• Название:

    Первоначально душа представлялась в виде особог...

  • Размер: 0.05 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах.
С развитием религиозных взглядов душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с потусторонним миром, где она обитает вечно, покидая человека.
На этой основе и возникли различные идеалистические системы философии, утверждавшие, что идеи, дух, сознание являются первичными, началом всего существующего, а природа, материя — вторичными, производными от духа, идей, сознания.
Наиболее яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора с острова Самое.
Пифагорейская школапроповедовала учение о вечном круговороте душ, о том, что душа прикреплена к телу в порядке наказания.
Эта школа была не просто религиозной, а представляла собой религиозно-мистический союз.
Согласно воззрениям пифагорейцев, мироздание имеет не вещественную, а арифметически-геометрическую структуру.
Во всем существующем — от движения небесных тел до грамматики — царит гармония, имеющая числовое выражение.
Душе тоже присуща гармония — гармония противоположностей тела.
Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика — вторичное, производное от материи явление.. Так,Гераклит(530-470 гг. до н. э.) говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела.
По его учению, все вещи суть модификации огня.
Все существующее, в том числе телесное и душевное.
Душа, согласно Гераклиту, рождается путем испарения из влаги и, возвращаясь во влажное состояние, гибнет.
Однако между состоянием влажности и огненности есть множество переходов.
С идеей огня как основой существующего мира мы встречаемся и в работах другого известного древнегреческого мыслителя Демокрита(460-370 гг. до н. э.), который разработал атомистическую модель мира.
Согласно Демокриту, душа —это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.
Так, по его мнению, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно истекающими от предметов.
Из вышесказанного следует, что материализм Демокрита носилнаивный механистический характер.
С гораздо более сложными понятиями о душе мы сталкиваемся в воззрениях Аристотеля(384-322 гг. до н. э.).
Его трактат О душе.
Он отрицал взгляд на душу как на вещество.
В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты.
Душа, согласно Аристотелю, — это целесообразно работающая органическая система.
Итак, душа есть сущность живого тела, так же как зрение — сущность глаза как органа зрения.
Следовательно, главная сущность души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма.
Впоследствии понятие душа все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, метафизических и этических проблем существования человека.
Наиболее ярко этические аспекты души впервые были раскрыты учеником Сократа(470-399 гг. до н. э.) —Платоном(427-347 гг. до н. э.).
В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию.
По его мнению, душа существует наряду с телом и независимо от него.
Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное.
Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное.
Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях.
По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом.
Однако иногда тело, раздираемое различными желаниями и страстями, берет верх над душою.
В этих взглядах Платона ярко выражен его идеализм.
Из своего представления о душе Платон и Сократ делаютэтические выводы.
Душа — самое высокое, что есть в человеке, поэтому он должен заботиться о ее здоровье значительно больше, чем о здоровье тела.
При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.
Таким образом, идеалистические воззрения Сократа и Платона раскрыли другую сторону человеческой психики — морально-этическую.
Следующий крупный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта(1569-1650).
Декарт считается родоначальником рационалистической философии.
Согласно его представлениям, знания должны строиться на непосредственно очевидных данных, на непосредственной интуиции.
Из нее они должны выводиться методом логического рассуждения.
Данная позиция известна в научном мире как картезианская философия, или картезианская интуиция.
Он говорит, что мышление — это все то, что происходит в нас, все то, что мы воспринимаем непосредственно само собою.
В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в. — постулат о том, что первое, что обнаруживает человек в самом себе, — это егосознание.
Однако в своих трудах Декарт доказывал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма — его взаимодействие с другими внешними телами — не нуждается в душе.
По его мнению, взаимодействие организма с внешней средой осуществляется посредством нервной машины, состоящей из мозга как центра и нервных трубок.
Внешние предметы действуют на периферические окончания расположенных внутри нервных трубок, нервных нитей, последние, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых животные духи устремляются в соответствующие мышцы, которые в результате надуваются.
Таким образом, по мнению Декарта, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения.
Поэтому в своем учении он резко противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две независимые друг от друга субстанции — материя и дух.
В истории психологии это учение получило название дуализм (от лат.dualis —двойственный).
С точки зрения дуалистов, психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует как бы само но себе.
На почве дуалистических учений в психологии XIX в. получила широкое распространение идеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма, утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: независимо друг от друга, но совместно.
Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Вине и У. Джеме.
Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии.
Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием.
Таким образом, психика была приравнена к сознанию.
На смену психологии души пришла психология сознания.
Однако сознание еще долго рассматривали отдельно от всех других естественных процессов.
Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений.
Но всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь — это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения.
Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания.
2.2.Метод интроспекциии проблема самонаблюдения
Он основан на двух утверждениях, развиваемых представителями интроспективной психологии: во-первых, процессы сознания закрыты для внешнего наблюдения, но, во-вторых, процессы сознания способны открываться (репрезентироваться) субъекту.
Из этих утверждений следует, что процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим и никем более.
Со временем широкое распространение метода интроспекции привело не к развитию психологии, а, наоборот, к определенному кризису.
С позиции интроспективной психологии психическое отождествляется с сознанием.
В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, а следовательно, наблюдался отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта.
Более того, поскольку утверждалось, что психолог может изучать самого себя, то выявленные в процессе такого изучения психологические знания не находили своего практического применения.
Поэтому на практике интерес общественности к психологии упал.
Психологией интересовались только профессиональные психологи.
Интроспекция в буквальном смысле означает самонаблюдение.
В современной психологии существует метод использования данных самонаблюдения.
Между этими понятиями есть ряд различий.
Во-первых, по тому, что и как наблюдается, и, во-вторых, по тому, как полученные данные используются в научных целях.
Позиция представителей интроспективной психологии заключается в том, что наблюдение направлено на деятельность своего ума и рефлексия является единственным способом получения научных знаний.
Данный подход обусловлен своеобразной точкой зрения интроспекционистов на сознание.
Они считали, что сознание имеет двойственную природу и может быть направлено как на внешние объекты, так и на процессы самого сознания.\
Позиция современной психологии на использование данных самонаблюдения заключается в том, что самонаблюдение рассматривается как моноспекция, как метод постижения фактов сознания, а факты сознания, в свою очередь, выступают в качестве сырого материала, для дальнейшего понимания психических явлений.
Термин моноспекция говорит о том, что сознание — это единый процесс.
Однако интроспекция как самонаблюдение за своим внутренним состоянием существует, но при этом она неотделима от экстраспекции — наблюдения за внешними объектами и поведением людей.
Таким образом, самонаблюдение является одним из методов современной психологической науки, который позволяет получить сведения, являющиеся основанием для последующего психологического анализа.
Бихевиоризм.
В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека.
И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспективной психологии разводятся по методу их выявления.
Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие — путем самонаблюдения.
Появилась знаменитая формула S — R (стимул—реакция).
Для бихевиористов соотношение S — R стало единицей поведения.
Поэтому с точки зрения бихевиоризма основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов и> комбинаций, т. е. образование сложных реакций.
В качестве общих и окончательных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул..
Стали широко известны эксперименты Уотсона по исследованию причин возникновения страха.
Он пытался выяснить, какие стимулы вызывают у ребенка реакцию страха.
Например, Уотсон наблюдал за реакцией ребенка при его контакте с мышью и кроликом.
Другим значимым шагом в развитии бихевиоризма было изучение особого типа условных реакций, которые получили названиеинструментальных,илиоперантных.
Явление инструментального, или операптного, обусловливания состоит в том, что если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью.
Отечественная психология
Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М. В. Ломоносова.
В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи.
Особенно ярко эта идея была отражена в его теории света, которая впоследствии была дополнена и развита Г. Гельмгольцем.
По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека.
Последние возникаю! из соотношения умственных способное гей и страстей.
В свою очередь, источником страстей он считает действия и страдания человека.
Таким образом, уже в середине XVIII в. были заложены материалистические основы отечественной психологии.
Становление отечественной психологии происходило под влиянием французских просветителей и материалистов XVIII в.
Это влияние отчетливо заметно в работах Я. П. Козельского и психологической концепции А. Н. Радищева.
Говоря о научных работах Радищева, необходимо подчеркнуть, что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.
У нас в стране психология как самостоятельная паука начала развиваться в XIX в.
Большую роль в ее развитии на данном этане сыграли труды А. И. Герцена, который говорил о деянии как существенном факторе духовного развития человека.
Следует отметить, что психологические воззрения отечественных ученых во второй половине XIX в. в значительной степени противоречили религиозной точке зрения на психические явления.
Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И. М. Сеченова Рефлексы головного мозга*. Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности.
Следует отметить, что Сеченов был не только физиологом, чьи труды создали естественнонаучную основу для современной психологии.
Сеченов с ранней молодости увлекался психологией и, по мнению С. Л. Рубинштейна,