• Название:

    семинар терапия НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИР..

  • Размер: 0.06 Мб
  • Формат: DOCX
  • или


НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП)

НЛП - одно из наиболее популярных в настоящее время направлений психотерапии, зародившееся в начале 70-х годов. Его основоположниками считаются Ричард Бэндлер и Джон Гриндер. Они в свою очередь признают, что отправной точкой их работы стало обобщение опыта Федерика Пёрлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона.

Однако принципиальная схема терапевтического воздействия НЛП существовала с незапамятных времен, когда жрецы, шаманы, целители, а также некоторые властители и полководцы использовали «магическую» силу слова, способного в соответствующих условиях и состояниях вызывать изменение сознания и поведения. Этот механизм используется и во внушении (включая гипноз), и в самовнушении (от традиционного аутотренинга до самогипноза).

Теоретическое обоснование такого воздействия прекрасно представлено в трудах И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, К. И. Платонова и других выдающихся отечественных и зарубежных физиологов, психологов и психотерапевтов. Так, Павлов писал: «Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения».

В НЛП механизм воздействия слова сочетается с различными физическими «закрепителями» (якорями), что также соответствует механизмам сочетанного рефлекса по В.М.Бехтереву или условного рефлекса по И.П.Павлову. (Как мы знаем, их труды, особенно условно-рефлекторная теория и исследования И.П.Павлова, очень высоко ценятся и интенсивно используются в США.)

И все же о нейролингвистическом программировании в его современном виде можно говорить как о самостоятельном направлении психотерапии.

Согласно НЛП, у каждого человека есть преобладающий канал приема информации: модальность. То есть, хотя любой нормальный человек воспринимает мир всем спектром органов чувств: и слухом, и зрением, и обонянием, и мышечно-двигательно (кинестетически) и т.д., однако у одного человека ведущей модальностью является зрительное восприятие, у другого -слуховое (а другие - дополняют их).

Причем внутри этой ведущей модальности специалисты НЛП видят дальнейшую градацию признаков, уточняющих индивидуальные особенности приема и переработки информации.

Для уточнения доминирующего канала, направленности и особенностей приема информации в НЛП большую роль играет анализ типов сканирующего движения глаз.

Так, сканирующее движение глаз показывает, какой репрезентативной системой получения информации человек пользуется в определенные моменты.

Считается, что движение глаз вверх-налево сигнализирует о процессе извлечения из зрительной памяти эйдетических (наглядных) образов.

По классификации НЛП выделяют восемь основных типов (паттернов) направлений движений глаз и соответствующих им репрезентативных систем:

1) сканирующее движение глаз вверх-налево - зрительный эйдетический образ;

2) вверх-направо - зрительный конструируемый образ;

3) прямой расфокусированный (не сосредоточенный внимательно на внешнем объекте) взгляд - представляемый зрительный образ;

4) глаза на среднем уровне направо - слуховое конструирование;

5) глаза на среднем уровне налево - слуховые образы;

6) глаза прикрыты, взгляд обращен в себя - внутренний диалог;

7) глаза вниз и налево - слушание телефонного типа;

8) глаза вниз и направо - кинестетические ощущения, чувства.

Уточнению преобладающей репрезентативной системы способствует контент-анализ (анализ содержания) употребляемых клиентом сенсорно-специфических терминов. Например, употребление слов типа глядеть, видеть, рисовать, показывать, яркий, красный (или другой цвет) и т.п. характерно для визуальной репрезентативной системы. Для преобладания кинестетической (мышечно-двигательной) репрезентативной системы типичны такие слова: трогать, теплый, мягкий - жесткий, гладкий - шершавый, почувствовать, схватить, погладить, потрогать и т.д. При преобладающем слуховом восприятии преобладают слова: громкий - тихий, шумный, мелодичный, слышать, кричать и т.п.

Доминирование в употреблении соответствующего типа сенсорно-специфических слов указывает на основную для данного индивидуума (первичную) репрезентативную систему, то есть сенсорную систему восприятия, которая используется данным человеком чаще, чем другие.

Для того чтобы установить наиболее эффективный контакт с клиентом, психотерапевт должен выявить его доминирующую систему восприятия (модальность) и использовать преимущественно вербальное (словесное) или невербальное (язык мимики и жестов) общение. Причем при вербальном общении он должен опираться на термины, наиболее типичные для выявленной первичной модальности, характерные для нее термины или действия.

Психотерапевт осуществляет подстройку к первичной репрезентативной системе клиента и только после этого начинает внедрять в установившийся контакт стратегию необходимых изменений поведения и состояния клиента.

Одну из причин отсутствия между супругами взаимопонимания и сексуальной неудовлетворенности специалисты НЛП видят в том, что супруги имеют различные первичные репрезентативные системы и не умеют осуществлять подстройку друг к другу.

Одним из ключевых рабочих терминов НЛП является понятие «якорь», под которым подразумевается какое-то специфическое ощущение (например, нажатие на плечо, руку, колено), переживание клиентом соответствующего состояния. Специально вызывая или «подкарауливая» это состояние, психотерапевт каждый раз закрепляет его якорем (т.е. мышечным или другим фиксированным ощущением). При таких повторах устанавливается условно-рефлекторная связь между якорем и нужным состоянием, и в дальнейшем уже одно использование якоря будет вызывать это состояние.

Итак, первой задачей психотерапевта НЛП является выявление ведущей у данного клиента репрезентативной системы восприятия и общения. Далее психотерапевт должен подстроиться к выявленной доминирующей системе, то есть заговорить с клиентом на его языке.

Затем надо уточнить, какие нежелательные состояния и их поведенческие проявления нуждаются в терапевтической коррекции.

Обычно это делается поэтапно следующим образом.

Первый этап

Выявление характерного признака (внешнего ключа) искомого нежелательного состояния.

Второй этап

Закрепление этого состояния якорем.

Третий этап

Закрепление якоря при регулярных повторениях его одновременно с появлением нежелательного состояния. Для этого клиента просят пуститься в обратный путь по своей памяти, вспоминая как можно ярче ситуации, порождавшие именно эти нежелательные чувства. Ощутив эти состояния, клиент сигнализирует о них психотерапевту, который закрепляет их якорем.

Четвертый этап

Психотерапевт возвращает клиента в настоящее время, создает чувство безопасности и удовлетворения, просит его изложить свою версию о том, чему его научило это путешествие в прошлое.

Лишь после выяснения и доведения до сознания клиента причин возникновения нежелательных состояний и поведенческих реакций начинается работа по рефреймингу (переформированию).

Рефрейминг распределяется по шести этапам (ступеням).

Первая ступень

Задача первой ступени - убедиться, что вы точно локализовали нежелательное поведение или внешний симптом нежелательного состояния клиента или неконтролируемый им физиологический симптом.

Вторая ступень

На второй ступени психотерапевт входит в контакт с психологической частью клиента, порождающей нежелательное поведение или симптомы. Именно с этого начинается наведение моста между сознательной и бессознательной сферами психики клиента.

Клиенту рекомендуется начать сосредоточенное проникновение в свой внутренний мир с вопросом: «Хочет ли психологическая часть меня, порождающая это поведение, говорить со мной?» Прислушиваясь к ответу на этот неоднократно обращаемый к себе вопрос, клиент старается чутко улавливать и запоминать любые реакции (ощущения, зрительные образы, чувства, слова, непроизвольные действия), возникающие в его внутреннем мире.

При этом психотерапевт не только анализирует впечатления клиента, но и следит за любыми поведенческими реакциями и симптомами, которые нередко не замечаются или неправильно фиксируются клиентом.

Третья ступень

На третьей ступени необходимо отделить намерения от их поведенческого проявления, а затем установить и проанализировать связь между намерением и соответствующей ему или искаженной поведенческой реакцией. Задача состоит в том, чтобы обнаружить намерение, стоящее за поведением.

Предложите клиенту спросить свою психологическую часть, ответственную за это поведение. «Что ты стараешься сделать для меня?» Ответ может прийти не только в словах, но и в зрительных образах, ощущениях, чувствах и пр.

Психотерапевт строит свои вопросы, поэтапно проникая вглубь причин, порождающих нежелательные состояния и модели поведения. Так, например, если клиент скажет, что какая-то его психологическая (психическая) часть говорит ему: «Я не позволю тебе вступать в сексуальные отношения», вы просите его задать этой части следующий вопрос: «Почему ты запрещаешь мне это?»

Здесь может быть получен уже более рациональный ответ типа «Потому что, если ты меня не послушаешь и вступишь в сексуальные отношения, тебе будет причинен вред и станет плохо». То есть мы видим, что за первой реакцией запрета стоит реакция защиты.

Четвертая ступень

Психотерапевт помогает клиенту найти три новых способа удовлетворить намерение. Для этого клиент обращается к своей креативной (творческой) части с задачей найти или изобрести три новых, более приемлемых варианта удовлетворения желания.

Если не удается обнаружить творческую часть - психотерапевт должен сформировать ее. Обычно это делается с помощью воспоминания ситуаций, в которых клиент проявлял себя творчески-находчиво. Как только такую ситуацию удается возродить в памяти клиента, психотерапевт закрепляет ее якорем (то есть каким-то условным касанием, движением, словом), который будет помогать связываться с творческой частью клиента.

Желательно, чтобы клиент сам нашел свою креативную (творческую) часть, а затем разработал три новых способа удовлетворения потребности. Психотерапевт должен выполнять здесь лишь роль консультанта, стимулятора. Однако нередки случаи, когда у клиента не хватает самостоятельности для решения этой задачи. В этих случаях (и только в этих случаях) психотерапевт сам предлагает клиенту целесообразные варианты.

Пятая ступень

На пятой ступени психотерапевт предлагает клиенту прочувствовать, что та его часть, которая ведает этим поведением, принимает, осознает найденные новые варианты эффективными и берет на себя ответственность за их применение в нужной ситуации. (Здесь очень важно не путать эту часть, ведающую данным поведением, и найденную или созданную у клиента творческую часть, разрабатывающую и предлагающую ведающей части новые модели поведения.)

Для этого клиент сначала спрашивает ведающую часть себя, согласна ли она, что новые варианты решения фрустрирующей ситуации (разработанные творческой частью) более эффективны, чем прежние, которые не приносили желаемого результата. Если ведающая часть признает это и ответит согласием, следует спросить ее, согласна ли она принять на себя ответственность за реализацию новых моделей поведения в прежних ситуациях.

Если эта часть не соглашается, что новые возможности лучше, чем первоначальное поведение, предложите клиенту попросить ведающую часть приблизиться к творческой части и поработать с ней вместе, чтобы лучше понять открывающиеся новые возможности. То есть клиент играет в игру, в которой он отстраняется от неполучающегося решения проблемы, передавая ее на обсуждение убеждающей и возражающей частям своего Я.

В этом нет ничего странного - ведь фактически мы постоянно спорим сами с собой по разным вопросам, сами себя убеждая и опровергая в поисках удовлетворительного решения. Авторы НЛП считают, что такой внутренний спор будет более конструктивным, если мы устранимся от спорящих частей и сможем менее эмоционально и более трезво рассмотреть со стороны доводы наших внутренних оппонентов.

Если все же ведающая часть так и не примет доводов творческой части и не возьмет на себя ответственности за применение новых моделей поведения, психотерапевт предлагает (и помогает) клиенту найти в себе другую психологическую часть, которая согласится это делать.

Шестая ступень

На шестой ступени проводится так называемая экологическая проверка. Для этого психотерапевт предлагает клиенту спросить себя, не сопротивляется ли какая-нибудь его часть проводившимся рабочим переговорам разных частей. Если согласие частей достигнуто, считается, что задача данной ступени выполнена и можно идти дальше. Если же какая-то часть не удовлетворена этими переговорами, психотерапевт вместе с клиентом возвращаются по пройденным шагам, для того чтобы отделить намерение клиента к осуществлению данного процесса от каких-то частных возражений, определить причины этого сопротивления и попытаться устранить их.

Только когда экологическая проверка показывает отсутствие сопротивления всех задействованных (двух и более) частей к их рабочему взаимодействию, процесс считается завершенным.

Приведенная поэтапная схема реализации НЛП наиболее типичная, однако далеко не единственная.

В настоящее время в практике НЛП применяется большое количество вариантов в зависимости от конкретно сформулированных целей. Тем не менее можно сказать, что все они так или иначе укладываются в приведенную схему.

Психотерапевту при семейном консультировании особенно важно уметь выявить у супругов различие модальностей (репрезентативных систем) и, приняв на себя роль переводчика, помочь им лучше понять друг друга, а в дальнейшем обрести способность лучше понимать язык другого и заблаговременно учитывать сигналы нарастающего конфликта, чтобы предотвращать его или, если уж он произошел, - легче преодолевать.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность НЛП?

2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные рабочие термины НЛП

3. Что такое ведающая (первичная) модальность?

4. Что такое якорь и как он используется?

5. Что такое рефрейминг и в чем его сущность?

6. Перечислите и кратко охарактеризуйте шесть ступеней рефрейминга.

Концепция психосинтеза разработана итальянским психиатром Р. Ассаджиоли и является прикладной, не претендуя на собственную методологию, опирающейся на методологию других школ (глубинная, гуманистическая и трансперсональная психология).

Эта система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал. Структура личности, по Ассаджиоли, сложна и складывается из семи динамических составляющих.

Низшее бессознательное управляет базовой психологической активностью, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное,ассимилирующее опыт, прежде чем он достигнет сознания, соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сверхсознания — местонахождение высших чувств и способностей, таких, например, как интуиция и вдохновение. Поле сознания включает анализируемые чувства, мысли, побуждения. О точке ясного осознавания говорится как о сознательной самости, а высшая самость — это тот аспект индивидуальности, который существует отдельно от сознания, ума и тела. Все эти элементы входят в коллективное бессознательное (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Карта внутреннего мира по Ассаджиоли (пояснения в тексте)

1. Низшее бессознательное — подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания.

2. Среднее бессознательное — это область, где пребывают все наши психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания.

3. Высшее бессознательное, или сверхсознание, — эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии.

4. Поле сознания — непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу.

5. Сознательное личное Я — центр сознания, личности, но он исчезает, когда человек засыпает, находится под наркозом.

6. Высшее надличное истинное Я (или Свое), которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию. Высшее Я — совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуальными и всеобщими процессами, единое со Вселенной, в то время как лич-

ное, сознательное Я — лишь частичное отражение высшего, его проекция на поле личности.

7. Коллективное бессознательное (по Юнгу, «коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны»). Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

8. Воля, с помощью которой Я может управлять своими психическими функциями.

9. Ощущения.

10. Эмоции-чувства.

11. Импульсы-желания.

12. Воображение.

13. Мышление.

14. Интуиция.

15. Субличности (психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве личности). Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира.

Пустые круги на рис. 5.6 означают содержание сознания: чувства, ощущения, идеи и т. д. Точка — это Я, которое на протяжении дня непроизвольно переходит от одного отождествления к другому: «Я зол», «Я счастлив», «Я устал».

Я может отождествиться с любым содержанием сознания, но может и отделиться от любого из них. Сознавая себя как Я, человек имеет свободу выбора.

Важным элементом в психосинтезе является понятие субличностей —динамических, энергетических смысловых подструктур, которые обладают относительно независимым существованием.

► Субличность — это совокупность установок, поведенческих стереотипов, влечений, мнений, которые обретают целостную различимую форму в сознании человека.

Каждая из них обладает энергией, т. е. это не только смысловое образование, но и энергетическое. У нее свой стиль жизни, свои движущие мотивы, желания, мысли, чувства, формы поведения. Самые привычные субличности — те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни, например сына, отца, любимого, врача, учителя или служащего. Каждая строится на основе какого-то желания целостной личности, выражает определенные жизненно важные устремления и цели человека.

В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от таких же образований у других людей. Можно их выделить, проанализировать и дать всем им «свое имя». Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Саботажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека, становятся деструктивными в том случае, если он не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Субличности становятся вредными, когда контролируют человека.

Одна из целей самонаблюдения — больше понять центр, сущность собственного Я, усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между сублич-

ностями. Будьте уверены, что оно не станет прогонять или игнорировать их, поскольку те фактически отражают потребности целостной личности, каждая субличность — это часть вас и выполняет важные для вас функции.

Когда мы воспринимаем мир и самих себя, то отождествляем себя с той или иной субличностью. Их много, и они могут сменять одна другую. Так, Обвинитель легко превращается в Жертву, и наоборот. Как правило, это неосознаваемый процесс. Но как только человек научается осознавать их голоса, он начинает по-на-стоящему изучать себя, узнавать сущность своего Я. «Не зная и не понимая себя, нельзя управлять собой», — подчеркивает Ассаджиоли.

Чтобы постичь истинное, высшее Я, необходимо осуществить терапевтический процесс психосинтеза, который включает четыре стадии:

1) глубокое познание своей личности;

2) достижение контроля над различными элементами личности;

3) постижение своего истинного Я, выявление или создание объединяющего центра, в результате подъем от личного к высшему Я;

4) психосинтез, формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

На первой стадии человек узнает о различных составляющих своей личности, познает субличности. Простейшее средство осознать наиболее сильные из них — ответить 20 раз на вопрос «Кто Я?» Некоторые могут быть более близки к осознанию, другие — более удалены от него, часть находятся в нижней бессознательной области, иные — в области сверхсознания, многие — среднего бессознательного.

Не следует осуждать свою субличность (даже если она Лентяй или Трус), ибо этим мы способствуем ее дальнейшему отпадению от истока, ухудшению. Важно выяснить основное ценное качество каждой субличности, необходимое человеку в его жизни. Даже у «трудных» есть здоровое ядро, ее главное качество. Например, субличность Лентяй первоначально несет положительное свойство сохранения, защиты здоровья и сил своего хозяина. Выявив такую сущность субличности, можно интегрировать ее в свою жизнь, воссоединить с другими частями.

Каждая субличность обладает энергией, уничтожить которую нельзя, ее можно лишь преобразовать.

Отметим следующее:

♦ человек не только узнает разнообразные стороны своей личности, но признает, принимает все свои части, не изгоняя их в бессознательное;

♦ учится освобождаться из-под контроля властвующих над ним сил субличностей, поднимает уровень своей внутренней интеграции, снимая противостояние субличностей;

♦ может возвести свою субличность на высшую ступень раскрытия ее возможностей, постепенно приближаясь к выявлению своего истинного Я.

Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами и приобретение способности их контролировать. Эффективным методом для достижения контроля над различными субличностями служит разотождествление. базирующееся на следующем психологическом принципе: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили». Например, когда человек говорит «Я устал» «Я раздражен», «Я в унынии», он отождествляет себя с усталостью, гневом, депрессией (Я = усталость, Я = раздражение) и в этом случае не может бороться с этими негативными проявлениями своих субличностей.

Но если человек отделит себя от указанных субличностей, например: «Меня пытается поглотить волна уныния, усталости или раздражения», «Мной пытается овладеть вспышка гнева», то в этом случае Я не потерпит их вторжения.

Человек должен осознать: он не то же, что эмоции, мысли, тело, ощущения, что он есть центр чистого сознания и чистой воли и поэтому способен управлять и эмоциями, и мыслями, и телом, и субличностями.

После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно добиться психосинтеза и интеграции всех самостей вокруг него. Некоторые субличности (которые в упражнениях по фантазированию могут принимать вид более или менее абстрактных интрапсихических структур) в ходе исследования человеком себя с использованием ребефинга, методики контролируемого дыхания и музыки отражают древние, филогенетические, расовые и ре-инкарнационные матрицы или опыт вхождения в сознание других людей, животных и пр. Таким образом, индивидуальная психика не только шутя комбинирует человеческие, животные или природные символические формы, но, по-видимому, способна получать голографическую записанную информацию обо всем феноменальном мире — о его настоящем, прошлом и будущем.

Стадия собственно психосинтеза включает такие этапы:

♦ определение своего представления о том, какой личностью хочет стать человек;

♦ использование всех имеющихся в распоряжении энергий, развитие недостающих качеств или сторон личности методами самовнушения и вызывания, тренировкой неразвитых психических функций;

♦ достижение согласия и взаимодействия между субличностями, достижение целостности личности;

♦ согласование и соподчинение различных психических функций, создание устойчивой структуры личности.

Для неблагоприятных субличностей следует осуществить их «возвышение», ибо они «падшие» проявления архетипов высших качеств (любые содержания психики могут быть низведены на низкую ступень проявления: например, смышленость — в хитрость, и наоборот, любые содержания психики могут возвыситься, вернуться от извращенного проявления к первоначальному позитивному архетипу), потому и надо выявить и усилить позитивное сущностное качество субличностей.

Взаимодействия последних можно достичь с помощью ряда методов, среди которых: заключение договора между противодействующими субличностями либо сближение, уподобление их друг другу, в результате чего достигается интеграция, целостность личности.

ПСИХОСИНТЕЗ

Что только не сковывает и не связывает нас в нашей повседневной жизни – мы жертвы иллюзий и фантазмов, рабы неосознанных комплексов, бросаемые из стороны в сторону внешними влияниями, загипнотизированные обманчивой поверхностью вещей. Не удивительно потому, что человек в подобном состоянии часто испытывает неудовлетворенность, что он неуверен и неустойчив в своих настроениях, мыслях и действиях. Интуитивно чувствуя себя «единым целым» и тем не менее находя  в себе «внутренний раскол», он приходит в замешательство и не может понять ни себя, ни других. Не удивительно, что не зная и не понимая себя, человек не управляет собой, вращаясь в кругу своих ошибок и недостатков; вот почему многим людям кажется, что их жизнь не удалась – или, во всяком случае, была омрачена болезнями души и тела, истерзана сомнениями, разочарованиями и отчаянием. Не удивительно, что иногда человек в своем стремлении к свободе яростно восстает против существующего положения вещей, а иногда, пытаясь приглушить внутреннюю боль, с головой уходит в лихорадочную деятельность, отдается разгулу страстей или пускается в безрассудные приключения.

Разрешить эту проблему человеческой жизни, освободиться от внутреннего рабства, осуществить внутреннюю интеграцию, познакомиться с истинным Я и вступить в правильные отношения с миром – это нелегкая задача, но она вполне разрешима. В достижении этих целей вам помогут методики психосинтеза, основная цель которых состоит в том, чтобы высвободить энергии высшего Я.

Стадии достижения данной цели таковы:

1.    Глубокое постижение своей личности.

2.    Контроль над различными элементами личности.

3.    Постижение своего истинного Я – выявление или создание объединяющего центра.

4.    Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Если существует анализ (разложение на части), то существует и синтез (создание целого из частей). Для того чтобы найти причину дисгармонии, невроза, предпочтителен анализ. Для того чтобы создать гармонию, гомеостазис, предпочтителен синтез. Дисбаланс (психический дискомфорт) часто возникает потому, что наши психические процессы разрознены или даже противоречат друг другу. Ассаджиоли считал, что в процессе психосинтеза нужно эти “части”, эти разрозненные психические процессы, желания, стремления прежде осознать, а потом — объединить. Но не просто объединить, а объединить так, чтобы возникла гармония.

Психосинтез и его отдельные элементы и упражнения применяются в различных системах педагогики и воспитания.

В связи с широкой популяризацией идей и приемов психосинтеза в многочисленных научных и популярных изданиях, на семинарах и тренингах, он стал все более распространяться как метод самопознания и самосовершенствования личности.

Мы уже говорили о том, что психосинтез опирается на психоанализ Фрейда. Сам Ассаджиоли считал, что где классический психоанализ заканчивается (найдя причину невроза), психосинтез только начинается, помогая сложить разложенные части личности в более совершенную комбинацию, при этом напоминая, что сложить «новую» личность можно лишь в пределах резервов ее личностного роста, но не более того.