• Название:

    пизда борода

  • Размер: 0.05 Мб
  • Формат: DOCX
  • или


Оглавление

TOC \o "1-3" \h \z \u 1)Культорология как наука PAGEREF _Toc295850864 \h 2

2)методы культурологии PAGEREF _Toc295850865 \h 2

3) Античная К.(Рим) PAGEREF _Toc295850866 \h 2

4)Средневековье. PAGEREF _Toc295850867 \h 2

5)Возрождение. PAGEREF _Toc295850868 \h 2

8)Определение культуры через результат человеческой деятельности. PAGEREF _Toc295850869 \h 2

11-12) Генезис культуры. Предпосылки, факторы, источники формирования. PAGEREF _Toc295850870 \h 3

18)Функции культуры PAGEREF _Toc295850871 \h 3

19) Данилевский PAGEREF _Toc295850872 \h 3

20)Шпендлер PAGEREF _Toc295850873 \h 3

21)Тойнби PAGEREF _Toc295850874 \h 3

22)Ясперс. PAGEREF _Toc295850875 \h 4

29) Культура Древнего Рима: литература, архитектура, искусство. PAGEREF _Toc295850876 \h 4

30) Культура Древней Греции: литература, архитектура, искусство. PAGEREF _Toc295850877 \h 4

33) Культура Древнего Китая. PAGEREF _Toc295850878 \h 4

17)Материальная культура PAGEREF _Toc295850879 \h 4

13)Духовная культура PAGEREF _Toc295850880 \h 4

14)Наука и культура PAGEREF _Toc295850881 \h 4

16) Религия и культура PAGEREF _Toc295850882 \h 4

23)культура и природа PAGEREF _Toc295850883 \h 5

24)Эволюционизм PAGEREF _Toc295850884 \h 5

25)функцонализм PAGEREF _Toc295850885 \h 5

32)Исламский восток PAGEREF _Toc295850886 \h 5

6) Просвещение. PAGEREF _Toc295850887 \h 5

доп PAGEREF _Toc295850888 \h 5


1)Культорология как наука

Культурология – наука изучающая системы культуры, ее генезис содержание, структуру, закономерности, способы и формы проявления жизнедеятельности. Наука о наиболее общих закономерностях развития культуры.

Объект – общество, жизнедеятельность различных его субьектов, историческое взаимодействие общества с природой, людей между собой.

Предмет. Исследование культуры как целостного системного явления, признаков, закономерностей, форм и способов возникновения и функционирования культуры в историческом процессе.

Направления.

Философия культуры

Теория культуры

Историю культуры

Культурную антропологию

Социологию культуры

Прикладную культурологию

Историю культурологических учений

2)методы культурологии

1. сравнительно-исторический метод. Он позволяет провести сущностное сравнение принципиально сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам.

2. Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними. 

3. Семиотический метод предполагает использование семиотики как науки о знаковых и символических системах и успешно применяется для понимания, например, языка искусства средневекового христианства.

4. Метод моделирования предполагает стремление создать модель определенного типа культуры, с тем чтобы выявить наиболее существенные его черты.

5. Психологический метод предполагает возможность выяснить посредством анализа мемуаров, хроник, мифов, летописей, эпистолярного наследия, трактатов наиболее типические реакции людей той или иной культуры на наиболее значимые для них явления: голод, войны, эпидемии. 

6. Диахронический метод предполагает выяснение хронологической, то есть временной последовательности изменения, появления и протекания того или иного явления культуры.

7. Синхронический метод состоит в анализе изменения одного и того же явления (скажем, феномена православия или идеи патриотизма в русской культуре) на разных этапах единого культурного процесса. 

3) Античная К.(Рим)

Три эпохи разв К: эп 7-ми королей(до 509 в. днэ), эп республики(конVI-I в. днэ), императ-кий (до IV в. нэ). Особ-ти К: типовые города, бетон, традиции греч к, ора тис-во, проза, ист-я. Арх-ра хар-ся гигантизмом. КОЛИЗЕЙ. Римское право – законы 12 таблиц. В центре – вопрося землевлад-я и наслед-я. 1 системат право – «Институции» Гракха. Развито частное право. Сформул демокр принципы, право стало гос делом. Лит-ра: долго были переделками ком-й и траг-й с греч языка. Оратор – Цицерон. Глав святыня Рима- храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капиталийск холме. Рим осн в 753 г днэ. Рим ск форум – рыночн площадь (советы, собр-я, торг). Триумфальные арки. Храмы – ордерные; круглые и прямоуг в плане. Пантеон — «храм всех богов» в Риме. Термы – горяч бани. Скульпт- простота, внутр сила, глубина образов. Акведуки – арочные мосты. Аппиева дорога- дорога из Рима в Капую-главная дорога в Др риме. Мозаика Александра Великого- битва с царем Дарием3. Появл-ся натюрморт.

4)Средневековье.

Контроль фил и науки со ст церкви и гос.Соотв-е содерж-я фил и науки христ вероуч-ю.

Нарушители -еретики. Нет наблюд-я и опыта в науке.

Ис-во напр-но на религ-церк нужды. Разв иконописи. Преобл-е библ сюжетов.Соверш-е дух музыки. Склад каноны церк песноп-я. Григорианский хорал – религиозные одноголосные песнопения (напевный, речитативн).

Арх-ра: прочность, толст стены, массивн колонны, низк своды. Замок: подвал-погреб,тюрьм., 1эт-кладовые, 2эт-покои хозяев, 3эт-слуги,охрана. Романский собор – образ пещеры, в кот можно укр-ся от мира (Собор и башня в Пизе, Собор в Вормсе(герм)). Готич стиль–ажурн, легк, рвущ к небесам. Больш протяженность, много украш-й, витражи, стена – арки,уступы.

5)Возрождение.

Этапы: проторенессанс (XII–XIVвв.), ранний (XIV–XVвв.), высокий (XV–начXVI вв.),

поздний (доXVIIв.). Особ-ти: разв пром-ти, конкуренция, появл-ся мелк ремесленники и ученые, принципы:индивид-м, гуманизм, свободолюбие.Три «столпа»: натурализм(адекв отражение мира), гуманизм(уважение к чел личности), универс-м(слияние противопол-тей). ПРОТОР-С: Арх-ра: распр готики (собор в Сиене), гражданск арх: отл-сь разнообразием. Арх – ясность, простота античности, гармония. ВЫС-ИЙ: арх-ра – величие, монум-ть, грандиозн-ть. (Донато д’Анджело Браманте).

ИЗО и скульптура: Николо Пизано (пластичн, объемн-ть форм, весом-ть, телесн-ть), Гиберти (смесь традиц черт и реализма), Донателло (гуманизм; культ обнаж тела, скульпт портрет), Микеланджело (пластика, выраз-ть).

Живопись: Каваллини (стрем-ся преодол плоскость), Джотто (четкость, простота, исп-е пейзажа), Мазаччо (выразит-ть мимики и жестов), Боттичелли (предметы-символы, исключ-е простр и времени), да Винчи (спокойствие, единство замыслов), Рафаэль (ощущ счастья, радости, свободы).

Лит-ра: Данте(Божеств комедия), Петрарка, Боккаччо(декамерон)..

Музыка: импровиз-я, музицир-е как отдельн вид дух дея-ти. Увелич-е числа голосов. Танцы как выраж-е чувств, эмоций.

Страны: Испания(живопись-передача индив облика ч-ка, достоверность), Нидерланды(скульп из дерева, живопись- подробн-ть, гражд арх-ра), Франция(гражд арх-ра, ренес-с как придворная к-ра)

8)Определение культуры через результат человеческой деятельности.

1. Аксиологический (ценностный) подход.

Культура - совокупность лучших творений человеческого духа, высших духовных ценностей, созданных людьми.

2. Антропологическое понимание культуры предполагает, что она охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия


11-12) Генезис культуры. Предпосылки, факторы, источники формирования.

Понятие генезиса культуры касается проблемы ее происхождения и становления в истории человечества.

Предпосылки возникновения культуры.

переход жилой природы на более высокий уровень — возникновение приматов — полуобезьян, обезьян, человекоподобных обезьян; появление прямохождения;

перегруппировка анатомии прямоходящих приматов;

формирование пяти основных систем чувствования: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания;

стадный (групповой) образ жизни;

развитие головного мозга;

формирование первой (знаковой) сигнальной системы;

пользование огнем и др.

ФАКТОРЫ:

Социальные факторы - речь (вторая, вербально-знаковая, сигнальная система); трудовая деятельность и совместный образ жизни — стали непосредственными причинами формирования человека разумного, семьи, этнической общности, соответствующих способа и содержания жизни, получивших впоследствии название «культура».

Материальные источники формирования культуры следует отнести:

1. возникновение и совершенствование орудий труда;

2. обогащение трудовой деятельности и появление производящею хозяйства в семье, ремесленно-кустарных общностях, в родовом хозяйстве;

3. функционирование семьи и ее эволюция от полигамной к моногамной основе, приобретение человеком имени;

4. создание ирригационных сооружений, сложных построек (жилищ, мест ритуальных обрядов и т.п.), одежды, новых продуктов питания.

К духовным источникам формирования культуры относятся мифология, языческие верования, народное творчество, состояния сознания людей, осмысление степени свободы человека и общности от самих себя, от других родов и племен, от природы.

Комплексными источниками возникновения культуры, которые содержали материальные и духовные ее элементы, были быт, этническая, расовая, региональная и континентальная специфика проживания и жизнедеятельности людей. Существенным толчком в подъеме архаической культуры на новый уровень стало возникновение нравственности, письменности и первых форм искусства.

Способы исторического становления культурного процесса.

Способом возникновения культуры было выделение человеком себя из природы.

Культура утверждалась в ходе осмысления человеком самого себя.

Формой становления культуры выступало осмысление человеком других людей, сообществ.

Генезис культуры осуществлялся способом разграничения материально-производственной сферы культуры и духовной сферы.

ВЫВОД:

Культура возникла как способ и содержание жизнедеятельности людей, более высокой организации бытия человека и общества.

Культура формировалась как системное явление, для которого были характерны: целостность, структурность, функциональность, наличие законов и подсистем.

Культура формировалась через совершенствование человека, осознаваемое общение, поведение и деятельность людей, прежде всего на основе трудовой активности.

18)Функции культуры

1. Информационная – культура как информационное обеспечение общества, отвечающее за сохранение общественного опыта.

2. Адаптивная – культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде.

3. Коммуникативная - культура формирует средства человеческого общения; культура – условие и результат общения людей.

4. Интегративная – культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность скрепляется своей культурой.

5. Социализация- культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы.

19) Данилевский – предст славянофильск течения (кон20в). Книга «Россия и Европа» отверг Романо-герм историю, у кажд страны своя древн, средн и нов история. Перечисл цивилизации в хронол порядке: 1египетск, 2китайск, 3ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, или древне-семитическая, 4индийская, 5иранская, 6еврейская, 7греческая, 8римская, 9арабийская, 10европейская (герм-ром). Одни культуры независимы (2, 4), другие преемственны. Жизн цикл каждой сост из 4 этапов: 1) подготовительный (=1000), 2) образ-е гос-ва (=400-600) –появл культ и полит единства, 3) цивилизационный – рассвет творч деят-ти народа, 4) апатия культуры – конец прогресса развития культуры.

Цивилизация не передается от 1 культ-ист типа к др. Но может взаимод: 1) «прополка» (колонизация страны, насаждение новой К), 2) «прививка» (пересадка Эл-ов К (Петр 1)), 3) «почвен. удобрение» (развивающ цив-я усваив рез-ты более зрелой).

Россия не входит в ром-герм цивил-ю, она относится к культуре славянского мира (подготовит, государст периоды прошла, только достигла рассвета творч сил, явл преемником уходящей евр К).

20)Шпендлер – книга «Закат Европы» 1918 – в связи с последствиями 1 мир войны в Европе культура живет особ жизнью (рождается, стареет и умирает). Культура зап цивил-и скоро умрет. Культуры выделяет: 1египетская, 2античная, 3индийская, 4вавилонская, 5китайская, 6арабская, 7западн, 8мексиканская. У каждой К есть душа и собст идея, кот пытается выраз народ этой К. К – тело, в которое облекается душа. Мир К – мир, кот соотнесен с душой. Прасимвол есть у каждой культуры: у античн – огранич матер тело, осяз, сущ-щее (апполонистическая душа), у арабск – мир пещер, внутр простр-во (магическая душа – алгебра, таинства), у западн – бесконечность, безграничн простр-во (фаустова душа – безгранич движение), у русской – бесконечная равнина (пока что не нашла выраж-я). Культура не бессмертна и не изолирована (взаимод-е).

21)Тойнби – автор 12томного труда «Постижение истории». Выяв понятие соц атома – т.е. единица истории. Общ-во соц атома – цивилизация – замкн, независ мир, его границы могут меняться, но нет цив-и, кот бы охв всю Землю. Сначала 21 цив-я, потом 37, затем 7: 1зап, 2правосл, 3индуистск, 4китайск, 5дальневост (Корея,Япония), 6иранск, 7арабск.

В теч всей истории люди жили в примит общ-х (племенах). Племена статичны, цив-и динамичны. Главн фактор цив-и – подражание (воспр-е нововвед-й).

Сущ-ет «Вызов-и-ответ»: выз – как решить пробл, сущ в общ-ве, отв – найден реш-е. Первые вызовы: климат изм-я - в рез-те появл-е племен. Др формы вызова: 1) непрер длит давл-е (стимулир разв-я цивил-и), 2) соц ущемление (рабство, класс нерав-во). Ответ: творч акт.

Выделяет осн стадии развития общ-ва: 1)генезис, 2)рост, 3)надлом, 4)разложение. Пути выхода из соц тупика умирающ цив-и: 1) архаизм( возвр в прошл), 2) футуризм (попытка насильств провести соц, полит, культ преобр-я), 3) отрешение (аскетизм, отшельнич-во), 4) преображ-е (перемена дух климата, связ с религ прозрением).

22)Ясперс.В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. он делает акцент на то, что чел-во имеет единое происхождение и единый путь развития, вводит понятие – осевое время: осеаое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями, оно растворяет их, вбирает их в себя и предоставляет возможность гибнуть. Древние к-ры продолжают сущ-ть лишь в тех своих элементах, которые вошли в осевое время, воспринятым новым началом.

29) Культура Древнего Рима: литература, архитектура, искусство.

Римская культура стала продолжательницей греческой. Время формирования связывают с именем Ромула и Рема. Ромул – первый царь. Основание Рима – 753 г. до н. э. Римская культура просуществовала с 7 века до н. э. и по 5 век н. э. Мифология: Юпитер – Зевс, Нептун – Посейдон, Марс – Арес, Минерва – Афина, Венера – Афродита, Диана – Артемида. Строители первых римских храмов были северные соседи Этрусские. Римляне смешивали вулканический пепел с известью получали цемент, вулканический пепел с щебнем – бетон, изобрели кирпич, построили гигантский амфитеатр – Колизей, высотой 48 метров.

30) Культура Древней Греции: литература, архитектура, искусство.

Идеалом был гармонически развитый свободный человек, прекрасный и душой и телом. Формирование человека обеспечивалось продуманной системой образования и воспитания. Вершина воспитания 0 Олимпийские игры, возникшие в 776 г. до н. э. Они проходили раз в 4 года и длились 5 дней. Победивший на играх пользовался социальными привилегиями. Семья всех богов делится на две части: младших и старших. Главный – Зевс, его жена – Гера, братья Посейдон (море), Аид (подземелье). Дети: Афина (мудрость), Афродита (красота), Аполлон (искусства), Артемида (охота), Арес (война), Гермес (торговля), Гефест (огонь), Дионис (виноделие). Литература – Поэмы Гомера, древние эпосы – Илиада и Одиссея. Сложились основные жанры драматургии: комедия, трагедия, лирика. Отцом трагедии является Эсхил, его трагедия «Прометей прикованный», поэт Софокл – «Эдит царь» и Европид. Комедия родилась из праздников в честь бога Диониса. Отцом комедии является Аристофом. Основательница лирики – поэтесса Сапфо. Жила на острове Лезбос отсюда «Лесбиянство», родина лесбиянства – Греция. В архитектуре было три Ордера: Дорический (массивная колонна, завершающаяся прямоугольной плитой), Ионический (имеет более стройную колонну и капитель в виде завитка), Коифский (красивее ионической, капитель в виде листьев). Гробница Мафсола – правитель Карий построил в 4 в. До н. э. это одно из чудес света.

33) Культура Древнего Китая.

Уже в 8 – 5 веках до н. э. в Китае имело широкое распространение учение о пяти стихиях или первоэлементов природы. Древнекитайские мыслители учили, что соединение пяти первоэлементов: воды, огня, металла, дерева и земли создают все многообразие явлений и вещей. Разрабатывалось учение о противоположных и взаимосвязанных силах Инь и Ян.

Инь – женское начало (темное – север, земля, отрицательное, пассивное начало.)

Ян – мужское начало (светлое, небесное, положительное, активное, южное начало.)

Полярные силы, космические начала, задающие ритмику жизни и образующие гармонию, это взаимопроникающие начала. Равновесие мира, его баланс основывается на взаимодействии этих двух противоположных начал. У истоков китайской философии стоят два мыслителя: Лао-Цзы и Конфуций.

17)Материальная культура

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Материальная культура включает в себя орудия и средства труда, технику и сооружения, производство и технологии, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта и т. д.

Материальные источники формирования культуры следует отнести:

1. возникновение и совершенствование орудий труда;

2. обогащение трудовой деятельности и появление производящею хозяйства в семье, ремесленно-кустарных общностях, в родовом хозяйстве;

3. функционирование семьи и ее эволюция от полигамной к моногамной основе, приобретение человеком имени;

4. создание ирригационных сооружений, сложных построек (жилищ, мест ритуальных обрядов и т.п.), одежды, новых продуктов питания.

13)Духовная культура

К духовным источникам формирования культуры относятся мифология, языческие верования, народное творчество, состояния сознания людей, осмысление степени свободы человека и общности от самих себя, от других родов и племен, от природы.

14)Наука и культура

Наука описывает мир, путем формулирования законов природы- это необходимая, устойчивая связь между объектами и явления природы (их более 1000). Закон причинности- у каждого явления есть свои причины. Существует 2 уровня познания: эмпирическое- познание опытом и теоретическое- познание по средствам логики, открывает новое уже из известного. Наука- часть духовной культуры: этика, искусство, философия. Культура-все, что создано человеком. Наука- предельно объективированная сфера познания. Критерий истинности- соответствие теории и эксперимента. Субъективная человеческая оценка не имеет здесь никакой роли. 3 основные принципа научности: 1. Верифицируемость (проверяемость); 2. Доказательность; 3. Фальсифицируемость (принципиальная отвергаемость любого научного утверждения); 4. Рациональность (разум).

16) Религия и культура

Религия - такая форма построения модели мира, при которой основой выступает создание системы определенных правил и догм, соблюдение которых гарантирует человеку гармонию существования. Главным условием такой гармонии является вера. Человек достраивает модель мира при помощи условного знания, которое он не только не пытается доказать, но просто принимает на веру. Контакт человека с окружением является пассивным.

Религия принадлежит к духовным формам культуры. Есть несколько теорий по поводу ее зависимости от материальной культуры: Гегель - именно религии определяют историю человечества, Маркс - история определяет религию. Кант - материальная реальность лишь провоцирует религиозные мотивы, но религиозные процессы историчны в своем воздействии на людей.

Религия выступает стабилизатором, хранилищем и производителем культурных ценностей. Взаимодействие культуры и религии является динамически подвижным и неодинаковым в различных культурах и эпохах.


23)культура и природа

Человек здесь выполняет роль соединительного звена двух типов эволюции – природной и культурной или, как еще говорят творческой эволюции.

Мир, в котором живет человек, – целостен, он представляет собой сложную систему «природа-общество» и культура функционирует на всех уровнях именно этой системы. Поэтому, направления, в которых культура осуществляет реализацию своих функций, многообразны, хотя внутренне целостны и едины.

Исторически самим ранним объектом культуропреобразующего воздействия стала природа, причем, природа не только как объективная реальность, но и природная сущность самого человека. Когда человек начал созидать свой «собственный мир», когда он стал переделывать природу в «свое» обиталище, в «свой» дом, он сделал первый шаг к разрыву с матерью-природой, породившей его. Эволюции человека оказалось тесным лоно природы, и он вышел за ее границы, вышел в мир неприродной реальности, создал мир артефактов, т.е. мир культуры и социума.

24)Эволюционизм

направление в культурной антропологии, задающее теор. модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение к-рой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями. В рамках Э. принята концепция эволюции, предложенная еще Спенсером как особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов от относительно неопр. бессвязной гомогенности к относительно более опр. согласованной гетерогенности, происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции.         Человеч. культура в этих теор. рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в об-ва, к их природному окружению

25)функцонализм

постоянный интерес к взаимосвязи вещей, ко всем звеньям в социальной цепи, которая связывает индивидов как членов общины. Слова и действия являются значениями, которые, чтобы быть более полно изученными и понятыми, должны быть помещены в очень широкий социальный контекст. То, что люди делают, говорят, и говорят, что они думают, имеет логическую когерентность и последовательность, которая относится ко всей социальной структуре общества.

7)20 век В новейшее время

характеризующиеся совмещением политической консерватии высокими достижениями в

науке и культуре. В 20 в. состоялся 2-ой Ватиканский собор(1962-1965) который

разворачивался под знаком примирения и единства. На соборе были утверждены

принципы культурной приемственности и показано большое значение дальнейшего

развития форм традиционной духовности. Собор ослабил папскую власть , убрал

службу на латинском языке, заменив ее на службу на местных языках. Социально-

экономическое развитие романо-католической культуры шло медленно .

32)Исламский восток Ислам зародился 6

веке нашей эры на территории аравийского полу острова. Он является

монотеистической традицией, т.е. традицией исповедующих единобожие. Ислам

отрицает многобожие

Основателем ислама – являлся пророк Мухамед.

6) Просвещение.

В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Название «Просвещение» хорошо характеризует общий дух этого течения в области культурной и духовной жизни, ставящего себе целью заменить воззрения, основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Эпоху Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в XVII веке общественный прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли и мореплавания. Просветителями первого поколения были Вольтер и Монтескье. Деятели второго этапа французских просветителей - Дидро, Гельвеций, Гольбах и др. - были в своем большинстве материалисты. Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения и идея здравого смысла. Идеология Просвещения находила выражение и в разных художественных направлениях литературы, изобразительного искусства: просветительском классицизме, просветительском реализме, сентиментализме. Для писателей эпохи Просвещения характерно стремление приблизить литературу к жизни. Литературу Просвещения отличало ярко выраженное публицистическое пропагандистское начало; она несла высокие гражданские идеалы, пафос утверждения положительного героя и т.д. (Вольтер, Руссо, Дидро, Г.Месинг,И.Гете). Основными направлениями в изобразительном искусстве этой эпохи были классицизм, и просветительский реализм. Идеи просветителей явились духовной основой формирования Венской классической школы, ярко проявившись в творчестве ее крупнейших представителей - Й.Гайдна, В.А.Моцарта, в музыке которых главенствует оптимистическое, гармоничное мировосприятие, и Я.Бетховена, в творчестве которого, проникнутом духом героики, нашли отражение идеи Великой французской революции.

доп

Русские художники

Васильев, Васнецов, Айвазовский, Левитан, Малевич, Брюллов, Репин, Серов, Верещагин, Шишкин, Перов.

Русские компазиторы

Римский-Корсаков, Бородин, Мусорский, Чайковский, Шостакович, Глинка, Дунаевский, Даргомыжский, Стравинский, Шнитке.

Инстранные художники

Дали, Пикассо, Рембрандт, Моне, Рафаэль, Рубенс, Ван-Гог, Уорхол, Веласкес, Микеланджело.

Инстранные компазиторы.

Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен, Григ, Бах, Брамс, Мендельсон, Берлиоза, Малер, Гайдн, Верди, Пуччини.