!Но папа Адриан II действовал с царем Василием македонцев против Фотия.А уже наиболее скандально повел папа Сергей III (904-911) против цареградского патриарха Николая Мистика, которого царь Лев VI Мудрый прогнал с престола, ибо патриарх, сохраняя традицию Восточной Церкви, не хотел благословить его четвертого супругов, а папские легаты благословили.Царь назначил нового патриарха, Евфимия, - и для пап все здесь было хорошо и законно.

Папа Николай I, отвечая письмом «Consulta ad Bulgaros" на вопрос князя Бориса в деле веры и обычаев, не обошел случая, чтобы не унизить византийской Церкви и византийских патриархов, а свой ​​Рим восхвалить под небеса. В 93 пункте он пишет: «Спрашиваете римского патриарха: кто из патриархов первый? Но как святая Римская Церковь держит, и как никейские каноны говорят, и святые римские архиереи принимают и сам разум учит, - Алексан-дрийський патриарх является второй после римского » [1] . Nota bene: по времени и Никейского собора (325 г.) еще не было цареградского патриарха, а каноны того собора ничего не говорят о вселенский примат римского епископа.

В 92 пункте папа преподает, которые являются «правдивые патриархи», и утверждает, будто «правдивые есть те патриархи, которые унаследовали апостольские престолы, которые есть во главе тех Церквей, которые апостолы основали».

За правдивые патриархаты папа признает только Рим, Александрию и Антиохию, а о других пишет: «А цареградский и иерусалимский архиереи, хотя они называются патриархами, однако не имеют уважения, как названные выше.Потому Царгородской Церкви ни никто из апостолов не основал, ни Никейский собор, самый главный из всех, не упоминает ее, но только потому, что Царьград прозвали Новым Римом.Следовательно, скорее благодаря царям, чем для свойственной причины, ее архиерея назван патриархом.А иерусалимского архиерея, хотя и он называется патриархом, по старому обычаю и по канонам Никейского собора, надо уважать, несмотря на достоинство его собственной митрополии (в которую Иерусалим в IV в. Принадлежал); но на том же святом соборе иерусалимский епископ не называется иерусалимским , а только епископом Элии.Ибо настоящий Иерусалим, что является нашей матерью, - только в небе, а тот земной Иерусалим, как это Господь изрек, Аеlиа - Адриан, римский император, так уничтожил, что в нем нет ни камня на камне.И тот же Аеlиа - Адриан построил на другом месте, так что место Господня креста давно было за воротами, а теперь оно в самом городе, и за упомянутым Адрианом то город называется «Элия».

Замечательно!Чтобы Иерусалим, на основании утверждения папы Николая I, не имел права добиваться примата в Церкви, папа послал весь Иерусалим в небо, а здесь на земле оставил только языческое Аеliа Capitolina - произведение римского языческого цезаря, который, хотел или не хотел, пришлось работать для римских пап!

В 106 пункте папа пишет: «Действительно, мы в том немощные, но наша сила от Бога: блаженный Петр, что на своем престоле живет и председательствует, дает правду веры ищущим.Ибо святая Римская Церковь всегда была без недостатки и пятна, так как ее Петр основал, а его признание веры божественно подтверждено ».Непросвиченому навороченном из язычества папа мог плести всякие байки!

Князь Борис писал папе, что греки говорят болгарам во время молитвы держать руки, скрещенные на груди, а к Причастию говорят идти в поясе, и спрашивал у папы, или это так должно быть.Очевидно, греки учили болгар, к Причастию нужно идти в приличной одежде, «по тогдашнему обычаю, - в поясе.

И папа, чтобы бросить пятно на Греческий Церковь, делал из себя глупца и отписал Борису, что он ничего не знает ни о скрещение рук на груди при молитве, ни о том, что к Причастию нужно брать пояс.

На вопрос, также женатого священника надо уважать, папа отвечает в 70 пункте: «Хоть женатые священники очень неприличные (reprehensibiles), однако вы такого священника не прогоняйте, ибо и Христос не отверг Иуды, будучи неверным учеником».Значит: женатые священники - это вроде такие фальшивые ученики Христовы, как Иуда.А Греческая Церковь от апостольских времен имела жена духовенство!

Это должны себе уяснить, чтобы понять как следует отношение пап к Кирилла и Мефодия.В борьбе за Болгарию папа Николай И боролся не только за свое превосходство над Болгарией, но также изображал Греческий Церковь как «очень недостойное».


 

* * *

Рим недолго наслаждался Болгарией, только три года.Князь Борис передумал и снова хотел, чтобы Болгария принадлежала к юрисдикции Византии, а не Рима.Для того он воспользовался собором, который состоялся в Царьграде 869 г. против Фотия.

Новый византийский царь, узурпатор и убийца регента Варды и царя Михаила (правда, очень недостойного) Василий Македонец, который с царского конюшенной воцарился, устранил патриарха Фотия с престола и призвал вновь патриарха Игнатия.Новый царь - новый патриарх, это в те века было почти правилом в Византии.

Василий Македонец думал, что в Игнатия, когда вернет ему патриарший престол, найдет себе помощника, а через Игнатия и Рим будет хорошо относиться к нему.Но царь Василий не знал, что такое Рим, каковы истинные тенденции римских патриархов.

Сколы (от 755 г.) папы стали королями в своем папском государстве, а вскоре еще и «отцами» новых захидноримських императоров (от 800 г.), папы уже и в Церкви не хотели быть чем меньше, чем королями в древнем стиле, то есть - абсолютными обладателями.И без всякой сдержанности папы расписывали по сторонам о той свою власть в Церкви, чтобы создать в Церкви пригожий для себя образ мыслей.А одновременно папы уничтожали независимость выдающихся митрополитов в своем западном патриархате и любой ценой хотели подвести под ноги Греческий Церковь.

В те века это было нечто новое, только что зарождалось, это был новый движение, папами, по мере необходимости, то очень акцентированно, то маскированных.

На варварском Западе, пожалуй, никто ясно не сдавал себе дело с того нового папского движения; на Востоке только некоторые.Греки больше «чувствовали» тот напор пап в их Церкви, чем понимали его.Поняли то новый папский курса два выдающиеся мужи: Варда, дядя малолетнего царя Михаила и регент, и патриарх Фотий.Патриарх Игнатий (из царской семьи, евнух против своей воли, парнем насильно пострижен в монахи), по свидетельству тогдашних людей, был «лучший монах, но не лучший патриарх» [2] .

Варда устранил Игнатия результате дворцовых махинаций (Игнатий поддерживал царицу Феодору, которую недостойный сын Михаил и Варда сослали в монастырь).Но Варда должен хорошо понимать политику римских пап, когда на патриарха выбрал именно Фотия, и поддерживал его в борьбе против Рима.Фотий был человеком достойным удивления: гениальный ученый, как никто за его времени, энергичный, честный, набожный, герой ортодоксии, с политическим знанием, но с трагической судьбой, которая, наконец, тяготела почти на всех выдающихся византийских патриархов тех древних веков, когда в византийской государстве не было общего систематического образования, высшая образование и христианская благородство выступали рядом варварской темноты и варварских страстей.

На протифотианському соборе 869 г. верховодили римские легаты, которые бесстыдно вели, а новый царь, как когда служанка станет хозяйкой дома, имел возможность заглядывать в секретные «римские пружины» и узнавать правду.Как мы упомянули, князь Борис обратился к тому собора, чтобы он по справедливости решил, к чьей юрисдикции должно принадлежать Болгария (ее столицей тогда был город Охрида) - до византийской или к римской?Собор (мизерный по числу присутствующих епископов) не решил дать делу.Поэтому по окончании собора царь предложил рассмотреть ее «пять патриархам», то есть их представителям, которые были на соборе.Патриарх Игнатий ничего не говорил на тех совещаниях (действительно: «лучший монах, но не лучший патриарх»).

Характерно, что представители александрийского и иерусалимского патриархов имели такое понятие об устройстве Церкви, и доказывали, что пять патриархов в Церкви - это, будто какая братская коалиция, вечная и неизменная, вроде пяти человеческих чувств.Видно, они еще не имели понятия о том, чем розпиралося нутро пап-королей!Но это вовсе не препятствует современным римским теологам учить, будто вся Церковь всегда верила в царское папский примат, а при этом римские теологи всегда отождествляют «примат почести», который давняя Церковь действительно признавала римским епископам, с «приматом юрисдикции», которого Восточная Церковь никогда папам не признали и не признавала.

Папские легаты утверждали, что Болгария решительно принадлежит к юрисдикции Рима.Это они доказывали, говоря, что те края, оказавшихся под властью болгар, раньше подлежали юрисдикции римского патриарха, ибо его власть распространялась на все захидноримське царство, а эти края принадлежали к нему.Представители папы в те времена еще и сами не знали о вселенской юрисдикции римского епископа, следовательно, не ссылались на то нынешний «всемогущий» аргумент.

Представители восточных патриархов заняли совершенно иную позицию.Что римляне считали свое святое право, то в глазах представителей восточных патриархов заслуживало упрек, их аргументация была следующей.Это не годится, что римляне оторвались от византийского царя, присоединились к франков, а в государстве византийского царя еще хотят оставить для себя юрисдикцию.Когда пришли болгары, то греческое духовенство уже было в тех краях, где они осели.Болгарская земля принадлежала к византийскому царства.

Голосами восточных легатов было решено, что Болгария церковное должно быть зависима от Византии.Гергенретер злобно замечает, будто Царь Василий «воспользовался восточными легатами как своим орудием».И действительно, в воображении римлян ничто из того, что их, никогда не может Для них пропасть.Для всех людей может, а для них - нет.А представители восточных патриархов учитывали, что Исторические права, вследствие важных изменений в ходе истории, могут пропасть так же и для римлян, как и для всех других людей.И во всем те представители шли по директивам старых и общепринятых канонов Восточной Церкви.

Князь Борис радушно принял постановление восточных патриархов, отослал римское духовенство, а принял греческое.Отныне папы землю и небо переворачивали, чтобы вновь обрести Болгарию.Болгария тогда была крупнейшим государством на Балканском полуострове, занимавшая также нынешнюю Румынию.Итак, если бы папы получили Болгарию для себя, то они нанесли бы смертельный удар цареградских патриархам.А собственно того папы и желали.

Вся «фотианська» схизма в действительности была вызвана папами, что хотели так же покорить византийскую церковь, как покорили выдающихся митрополии в своем патриархате.Но византийская Церковь имела светлую историю и слишком большое самосознание, поэтому она не дала себя сломить.Конечной и решающим делом в той схизме было посягательство пап на Болгарию.

Папа Иоанн VIII (872-882) то и дело писал к князю Борису и некоторых болгарских вельмож: то манил их всякими римскими «волшебством», то угрожал сьогосвитнимы и тогосвитнимы карами, то вопил, чтобы только оторвать от Византии Болгарию и связать ее с Римом.

Приведу выдержки из нескольких таких листов.До князя Бориса папа писал: «Вернись же, найлюбиший сыну, к святой твоей, Римской Церкви, которая тебя родила в вере ...и которое имеет власть над всеми народами, и к ней приходят все народы мира, как к одной матери и одного председателя ...А мы, стоя перед святым телом Петра, князя апостолов, непрестанными молитвами и теперь, и всех твоих вельмож, и весь твой народ всегда стараемся поручить Господу Иисусу Христу » [3] .

В другом письме: «Итак, мы, привлекаться, покористуемось той властью, что и наши предшественники, хотя мы недостойны, и если вы не направите того, что совершили, то не пропустим наложить на вас проклятие и в настоящем, на этом мире, ощутимо вас накажем и в будущем (на том свете), поскольку только можем » [4] .

В письме к болгарскому вельможи Петра: «Пусть (князь Борис-Михаил) читает евангельскую историю и пусть видит, что там, в основном, самому Петру - когда другие то ли думали - Христос явил Себя как Сына Божия, и только сказал ему : «Я за тебя, Петр, молился, чтобы твоя вера не упадок».Итак, когда эти или те ложное думали, главный, Петру правда объявлена ​​» [5] .

Но это все не помогало, потому князя Бориса не убеждало.Папа обратился к крайности: он проклял всех греческих епископов и клириков, которые были в Болгарии.В письме к ним он пишет: «Итак, поскольку мы вас разоблачили (deprehendimus) как таких, которые часто действовали против святых правил, мы вас виклялы, и вы викляти ...Но если кто из вас, покорно и послушно повинуясь голосу этим спасенным оговоркой, покинет свое место в болгарской диецезии (т.е. церковной провинции, «диецезия» тогда еще имела широкое значение, чем теперь), то пусть знает, что мы решили вернуть ему то епископское место в крае греков, которое он прежде имел; наконец, если и не имел такого места, то мы ему дадим вакантную епархию » [6] .

В те времена папы имели признано только «право апелляции», однако не имели права назначать епископов на кафедры в Восточной Церкви.И они тогда посягали на такое право, чтобы, так сказать, провести борьбу за инвеституру с Византийской Церковью, которую (борьбу) в своем патриархате широко провели в XI-XIII веках.Как видно из приведенного письма, папы были самые мятежники в Церкви, бунтовали епископов против их высшей власти, чтобы только дойти своей цели.

Сколы папы усвоили сознание королей, им стало свойственно, что они ниже клир трактуют как «plebs».Письмо Иоанна VIII в греческих епископов в Болгарии писан именно в таком тоне: коротко и бесстыдно.

В то же время (878 г.) папа Иоанн VIII написал письмо цареградского патриарха Игнатия также с отлучением, но уже осторожнее, потому что это письмо до вельможи, за которым стоит царь.

Папа пишет: «Уже второй раз напоминаю тебе письмом апостольской столицы и ее посланцами тебя увещевает, чтобы ты, как и следует согласно праву, был вполне доволен константинопольской диецезией (провинцией), которую ты получил из уважения и ласки этой же первой столицы, а за границы, определенные тебе канонам, не Дерзай Малодушно подвигать своей ноги и захватническим способом не передвигай старых границ, которые твои родители положили.Ведь все то знают, что болгарским краем, на основании привилегии в церковной администрации (вот тут папы еще говорили только о своих «привилегии», а теперь в Римской Церкви это уже догмат, что папы имеют «полноту власти» над всем миром), управлял святой памяти папа Дамас, а затем вплоть до вторжения язычников, начальники апостольской столицы ».

«Но это все ты, всечесниший брат, закрыв глаза переступил, и постановления святых отцов бездушным копытом попрал, и, забыв многочисленные благодеяния князей апостольской столицы, ты против того же столице вознесся (папы ничего не делают для самой правды, а все для своего интереса : и сделанное кому добро всегда ему напоминают), старую диецезию в крае болгар ты незаконно захватил и не ужаснулся против Божьих законов послать серп на чужое жатву.Следовательно, справедливо после первого и второго замечания мы должны бы тебя исключить из Церкви.Но что мы пользуемся умеренностью апостольской столицы, скорее с чувством снисходительности, чем строгости, относимся к твоему проступка, поэтому третий раз канонически через посланников и письмом предупреждаем тебя и предупреждаем, чтобы ты, не теряя времени, направил находчивых мужей в землю болгар, чтобы они , обходя всю эту землю, без всякой задержки отозвали оттуда всех, кого встретят, кого ты или твои подвластны рукоположили, и то так, чтобы в срок до тридцати дней во всей Болгарии уже не остался ни один епископ, вообще ни один клирик твоей рукоположения, а собственно невисвяты.Ибо мы не можем терпеть, чтобы те, кого ты там незаконно поставил, и они, как это уже известно, потому уже отлучены апостольской столицей, обманом своего проступка отравляли сердца новых Господних детей, то есть тех, которые мы посадили и поучили в вере и водой спасительного источника учения поливали ...Следовательно, если через тридцать дней не выведешь из пределов болгарского государства всех тех, что будто имеют какое степень в Церкви, благодаря твоей или твоих епископов рукоположении ..., то любая лишен Святого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа на два месяца, начиная со дня, когда это письмо получишь, и так долго, пока упрямый смиренно не склоню шеи перед этим нашим декретом.А когда упорно в том беззаконии и вине останешься ..., то приговором всемогущего Бога и уважением блаженных князей апостолов и постановлением нашей смирения каких лишен всякого патриаршего достоинства, которое ты с нашей ласки вновь получил, совсем не наделен никаким привилегией высшего священства » [7 ] .

Когда папские посланцы приехали с тем письмом в Царьград, Игнатий уже умер.В дорогу на тот свет папа послал ему проклятие за Болгарию.Однако римлянам совершенно не препятствует то, что они теперь патриарха Игнатия причислили к лику святых.Все же он для них есть козырь против нелюбимой Фотия, который осмелился растущим папам-императорам хорошо дать по пальцам.

Конечно Игнатий не мог удовлетворить папских притязаний, даже если бы хотел, ибо дело зависела не только от него, но прежде всего от самих болгар и от византийского царя.А «хлоп из холопов», царь Василий Македонец, имел возможность близко узнать, что такое папы.И после смерти Игнатия царь без колебаний позвал на патриарший престол Фотия, как когда регент Варда и по тем же мотивам.

Вся эта римская церковная политика влияла на греков очень больно и провоцирующее.Поэтому весь греческий общественность, идя по инстинкту самосохранения, был на стороне Фотия.Игнатий, при всем давлении со стороны царя и Рима, насобирал на свой собор 869 г. только 16-18 епископов (в начале собора), а Фотий на своем соборе 879 г. имел их 380.Римские теологи употребляют всяких софизмов, чтобы это как-то затушевать и исказить.Но правда ясна, как солнце.Фотий был выразителем мыслей всей византийской Церкви.

Мы видели, что уже папа Николай И в своих «Ответах болгарам» плямував и чернил Греческий Церковь.А Иоанн VIII в письмах к князю Борису делал это еще бесстыднее.

В письме от 878 г. он предостерегает князя Бориса: «Чтобы вы, идя за греками, которые в разные ереси и схизмы своему обыкновению падали, также не упали с ними в пропасть заблуждения ...Действительно, мы не говорим, что между нами и ими не являются одна вера, одно крещение и один Бог наш, но в них было немало ересей и виновниками их были константинопольские архиереи или цари, или те и другие, а те, что им подчиненные, из человеческих соображений, может от страха, делаются подобные, и горе тогда тем, что идут в их обществе » [8] .

Далее, по обычаю пап, Иоанн VIII без всякого стыда хвастается, будто Римской Церкви еще никто не упрекнул за ересь, а она всем упрекала, особенно константинопольской, и от ошибок их освобождала или своим приговором осуждала.Итак, пусть болгары вернуться к Римской Церкви, где вера чище, чем где-либо другом месте.Но если не вернутся, то папа будет их считать за язычников, за исключенных из правдивой Церкви.Неужели греки могли молчать на такое плямування и очернение их Церкви?

Римские теологи всегда одной поют: будто восточную схизму повлекли гордые Царгородский патриарх Фотий и Михаил Керулларий.

В действительности, причиной ее папы, которые именно тогда превращались из западных патриархов на nan-императоров, и свое историческое «примат почести» взялись превратить в божеский primatus jurisdictionis ».А греки только защищались перед напастями и посягательством римских пап.

Фотий стал патриархом 858 года.Папа Николай И соборно с итальянскими епископами викляв его в 863 году и лишил всякого церковного степени.И Фотий не на то стал патриархом, чтобы уступить место перед римлянами.Папа в своих слишком дерзких письмах к царю вечно хвастался «приматом апостольской столицы», который Рим получил не от церковных соборов (ибо соборы признали римскому епископу только «примат почести»), но как бы от Самого Христа, и стремился, чтобы его решения по Фотия было выполнено.Царь (а, собственно, Фотий, ибо это он тот царский письмо редактировал) в 865 г. ответил, что Фотий останется патриархом; что римляне знеславляють византийскую церковь, которая является действительно учительницей Церкви, а на Западе - темнота и варварство; что с переносом царского престола до Нового Рима и церковный примат перенесен из старого Рима, который является обессиленным городом, до Нового Рима (это вполне логична аргументация, потому соборы признали за римскими епископами примат почести только с посылкой на то, что Рим - царственный город) и еще царь угрожает, что пойдет с войском на Рим, если папа не успокоится, разрушит город и накажет папу.

В 866 году Болгария отпала от Царьграда и пристала в Рим, а римляне стали в ней, под боком Царьграда, порочить и презирать Греческий Церковь.Это уже было для греков многовато.Фотий на соборе в Константинополе в 867 г. обвинил всю Римскую Церковь в различных ересях и соборно исключил из Церкви папу и всех, идущих за ним.

Папский Рим еще не слышал такого решительного слова из Византии.Отсюда и такая ненависть в Римской Церкви до Фотия доныне.Но Фотий хорошо понял ситуацию.Его врагом был не сам папа, как лицо, выступавшей против греков и хотела свергнуть их Церковь, но вся Римская (латинская) Церковь с папами во главе.Латиняне хотели стать императорами в Церкви.

Все упреки, что их Фотий делал Римской Церкви, были вполне справедливы, обоснованы на канонах Вселенских Соборов.

Некоторые из тех упреков нам сейчас кажутся малозначительными, как, например, что римляне постятся в субботу, что сократили великий пост; но в те времена это были живые соблазна для греков.Безусловно, гораздо труднее было грекам, что римляне в Болгарии не признавали миропомазания, совершенного греческими священниками, и уже миропомазанный латинские епископы еще раз миропомазувалы; что латинский клир осуждал жена духовенство, а сам жил преимущественно в конкубинат, и римское утверждение, что Святой Дух исходит не только от Отца, но также и от Сына, и вводили это в Символ веры.Римляне не считали для себя обязательными постановления Вселенских Соборов, а творили свою отдельную веру и Церковь - вот это подхватил Фотий.А дальнейшее развитие Римской Церкви еще куда более перерос все те «уклоны», которых он видел Фотий.

После смерти Игнатия папа Иоанн VIII согласился на то, чтобы Фотий "был цареградских патриархом. Занять такую ​​позицию ему подсказывали его политические комбинации. Силой подчинить Фотия и отобрать Болгарию не было никакой надежды. Папа думал: а вдруг Фотий, такой энергичный, с благодарности отдаст Риму Болгарию, когда папа по-доброму согласится с ним? Когда план этот не осуществится, папа будет иметь возможность еще раз виклясты Фотия, - и в будущем папы получат чем хвастаться: вот они как судили царьградской патриархов ...

Папа сам от себя счел недействительным весь протифотианський собор 869 г. На вожделения Фотия, папа решительно отказался от «Filioque» (и Сына), и на соборе 879 г. в Константинополе папа и Фотий дошли полного согласия.

Но папа ставил одну категорическое условие, которого на соборе определенно не подносили, для хорошего тона, однако в кулуарах она была главной темой разговоров.«Отдай Болгарию»!то и дело орали в кулуарах папские легаты.А Фотий крутил, как мог: то отодвигал дело, то будто что-то обещал, то обращал внимание, что это от царя зависит.После собора Фотий не отдавал Болгарии и не думал отдавать.Папа ждал, ждал, а в 881 году прервалась ему терпение, и папа викляв Фотия в церкви св.Петра с Евангелием в руке.Через Болгарию!Новый царь Лев VI Мудрый, сын царя Василия Македонцы и воспитанник Фотия, устранил Фотия в 886 г., и сослал его в монастырь.Патриархом царь назначил своего шестнадцатилетнего брата Стефана.Папа Стефан V, как пишет Гергенретер, «мог только радоваться устранения узурпатора, нелюбимой в Риме», то есть Фотия.Что новый патриарх не имел канонического возраста - это ничего не вредило, ибо это папе было на руку: это уже не был Фотий!

Папа Стефан V (этого мы еще встретим при св. Мефодия) писал царю о Фотия, словно крест осквернил, и поэтому Господь поразил его, как когда первородных из египтян ..., кто спасен крест презирает, того убивает меч Евангелия [9 ] .

Еп.Няради пишет о Фотия, что он «умер в изгнании смертью, подобной той, как Иуда».

Скверный философ, царь Лев "не знал, что делает».Ради своих личных интересов он помогал Риму добивать и мучить византийскую церковь.Но ты прав, большой Фотию, не погиб, потому что не могла погибнуть, потому что она правда.А в свете той правды ты большой, переросший своих незрячих современников на целые века, а наших незрячих униатов - на целое тысячелетие.


 

IV Моравская ДЕЛО

Странным может показаться, что те же папы, которые в болгарской деле так пятнали Греческий Церковь и так безоглядно воевали отлучением, в Моравской деле будто доброжелательно относились к греческому типу Церкви и к греческим миссионеров Константина (Кирилла) и Мефодия.Когда папы не могли стерпеть греческого духовенства в Болгарии, то почему допустили Кирилла и Мефодия в Моравию?Почему их не осадили отлучения?А еще до того была и аналогия между Болгарией и Моравией, что латинский клир считал Моравию за свой миссионерский район, на котором немецкие миссионеры работали еще до прихода миссионеров из Царьграда (Константин и Мефодий отправились в Моравию 863 p.).

Но когда хорошо присмотримся к политике пап в Моравской деле, то откроем, что она была такая же, какую папы вели в болгарской деле, только что обстановка была другая.

Прежде, надо иметь в виду то, что Моравия бесспорно принадлежала к римскому патриархата.Римские теологи изображают Кирилла и Мефодия как таких, которые бы всей душой отличались от Фотия и признавали папский юрисдикционный примат на весь мир.Но это совсем не так!Славянские апостолы знали, что, работая на территории западного патриархата, должны признавать папу за своего предводителя.А папы были удовлетворены с того, что греки, миссионеры на Моравии, слушают их.Рим всегда имел такую ​​тактику, что сначала стремился субординации, а потом он уже себе посоветует с подданными - при всех случаях свернет им шею; если того потребует.Когда овечка в кошаре, то каждый день можно ее зарезать ...Рим, действительно, так и сделал с Апостолами Славян.В то время, когда в Царьграде против Рима воевал Фотий, Риму хорошо иметь «на показ» таких византийских греков, его слушали и должны были слушать.Рим мог надеяться, что такие греки будут его защитниками и партнерами против фотиивцив, как нынешние униаты являются защитниками Рима против православных.

Третья причина.Рим имел в своем патриархате греков в южной Италии, следовательно, не мог явно выступать против греческого типа Церкви, чтобы не восстановить против себя и тех греков из южной Италии.Вообще папы во всей истории открыто выступали только против царьградской патриархов, чтобы себя превознести, а против греческого типа Церкви выступали только скрыто, так сбоку, чтобы римский тип Церкви вышел из того соперничества как первый, свойственный, главный, господствующий, а греческий, как служанка в доме.

Четвертая причина.В IX в.папы вели борьбу за свой «полный примат» не только с царгородского патриарха, а также и с мощными архиепископами в своем патриархате.Чтобы иметь образец той борьбы перед глазами, хватит прочитать произведения Гергенретер содержание соответствующего раздела (т. I, с. 718): «Борьба папы Николая и угрожающая коалиция западных епископов с Византией.Дело супругов короля Лотара и собор в Меце 863 г. Разрешение архиепископов из Колонии (Кельн) и Трира.Архиепископ Равенны.Император Людовик грозит папе.Манифест устраненных митрополитов против папы.Тот манифест, как синодальное послание, выслан также и Фотием.Николай незрушимий.Король Лотар поддается, западные епископы слушают.Распространено действие папы ».

Папы Саул смотрели также и на пассавських епископов и зальцбургских архиепископов, которые захватили под себя целую Чехию, Моравию и Паннонию.

И именно в той борьбе против пассавських и зальцбургских епископов Константин и Мефодий хорошо пригодились папам.Папы очень хорошо поняли, что те греки, «новые люди», будут слабее и смиреннее перед ними, чем мощные латинские епископы, которые всегда могут иметь короля на своей стороне.

Наконец, главная цель пап была в том, чтобы они при помощи Славянских Апостолов, отобрали упомянутые территории от пассавських и зальцбургских епископов, а затем папы уже справятся с греческим типом Церкви: уничтожат его.

Папа Иоанн VIII писал 875 г. до короля Карломана: «Из многочисленных, разнообразных и выразительных данных Твоя мудрость может убедиться, что Паннонская диецезия, на основании привилегий, от веков было уделено апостольской столицы ..., об этом говорят соборные документы» [10 ] .Еп.Няради и сам пишет: «К тому времени были Паннония и Моравия, как миссионерские крае, под властью зальцбургского архиепископа и пассавського епископа.По распоряжению папы это отменено, а сам св.Мефодий был там власть в церковных делах распоряжаться независимо от немецких епископов ».«Распоряжения папы» здесь наивно подтянуты под мере нынешних категорий.На самом же папы тогда имели только завоевать себе право на ситуацию, чтобы дать такое распоряжение!

Пятая причина.Папы всегда любили вести такую ​​политику, чтобы за них кто-то другой брал на себя «odium» (ненависть борьбы), а они сами чтобы были скрыты в тени и чтобы на всякий случай имели «свободную руку».Так в наше время папы форсируют целибат в униатских церквах, однако они это ведут так, чтобы «odium» падал на униатских епископов.Это им облегчает игру, потому что где Православная Церковь имеет свободу, как в Румынии, Югославии и Чехословакии, там папы не важаться форсировать целибат в униатскому клире (чтобы уния не рухнула).И вроде все то зависит от местных епископов.Папы форсируют целибат в Польше, поскольку здесь Униатская и Православная Церкви в латинской неволе; а в Америке форсируют целибат с риском «ва-банк», потому что там наша жена духовенство между англиканами и всякими протестантами дает очень опасный пример для римского клира, что всегда бунтуеться против целибата.

Папы очень хорошо знали, что немецкий клир не даст спокойно сойти в могилу Славянским Апостолам и не потерпит их церковной дела.Итак, папы будто благосклонно относились к Кирилла и Мефодия, зная и используя всю ситуацию.

Безгранично глупенькие те униаты, что в таких случаях всегда отличают папу от латинского клира: якобы только латинский клир (немецкий или польский) не терпит Восточной Церкви, где только может, уничтожает ее, и рад бы полностью уничтожить ее, а папы - будто святые сторонники Восточной Церкви и защитники и покровители ее ...Ведь папы проникнуты тем же духом, что весь латинский клир!Но папам, для их собственных интересов, выпадает, хотя, словам притворяться «отца» и для восточных.Хорошо организованная борьба всегда такая, что слуги дерутся, а господа могут при совместном столе вино пить и будто искренние комплименты себе говорить.


 

* * *

Как же папы относились к Кирилла и Мефодия?С книжечки еп.Няради получается, вроде то отношение было просто ангельское читаем там: «В Риме уже слышали о миссионерской работе свв.братьев и поэтому хотели их видеть.Вероятно вызвал их сам папа, были в Рим ...Св. Отец с началом 868 г. утвердил славянские богослужебные книги, положил их на престоле в церкви Пресв.Богородицы «при яслях», и разрешил править службу Божью на славянском языке ...Папа Адриан 869 г. обновил старую сирмийську митрополию и передал в ней власть св.Мефодием ...Первый раз был св.Мефодий в Риме 867 p., вместе с братом Кириллом.Второй раз был там с концом 869 г. Самая тяжелая была третья путешествие ...В 880 г. прибыл Мефодий третий раз в Рим, и там заново утвержден его правоверие и невинность.Папа Иоанн VIII хорошо знал св.Мефодия, но чтобы легче замкнуть уста его врагам, призвал св.Мефодия в Рим ».

В течение 13 лет (от 867 до 880) папы три раза вызывали св.Мефодия в Рим, чтобы он оправдывался, а в течение трех лет - два раза!Призвать кого в Рим (а еще в те времена) для своего оправдания - это уже очень большое унижение для призванного и недоверие со стороны Рима.А время от времени призывать кого в Рим - это адское преследования со стороны пап!

Сколько раз призывали папы в Рим для оправдания тех немецких епископов, враждовавшие против св.Мефодия?Ни разу!Вот это настоящий ответ - не льстивыми словами, а делом.

Такие взгляды об отношении пап до Кирилла и Мефодия я себе выработал не на основании своих догадок, а на основании писем тогдашних пап.

В 879 г. папа Иоанн VIII писал Мефодия: «Народ Господень, тебе доверен, как духовному пастырю, ты должен спасать и учить слову своей проповеди; но мы слышали, что ты не учишь тому, что проповедует святая Римская Церковь, наученная самим князем апостолов, и что народ вводят в заблуждение.Поэтому этим письмом нашего апостольства приказываем тебе, чтобы ты, отложив в сторону все свои дела, немедленно постарался прийти к нам, чтобы мы из твоих уст слышали и узнали, ты так держишь и проповедуешь, как ты словами и письмами обещал святой Римской Церкви, что будешь веровать, или может того не соблюдает, значит, чтобы мы действительно узнали твое учение.Также мы слышали, что правишь Мессу варварской, т.е. славянском языке; и мы тебе уже нашим письмом через Павла, епископа с Антони, запретили, чтобы ты на том языке правил празднике литургические богослужения, а только на латинском или греческом, как служит Церковь, (распространена по всему миру и в каждом народе. Однако проповедовать или учить народ можешь (славянский язык), ибо творец псалмов напоминает, чтобы все народы славили Бога » [11] .

Уже этого одного листа достаточно для подтверждения всех моих вышеизложенных взглядов на отношение пап к Славянских Апостолов.Не хотели папы иметь греков на своей территории, а хотели греков на римский обряд навернуть!Неискренность, двуличие, преследование так ясно пробиваются из этого папского письма, что бедный Мефодий должен дрожать, когда его читал.

Уже два раза Мефодий оправдывался в Риме, и будто Рим одобрил его обучения и славянское богослужение, а тут опять немедленно поезжай в Рим на оправдание - и уже вторая по очереди запрет славянского богослужения!В зеркале этого папского письма детскими показываются слова еп.Няради: «Папа Иоанн VIII хорошо знал св.Мефодия, но чтобы легче замкнуть уста его врагам, вызвал св.Мефодия в Рим ».

Не оборона Мефодия была на мысли папы, только его унижения и уничтожения!Что папы имели «за пазухой» для Фотия, то именно они имели и для Мефодия.Несчастный Мефодий своим унижением в Риме имел доставлять удовольствие гордым римлянам, что так хотели торжествовать над греками, ибо в письме к князю Святополку (ad Sfentopul-crum) 880 г. папа, уже после допроса Мефодия, будто хвалит его правоверие, утверждает его в должности Паннонской архиепископа и будто позволяет служить на славянском языке, но Евангелие заранее надо читать по-латыни «propter maiorem honoficentiam» ради большего уважения.

Здесь должны прервать содержание папского письма, чтобы охарактеризовать политическую ситуацию в Моравии, ибо письмо будет для нас до конца понятен лишь на основании той ситуации.

Святополк 870 г. соединился с немцами, предал своего дяди (по отцовской стороны) Ростислава и выдал его немцам.Немецкие влияния в Моравии стали расти.Когда папа Адриан II (868 г.) как бы одобрил славянское богослужение, то это он сделал только потому, что того требовал князь Ростислав, а папа не имел силы, чтобы сломить его волю.Поэтому пока папа довольствовался тем, что Ростислав и его миссионеры из Византии признают Рим, заявляют, что хотят его слушать, а остаток своих намерений папа откладывал на удобное для себя время.Когда же в Моравии, за Святополка, выросли немецкие влияния, тогда пришло время, чтобы папы сделали то, чего действительно хотели.

Папа Иоанн VIII запретил Мефодием славянское богослужение.Очевидно, Мефодий должен взять с собой в Рим писан разрешение папы Адриана на славянское богослужение, и, вероятно, убивал «нового папу» «предыдущим папой», как это в таких случаях делается.Поэтому Иоанн в письме к Святополку уже не мог принципиально и обще запретить славянское богослужение, но взялся на ухищрения, чтобы и действия предыдущего папы были сохранены и чтобы замеры Рима были осуществлены.

В письме (который вручил князю сам Мефодий, когда вернулся из Рима) папа пишет к Святополку: «А если тебе и твоим вельможам больше нравится слушать богослужения на латинском языке, то приказываем, чтобы для тебя отправляли богослужения по-латыни» [12 ] .

Вот папа уговаривает князя, чтобы он стал «латинского обряда», как это мы сейчас имеем обыкновение квалифицировать это дело.А когда князь будет латинского обряда, то ликвидация византийско-славянского обряда дальше пойдет гладко.

Папа заодно и позаботился о живой двигатель такой ликвидации: он пишет к Святополку, чтобы поставил (немца) Вихинга на Нитранский епископа (Нитра, на Словакии, которая тогда входила в Моравской государства); то латинский епископ будто должен был быть подчинен Мефодием, как своему архиепископу .

Вихинга, «римокатоликив», истинный сын Римской Церкви, против Мефодия, «грекокатолики» (говорим нынешними сроками), ложного сына Римской Церкви.

Вихинга делал, что хотел: ликвидировал дело Славянских Апостолов.Когда Мефодий упрекал его и боролся с ним, Вихинга самоуверенно отвечал, что он имеет тайные инструкции из Рима, секретные письма от папы, которые одобряют его направление деяния.

Несчастный Мефодий волей-неволей искал правды в Риме - в том Риме, который имел для него только одно искреннее желание: «ut non sit» (чтобы его не стало).В ответ папа Иоанн VIII написал в Мефодия письмо (881 p.), полный лукавства и неискренности.Вот это знаменитое послание:

«Одобряя твою душпастирством, которую ты ведешь, чтобы получать верные души для Господа Бога нашего, и считая тебя за твердого призывающих православной веры, очень в Господе радуемся и не перестаем составлять безмерные похвалы и благодарности, чтобы Он тебе все больше воодушевлял в Своих повелениях , и чтобы тебя, под защитой Своей святой Церкви, ласково спас от всех противников.А каким сочувствием мы за тебя болели, когда из твоего письма узнали о бесполезны (vanus) случаи или происшествия с тобой, это можешь понять из того, что мы, когда ты приходил к нам, замечали тебе, чтобы ты шел по науке святой Римской Церкви , по определенной традиции святых отцов, и приказали тебе учить и проповедовать символ (веры) и истинную веру, а в нашем апостольском послании к князю Святополку, о котором ты говоришь, что оно ему вручено, мы то же написали, и никакого другого письма мы ему не писали, ни тому епископу (Вихинга); мы ни явно, ни тайно не рекомендовали ему, чтобы он свое делал, но как бы другое мы приказали тебе делать; сколько же меньше можно верить, чтобы мы от того епископа жаждали тайны, а мы ему ни издали не говорили о тех делах.Поэтому пусть развеется то сомнение ...Наконец, относительно других неприятностей (tentantiones), которых ты всячески испытывал, не горюй, но, по слову Апостола, считай это за наивысшую радость, потому что если Бог с тобой, то никто не сможет быть против тебя.А когда с Божьей помощью приедешь (в Рим), то что только незаконно (enormiter) против тебя сделано, что только сделал тебе упомянутый епископ вопреки своей службе, когда обоих вас выслушаем, с помощью Божией, по закону все доведем до конца и не минуем постановлением нашего суда наказать его дерзость » [13] .

Папские обещания - груши на вербе!Только что Мефодий вернулся из Рима, а тут снова возвращайся в Рим!Целый то письмо папы состоит из искусственных фраз, чтобы папа как-то вымотался с морально безысходного состояния, чтобы Мефодий перестал обременять его такими неприятными аргументами.Папа совсем не сбросил с себя подозрения, что дал Вихинга тайные инструкции.Когда это было правдой, о чем папа писал Мефодия, то папа одновременно с письмом к Мефодия должен написать кляня письмо Вихинга, вызвать его в Рим, наказать его, устранить из Моравии, а не откладывать дело «ad calendas graecas».Наконец, всякие слова там бесполезны, где логика фактов противоречит словам.

Римские теологи расписываются о том, как папа Иоанн VIII «усильнимы стараниями» (так говорит «История христианско-католической Церкви для средних школ о. А. Стефановича - на основе учебника д-ра А. Ваплера», Львов, 1903) освободил Мефодия с тюрьмы, в которую бросили его немецкие епископы, когда он второй раз возвращался из Рима 870 г.

Выпишем из книжечки еп.Няради, что он об этом говорит: «Немецкие епископы насильно поймали св.Мефодия и заточили его в монастыре в Фризинти в Баварии.Здесь он на протяжении двух с половиной лет очень много вытерпел от немецких епископов за св.веру ...И так св.Мефодий стал мучеником-исповедником Христовой Церкви ...Он имел непоколебимую веру, что будет скоро освобожден из тюрьмы, когда св.Отец возьмет его в оборону.Посылал несколько раз свои жалобы в Рим, а оттуда не поступала никакая ответ.Какую острую пробу должна перейти его преданность св.Отцу Папе Римскому! »

«Кончился уже второй год, а решение еще не было.Как это могло быть?Почему папа ничего не делал?Все письма и жалобы, которые св.Мефодий посылал в Рим, переловили его враги и уничтожили.Но третьего года удалось одному учеников Мефодия, Лазарю, убежать и добраться до Рима, к св.Отца Иоанна VIII.Здесь он рассказал, как терпит св.Мефодий ».

«Папа Иоанн VIII сейчас выслал в Германию епископа из Анконы Павла, как своего легата, чтобы избавил Мефодия».

«В первой половине 873 г. Мефодий вышел из тюрьмы».

Униат, которому римский дух видобрав всю критичность в римских делах, довольствуется тем, что папа не знал о заключении Мефодия.Как?Чтобы папа не узнал о том протяжении двух с половиной лет?Это невозможно!Когда действительно немецкие епископы переловили все письма Мефодия к папе, то где были священники, которые сотрудничали с Мефодием на Моравии?Неужели, хотя бы только из любопытства, они не интересувались судьбой своего епископа, - и цита Моравия осталась без епископа протяжении двух с половиной лет, а папе никто об этом не донес?Еще раз говорю: Это невозможно!История Моравии тех (870-873) лет выясняет нам и заключения св.Мефодия, и его увольнение.В 870 г. Святополк предал своего Дядю Ростислава, на Моравию пришли немцы (франки) с королем Карломаном, и уже в 871 p.обвинили Святополка в измене и вывезли его на суд к Регенсбурга.В то время король Карломан оставил Моравию, и моравяны, под руководством Славомира, восстали против немцев.Суд освободил Святополка, и немцы послали его усмирить восставших моравян.Но Святополк присоединился к повстанцам.Война продолжалась 872 и 873 pp.Святополк вышел победителем.Значит, немцы посадили св.Мефодия по той же причине, по которой заточили и Святополка.Немцы хотели ликвидировать Моравию, как славянское государство, так и обвинили Святополка в измене.Св. Мефодия они тем легче обвинили.И держали его в тюрьме все время, пока надеялись, что останутся господами в Моравии.А выпустили св.Мефодия, только когда Святополк закончил войну победой.Обо всем этом знали все немецкие заправилы (как духовные, так и светские).Вероятно знали о всей это дело и в Риме, и так же смотрели на нее.

Еп.Няради пишет: «Враги св.Мефодия еле дождались его смерти.Сейчас по его смерти изгнали его учеников из Моравии ».

Какие же это враги?Еп.Няради готов видеть врагов св.Мефодия во всех тогдашних латинян, только не в папах.У кого глаза завязаны, то ничего не видит, хотя бы оно стояло ему под носом.

В действительности, папы все время способствовали врагам св.Мефодия, а, в конце концов, виклялы Мефодия и всех его сотрудников.Это и совершенно естественно, поскольку папы имели ту же душу, что и их клир.

Когда папы уже убедились, что ликвидация моравской «унии» или «греко-католической Церкви», как бы мы это сейчас назвали, созрела, то выступили против нее открыто и со всеми своими громами.

Вот что писал папа Стефан V (885-891) к князю Святополку:

«Мы узнали Вихинга, честного епископа и дорогого собрата, что он поставлен в церковной науке, и поэтому послали его вам править Церковью, доверенным ему Богом, ибо мы убедились, что он тебе верный, и достаточно во всем про тебя работает ...А очень мы удивились, что Мефодий предан суеверию, а не строительству, суеты, а не покоя; мы его предрассудки вполне осуждаем.А кто выразил анафему для пренебрежения католической веры, анафемы упадет на голову.(Наша замечание: видно, что Мефодий должен виклясты Вихинга, а может и всех, что с ним общались).Но ты и твой народ будете неповинны пред судом Святого Духа, если только будете искренне держаться веры, которую проповедует Римская Церковь.А божественные службы и таинства и богослужения, которые тот Мефодий решился править языком славян, хотя над самым святым телом блаженного Петра присягой обязался, что того больше не будет делать, мы, побуждаемые его виной в беззаконии, Божьим и нашим апостольским авторитетом под клятвой запрещаем, чтобы этого никто никак не решался теперь делать ...А упрямых и непокорных, работающих для раздора и соблазна, после первого и второго предостережения, если полностью не обратятся, как сеятелей плевел приказываем выбросить из церковной общины, и чтобы ни одна паршивая овца не заражала всему стаду, нашей силой приказываем хлестать их и от ваших границ далеко прогнать » [14] .

Вот тебе, унией Последний папское слово о тебе: другая вера, раздор, предрассудки, паршивая овца, куколь, и на этом все не только анафема, но и меч!Св. Мефодий с тем последним папским «приветом» сошел в могилу - как мученик и исповедник веры, которого сами папы замучили.

Очевидно, папа Стефан V этим своим письмом викляв также и св.Константина-Кирилла, ибо он викляв все дело Славянских Апостолов.

Может, какой римлянин захочет тем спасаться, будто это письмо папы Стефана V ложный, поддельный.Бесполезный уловка, потому что уже и логика фактов вполне утверждает правдивость этого папского письма.

Мефодий вскоре умер (885 p.), а Святополк прогнал всех «мефодиевцев» из Моравии.Те несчастные давние «униаты» бежали в проклятой папой Иоанном VIII соседней Болгарии.

А Чехо-Моравия, получив некогда Христово свет из Византии, и до сих пор не может прийти в себя под религиозно-церковным взглядом (Гус, гуситы, Чехословацкая Православная Церковь в наших часах).

Папа Иоанн XIII (965-972) писал Болеслава Чешского, утверждающий епископство при церкви св.Вита и св.Вячеслава (We-nezlai) и монастырь бенедиктинок при церкви св.Георгия мученика, «verumtamen non secundum ritum aut sectam Bulgaricae gentis vel Ruziae, aut Slovenicae lingue, sed magis sequens constituta et decreta apostolica» и не по обряду или сектой болгарского народа или Руси, или славянском языке, но больше следуя апостольскими постановлениями и декретами » [15] .

Когда нынешняя уния делает из Славянских Апостолов своих первовзорив и покровителей, то восхваляет свою собственную гибель "ad majorem gloriam Romae" (на большую славу Рима).

Славянские апостолы ждут других своих поклонников - таких, что исправили бы их, к небу вопиющую, несправедливость!


 

V Лионская УНИЯ

Перипетии Кирилло-Мефодиевской Церкви, поскольку речь идет об отношении к ней пап, очень подобны перипетий первой унии Греческой Церкви с Римской 1274 Поэтому в главных чертах представим также и судьбу той первой унии с католическим изданием С. J.Hefele: Conciliengeschichte, t.VI, с.119-163.

Четвертый крестовый поход 1204 коварно захватил Царьград, и там латиняне основали свою «восточную римскую империю», якъ существовала до 1261 г. Греческие церкви латиняне превратили в свои костелы, а на место греческого патриарха поставили своего латинского.(Греческое византийское царство в то время существовало только на небольшой части Малой Азии.) Наконец том латинском царгородского патриарха Рим, на Латеранском соборе 1215 p., признает первый ранг после папы.

В 1261 г. греческий регент Михаил Палеолог получил Царьград.Латинский цареградский царь Балдуин II бежал в Рим и женил своего сына Филиппа на дочери Карла Анжуйского, римского сенатора и короля Тусции и Ломбардии.

Позиция Михаила Палеолога не была крепкая.Он должен бояться, что латиняне пойдут против него войной с большими силами, ибо папа Урбан IV стал призывать западные народы к крестовому походу, чтобы заново завоевать Царьград.Палеолог еще и сам себе повредил, ибо после обретения Царьграда, чтобы самому стать царем, ослепил и бросил в тюрьму молодого царя Ивана IV Ласкариса.Патриарх Арсений прилюдно викляв Палеолога, греки сетовали на нового царя.

Палеолог решил заключить церковную унию с Римом, чтобы таким способом отодвинуть опасность от себя.Урбан IV согласился.Но когда дело затянулось, потому греки не хотели унии, а Палеолог занял латинское ахайське княжество, папа снова (1264 г.) издал призыв к крестовому походу.Однако, не так легко было организовать крестовый поход на Царьград, ибо Западная Европа имела свои хлопоты.

В 1266 г. царь отстранил патриарха Арсения, а новым патриархом стал Герман, который уже 1267 отошел.Теперь стал патриархом Иосиф.Он торжественно снял с царя клятву, но об унии с Римом и он не хотел слышать.Когда царь узнал о больших вооружения королей Людвика IX Святого и его брата Карла Анжуйского, испугался и снова отправил послов к папе в деле унии.Царь хотел, чтобы папа согласился на собор, где греки с римлянами обдумали бы разницы в вере, но Рим исключал всякую дискуссию, а стремился, чтобы греки приняли римское исповедание веры, которое в Риме специально составили для этой цели.

Царь оказывал большое давление на греческих епископов и весь клир и на остальной 1274 выслал своих послов в деле унии на собор в Лионе.

Царь представлял себе унию с Римом «идиллически» и добивался от своих епископов и клира признание трех пунктов: примат папы, апелляции в Рим и поминовение папы на богослужении.

Римский символ веры, присланный царю М. Палеолог и под присягой признан его послами на соборе в Лионе, говорит о правах Римской Церкви так: «Веруем ..., что та же святая Римская Церковь имеет самый высокий и полный примат и принципат (превосходство) над всей кафолицькою Церковью, его она получила с полнотой власти от Самого Господа в блаженном Петре, князю или правитель апостолов, что его наследником является римский архиерей (понтифекс), как это святая Римская Церковь правдиво и смиренно признает.И как она первая среди всех других обязана защищать истины веры, так ей принадлежит право решать и вопросы, которые возникали по вере.К ней может апеллировать каждый, обремененный делами, относящееся к церковной сфере ...и ей подвластны все Церкви, а их начальники должны отдавать ей послушание и уважение, ей так положено полнота власти, что она допускает другие Церкви к частной старания (значит, к частной управы), среди которых много, главным патриаршие, эта Римская Церковь почетно отмечала различными привилегиями, сохраняя однако свою собственную прерогативу, которая и на общих соборах и на любых других всегда остается незыблемой ».Римский символ веры, составленный для греков, как видите, превратился в «Codex juris canonici», как только сошла речь на римскую любимую тему: якобы Иисус Христос отдал Свою Церковь Риму в частную владение, и Рим, что хочет, то отступает другим Церквам, и якобы он создал патриархаты ...

Хлопоты для царя Михаила Палеолога после Лионского собора еще изрядно увеличились.Папы сменяются каждый раз (от 1274 к 1282 г. было их шесть), и каждый что-то выдумывал для большего унижения греков.Иннокентий V жаждал, чтобы царь лично клялся унии перед какими монахами, папскими послами.Николай III повторил и еще выдвинул такие притязания: греки должны «Filioque» (и Сына) вставить в Символ веры; их обряды могут им остаться лишь постольку, поскольку папа признает их за безопасные для веры; папского нунция должны обойти все главные города греческого царства, чтобы убедиться, что все по предписанию выполняется; царь должен попросить в Риме, чтобы папа прислал ему кардинала легата (постоянного резидента в Царьграде); греки, учитывая их привязанность к схизмы, должны просить разрешение в римских нунциев; нунции имеют всех противников унии наказать интердикт и изгнанием.

Царь на все приставал, однако греки возмутились, и царь их тяжко наказывал.Как Гефеле пишет, «царь говорил обводить римских нунциев по тюрьмам, чтобы им показать, как много своих собственных родных и высоких служащих он тюрьмой наказал в пользу унии».«Пахимер повествует нам о многочисленных жестокости, которые царь тогда совершил над противниками унии, в частности, что он немало лиц из княжеского рода наказал ослеплением».

Но умер папа Николай III, и в 1281 г. его преемником стал Мартин IV.Царь послал двух митрополитов (Ираклийского и никейского), чтобы поздравить нового папу.Папа принял их очень грубо, а вскоре провозгласил царя Михаила Палеолога прогнан с престола как «покровителя схизмы и ереси» и запретил всем верным сноситься с ним.

Что же в Риме случилось, что зашла такое изменение в папской политике?Случилось то, чего ждали все предыдущие папы, которые делали унию с Михаилом Палеологом: король Карл Анжуйский вооружился и пошел войной на византийское греческое царство.Но Михаил Палеолог разбил войско Карла Анжуйского под Белградом в Сербии 1282 и вскоре умер.

Его сын и преемник Андроник, как только вышел на престол, сейчас провозгласил, что он приставал к унии только из страха перед отцом.И снова последовали репрессии - теперь против сторонников унии с Римом.Андроник отказал отцу даже в церковных похоронах; свою мать заставил прилюдно отречься унии; сбросил патриарха Векка, сторонника унии; епископам и священникам было запрещено на три месяца отправлять богослужения и т. д.

Так Рим мучил целые народы по своему «божественному праву» на всемирное господство!


 

VI ОКОНЧАНИЕ

Рим разбил первоначальную соборную кафолическую Церковь, создал свою Римско-католическую Церковь, чтобы подчинить себе всю Церковь Христову и так воцариться над миром.Такая конквистадорська психика должна доводить до такой политики, что Рим всегда и везде, где только мог и как мог, боролся против Греческой Церкви и против всех Церквей греческого происхождения.

Папа Григорий XI в булле «Debitum pastoralis officii» 13 февраля 1375 p.назначил епископов латинского обряда на наши кафедры в Перемышле, Галиче, Владимире и Холме, а наших епископов потребовал устранить, как осужденных и недостойных схизматиков [16] .


 


 

Migne, Patr Lat., T.119, col.978-1016.

J.Hergenrother, Photius, Regensburg, 1867, t.I, S.365.

Migne, Patr.Lat., T.126, col.848 - 849.

Т а м ж е, с.938.

Там же есть, с.762.

Т а м же, кол.765.

Там же, кол.763-764.

Гергенретер, цит.соч., т. II, с.302-303.

Герасим г с н р е т с р, уд.соч., т. II, с.691 - 692.

М и gn е, Patr.Lat., T.126, col.659.

Migne, Patr.Lat., T.126, col.850.

Migne, Patr.Lat., T.126, col.906

М и g п е, Patr.Lat., T.126, col.928-929.

Migne, Pair, Lat., T.129, col.802-804.

Migne, Patr.Lat., T.135, col.997.Имеем здесь доказательство, что христианство на Руси было в мире известно уже перед крещением Владимира Великого (988).

W.Abraham, Powstanie Kosciola lacinskiego na Rusi, Lwow, 1904, t.I, г. 298