• Название:

    ТРЕНИРОВКА СЛУХА

  • Размер: 0.08 Мб
  • Формат: DOCX

ТРЕНИРОВКА СЛУХА

У некоторых музыкантов хороший слух, у некоторых - не очень. Исполнители с хорошим слухом преодолевают практически любые сложные ситуации; они могут сходу играть незнакомую пьесу, сразу сказать какая тональность в песне, играть верные ноты, легко транспонировать в новую тональность. Музыканты с плохим слухом создают во время выступления немало трудностей, как для себя, так и для остальных членов коллектива. Не могут ориентироваться в простых гармонических последовательностях, порой просто мешают, цепляя "левые" ноты. Нет нужды говорить, что такие горе-музыканты мало востребованы. Чтобы быть лучшим в своём роде, вы должны знать, что вы хотите сыграть, и как это будет звучать в контексте композиции. Зачем тратить время, вылавливая правильные ноты, когда вы можете научиться сразу их слышать.

Несмотря на то, что есть люди, имеющие от рождения развитый слух, такой навык может развиваться как любой другой. Тренируя свой слух, вы получите возможность чётко различать мелодию, определять интервалы и аккорды, а также ритмические рисунки. Вы сможете хорошо реализовать себя как музыканта, если начнёте практиковать такие занятия. Подготовка вашего музыкального слуха началась задолго до того, как вы начали играть. Вы ведь можете спеть "В траве сидел кузнечик"? Просто тренировка должна происходить постоянно и затрагивать всё более сложные уровни.

Диатонические интервалы (Материалы по интервалам, представленные в оригинальной статье Эда Фридлэнда, имеют некоторые расхождения с русской традицией теории музыки и сольфеджио. Перевод адаптирован для российских читателей.)

Прежде чем начать слышать сложные гармонии, необходимо научиться слышать простые интервалы. Интервал это "расстояние" между двумя звуками. Классифицируем интервалы с помощью мажорной гаммы. Каждая нота в звукоряде нумеруется от 1 до 8. Первая (или нижняя, если две звука взяты одновременно) будет основной. От неё откладываем вверх или вниз звуки мажорной гаммы. Две ступени вверх или вниз (включая основную) - секунда; три - терция, четыре - кварта; пять - квинта; далее секста и септима соответственно. Повторение основного звука через 12 полутонов - октава. Естественно не все звукоряды входят в мажорную гамму, но мы рассмотрим пока что только эти - они называются диатонические. Названия происходят от количества ступеней, которые содержит интервал: одна ступень (унисон) - прима, две ступени - секунда, три - терция, четыре - кварта, пять - квинта, шесть - секста, семь - септима, восемь - октава, девять - нона (секунда через октаву). Диатонические интервалы делятся на: чистые, большие и малые (мажорные и минорные соответственно), увеличенные и уменьшённые. В таблице 1 представлены типы чистых и больших интервалов, а малые, уменьшённые и увеличенные представлены как результат уменьшения или увеличения исходного интервала на 1/2 тона. Для упрощения музыканты используют обозначения "b2" для малой секунды или, например "#5" для увеличенной квинты. Это позволяет экономить время.

Ниже приведены схематические аппликатуры для основных интервалов, для бас-гитары. Буква R (root) - обозначает нижний звук. Perfect - в данном случае чистый интервал. Major - большой, или буквально мажорный интервал:



Чтобы дополнительно представить интервалы используются слоги сольфеджио: C - до, D - ре, E - ми, F - фа, G - соль, A - ля, B - си, C - до (ранее, нота "си" обозначалась латинской буквой H а "си " - B, теперь эти разночтения упразднены)

От переводчика: Прежде чем продолжить перевод данной статьи, необходимо прояснить моменты разночтения американской и русской традиции сольфеджио. Первое и самое принципиальное расхождение - в материалах Эда Фридлэнда слогами Do Re Mi и т.д. обозначается ступень лада (I, II, III соответственно) вне зависимости от тональности. Тогда как русская концепция подразумевает абсолютно конкретные звуки (см. упражнение 1). Другой момент разночтений заключается в том, что хроматические звуки имеют свой соответствующий слог, а в случае сольфеджирования по-русски принято просто петь бемоль или диез в случае хроматизма. Впрочем, иногда знаки альтерации просто подразумеваются, когда поётся хроматический звук.

В таблице 2 представлены слоги для пения хроматических ступеней. Эта концепция весьма интересна, но необходимы дополнительные усилия, чтобы разобраться в соответствии восходящих и нисходящих альтераций, и запомнить их. Иными словами петь удобнее, но путаницы больше.

хроматические слоги для сольфеджирования
восходящие = do, di, re, ri, mi, fa, fi, sol, si, la, li, ti, do
нисходящие = do, ti, te, la, le, sol, sa, fa, mi, me, re, ra, do

Упражнение 1 - это гамма Фа-мажор в две октавы. Ниже подписаны: арабскими цифрами- интервалы (относительно F малой октавы на четвёртой линейке нотного стана); слоги для сольфеджирования; римскими цифрами - ступень для каждого звука тональности.

интервал   8  7      6     5   4   3   2    1     2    3    4    5   6   7   8
слоги       фа соль ля  сиb до ре ми фа соль ля сиb до ре ми фа
ступени    I     II    III IV   V VI VII  I      II    III IV  V  VI  VII  I

Обратите внимание, что нисходящие интервалы не совпадают. Например: До первой октавы, по отношению к Фа малой октавы составляет интервал квинту, при этом является V ступенью звукоряда. Нижняя - До (малой октавы), также являясь V ступенью, составляет кварту относительно той же Фа малой октавы. Вам необходимо научиться слышать любой восходящий или нисходящий интервал. Если у вас есть возможность - играйте на фортепиано, если нет, то и бас-гитара вполне подходит для этих занятий. Играйте Фа на восьмом ладу струны Ля, затем играйте следующую ступень гаммы. Внимательно вслушивайтесь в звучание интервала, затем пойте, пользуясь слогами. Так занимайтесь до тех пор, пока любой восходящий интервал не станет вам доступен. Далее, то же самое проделайте с нисходящими интервалами. Обратите внимание, что у бас-гитары более низкий регистр, чем у человеческого голоса, поэтому большинство могут петь на октаву выше, (на две если необходимо). Вы можете играть на октаву выше, если занимаетесь на фортепиано, или на вашем басу 24 лада. Довольно многие вообще стесняются петь, или очень сильно комплексуют, когда поют. Если вы относитесь к таким - вот вам советы: во-первых, сделайте пять длинных глубоких вдохов, чтобы расслабиться, а затем отпустите свою зажатость. Вы ведь собираетесь натренировать свой слух? Если так, то учитесь петь, то что вы слышите! От вас не требуется фантастических вокальных данных как у Паваротти, старайтесь просто петь как можно чище. Кроме того, вам не обязательно петь на публике, выбирайте для занятий момент, когда никого рядом нет. (Сначала может быть весьма трудно петь чисто, но чем больше будете практиковать, тем быстрее овладеете этим навыком. Существует абсолютная зависимость - Чем лучше поёте, тем легче определять на слух. И соответственно наоборот - Чем лучше слышите, тем легче вам спеть / прим. переводчика).

Довольно полезно составить список простых песенок, которые помогали бы вам запомнить различные восходящие и нисходящие интервалы. К каждому интервалу подберите и запишите нотами соответствующую мелодию, которая начинается с него. Например, вы можете запомнить нисходящую кварту, напевая первые две ноты "В траве сидел кузнечик". Или же восходящую большую сексту как начало песни "В лесу родилась ёлочка". Пресловутая "Мурка" поможет вам запомнить хроматическое опевание (малую секунду вниз и вверх, относительно основного тона). Не факт, что вы будете использовать эти мелодии в своей практике, они не обязательно должны быть популярными, но запоминающимися для вас. Таким образом, подберите мотив для каждого интервала. Поверьте - время, потраченное на этот вид деятельности, сторицей воздастся вам в вашей концертной практике, когда вы столкнётесь с незнакомыми мелодиями. (Также полезно спеть каждый мотив от разных нот, т.е. перетранспонировать). Когда достигнете приличных результатов в пении и распознавании интервалов, можете переходить к сольфеджированию звукорядов. Спойте мажорную гамму от тоники до тоники, вверх и вниз. Потом от второй до второй ступени, и далее от каждой ступени гаммы (вы будете петь различные диатонические лады: I-ионийский, II-фригийский, III-дорийский, IV-лидийский, V-миксолидийский, VI-эолийский, VII-локрийский). Потратив некоторое время на такую деятельность, можете приступать к пению трезвучий диатонических арпеджио, также от каждой ступени гаммы. Далее - арпеджио септаккордов, также от всех ступеней.

Упражнение 2 иллюстрирует арпеджио септаккордов в тональности Фа-мажор, с выписанными ниже слогами для сольфеджирования. Следует петь эти упражнения во всех тональностях, не только чтобы распознавать интервалы и аккорды, но и запомнить уникальную окраску каждой тональности.


1 строка: фа ля до ми ми до ля фа соль си ре фа фа ре си соль ля до ми соль соль ми до ля си ре фа ля ля фа ре си
2 строка: до ми соль си си соль ми до ре фа ля до до ля фа ре ми соль си ре ре си соль ми фа ля до ми ми до ля фа

Когда научитесь петь интервалы, звукоряды и арпеджио с помощь инструмента, старайтесь делать то же самое без него. Настройтесь, взяв только первую ноту, и пойте, используя слоги сольфеджио, не играя при этом на фортепиано или бас-гитаре. Работайте над этим навыком - это очень важно для вашего музыкального развития.
Хроматические интервалы От переводчика: Упражнение3 наглядно иллюстрирует хроматическую гамму на основе фа-мажора, где фа малой октавы центр. Первая строчка - обозначения нисходящих и восходящих интервалов. Слоги обозначают основные ступени тональности и их альтерации (также нисходящие и восходящие). Ещё ниже просто даны ступени звукоряда в восходящем порядке.

Достаточно утвердившись в пении хроматических интервалов и соответствующих им слогов, приступайте к минорным звукорядам, которые также необходимо научиться распознавать на слух. Существует три основных минорных звукоряда - натуральный минор (эолийский лад) мелодический минор и гармонический минор.
Упражнение 4 иллюстрирует символы сольфеджио для натурального (фа) минора. Вы уже сталкивались с его звучанием, когда пели звукоряд от VI до VI ступени натуральной мажорной гаммы (эолийский звукоряд). Необходимо запомнить его как самостоятельную гамму. Знаки альтерации, помогут выяснить разницу в сравнении с Фа - мажорной тональностью.

Слог "me" обозначает минорную 3 ступень, "le" - b6, а слог "te" - b7. Постарайтесь построить, например от ноты "фа", различные типы музыкальных звукорядов (диатонических ладов которые ранее строились на разных ступенях фа мажора). Используйте верные альтерации.
Упражнение 5 - это пример мелодического фа-минора. За исключением b3 ("me"), этот лад состоит из звуков фа-мажорной гаммы.

Упражнение 6 - соответственно гармонический минорный лад. Пониженная шестая ступень (b6 -"le") и чистая седьмая (7 -"ti") создают увеличенную секунду, характерную для этого звукоряда.

Для того чтобы извлечь максимальную пользу из этого материала, построить, записать и петь арпеджио септаккордов от каждой ступени гармонического и мелодического минора, как это делалось в мажорном диатоническом ладу. Кроме того, не забывайте об остальных тональностях. Можно привести немало высказываний самых известных музыкантов, о пользе теоретической подготовки, но сделаем иначе. Те, кто убедился в пользе вышеизложенного материала - усиленно и целеустремлённо практикуют, готовясь воспринять новую информацию. Остальные, которые твердят о бесполезности теоретической подготовки, отправляются упиваться своей ленью и другими комплексами, ограничивая себя рамками собственной инертности.

Распознавание высоты звуков и интервалов Следующий шаг, предполагает развитие способности слышать и распознавать высоту звуков. Одним из способов - это подготовить себе записи для тренировок. Если возможно воспользуйтесь помощью клавишника или гитариста.
Попросите вашего помощника играть одиночные ноты и находите эти звуки на бас-гитаре. Если сыгранный звук выше или ниже диапазона вашего инструмента, находите его в другой октаве. Правильно определив звук, обязательно произносите его название. Достигнув некоторых успехов, попросите играть быстрее.
Далее попросите играть два звука мелодически, для начала в пределах одной октавы. Определите обе ноты на басу и произнесите название интервала, который они формируют. Можете усложнять последовательность по три, четыре, пять и более звуков. Чем длиннее цепочка звуков, которые вы можете услышать и назвать, тем лучше. Другое упражнение - откладывать определённый интервал, например квинту. Если вы услышали ноту, играйте квинту выше или ниже от неё. Используйте самые различные интервалы.
А теперь отложите бас в сторонку, и возьмите карандаш и бумагу. Повторите предыдущие упражнения, на этот раз, записывая звуки нотами. На первый взгляд такая практика может показаться непреодолимо трудной. Пусть тот кто играет, вначале даёт для подстройки звук "ДО". Эти упражнения называются музыкальными диктантами и являются отправной точкой, для приобретения навыка транскрибирования музыки, проще говоря, вы учитесь "снимать" партии. Со временем необходимо научиться записывать четырёх-восьмитактовые фразы. Секрет в том, что вам нужно уметь точно воспроизвести мелодию. Если можете пропеть себе, то сможете вспомнить мотив и записать его относительно предыдущего звука.
Потом просите своего ассистента играть два звука одновременно, сначала также в пределах октавы. Найдите обе ноты на бас-гитаре и сыграйте интервал, который они создают. Мысленно можете возвращаться к таблице, чтобы определить, какой интервал вы сыграли. Если слышите интервалы, старайтесь записать их без помощи инструмента. Не ограничивайтесь в дальнейшем рамками одной октавы.

Распознавание аккордов Когда начнёте свободно распознавать интервалы, приступайте к трезвучиям. Пусть ваш друг играет мажорные, минорные, уменьшённые и увеличенные трезвучия в основном виде (т.е. нижний звук - это тоника аккорда). Играйте на басу и записывайте то, что вы слышите. Убедитесь, что написали верные тонические ноты. Сконцентрируйте внимание на характерном звучании каждого трезвучия. После работы с трезвучиями можете практиковать определение на слух септаккордов, также в основном виде. Вот основные типы септаккордов: Maj7 - большой мажорный (крайние звуки большая септима), доминантовый 7 - малый мажорный (малая септима соответственно), m7 - минорный септ., m7b5 - полууменьшённый, уменьшённый - dim7, увеличенный септаккорд aug7, мэйджер #5 (Maj+5). Будет легче, если вначале аккорды вам будут сыгранны как арпеджио, чтобы можно было мелодически слушать их созвучия. Но если это легко получается, старайтесь услышать аккорд взятый гармонически (т.е. все ноты вместе). Такая практика поможет выяснить внутренние взаимодействия голосов аккорда. Так терция, взаимодействуя с нижней (тонической) нотой аккорда придаёт мажорную или минорную окраску. Квинту можете определять относительно тонической ноты, если конечно она является повышенной или пониженной (b5 или #5), давая в таком случае характерную окраску. Септима аккорда (верхний звук), в соответствии с терцией указывает на тип аккорда. Также сконцентрируйте внимание на всех голосах и их взаимодействии внутри созвучия. Как и в случае интервалов с трезвучиями, можете прибегать к помощи инструмента, но в дальнейшем тренируйтесь записывать сразу на слух, без вашей бас-гитары.

Обращения аккордов Обращениями называются различные мелодические расположения аккордов. Например, если тонику трезвучия перенести на октаву вверх получим секстаккорд III-V-I (такое название определяют крайние звуки, составляющие интервал сексту). Если же с получившимся трезвучием проделать то же самое, то получаем V-I-III (квартсекстаккорд первый интервал снизу вверх кварта, а крайние звуки секста). Квартсекстаккорд можно также получить, если пятую ступень основного трезвучия перенести на октаву вниз. Весьма важно научиться слышать обращения, поскольку пианисты и гитаристы постоянно их используют, для того чтобы не прыгать по грифу или клавиатуре, а плавно соединять аккорды. Вам будет необходимо ориентироваться, что взял на басу "МИ" пианист. Это ми-минорное трезвучие, или обращение до-мажорного трезвучия. Пусть ваш помощник поиграет вам обращения от любых нот. Находите их на грифе бас-гитары и записывайте, не забудьте, что у трезвучия два типа обращений и это нужно научиться различать. Естественно, что следующим этапом будет та же практика, но уже без помощи инструмента. Так как в септаккорде четыре звука, то обращений будет соответственно три. Для обращений большинства септаккордов, характерно появление секунды в том или ином мелодическом положении (она возникает при обращении септимы). Первое обращение III-V-VII-I называется квинт-секст аккорд (секунда слышна вверху между первой и седьмой ступенями аккорда находящимися рядом). Второе - V-VII-I-III терц-кварт аккорд (секунда между седьмой и первой внутри аккорда). И третья инверсия VII-I-III-V которая называется секунд-аккорд, потому что имеет характерную секунду в основании. Также попросите своего ассистента играть обращения разных типов септаккордов, сначала по очереди, а затем вперемешку. Поработав так некоторое время, вы сможете определять на слух каждый аккорд, в любом его обращении.

Аккордовые последовательности Следующим этапом будет научиться слышать последовательности аккордов. Начните с самого простого - последовательность из двух аккордов в основном виде. Необходимо точно различать интервал между тониками аккордов, при этом слышать тип каждого отдельного аккорда (мажорный или минорный, большой, малый, увеличенный, уменьшённый и т.д.). Затем увеличивайте число аккордов в последовательности.
Добейтесь способности слышать четырёх-восмитактовые последовательности, а затем усложняйте задачу использованием аккордов в обращении. Достигнув успехов в подобной практике, вы сможете играть на слух новые аккордовые последовательности в определённом темпе. Это то, что необходимо уметь делать басисту - играть сходу, новые незнакомые пьесы без "бумажки" и репетиций.
Весьма полезна практика гармонического анализа формы пьесы. Всегда отмечайте похожие гармонические обороты, их чередование в структуре пьесы. Запоминайте, в каком порядке повторяются части произведения и делайте соответствующие выводы относительно того, какова форма, исполняемой композиции.

Непрерывная тренировка слуха Тренировка вашего слуха может быть неотъемлемой частью повседневной жизни. Вы постоянно окружены множеством возможностей для слухового анализа. Носите с собой камертон, чтобы периодически настраиваться на какую либо ноту (обычно "Ля" - 440 Гц.) Однако полезно запоминать звучание и других звуков, например открытых струн баса - Ми, Ля, Ре и Соль. Пойте в течение дня эти звуки и сверяйтесь с камертоном. Также можете, взяв камертоном определённую ноту, петь от неё интервалы, звукоряды и арпеджио аккордов с помощью слогов сольфеджио.
Всякий раз, слушая музыку, также можете упражнять свой слух. Слушать просто для удовольствия недостаточно - старайтесь проанализировать и понять, ЧТО вы слышите. Записывайте информацию относительно понравившейся песни. Какая тональность? Какая первая нота мелодии? Как эта нота соотносится с первым аккордом (это аккордовый звук - I-III-V, или звук гаммы)? Какой интервал между первыми двумя звуками мелодии? Меняется ли в песне тональность? Какая последовательность аккордов? Какой стиль и темп? На каких инструментах исполняется мелодия и соло? Какие инструменты в ритм-секции? Также играйте на бас-гитаре вместе с радиоприёмником - что бы ни звучало из него! Переключайте станции FM, чтобы поиграть в разных музыкальных стилях. Слушайте случайные звуки, окружающие вас в течении дня - гудки машин и сирен, птичье пение, звуки музыки на улице. И пытайтесь идентифицировать слышимое вами.
Всё это может выглядеть немного ненормальным, но стремление овладеть музыкальным мастерством, подразумевает постоянное совершенствование навыков; вы должны быть, в некоторой степени, одержимы идеей - научиться пользоваться музыкальным слухом. Достигнув однажды определённого уровня, вы заметите насколько легко и удобно применять подобные навыки. Резюме: Ваша ценность, как музыканта, прямо пропорциональна вашей способности СЛЫШАТЬ. Развитый слух - несомненное достоинство, благодаря этому вы будете более востребованы. Если вы решили стать серьёзным музыкантом, развивать музыкальный слух - абсолютная необходимость. Так почему же вы до сих пор сидите и читаете эту статью?! За работу!

Перевод: Константин Новожилов Источник: Bass Player